Анализ рынка резинотехнических изделий. Рынок резинотехнических изделий в России: все надежды на оборонку

Описание

ВНИМАНИЕ!!! Срок предоставления исследования 1 рабочий день.

Цель исследования

Текущее состояние рынка переработки резинотехнических изделий (шин) в Москве и Московской области.

Задачи исследования:

1. Классификация резинотехнических изделий.

2. Технологии утилизации изношенных шин.

3. Объем, темпы роста и динамика развития рынка переработки резинотехнических изделий (шин) в России.

4. Объем, темпы роста и динамика развития рынка переработки резинотехнических изделий (шин) в Москве и Московской области.

5. Состояние российского рынка оборудования для переработки резинотехнических изделий.

6. Объем, темпы роста и динамика развития рынка продукции, получаемой при переработке изношенных шин, области ее применения.

7. Прогноз развития рынка переработки резинотехнических изделий (шин) в Москве и Московской области.

8. цен на рынке переработки резинотехнических изделий (шин) в Москве и Московской области.

9. Основные события, тенденции и перспективы развития рынка (в ближайшие несколько лет) переработки резинотехнических изделий (шин) в Москве и Московской области.

10. Государственное регулирование переработки резинотехнических изделий.

11. Финансово-хозяйственная деятельность и планы развития ключевых игроков рынка переработки резинотехнических изделий (шин) в Москве и Московской области.

Объект исследования

Рынок переработки резинотехнических изделий (шин) в Москве и Московской области.

Метод сбора и анализа данных

Основным методом сбора данных является мониторинг документов.

В качестве основных методов анализа данных выступают так называемые (1) Традиционный (качественный) контент-анализ интервью и документов и (2) Квантитативный (количественный) анализ с применением пакетов программ, к которым имеет доступ наше агентство.

Контент-анализ выполняется в рамках проведения Desk Research (кабинетное исследование). В общем виде целью кабинетного исследования является проанализировать ситуацию на рынке переработки резинотехнических изделий (шин) в Москве и Московской области и получить (рассчитать) показатели, характеризующие его состояние в настоящее время и в будущем.

Метод анализа данных

1. Базы данных Федеральной Таможенной службы РФ, ФСГС РФ (Росстат).

2. Материалы DataMonitor, EuroMonitor, Eurostat.

3. Печатные и электронные деловые и специализированные издания, аналитические обзоры.

4. Ресурсы сети Интернет в России и мире.

5. Экспертные опросы.

6. Материалы участников отечественного и мирового рынков.

7. Результаты исследований маркетинговых и консалтинговых агентств.

8. Материалы отраслевых учреждений и базы данных.

9. Результаты ценовых мониторингов.

10. Материалы и базы данных статистики ООН (United Nations Statistics Division: Commodity Trade Statistics, Industrial Commodity Statistics, Food and Agriculture Organization и др.).

11. Материалы Международного Валютного Фонда (International Monetary Fund).

12. Материалы Всемирного банка (World Bank).

13. Материалы ВТО (World Trade Organization).

14. Материалы Организации экономического сотрудничества и развития (Organization for Economic Cooperation and Development).

15. Материалы International Trade Centre.

16. Материалы Index Mundi.

17. Результаты исследований DISCOVERY Research Group.

Объем и структура выборки

Процедура контент-анализа документов не предполагает расчета объема выборочной совокупности. Обработке и анализу подлежат все доступные исследователю документы.

К отчету прилагается обработанная и пригодная к дальнейшему использованию база данных с подробной информацией об импорте в Россию и экспорте из России оборудования для механической переработки резинотехнических изделий (шин). База включает в себя большое число различных показателей:

2. Группа продукта

3. Производитель

4. Год импорта/экспорта

5. Месяц импорта/экспорта

6. Компании получатели и отправители товара

7. Страны получатели, отправители и производители товара

8. Объем импорта и экспорта в натуральном выражении

9. Объем импорта и экспорта в стоимостном выражении

Резюме:

Маркетинговое агентство DISCOVERY Research Group завершило анализ рынка переработки резинотехнических изделий (шин) в Москве и Московской области.

Рынок переработки резинотехнических изделий (шин) в Москве и Московской области самый крупный среди всех регионов России.

В России ведется ограниченная статистика по объемам продуктов переработки РТИ, в том числе шин, в настоящий момент фиксируются лишь два показателя, которые можно точно отнести к продуктам переработки - объем производства регенерированной резины и объем производства резиновой крошки. Также в данных ФСГС РФ отсутствуют показатели производства продуктов переработки РТИ в Москве, что дает нам основание полагать, что данные в системе ФСГС РФ неполные и не учитывают реальный объем производства продуктов переработки шин в России. Также не ведется учет объемов переработанных шин.

По расчетам аналитиков DISCOVERY Research Group в 2017 г. было переработано 5 420,4 тыс. шин (в расчете на легковые шины 16 диаметра среднего веса в 12 кг.), что на 7,6% больше показателей 2016 г. В Москве и Московской области было произведено 53 834,2 тонн резиновой крошки в 2017 г. - это основной продукт переработки РТИ (шин) для региона. Также было произведено 454,3 тонны технического углерода и 941 тонна пиролизного топлива.

Помимо этой продукции, при любом способе переработке шин (механическом или химическом), остается текстиль и металлокорд. В 2017 г. было произведено 6 504,5 тонны металлокорда и 3 252,3 тонны текстиля.

Спрос на продукцию переработки РТИ (шин) продолжает увеличиваться. Появляются новые предприятия, этому в том числе способствуют введенные в России нормативы по утилизации шин, согласно которым объем утилизации/переработки шин должен достигнуть 30% к 2020 г.

