Географические аспекты качества жизни населения. Базовый уровень

Качество жизни населения

В 2007 ᴦ. численность населœения 11 стран мира превышала 100 млн человек: Китай, Индия, США, Индо­незия, Бразилия, Пакистан, Бангла­деш, Нигерия, Россия, Япония и Мексика. Суммарно в них проживает 4 018 млн человек, или 60,2 % миро­вого населœения. Особенно велика численность населœения Китая - 1 335 млн человек (20 %) и Индии - 1136 млн человек (17%).

В 2007 ᴦ. численность населœения Азии (с азиатской частью России) со­ставляла 4 030 млн человек (почти 60 % общей численности мирового населœения), Африки - 965 млн, Ев­ропы (с европейской частью Рос­сии) - 731 млн, Латинской Амери­ки - 572 млн, Северной Америки - 339 млн, Австралии с Океанией - 34 млн человек.

В 1960 - 1970-е гᴦ. лидиру­ющие позиции по росту численности населœения заняла Латинская Америка (в это время численность ее населœения увеличивалась на 29 %о в год, или на 2,9%), а в 1980 - 2000-е гᴦ. - Африка (сейчас числен­ность ее населœения ежегодно увели­чивается на 21 %о, или на 2,1 %).

Воспроизводство населœения - постоянно повторяющийся процесс производства всœе новых по­колений людей - ϶ᴛᴏ есте­ственное движение населœения. Клю­чевыми показателями являются:

коэффициенты рождаемости (количество живорож­денных на 1 000 чел.)

и смертности (количество умерших на 1 000 чело­век).

Разность между коэффициентами Р – С = ЕП населœения.

Обычно в мире выделяют два типа воспроизводства населœения :

расши­ренное (с высоким естественным приростом населœения и устойчивым значительным ростом численности населœения);

простое (с низким есте­ственным приростом населœения и стабильной численностью населœе­ния). Граница между ними – величина естественного прироста населœения = 12 %о. В случае если ЕП > 12 %о, то это расши­ренное воспроизводство (характерно для разви­вающихся стран мира), в случае если <12 %о - простое (в развитых странах). Р↓ С = ↓ЕПН

В расширенном воспроизводстве населœения выделяют две фазы:

‣‣‣ 1 я фаза: очень высокая Р (40 - 50 %о), высокой С (20 - 25 %о) и очень высоким ЕПН (25 - 35 %о). Такая ситуация, как правило, наблю­дается в беднейших странах мира (большая часть стран Тропической Африки и Афганистан в Азии); Р С = ЕПН

‣‣‣ 2 я фаза: вы­сокая Р (30 - 40 %о), очень низкая С (5 - 10 %о) и высоким ЕПН (20 - 30 %о). Это подавляющая часть развивающихся стран Азии, страны Северной Африки, Латинской Америки и Океании. Низкая смертность обусловлена здесь сравнительно хорошим питанием, значительными успехами в развитии медицинского обслуживания и т.п. Р С↓ = ЕПН

В одних развитых странах на­блюдается сравнительно высокий естественный прирост населœения (к примеру, в Израиле - 15 %о), в других, напротив - его естественная убыль (к примеру, в Японии). Наи­более значительная естественная убыль населœения характерна для постсоциалистических стран, кото­рые осуществляют весьма болезнен­ный переход от командно-административной экономики к ры­ночной (на Украинœе - 8 %о, в Бело­руссии, Болгарии и России - по 6 , в Латвии - 5 %о).

Самая высокая в мире рождае­мость наблюдается в Нигере (53 %о), Восточном Тиморе и Уганде (по 51 %о), Гвинœее-Бисау, ДРК и Либе­рии (по 50 %о), самая высокая смерт­ность - в Ботсване (27 %о), Лесото (25 %о), Зимбабве и Сьерра-Леоне (по 23 %о), самый высокий естественный прирост населœения - в Восточном Тиморе и Уганде (по 36 %о), Нигере (33 %о), Йемене и Мали (по 32 %о).