Несмотря на то, что рынок переработки резинотехнических изделий (шин) в Москве и Московской области самый развитый по стране он ещё далек от насыщения, в том числе и по той причине, что благодаря своему географическому расположению есть возможность снабжать продуктами переработки шин соседние регионы.

Развернуть

Содержание

Подробное оглавление/содержание отчета:

Список таблиц и диаграмм

Диаграммы:

Глава 1. Методология исследования

§1.1. Объект исследования

§1.2. Цель исследования

§1.3. Задачи исследования

§1.4. Метод сбора и анализа данных

§1.5. Метод анализа данных

§1.6. Объем и структура выборки

Глава 2. Классификация резинотехнических изделий

Глава 3. Технологии переработки резинотехнических изделий (шин)

§3.1. Технологии переработки шин

3.1.1. Механический способ

3.1.2. Криогенное дробление

3.1.3. Бародеструкционный способ

3.1.4. С применение «озонного ножа»

3.1.5. Разрушение взрывом

3.1.6. Пиролиз

3.1.7. Сжигание

3.1.8. Микроволновая переработка шин

§4.2. Инновации

Глава 4. Модели обращения с изношенными шинами

Глава 5. Производство продуктов переработки шин в России

Глава 6. Производство продуктов переработки шин в Москве и Московской области

§6.1. Количество перерабатываемых шин

§6.2. Продукты переработки шин

6.2.1. По данным ФСГС РФ

6.2.2. По производителям

§6.3. Прогноз развития рынка переработки резинотехнических изделий (шин) в Москве и Московской области

Глава 7. Основные события, факторы влияния, тенденции и перспективы развития рынка переработки резинотехнических изделий (шин) в России

§7.1. Лицензии на деятельность по обращению с отходами

§7.2. Нормативы по утилизации шин в России

§7.3. Сезонность потребления продукции переработки РТИ (шин)

§7.4. Акция «Шина-2018» в Москве и Московской области

§7.5. Обнинские атомщики создали новую технологию переработки шин

§7.6. В Москве в 2019 году состоится крупнейший в Европе ежегодный форум с выставкой по вторсырью «Moscow International Recycling Expo»

Глава 8. Уровень цен на рынке переработки резинотехнических изделий (шин) в Москве и Московской области

Глава 9. Рынок оборудования по переработке РТИ

§9.1. Оборудование для механического способа переработки

9.1.1. Отечественное оборудование

9.1.2. Иностранное оборудование

§9.2. Оборудование для пиролиза

9.2.1. Отечественное оборудование

9.2.2. Иностранное оборудование

Глава 10. Финансово-хозяйственная деятельность участников рынка переработки резинотехнических изделий (шин) в Москве и Московской области

§10.1. ОАО «ЧРЗ»

§10.2. ООО «ДМИТРОВСКИЙ ЗАВОД РТИ»

§10.3. ООО «ОРИС ПРОМ»

Перечень приложений к отчету; количество и названия таблиц, диаграмм, графиков:

Отчет содержит 22 таблицы и 12 диаграмм.

Развернуть

Таблицы

Таблицы:

Таблица 1. Сравнительная характеристика систем обращения с изношенными шинами

Таблица 2. Объем производства регенерированной (девулканизированной) резины в первичных формах или в виде пластин, листов или полос (лент) в России по субъектам федерации, тонн

Таблица 3. Объем производства резиновой крошки в России по субъектам федерации, тонн

Таблица 4. Количество перерабатываемых шин в Москве и Московской области по субъектам федерации и производителям, тыс. шт.

Таблица 5. Объем производства резиновой крошки в Москве и Московской области по субъектам федерации и производителям, тонн

Таблица 6. Объем производства металлокорда при механической переработке шин в Москве и Московской области по субъектам федерации и производителям, тонн

Таблица 7. Объем производства текстиля при механической переработке шин в Москве и Московской области по субъектам федерации и производителям, тонн

Таблица 8. Объем производства пиролизной жидкости (топлива) в Москве и Московской области по субъектам федерации и производителям, тонн

Таблица 9. Объем производства технического углерода в Москве и Московской области по субъектам федерации и производителям, тонн

Таблица 10. Объем производства металлокорда при пиролизе шин в Москве и Московской области по субъектам федерации и производителям, тонн

Таблица 11. Объем производства текстиля при пиролизе шин в Москве и Московской области по субъектам федерации и производителям, тонн

Таблица 12. Прайс на прием шин на утилизацию/переработку

Таблица 13. Прайс на резиновую крошку

Таблица 14. Прайс на продукцию переработки шин пиролизом

Таблица 15. Отечественное оборудование для механической переработки шин и других РТИ

Таблица 16. Импорт оборудования для механической переработки шин группам, шт. и $.

Таблица 17. Импорт оборудования для механической переработки шин по странам происхождения и группам, шт. и $.

Таблица 18. Импорт оборудования для механической переработки шин по группам и производителям, шт. и $.

Таблица 19. Оборудование для химической переработки (пиролиза) шин и других РТИ компании Beston (Китай)

Таблица 20. Финансовые показатели компании ОАО «ЧРЗ», тыс. руб.

Таблица 21. Финансовые показатели компании ООО «ДМИТРОВСКИЙ ЗАВОД РТИ», тыс. руб.

Таблица 22. Финансовые показатели компании ООО «ОРИС ПРОМ», тыс. руб.

Диаграммы:

Диаграмма 1. Объем и темп прироста производства регенерированной (девулканизированной) резины в первичных формах или в виде пластин, листов или полос (лент) в России в натуральном выражении, тонн и %.

Диаграмма 2. Объем и темп прироста производства резиновой крошки в России в натуральном выражении, тонн и %.