Самая низкая в мире рождаемость наблюдается в Германии, Греции и Японии (по 8%о), самая низкая смертность - в финансово избыточ­ных странах - экспортерах нефти и природного газа (из-за значительной доли детей и трудовых мигрантов): ОАЭ (1 %о), Кувейте (2 %о), Бахрей­не, Брунее, Катаре и Омане (по 3 %о).

Численность населœения Индии ежегодно увеличивается на 18,2 млн че­ловек, Китая - на 8 млн, Пакиста­на - на 3,1 млн, Нигерии - на 3,0 млн, Индонезии - на 2,9 млн че­ловек.

Коэффициент фертильности - сред­нее количество детей, рожденных одной женщиной за весь фертильный (детород­ный) возраст. Фертильный возраст (по версии Всемирной организации здраво­охранения - ВОЗ) длится с 15 до 49 лет.

В 2000-годах среднемировой коэффи­циент фертильности составлял 2,7 ребенка на 1 женщину. Его наиболь­шее абсолютное значение наблюда­лось в странах Тропической Африки и некоторых странах Азии, наимень­шее - в странах Европы. Мировыми лидерами по этому показателю явля­лись Нигер (7,7 ребенка на одну жен­щину), Восточный Тимор (7,5), Гвинœея-Бисау и Уганда (по 7,1), ми­ровыми аутсайдерами - Южная Ко­рея (1,1), Белоруссия, Босния и Гер­цеговина, Польша, Словения, Синга­пур и Украина (по 1,2 ребенка на одну женщину). Почти 200 млн жен­щин в мире бесплодны, ᴛ.ᴇ. не могут иметь детей. Большая часть из них проживает в развитых странах.

Особенности воспроизводства на­селœения в тех или иных странах не­редко вынуждают правительства этих стран проводить ту или иную де­мографическую политику.

Демографическая политика - система ад­министративных, экономических, пропагандистских и прочих мер, с помощью которых государство воз­действует на естественное движение населœения в желательном для себя направлении. Первой демографиче­скую политику начала осуществлять Франция (в 1940-е гᴦ.), в настоящее время ее проводят свыше 100 стран. Поскольку это мероприятие, как правило, высокозатратное, оно по си­лам далеко не всœем странам.

Демографическая политика быва­ет:

стимулирующей (направлена на увеличение рождаемости) – в странах с низким естественным при­ростом и тем более с естественной убылью населœения (в первую очередь европейские), либо в странах с высоким естественным приростом населœения, но всœе еще слабозаселœенные, или со значительной долей иммигрантов (к примеру, Саудовская Аравия, Ку­вейт, ОАЭ и Ливия).

и сдержи­вающей (направлена на уменьшение рождаемости и младенческой смерт­ности) – в стра­нах с многочисленным населœением, особенно Китай и Индия. Китай осу­ществляет демографическую поли­тику жесткими методами (обложение штрафом каждого ʼʼлишнегоʼʼ ребен­ка, повышение минимального воз­раста вступления в брак, регулирова­ние рождения детей женскими коми­тетами), Индия - мягкими (главным образом, пропаганда небольшого ко­личества детей и связанного с этим материального достатка семьи). За последние 50 лет естественный при­рост населœения в Китае удалось сни­зить с 28 до 6 %о, а в Индии - с 36 до 16 %о.