Диаграмма 3. Объем и темп прироста переработки шин в Москве и Московской области, тыс. шт. и %

Диаграмма 4. Объем и темп прироста производства регенерированной (девулканизированной) резины в первичных формах или в виде пластин, листов или полос (лент) в Московской области в натуральном выражении, тонн и %.

Диаграмма 5. Объем и темп прироста производства резиновой крошки в Московской области в натуральном выражении, тонн и %.

Диаграмма 6. Объем и темп прироста производства резиновой крошки в Москве и Московской области по данным производителей, тонн и %.

Диаграмма 7. Объем и темп прироста производства металлокорда при механической переработке шин в Москве и Московской области по данным производителей, тонн и %.

Диаграмма 8. Объем и темп прироста производства текстиля при механической переработке шин в Москве и Московской области по данным производителей, тонн и %.

Диаграмма 9. Объем и темп прироста производства пиролизной жидкости (топлива) в Москве и Московской области по данным производителей, тонн и %.

Предложения резинотехнических изделий (РТИ) производственного назначения в справочнике «Пульс цен» представлены в большом разнообразии - ремни, техпластины, манжеты, рукава, шланги, кольца, уплотнения и пр. За последние полтора года их число выросло в 3,4 раза и достигло около 8,2 тыс. предложений от более чем 350 производственных и торговых предприятий (преимущественно из Москвы, С.-Петербурга, Екатеринбурга и Челябинска, см. графики 1, 2). Хотя предприятий, выпускающих достаточно большой ассортимент РТИ, на всю страну наберется чуть больше десятка. Наиболее крупные среди них: Уральский завод РТИ (Екатеринбург), ЗАО «Ярославль-Резинотехника», РТИ-Каучук (Москва), «Курскрезинотехника», УЗЭМИК (Уфа), КВАРТ (Казань), Саранский завод «Резинотехника».

Не спустя рукава

Производство в России РТИ до последнего времени также росло весьма быстрыми темпами. Так, за 2000-2007 гг. производство формовых РТИ в физическом выражении увеличилось в 1,6 раза, неформовых - в 1,8 раза. Но по отдельным видам изделий динамика совершенно различается. Например, за последние восемь лет производство автомобильных шин выросло на 45%, рукавов - на 41%. В то же время производство конвейерных лент осталось на прежнем уровне, а производство прорезиненных ремней и вовсе сократилось на 9%.

Впрочем, сокращение производства в ближайшее время ожидает буквально все виды РТИ, поскольку спрос со стороны практически всех отраслей российской промышленности значительно снизился. «За последний месяц-полтора мы отмечаем резкое сокращение спроса на все виды резинотехнических изделий. Со стороны металлургов и автомобилестроителей - почти на две трети, со стороны других промышленных отраслей - примерно на 30 процентов», - сообщил «Пульсу цен» коммерческий директор ЗАО «Ярославль-Резинотехника» Владимир Соловьев.

В этой сложной экономической ситуации почти все отечественные заводы РТИ к концу ноября были вынуждены сократить рабочую неделю (в среднем до трех дней). Владимир Соловьев поясняет, что сокращение рабочего времени явилось разумной альтернативой сокращению работников на производстве: «Заводы РТИ всегда ощущали дефицит кадров, поэтому даже сейчас мы дорожим своим персоналом».

Заморожены до весны

Вопреки рыночной конъюнктуре с падением спроса цены на РТИ остались почти на докризисном уровне. «Снижение цен на РТИ есть, но оно крайне незначительно - всего процентов пять», - отмечает Владимир Соловьев.

«На сегодня значительного снижения цен на резинотехнические изделия не произошло, - соглашается начальник службы сбыта московского предприятия «РТИ-Каучук» Ольга Селезнева. - Но снижение скоро будет, когда предприятия начнут избавляться от продукции со своих складов».

Эксперты рынка отмечают, что новый баланс спроса и предложения, выраженный в обновленных ценах на резинотехнические изделия, установится только к марту-апрелю 2009 г., когда начнется очередной сезон продаж. К этому времени должна проясниться ситуация с потребностями в РТИ в новый сезон со стороны строителей, металлургов, нефтяников и газовиков.

Пока же цены на РТИ держатся даже на фоне снижения стоимости сырья для производства резинотехнических изделий, прежде всего, стоимости синтетического каучука (примерно на 15% за октябрь-ноябрь). Этот парадокс объясняется несколькими факторами. Во-первых, цены на синтетический каучук до своего падения были непомерно завышены. «Значительную долю в себестоимости РТИ составляют цены на сырье. «Сибур» фактически выступает монополистом на данном рынке, постоянно повышая цены на синтетический каучук. В этом году повышение цен было особенно ощутимым, на разные виды каучуков они поднялись в среднем в полтора раза», - сообщила «Пульсу цен» Ольга Селезнева.

Также следует отметить, что мировые цены на натуральный каучук и технический углерод тоже снизились, но это снижение отечественные производители РТИ практически не ощутили: это сырье покупается преимущественно за границей за доллары и евро, а при падении курса рубля снижение цен нивелируется. Впрочем, скоро ситуация может измениться: на правительственном уровне рассматривается вопрос об отмене ставок ввозной таможенной пошлины на натуральный каучук. Одна из трех ставок уже отменена в августе 2008 г., отмена оставшихся ожидается в конце 2008 г.

Еще один фактор стабильности цен на РТИ - работа предприятий-производителей на пределе рентабельности и острая нехватка свободных финансов. «Большинство заводов РТИ пока не могут значительно снижать цены на свою продукцию, поскольку работают в основном на заемные средства, которые нужно возвращать. Например, наше предприятие в 2004 году взяло банковский кредит на 5 млн. евро и закупило немецкую линию по производству ремней, а сегодня банк потребовал досрочной оплаты, - рассказывает Владимир Соловьев.