Половая структу­ра населœения мир.
Размещено на реф.рф
Численное преоб­ладание мужчин: в среднем на 1 000 женщин приходится 1 010 мужчин (в абсолютном исчислении это немно­гим более 33 млн человек). В любой стране всœегда мальчиков рождается больше, чем девочек. Поскольку женский организм более устойчив к заболеваниям и более вынослив (име­ет двойную степень защиты, рассчи­танную на себя и потенциальное по­томство), соотношение между ними к 30 - 35 годам обычно выравнивает­ся. Наконец, из-за того что женщина традиционно живет дольше мужчи­ны, численное преобладание женщин в зрелых и пожилых возрастах ста­новится всœе более заметным. Описан­ная ситуация, как правило, харак­терна для развитых стран, где женщины по своему социальному статусу равны или примерно равны мужчинам. В большинстве же мусульманских стран, особенно в арабских (Юго-Западная Азия и Северная Африка), в Китае и Индии наблюдается прямо противоположная картина. Женщина здесь социально обделœена (по сути, находится в подчинœении у мужчины), а в некоторых странах, что совершенно необычно, даже живет на 1 - 2 года меньше мужчины.

В Азии в среднем на 1 ОООженщин приходится 1 049 мужчин. Больше всœего мужчин на 1 ООО женщин приходится в финансово избыточных странах - экспортерах нефти и природного газа. Это объясняется тем, что в этих странах исключительно велика доля трудовых мигрантов-мужчин (к примеру, в Катаре они составляют 80 % общей численности населœения, в ОАЭ - 75 %, в Кувейте - 60 %). Наибольшее абсолютное численное преобладание мужчин над женщинами наблюдается в Китае (на31 млн человек), Индии (на 24 млн) и Пакистане (на 4,5 млн).

Возрастная структура населœения мира. Соотношение между отдельными возрастными группами: доля детей (младше 15 лет) составля­ет 28 % , доля трудоспособных (от 15 до 65 лет) - 65 %, пожилых людей (старше 65 лет) - 7 % . Доля детей на протяжении последних 20 - 30 лет уменьшается, а доля пожилых лю­дей, напротив - увеличивается. Это объясняется общей тенденцией сни­жения рождаемости, ростом средней продолжительности жизни и началом старения мирового населœения.

Доля детей велика в стра­нах Тропической Африки и мусульманских странах Азии, мала - в странах Европы. Доля по­жилых людей наиболее велика в стра­нах Европы, а мала - в нефтедобы­вающих странах Персидского залива (из-за значительной доли детей и тру­довых мигрантов) и Тропической Аф­рики (из-за значительной доли детей и низкой средней продолжительности жизни населœения). Доля населœения в трудоспособном возрасте наиболее ве­лика в нефтедобывающих странах Персидского залива, мала - в стра­нах Тропической Африки и некото­рых мусульманских странах Азии.

Мировыми лидерами по доле де­тей в возрастной структуре населœе­ния выступают Уганда (50 %), Нигер (49 %), Гвинœея-Бисау и Мали (по 48 %), мировыми аутсайдерами - Болгария, Германия, Греция, Испа­ния, Италия, Словения и Япония (по 14 %).

Максимальная доля пожилых людей наблюдается в Италии и Япо­нии (по 20%), Германии (19%), Бельгии и Греции (по 18%), это свидетельствует о значитель­ном постарении их населœения (мак­симальное различие наблюдается в Италии и Японии - соответственно 20 % и 14 %).

Мини­мальная - в Катаре и ОАЭ (по 1 %), Йемене, Кувейте, Анголе и некото­рых других странах Африки (по 2 %). Доля трудоспособного населœения в Катаре и ОАЭ составляет 77 %, Ку­вейте - 74 % , Молдавии, Сингапуре и Южной Корее - 72 % , в то же вре­мя в Уганде - 48 %, Гвинœее-Бисау, Мали и Нигере - 49 % .

Характеризуется: средней продолжительностью жизни, качеством питания, доступом к чистой питьевой воде, заболевае­мостью, младенческой смертностью, уровенем грамотности и др.

Средняя ожидаемая продолжитель­ность предстоящей жизни населœения (средняя продолжительность жизни) - количество лет, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ в сред­нем проживет человек, родившийся в со­ответствующем году, в случае если условия для со­хранения его здоровья не изменятся на протяжении всœей жизни.

В 2005 ᴦ. средняя продолжитель­ность жизни в мире составляла 68 лет. Ее наибольшие значения наблю­дались в развитых странах (78 - 82 года) из-за высокого уров­ня материального обеспечения и ме­дицинского обслуживания, хороши­х жилищных условий, высокого качества питания, улучшающейся экологической обстановкой и т. п. Не­значительно отставали от них страны Латинской Америки, Восточной Ев­ропы, Юго-Западной Азии и Север­ной Африки (70 - 80 лет). Наимень­шая средняя продолжительность жизни была характерна для бедней­ших стран Тропической Африки (35 - 45 лет). В последние 10 - 20 лет происходил устойчивый рост средней продолжительности жизни в бурно развивающихся странах Азии (Ин­дия, Таиланд, Малайзия, Индонезия, Филиппины, Вьетнам, Китай, Мек­сика и др.). За это же время средняя продолжительность жизни в странах СНГ, наоборот , несколько снизилась , что объясняется значительными сложностями их перехода к рыноч­ным отношениям. Среди отдельных стран дольше всœего люди живут в Японии (82 года), а меньше всœего - в Ботсване и Лесото (по 35 лет).

Полно­ценное питание: 1) достаточ­но калорийное (не менее 3 000 ккал в сутки); 2) сбалансирован­ное (ежедневный пищевой рацион должен включать не только углево­ды, но и животные и растительные белки и жиры). Жители стран Евро­пы, Северной Америки и развитых стран Азии потребляют 3 000 - 3 500 ккал в сутки и питаются сбалансиро­ванно. Населœение значительной ча­сти развивающихся стран потребля­ют 2 500 - 3 000 ккал, беднейших - менее 2 000 ккал. Так, основу пище­вого рациона жителœей стран Сахели составляют просяные лепешки. Острый дефицит животных белков и жиров обычно устраняется путем употребления молока и крови круп­ного рогатого скота (ее сливают из шейной артерии животного).

Чи­стая питьевая вода. Доступ к ней имеет всœе населœение стран Европы, Северной Америки и развитых стран Азии, 80 -100% населœения стран Латинской Америки и бурно развивающихся стран Азии и только 40 - 50 % населœения боль­шинства стран Тропической Африки (в Сомали - 29 % , в Эфиопии - 20 %) и беднейших стран Азии.

Уровень заболевае­мости населœения (количество забо­левших на 100 человек). Антисанитарные условия жизни способствуют быстро­му распространению как уже давно известных, так и новых болезней (СПИДа, лихорадки Эбола и др.). Не­смотря на то что ВИЧ-инфекция впер­вые была обнаружена в Нью-Йорке, в настоящее время большая часть ее носителœей проживает в Африке. Их доля в населœении некоторых стран Южной и Восточной Африки состав­ляет от 15 до 35 % (в развитых стра­нах редко превышает 0,5 %).

Коэффициент младенческой смертности показывает, каково ко­личество умерших в возрасте до 1 года в расчете на 1 000 человек. В 2005 ᴦ. в среднем по миру он составлял 51 %о. Наибольшая младенческая смерт­ность наблюдалась в странах Тропиче­ской Африки, наименьшая - в разви­тых странах Европы и Азии. Мировы­ми лидерами по этому показателю яв­лялись Сьерра-Леоне (165 %о), Либе­рия (157 %о) и Ангола (154 %о), миро­выми аутсайдерами - страны Север­ной Европы и Япония (по 2 - 3 %о).

Уровень грамотности населœения показывает, какая его часть (%) мо­жет осознанно читать и писать. Доля грамотных в населœении развитых стран, стран Восточной Европы и СНГ близка к 100 %. Высоким уровнем грамотности характеризуется населœение большинства стран Латинской Америки, Юго-Западной и Юго-Восточной Азии (около 90 %). Намно­го хуже обстоят дела в странах Южной Азии и Северной Африки (здесь гра­мотны 60 - 70 % мужчин и 40 - 50 % женщин), но особенно в странах Тро­пической Африки (к примеру, в стра­нах Сахели грамотны только 30 - 40 % мужчин и 10 - 20 % женщин).