Кризис? Время для модернизации!

Низкая рентабельность заводов РТИ связана еще и с максимальным износом производственного оборудования, что значительно повышает себестоимость продукции в сравнении с китайскими аналогами и не позволяет повысить качество в сравнении с аналогами из зарубежной Европы. Государство перестало инвестировать в данную отрасль еще в середине 80-х годов прошлого века, а после акционирования и приватизации собственники данных предприятий получили возможность провести модернизацию лишь с начала 2000-х гг., когда повысился спрос на РТИ. Успели не все, точнее, почти никто не успел.

Впрочем, на сегодняшнюю ситуацию Владимир Соловьев смотрит с оптимизмом: «Нынешний кризис - самое благоприятное время для проведения модернизации, поскольку упали цены на импортное оборудование. Поэтому именно сейчас государство и акционеры могли бы простимулировать модернизацию заводов РТИ. Тогда из кризиса мы выйдем обновленными».

За последние двадцать лет отечественные производители РТИ практически не знали «золотых времен», в отличие от нефтяников, металлургов и строителей (к слову, производство большинства видов резинотехнических изделий в физическом выражении так и не вышло на советский уровень). А потому и падение производства ожидается менее болезненным. Ситуация с сырьем как на отечественном, так и на мировом рынках весьма благоприятствует заводам РТИ. Сегодня их выживаемость во многом зависит от того, насколько большую пользу смогут извлечь собственники от изменившихся экономических условий, снизить издержки производства и провести модернизацию, используя в том числе и свои лоббистские возможности в органах власти.

Потенциальная емкость рынка резинотехнических изделий в России в 2014 г. составила более 310 тыс. т на сумму около 80 млрд. руб. Профиль рынка очень разнообразен и состоит из 15 основных продуктовых направлений. В данном обзоре будут рассмотрены лишь семь из них с объемом в 26 млрд. руб.

По данным за I кв. 2015 г., на фоне импортозамещения и снижения деловой активности отмечается падение рынка по отдельным направлениям до 25% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и значительный рост продаж некоторых отечественных производителей по нишевым продуктам. Этому способствует снижение объема производства ключевыми отраслями-потребителями, переход клиентов на более дешевые товары-заменители, увеличение роста ходимости продукции через отложенный спрос, а также влияние фактора импортозамещения при значительном падении курса рубля.

Тканевая и тросовая конвейерные ленты

Конвейерные ленты широко используются в процессе добычи, переработки и транспортировки пород в различных технологических процессах. Основными драйверами развития рынка тканевой конвейерной ленты в России являются угольная промышленность, металлургия и добыча нерудных строительных материалов. Объем потребления в кризисном 2009 г. сократился на 38%, уровень 2008 г. был достигнут в 2011–2012 гг. и составил 40 тыс. т. В 2013 г. произошло снижение экспортных угольных цен, что отразилось на ухудшении финансового состояния большинства угольных предприятий. Со второго полугодия 2013 г. наблюдалось снижение потребления лент соответствующего класса на 24%. В целом в 2013 г. рынок упал на 11%, основную поддержку ему оказал сегмент лент для металлургии и ГОКов. Девальвация рубля в конце 2014 г. помогла угольным экспортерам, совокупно с этим отложенный спрос на ленту увеличил рынок на 6%. Финансовая емкость рынка составила 5,3 млрд. руб. По итогам года доля отечественных игроков составила 58%, Китая – 15%, европейских производителей – 27%. Среди лидеров падения – компания «Семперит», Fenner Dunlop и китайские производители.

Рынок тросовой ленты характеризуется длительным жизненным циклом и ярко выраженной цикличностью. В отличие от доминирования тросовых лент на мировых рынках, в России это нишевой продукт. При этом 2013 г. показал рекордные продажи в 2530 т, в 2014 г. рынок упал на 59%. Среди лидеров падения – компании Yokohama, Phoenix и «Семперит». Финансовая емкость рынка составила 500 млн. руб.

Объем потребления конвейерных лент с текстилем за I кв. 2015 г. сократился на 17% и достиг 6400 т. По итогам начала года доля отечественных игроков составила 80%, Китая – 7%, европейских производителей – 13%. На рынке отмечены четыре основные тенденции. Во-первых, основной сегмент – а это ленты для подземной добычи – сократился на 4% при росте добычи угля на 6%. Фиксируется повторение ситуации второго полугодия 2013-го – начала 2014 г., когда потребители увеличивали сроки ходимости лент. В среднесрочной перспективе это скажется на резком росте рынка к концу 2015 г. Такая же тенденция распространяется и на износостойкие ленты для ГОКов и металлургии, при росте добычи металлических руд на 2,5% сегмент сократился на 41%. Следующий ключевой сегмент – ленты общего назначения – показали падение на 23% за счет двух факторов: увеличение срока ходимости и сокращение на 11% добычи нерудных строительных материалов. Для теплостойких лент мы отмечаем частичных уход клиентов от дорогих теплостойких лент Т3 к более дешевым и менее стойким аналогам Т1 и Т2. В связи с девальвацией рубля доля китайских производителей сократилась на 62%, индийской компании Ravasco – на 86%, польской Wolbrom – на 69%, глобальных мировых производителей – на 48%. Отечественные игроки показали рост менее чем на 1%.

Рынок тросовой ленты в очередной раз показал высокую волатильность. Несмотря на свое падение в 2014 г. на 59%, рынок за I кв. 2015 г. вырос на 57%. Падение курса рубля никак не отразилось на перераспределении долей среди игроков, так как основной объем импорта приходится на второе полугодие. Доля Китая исторически незначительная, отечественные игроки достигли 77% рынка, импорт от глобальных производителей – 23%. Основные представители – ОАО «Курскрезинотехника», компании «Семперит», «Феникс» и Bridgestone.