Индекс человеческого разви­тия (ИЧР) складывается из по­казателœей младенческой смертности, средней продолжительности жизни, доступности и уровня обра­зования, качества питания и жи­лищных условий, уровня преступ­ности и чистоты окружающей сре­ды. Максимально возможное значе­ние ИЧР - 1,000.

Мировые лидеры и мировые аут­сайдеры по значению ИЧР представ­лены в табл. 5. Как видно из табли­цы, в первую десятку входят наибо­лее благополучные страны Европы, Австралия, Канада, США и Япония. Замыкают список беднейшие страны Тропической Африки.

Таблица 1. Страны мира с максимальным и минимальным значениями ИЧР (2006 ᴦ.)

Место Лидеры Место Аутсайдеры
в мире Страна Регион в мире Страна Регион
Норвегия Европа Мозамбик Африка
Исландия Европа Бурунди Африка
Австралия Австралия Эфиопия Африка
Ирландия Европа Чад Африка
Швеция Европа ЦАР Африка
Канада Северная Америка Гвинœея-Бисау Африка
Япония Азия Буркина-Фасо Африка
США Северная Америка Мали Африка
Швейцария Европа Сьерра-Леоне Африка
Нидерланды Европа Нигер Африка

Качество жизни населения - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Качество жизни населения" 2017, 2018.

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ

Изучение географии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей :

· освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;

· овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений;

· развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

· воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам; бережного отношения к окружающей среде;

· использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ
ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ
ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.
ИСТОЧНИКИ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

География как наука. Традиционные и новые методы географических исследований. Виды географической информации, ее роль и использование в жизни людей. Геоинформационные системы.


ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Взаимодействие человечества и природы, изменение окружающей среды в прошлом и настоящем. Основные виды природных ресурсов, их размещение, крупнейшие месторождения и территориальные сочетания. Рациональное и нерациональное природопользование .

Оценка обеспеченности человечества основными видами природных ресурсов. Анализ карт природопользования с целью выявления районов острых геоэкологических ситуаций.

НАСЕЛЕНИЕ МИРА

Постоянный рост населения Земли, его причины и последствия. Типы воспроизводства населения . Состав и структура населения. География религий мира. Основные очаги этнических и конфессиональных конфликтов . Основные направления и типы миграций в мире. Географические особенности размещения населения. Формы расселения, городское и сельское население мира. Урбанизация как всемирный процесс.

Оценка основных показателей уровня и качества жизни населения. Анализ карт населения.

ГЕОГРАФИЯ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА

Мировое хозяйство, основные этапы его развития. Отраслевая и территориальная структура хозяйства мира. География основных отраслей производственной и непроизводственной сфер, регионов различной специализации. Мировая торговля и туризм. Основные международные магистрали и транспортные узлы. Международная специализация крупнейших стран и регионов мира, интеграционные отраслевые и региональные союзы. Ведущие страны-экспортеры основных видов продукции. География мировых валютно-финан-совых отношений.

Анализ экономических карт. Выявление неравномерности хозяйственного освоения разных территорий. Определение международной специализации крупнейших стран и регионов мира. Установление взаимосвязей между размещением населения, хозяйства и природными условиями на конкретных территориях.

РЕГИОНЫ И СТРАНЫ МИРА

Многообразие стран мира и их типы. Современная политическая карта мира. Особенности географического положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современных проблем развития крупных регионов и стран Европы, Азии, Африки, Северной и Латинской Америки, а также Австралии.

Анализ политической карты мира и экономических карт с целью определения специализации разных типов стран и регионов мира, их участия в международном географическом разделении труда.

РОССИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Россия на политической карте мира, в мировом хозяйстве, системе международных финансово-экономических и политических отношений. Отрасли международной специализации России. Особенности географии экономических, политических и культурных связей России с наиболее развитыми странами мира. Географические аспекты важнейших социально-экономических проблем России.

Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России. Определение основных направлений внешних экономических связей России с наиболее развитыми странами мира.

ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННЫХ
ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Понятие о глобальных проблемах, их типах и взаимосвязях. Географическое содержание глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем. Сырьевая, демографическая, продовольственная и геоэкологическая проблемы как приоритетные, пути их решения. Проблемы преодоления отсталости развивающихся стран. Географические аспекты качества жизни населения. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.


Составление простейших таблиц, схем, картосхем, отражающих географические взаимосвязи приоритетных глобальных проблем человечества.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения географии на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

· основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;

· особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;

· географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития , специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;

· особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

уметь

· определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

· оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

· применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

· составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

· сопоставлять географические карты различной тематики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

· выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;

· нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

· понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации , стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ , различных видов человеческого общения.

Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.

1.2 Показатели качества жизни.

Существуют интегральный и частный подходы к познанию качества жизни. Интегральный подход предполагает поведение двух типов оценок: объективные (на основе официальных статистических данных, без привлечения обобщающей информации, основанной на разного рода опросах общественного мнения и т. п.) и субъективный (на основе мнения населения).

И. В. Бестужев – Лада ориентирует категорию «качество жизни» на такую оценку степени удовлетворения материальных потребностей, которая не поддаётся прямому количественному измерению, а требует сложных приёмов косвенной квалификации по различным шкалам. Поэтому, должна даваться оценка содержательности труда и досуга и удовлетворённости ими, уровня комфорта в труде и быту, качества и модности одежды, качества питания, жилья, жилой и окружающей среды, функционирования социальных институтов, качества уровня удовлетворения потребности в общении, знания, творчестве и других потребностей, направленных не только на самосохранение, но и на самоудовлетворение и самоорганизации личности.

Здоровье населения, как правило, может явиться одним из основных критериев результативного функционирования экономики, ибо роль его усиливается в связи:

1. Увеличение роли человеческого фактора в экономике народного хозяйства, где здоровье выступает как основное свойство трудовых ресурсов, характеризующее качество рабочей силы, используемой обществом для воспроизводства материальных и духовных благ;

2. Возрастанием прямых и косвенных затрат общества в производстве, где здоровье населения служат предметом и продуктом труда многих отраслей народного хозяйства

3. Необходимостью количественного измерения благосостояния населения, при оценке которого здоровье проявляется как потребительское благо и как главный его компонент.

Д. Прингл применяет систему индикаторов качества жизни, основанную на использовании ряда статистических оценок, характеризующих уровень занятости, состояния здоровья населения, уровень преступности т. д. При этом автор указывает на то, что многие составные элементы качества жизни количественно не измеряемые (например, удовлетворённость).

К числу подобных «не измеряемых элементов» другие авторы относят так же индивидуальные привязанности и предпочтения, удовлетворённость человека в своей способности контролировать любую ситуацию т. п. Эти и подобные элементы, объединённые вместе, позволяют нарисовать картину субъективного ощущаемого человеком качества жизни.

Проанализировав имеющиеся подходы к познанию сущности понятия « качество жизни» населения, авторы пришли к выводу, что целостную картину качества жизни можно создать на основе объединения в целое двух групп критериев.

Первую группу составляют оценки, основанные на статистической информации. С определённой долей условности эти критерии можно назвать объективными.

Вторая группа полностью состоит из оценок, основанных на социологических опросах населения, при которых респондентов просят высказать своё отношение к тем или иным сторонам их жизни, поэтому достаточно обоснованным представляется их отнесение к субъективным.