Рукава высокого давления и буровые рукава

Рукава высокого давления используются в гидросистемах промышленных машин и оборудования. 2013 г. показал значительный рост рынка на 8%. Причиной явились рост общего индустриального строительства и наличие крупных инфраструктурных проектов, таких как саммит АТЭС, Олимпиада в Сочи. В 2014 г. рынок сократился на 9% до 14 тыс. т из-за сокращения темпов строительства и окончания крупных проектов. Финансовая емкость составила 4,3 млрд. руб. На развитие рынка в будущем окажут средства, выделенные из фонда национального благосостояния на масштабные проекты: развитие Крыма, строительство кольцевой автодороги, развитие инфраструктуры РЖД. Падение курса рубля в 2014 г. позволило остановить рост доли импорта и значительно увеличить долю отечественных игроков до 22%. По результатам 2014 г. доля Китая составила 38%, других мировых производителей – 40%. Среди лидеров падения – компании Manuli, «Семперит», китайские производители, Parker и SEL.

Рынок буровых рукавов показывал стремительный рост в 2013 г. на 160% до 1300 т за счет резкого выхода на рынок производителей из Китая и замещения ими дорогих, но более качественных зарубежных аналогов. В 2014 г. рынок показал падение на 7% за счет сокращения инвестиционных программ нефтяных компаний. Финансовая емкость рынка составила 350 млн. руб. Доля Китая на рынке – 67%, отечественных игроков – 11%, прочего импорта – 22%.

В I кв. 2015 г. рынок рукавов высокого давления, несмотря на кризис в экономике, показал небольшой рост на 1%, до 2650 т. Развитие отраслей-потребителей показывает разнонаправленную динамику. Общегражданское строительство упало на 4,7%, в то время как сельское хозяйство благодаря импортозамещению продовольствия выросло на 3,5%. Потребление рукавов высокого давления сельхозтехникой способствовало росту рынка. Несмотря на падение курса рубля, импорт высокого класса не показал значительного сокращения – падение составило только 3%. Причиной этому является отсутствие на рынке России отечественной продукции аналогичного класса – фактор импортозамещения здесь не работает, показатели гидроцикличности и нормативы изготовления рукавов со значительным превышением существующих стандартов очень востребованы потребителями. Импортозамещение явилось причиной падения доли китайской продукции на 41%, весь этот объем был замещен отечественными рукавами. Российские производители сейчас работают на пределе своих возможностей и при полной загрузке производства.

Рынок буровых рукавов в 2015 г. продолжает падать на 7% после стремительного роста в 2011–2013 гг., темп прироста продаж Китая составил 6%. Основная причина – сокращение инвестиционных программ нефтяных компаний и отсутствие конкретной стратегии по геологодобыче, разведывательному и эксплуатационному бурению.

Промышленные рукава не для авто, для авто – неармированные рукава

Рынок промышленных рукавов не для авто в 2014 г. составил 33 700 т, это на 2% выше уровня прошлого года. Стоит отметить, что это первое повышение рынка за последние 4 года. Финансовая емкость рынка в 2014 г. составила 5 млрд. руб. Основную поддержку такому приросту рынка оказали следующие сегменты: доля рукавов для абразивных материалов выросла на 50% за счет импорта высокого класса, который, в отличие от отечественных производителей, предлагает клиентоориентированные продукты для различных сфер абразивного применения; доля рукавов для воды сократилась на 1% за счет замещения Китаем резиновых рукавов пластиковыми – это общеотраслевая тенденция, которая в долгосрочной перспективе может оказать негативное влияние на рынок резиновых рукавов в целом; доля рукавов для минеральных масел выросла на 4%, доля рукавов для сварки – на 3%. В целом на рынке доля Китая значительно сократилась до 13% в 2014 г., доля российских производителей выросла до 75%, доля импорта высокого класса осталась стабильной, на уровне 11%. Среди лидеров падения – китайские производители, компании «Семперит» и SEL.

Рынок промышленных рукавов для авто в 2014 г. составил 15 800 т, что на 7% ниже уровня 2013 г. На протяжении двух последних лет рынок показывал падение, лишь в 2012 г. за счет бурного развития автомобилестроения в России наблюдался прирост на 4%. Основные текущие тенденции в отрасли – вытеснение основных потребителей – отечественных автопроизводителей, появление товаров-заменителей с более стойкими параметрами. Финансовая емкость рынка составила 5,2 млрд. руб. В целом рынок показывал стабильную долю Китая и сокращение доли отечественных компаний за счет роста импорта высокого класса. Однако макроэкономика в 2014 г. изменила ситуацию: доля Китая сократилась до 6%, доля отечественных производителей выросла до 75%, доля импорта высокого класса сократилась до 19%.

Рынок неармированных рукавов – патрубков и шлангов для авто – вырос в 2014 г. на 2,5% и составил 10 770 т, финансовая емкость его составила 3,5 млрд. руб. Основные тенденции – частичный переход автопроизводителей низкого и среднего класса от армированных рукавов к неармированным для понижения себестоимости плюс замещение импорта высокого класса китайскими аналогами. Доля отечественных игроков осталась стабильной на уровне 81%, доля Китая выросла до 8% за счет снижения импорта высокого класса до 11%.