Вообще, необходимо осторожно подходить к измерению качества жизни по субъективным показателям. Основная причина такого подхода заключается в том, как верно полагают М. Адамиц и К. Порналк, что к условиям, придающим суждениям людей достаточную правдоподобность, относятся свобода и возможность избежать мистификаций. Следовательно, чтобы избежать мистифицированного представления об окружающей действительности можно, в обществе, достижением определенного уровня развития. Данный уровень предполагает наличие ряда условий, среди которых можно назвать следующее:

· Основные материальные нужды потребления удовлетворены в той степени, когда наступает этап удовлетворения «утонченных, видоизмененных личностных потребностей». На первый план должны выйти духовные и эстетические потребности

· В стране сложился достаточный по масштабам средний класс, сосредотачивающий в себе значительную часть интеллекта нации, благополучие которого не вызывает сомнения;

· Человек, оценивающий качество жизни, имеет определенную практику использования альтернативных вариантов. Из исследований известно, что чем меньше семья или отдельное лицо имеет альтернатив для сравнения. Тем меньше они ценят качество жизни.

· Стабильность общественно – политической ситуации в стране, устойчивый экономический рост.

Современная Российская действительность пока не удовлетворяет ни одному из перечисленных условий. Поэтому при исследовании качества жизни населения нашей страны на современном этапе должен превалировать подход, который с определенной долей условности можно назвать объективным. Критерии и оценки качества жизни должны базироваться на системе показателей, объективно отражающих социально – экономическую ситуацию.

1.3 Критерии качества жизни

Исследование качества жизни населения предполагает дополнение критериальных оценок системой научного обоснования и планомерного, организованного наблюдения. Сбора и анализа данных.

Разно плановость понятия «качество» жизни обусловлена многообразием показателей. Последние могут характеризовать отдельный элемент качества жизни или всю совокупность. Соответствующие показатели включают:

1. Здоровье

Возможность вести здоровый образ жизни на всех ступенях жизненного цикла;

Влияние нарушения здоровья на отдельных лиц;

2. Индивидуальное развитие путём обучения

Усвоение детьми основных знаний и навыков, а так же ценностей, необходимых для их индивидуального развития и успешной деятельности как члена общества;

Возможность продолжения самообразования и умение использовать эти умения;

Использование и развитие индивидуумами своих знаний, навыков и мобильности, требующихся для реализации их экономического потенциала и при желании дающих возможность для их интеграции с экономическим процессом;

Сохранение и развитие культурного развития индивидуумом для того, чтобы внести свой вклад в благополучие членов различных социальных групп;

3. Занятость и качество трудовой жизни

Наличие выгодной работы для тех, кто стремится её получить;

Характер трудовой деятельности;

Удовлетворенность индивидуума своей трудовой жизнью

4. Время и досуг

Возможность выбора своего времяпрепровождения

5. Возможность приобретения товаров и пользования услугами

Личная возможность приобретения товаров и пользования услугами;

Количество людей, испытывающих материальные лишения;

Степень равенства в распределении товаров и услуг;

Качество, возможности выбора и доступность товаров и услуг, производимых в частном и общественных секторах;

Защита индивидуумов и их семей при возникновении экономических трудностей;





И такие показатели: - условия труда и его безопасность; - экологическая безопасность; - наличие и возможность рационального использования свободного времени; - культурный уровень населения; - состояние и уровень физической культуры. Уровень и качество жизни – весьма схожие понятия, но всё-таки различные. Качество жизни носит более абстрактный характер. Безусловно, оно зависит от уровня...

ГЛАВА II. НАПРАВЛЕНИЯ И ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 2.1 Покомпонентный анализ качества жизни населения муниципального образования. Итак, как мы выяснили, мониторинг качества жизни населения может осуществляться по трем отмеченным выше основным направлениям (см. Глава 1) Рассмотрим теперь каждое из намеченных направлений мониторинга более...

В числе преступлений, совершенных в общественных местах и на улицах, высокий удельный вес составляют имущественные преступления. 3. Территориальная дифференциация качества жизни населения Пермский край остается территорией со значительной дифференциацией муниципальных образований по уровню социально-экономического развития, условиям жизни людей. Относительно благоприятная ситуация...