Рынок промышленных рукавов не для авто в I кв. 2015 г. составил 6180 т, что на 18% ниже аналогичного периода прошлого года. Стоит отметить, что данное падение явилось серьезным испытанием для отечественных компаний. Основную «поддержку» такому падению рынка оказали следующие сегменты: доля рукавов для воды сократилась на 21%; доля рукавов для сварки и минеральных масел – на 19 и 12% соответственно. В этом видно совокупное влияние следующих причин: снижение спроса в ключевых отраслях-потребителях; увеличение срока ходимости рукавов из-за ухудшения финансового состояния как дилеров, так и конечных потребителей; рост тенденции замещения резиновых рукавов товарами-заменителями.

В настоящее время на рынке наблюдается существенный рост конкуренции среди отечественных игроков, в том числе за счет демпинга по ценам. Основным конкурентным преимуществом обладают нишевые компании, производящие небольшой ассортимент импортозамещающих продуктов, а также мелкие игроки с принципиально иным уровнем себестоимости по сравнению с объемо­образующими предприятиями. В связи с ухудшением финансового состояния участников рынка прогнозируется изменение структуры производителей и дилеров в России. В целом на рынке в I кв. 2015 г. доля Китая продолжила значительное падение до 5%, доля производителей из России выросла до 88%, доля импорта высокого класса сократилась до 7%.

Рынок промышленных рукавов для авто в I кв. 2015 г. составил 3160 т, что на 1% ниже аналогичного периода 2014 г. Отечественные продажи упали на 5%, уровень Китая остался прежним, а импорт высокого класса вырос на 20%. Падение продаж российских компаний произошло из-за сокращения объема производства и продаж отечественного автопрома, стабильность Китая и рост высокого класса – это следствие бурного роста ввоза б/у автоимпорта и развитие экспорта автомобилей из России некоторыми зарубежными автопроизводителями. Основная долгосрочная тенденция в отрасли – вытеснение основных потребителей – отечественных автопроизводителей, появление товаров-заменителей с более стойкими параметрами.

Рынок неармированных рукавов в I кв. 2015 г. упал на 1% и составил 2730 т. Доля отечественных игроков выросла до 88%, доля Китая и глобальных производителей упала до 4 и 8,5% соответственно.

Техническая пластина и футеровка

Основные сферы применения техпластины – это производство формовых/ неформовых РТИ для автомобильной промышленности и строительство. Рынок техпластины в 2012–2013 гг. показывал значительный рост за счет развития автомобилестроения. В 2014 г. рынок упал на 11%. Финансовая емкость рынка составила 1,2 млрд. руб. Девальвация также оказала влияние на рынок, доля Китая сократилась до 39%, доля отечественных игроков выросла и достигла 61%.

Рынок футеровки зависит от развития металлургии, ГОКов и строительной отрасли. Видимое потребление растет на протяжении четырех лет и в 2014 г. составило 4100 т. Темп прироста рынка – 6%. Расчетная финансовая емкость – 1 млрд руб. За счет изменения курса валют доля отечественных производителей выросла до 72%, импортный высокий класс сократился до 28%. Основной иностранный игрок – компания Metso показала падение объема продаж на 25%.

В I кв. 2015 г. рынок техпластины упал на 22%. Большое падение произошло из-за малого размера бизнеса нишевых производителей и их малого запаса прочности. Девальвация также оказала влияние на рынок, доля Китая сократилась до 21%, доля отечественных игроков выросла и достигла 79%.

За I кв. 2015 г. рынок футеровки сократился на 3,5% по сравнению с аналогичным периодом 2014 г., тем не менее перспективы его развития оцениваются высоко. Уровень компетенции и продуктового портфеля некоторых отечественных игроков позволяет составить существенную конкуренцию таким компаниям, как Metso. Благодаря этому, а также фактору девальвации продажи компаний из России выросли на 11%, импорт сократился на 53%.

Полное или частичное использование материалов возможно только с разрешения компании Rubex Group .

В первом квартале 2015 года российский рынок резинотехнических изделий переживал спад: в ряде его секторов снижение выпуска достигало 25% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Вместе с тем, некоторым отечественным компаниям удалось существенно нарастить продажи нишевых продуктов. Столь противоположные тенденции объясняются тем, что на рынок, с одной стороны, влияет снижение спроса у ключевых отраслей-потребителей и их переход на более дешевые товары-заменители, а с другой - девальвация рубля, давшая конкурентные преимущества отечественным производителям.

Рассмотрим положение на рынке более детально на примере семи из пятнадцати продуктовых направлений.

Тканевая конвейерная лента. Тросовая конвейерная лента

Конвейерные ленты широко используются в извлечении, переработке и транспортировке горных пород. В России больше распространены тканевые конвейерные ленты, тогда как за рубежом - тросовые, однако основные отрасли сферы применения - угольная отрасль, металлургия и добыча нерудных строительных материалов. Важным рубежом для сегмента тканевых конвейерных лент оказался 2009 год, когда объем выпуска сократился на 38%. На докризисный уровень производства (40 тыс. тонн) удалось вернуться только к 2012 году.

Однако уже год спустя в секторе вновь начался спад, вызванный ухудшением финансового положения угледобывающих компаний из-за снижения экспортных цен угля. Как результат, потребление лент соответствующего класса упало на 24%, но благодаря росту показателей в сегменте лент для металлургических и горно-обогатительных комбинатов (ГОКов) общее падение рынка составило 11%. На показатели 2014 года большое влияние оказала девальвация рубля, поддержавшая угольных экспортеров, из-за чего совокупный прирост рынка составил 6%. Но этот эффект оказался краткосрочным: по итогам первого квартала 2015 года потребление лент с текстилем сократилось на 17% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, достигнув 6400 тонн.

В данный момент развитие рынка, поделенного между отечественными (80%), европейскими (13%) и китайскими производителями (7%), определяется следующими четырьмя тенденциями. Первая из них - снижение закупок лент для подземной добычи (на 4%) при устойчивом росте добычи угля (на 6%). Причина - выбор потребителей в пользу увеличения срока проходимости лент, что в среднесрочной перспективе (к концу 2015 года) приведет к резкому увеличению спроса. По всей видимости, тот же эффект будет наблюдаться и на рынке износостойких лент для ГОКов: в первом квартале 2015 года этот сегмент сократился на 41%, при том что добыча металлических руд выросла на 2,5%.

В секторе лент общего назначения было зафиксировано падение на 23% - вследствие как сокращения добычи нерудных строительных материалов (на 11%), так и увеличения срока ходимости. Наконец, в сегменте теплостойких лент происходит частичный уход клиентов с дорогих лент Т3 на более дешевые аналоги Т1 и Т2. Из-за девальвации рубля существенно падают продажи зарубежных компаний, работающих в РФ (у Китая - на 62%, у индийской Ravasco - на 86%, у польского Wolbrom - на 69%, высокий класс упал на 48%).

Что касается рынка тросовой ленты, то на нем наблюдается высокая волатильность: если в 2014 году он упал на 59%, то в первом квартале 2015 года - вырос на 57%. Девальвация рубля пока не повлияла на распределение сил на рынке, где большая доля (77%) приходится на отечественных игроков (крупнейшим из них является ОАО «Курскрезинотехника»), а меньшая (23%) - на иностранные компании (в частности, Phoenix Conveyor Belt Systems GmbH, Semperit AG Holding и Bridgestone).

Рукава высокого давления. Буровые рукава

Несмотря на общее торможение экономики - в 1 квартале спад ВВП РФ составил 1,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года - объем рынка рукавов высокого давления за январь-март вырос на 1% (до 2650 тонн). Росту рынка, в частности, способствовала позитивная динамика в сельском хозяйстве (прирост на 3,5% в I квартале), поскольку рукава высокого давления используются наряду с дорожно-строительной техникой и производителями комбайнов и тракторов. Девальвация стала причиной снижения продаж китайскими производителями на 41%: образовавшуюся нишу заняли российские компании, до максимума нарастившие собственный выпуск. Вместе с тем, слабый рубль не привел к серьезному падению импорта высокого класса, который сократился лишь на 3%: отечественные предприятия пока не выпускают продукцию, которая бы не уступала западной по показателям гидроцикличности.

Рынок буровых рукавов в I квартале 2015 года упал на те же 7%, что и по итогам 2014 года. Спаду на рынке не помогло даже увеличение продаж китайскими производителями на 6%. Причина, по которым рынок пока не может вернуться к докризисному росту (160% в 2013 году), - сокращение инвестиционных программ нефтяных компаний и отсутствие у них ясной стратегии в области геологодобычи, а также в сфере разведывательного и эксплуатационного бурения.

Промышленные рукава не для авто. Промышленные рукава для авто. Неармированные рукава

В первом квартале 2015 года емкость рынка промышленных рукавов не для авто сократилась на 18% (до 6180 тонн) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Наиболее сильно снизился выпуск рукавов для воды (21%), сварки (19%) и минеральных масел (12%). «Проседание» рынка вызвано снижением спроса в основных отраслях-потребителях, увеличением срока ходимости рукавов из-за ухудшения финансового положения дилеров и конечных покупателей, а также постепенным замещением резиновых рукавов товарами-заменителями. Спад производства также связан с тем, что дилеры распродают складские запасы, которые они приобретали в 2014 году (с этим, в частности, был вызван прошлогодний прирост рынка на 1,7%).

В условиях девальвации на рынке существенно выросла доля отечественных игроков (с 75% в 2014 году до 88% в I квартале 2014 года), тогда как доля китайских производителей, наоборот, снизилась - с 13% до 5%. Одновременно с этим, значительно выросла конкуренция между российскими компаниями: среди них преимуществами, в первую очередь, обладают производители импортозамещающей продукции, а также небольшие игроки, выпускающие товары с существенно меньшей себестоимостью, нежели у крупных предприятий.

Рынок промышленных рукавов для авто в I квартале 2015 года сократился лишь на 1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. У отечественных компаний продажи упали на 5% из-за глубокого спада в российском автопроме. У китайских производителей продажи остались на прежнем уровне, тогда как импорт продукции высокого класса вырос на 20%: на эти показатели повлиял бурный рост ввоза иностранных поддержанных авто, а также развитие экспорта автомобилей из России некоторыми зарубежными производителями. В ближайшее время ситуация на рынке промышленных рукавов будет определяться дальнейшим снижением спроса со стороны отечественных производителей авто, являющихся основными потребителями, а также появлением товаров-заменителей, обладающих более стойкими параметрами, нежели основная часть продукции, доступная сегодня в РФ.

Емкость рыка неармированных рукавов (патрубков и шлангов для авто) в I квартале 2015 года упала на 1% (до 2730 тонн) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Из-за девальвации доля отечественных компаний выросла до 88% (по итогам 2014 года она составляла 81%), в то время как доля китайских производителей снизилась с 8% до 4%, а доля импорта высокого класса - с 11% до 8,5%. Мы подтверждаем следующие тенденции - уход высокого класса в сторону композитных товаров-заменителей и замещение из-за девальвации Китая отечественными игроками.

Техническая пластина. Футеровка

Рынок технической пластины, применяющейся в производстве формовых и неформовых резинотехнических изделий для автомобильной промышленности и строительства, в I квартале 2015 года сократился на 22% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Большое падение произошло из-за малого размера бизнеса нишевых производителей и их малого запаса прочности. На рынок большое влияние оказала и девальвация: в результате ослабления рубля доля китайских компаний снизилась с 39% на конец 2014 года до 21% по итогам I квартала 2015 года, в то время как доля российских производителей увеличилась до 79%. Техпластина - это низко маржинальный продукт, поэтому мы скептически оцениваем стремительный рост доли на рынке отечественными производителями.

Рынок футеровки, зависящий от ситуации в металлургической, горно-обогатительной и строительной отраслях, переживал бурный рост в 2011-2014 годах. По итогам прошлого года темпы прироста рынка составили 6%. Однако в I квартале 2015 года был зафиксирован спад на 3,5% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года, при этом продажи российских компаний увеличились на 11%, тогда как импорт, наоборот, сократился на 53%. Хорошие (по кризисным меркам) показатели отечественных игроков объясняются не только девальвацией, но и наличием у многих из них высоких компетенций и сбалансированной продуктовой линейки, по качеству не уступающей продукции таких зарубежных компаний, как Metso.

Статья подготовлена с использованием материалов сервиса Rubex Market

Управляющая компания Rubex Group - лидер в разработке, производстве и поставке узкоспециализированных резинотехнических изделий для промышленных секторов бизнеса в России. Ключевые продукты компании - конвейерные ленты, промышленные рукава, рукава высокого давления, техпластины. Группа включает в себя две производственные площадки - ОАО «Курскрезинотехника» и ОАО «Саранский завод Резинотехника», а также штаб-квартиру в Москве.

Компания занимает лидирующие позиции в России: на рынке конвейерных лент 34%, на рынке рукавов высокого давления 13%, на рынке промышленных рукавов 25%, на рынке техпластин 28% (по состоянию на 2014 г.). Сервис Rubex Market™ единственный актуальный открытый источник в России по рынку резинотехнических изделий на ежеквартальной основе.

По итогам 2013 года, в связи с завершением крупных проектов по строительству спортивных площадок и сооружений, ожидается падение объема российского рынка РТИ на 3%. С другой стороны, всё большее количество РТИ требуется российскому ВПК для удовлетворения потребностей российской армии в военной технике. Как эти факторы повлияют на падающее российское производство, и справятся ли отечественные производители с обострившейся конкуренцией?

* в 2011-2012 годах показывал умеренные темпы роста в 105-106%. За последние годы на рынке произошло увеличение импортных поставок, причем, если в 2011 году темп прироста импорта составлял 13%, то в 2012-м этот показатель увеличился вдвоё - до 26%. Это было связано с увеличением спроса со стороны потребляющих отраслей на фоне падающего внутреннего производства: доля иностранной продукции на рынке выросла с 48,7% в 2010 году до 62,4% в 2012. По итогам 2013 года на рынке ожидается спад на 3% из-за завершения в текущем году крупных проектов по строительству спортивных площадок и сооружений. Падение продолжится и в 2014 году, после чего может наступить период стагнации.

Отечественное производство РТИ уже несколько лет находится в состоянии спада - в 2012 году оно сократилось на 12% и продолжает падать в текущем году (по итогам 2013 года ожидается падение на 6%). Основной причиной сокращения объёмов производства на фоне роста рынка крупнейшие его участники считают ценовую конкуренцию со стороны дешёвого китайского импорта, который вытесняет нашу продукцию с рынка.

Тихой гаванью для российских производителей РТИ, по словам представителя завода ОАО «Синтез-Кировец», являются поставки резинотехнических изделий производителям военной техники, которые отдают предпочтение продукции отечественного производства. Оборонный заказ в настоящее время значительно увеличен в связи с планами перевооружения ВС РФ. Так, до 2020 года ВВС России должны получить порядка 1000 вертолётов и 600 самолетов, в сухопутные войска отправятся более 4-х тысяч танков и самоходных орудий, а также 17 тыс. единиц автомобильной военной техники. Не обделён вниманием и военно-морской флот: до 2020 года на вооружение ВМФ России поступит 28 подводных лодок и 50 надводных боевых кораблей.

Таким образом, активный рост производства военной техники поддержит спрос на отечественные РТИ в ближайшие годы. Не стоит забывать и о таких крупных потребителях РТИ российского производства, как ОАО «Автоваз» (для него РТИ поставляет крупнейший производитель ОАО «БРТ»), ОАО «Камаз» (покупает продукцию ЗАО «КВАРТ») и ОАО «РЖД».

По данным исследования IndexBox, всего в России существует около 20 крупных производителей РТИ, причём совокупная рыночная доля пятёрки крупнейших заводов в 2012 году составила чуть менее 30% рынка. Несмотря на экспансию иностранных компаний, список лидеров рынка продолжает возглавлять российский ОАО «БРТ». Интеграционные процессы на рынке проявились в текущем году во вхождении ОАО «Курскрезинотехника» в Rubex Group -теперь она работает в одной компании с ОАО «Саранский завод «Резинотехника».
Нетипичная ситуация сложилась с российским экспортом РТИ - его объём увеличился в 2012 году по отношению к 2011 году на 28,7% и это, напомним, на фоне снижения российского производства на 12%. Такое положение вещей, по словам участников рынка, объясняется выгодными условиями торговли резинотехническими изделиями между Россией, Беларусью и Казахстаном - именно в страны Таможенного союза уходит большая часть экспорта российских изделий. Объемы экспортных поставок будут увеличиваться и в дальнейшем, несмотря на проблемы с российским производством.

Как и представители многих других отраслей российской промышленности, находящихся в настоящее время в состоянии спада, производители РТИ считают, что изменить ситуацию к лучшему может только применение государством заградительных пошлин для импорта. Увеличение спроса на отечественные РТИ со стороны ВПК и растущий экспорт в страны Таможенного союза лишь замедлят, но не устранят общий спад в отрасли.