Наименее лесистые страны. Лесной ресурс

Федотов И.А.

Кафедра психиатрии

ГБОУ ВПО «Рязанский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова» Минздравсоцразвития

Около 40 лет назад внимание исследователей стал привлекать проблемный контингент людей, выросших в семьях страдающих алкогольной зависимостью – взрослых детей алкоголиков (ВДА). Выяснилось, что актуальность этой проблемы обусловлена не только грубой социальной дезадаптацией и виктимностью данной когорты, но и значительной распространенностью данного явления. Так в США около 40 % взрослых людей (около 76 млн. человек) имеют в роду больных алкоголизмом. Доля детей и подростков, у которых хотя бы один из родителей страдает алкоголизмом, в США по данным последних исследований составляет от 1:8 до 1:5. Экстраполируя приведенные общемировые пропорции на Россию, с учетом текущего тренда уровня алкоголизации населения, можно говорить о том, что число ВДА составляет от 25 до 50%.

Психопатологические проявления, ассоциированные с воспитанием в семье зависимых от алкоголя. Негативное влияние алкоголизма родителей может проявляться уже и с самого рождения в форме «алкогольного синдрома плода», сочетающего в себе умственную отсталость и полиорганную соматическую патологию. В детском и подростковом возрасте у детей из этой группы риска больше встречаемость синдрома дефицита внимания с гиперактивностью и различных невротических расстройств, которые в дальнейшем могут трансформироваться в очерченное расстройство личности.

Наиболее частой «фасадной», но, к сожалению, далеко не единственной проблемой ВДА является химическая зависимость. Многократно доказано, что риск заболеть алкоголизмом у ВДА выше. Частота алкоголизма по данным различных источников у взрослых сыновей составляет от 17 до 70% , у взрослых дочерей больных алкоголизмом - от 5 до 25%, наркомании – около 6% и 3%, токсикомании – приблизительно 17% и 5% соответственно.

Еще одним возможным путем проявления негативных посылов, полученных при воспитании в семье алкоголиков, может являться развитие психосоматических расстройств. В ряде исследований доказано, что у ВДА выше встречаемость болевого синдрома, тика, насморка, энуреза, бессонницы, мигрени и насморка, аллергии, анемии, простуды, проблем с весом. Помимо того, эти люди имеют на 60% больше повреждений и травм, и во многом это объясняется тем, что уже во время обучения в школе они склонны к агрессивному и рискованному поведению.

В то время как у мужчин из группы ВДА в спектре психопатологических проявлений преобладают наркологические заболевания, то для женщин наиболее типичными являются нозологии невротического и пограничного регистра. Сюда относят посттравматическое и другие связанные со стрессом расстройства, а также расстройства тревожного и депрессивного спектров. Также уже более ста лет психиатрам известно, что наличие алкогольной зависимости у родителей – это значимый фактор риска при развитии эндогенных процессуальных психических заболеваний. К подобным выводам приходят и в современных исследованиях, основанных на принципах доказательной медицины.

Нейрофизиологические и психодинамические теории патогенеза. Вклад генетических факторов в появление алкогольной зависимости у ВДА оценивается в 40-60%. Одним из механизмов реализации наследственной преддиспозиции является нарушение контроля поведения и эмоционального реагирования. При реализации данных функций наибольшее значение имеет функциональный комплекс, состоящий из префронтальной и передней части височной коры, базальных ганглиев и таламуса, при этом на амигдалы и вентральный стриатум приходятся функции по определению знака эмоциональной окраски поведенческого акта. Одним из гипотетических механизмов, обуславливающих преддиспозицию к алкогольной зависимости, является нарушение контроля импульсивного и эмоционального поведения, что отражается в нарушении функционирования соответствующих участков. У ВДА показаны нейрофункциональные изменения в функционировании вышеуказанных участков головного мозга, что встречалось и у их родителей. Причем эта дисфункция не приобретается вследствие злоупотребления алкоголем, а является врожденной и реализует генетическую предрасположенность.

Интересной в этом свете также является гипотеза, что наследование алкогольной зависимости от родителей детьми может реализовываться двумя механизмами. Первый – это преимущественно через генетический путь передачи информации, при котором от рождения у ВДА есть дисфункция во фронто-стриатуме, которая проявляет себя сначала в синдроме дефицита внимания с гиперактивностью, затем перетекает в антисоциальное личностное расстройство и заканчивает дебютом аддикции.

Второй – преимущественно психодинамический, при котором ребенок берет от родителей зависимость как вариант неадаптивного регрессивного копинг-механизма, при котором алкогольная аддикция – способ уйти от решения жизненных проблем, что, в свою очередь, приводит к еще большей социальной дезадаптации (так называемый «порочный круг вторичного алкоголизма»). Детям из алкогольных семей уже в первые 6 месяцев жизни свойственны негативные паттерны привязанности: низкий эмоциональный ответ, высокий уровень негативного реагирования, редкие позитивные посылы родителям, а в возрасте 18-36 месяцев у них выявляются явные нарушения поведения с эктернализацией и интернализацией конфликта. При этом имеется разница в оказываемом на ребенка влиянии в зависимости от того, кто страдал зависимостью - мать или отец. Алкогольная зависимость у матери, в целом, является более деструктивной, потому что нарушает симбиотические отношения в первые годы жизни, когда закладываются основы личностной адаптации ребенка. В то же время крепкая привязанность к здоровой матери значительно снижает негативное влияние алкоголизма отца. Помимо того, дети в семьях больных алкоголизмом более часто становятся жертвами физического насилия или инцеста, что также является усугубляющим фактором в становлении виктимных личностных особенностей. Доминирующими эмоциональными реакциями у этих детей являются страх и враждебность, которые впоследствии могут становится причиной психосоматических расстройств и химических аддикций.

Алкогольная семья - это семья с контрастными правилами: они либо слишком свободны, либо слишком строги. В такой семье ребенок очень рано начинает понимать, что алкоголизм - это большой секрет семьи, и все плохое, что с ним связано, необходимо скрывать. В действительности, дезорганизацию, вносимую в жизнь алкоголизмом родителей, полностью скрыть никогда не удается. Вся семья, включая детей, пытается играть в игру: «Давайте притворяться, что все хорошо, давайте все плохое спрячем и тем самым защитимся». Ложь пронизывает все внутрисемейные отношения и проникает дальше, захватывая круг друзей, соседей. Дети знают, что люди осуждают пьянство, что пьяницы - плохие родители. Поэтому дети стремятся всеми силами скрыть «позор» семьи. Они не могут откровенно говорить о семье ни с друзьями, ни с учителями. Секретность, увертки, обман становятся обычными компонентами их жизни. Существуют три основных правила или стратегии в семьях с химической зависимостью: «Не говори, не доверяй, не чувствуй».

Феномен положительной брачной ассортативности. Девушки из семей алкоголиков намного чаще выбирают своим мужем также зависимого от алкоголизма мужчину, их число оценивается в 60-70%. Данный феномен называют положительной брачной ассортативностью. Эти женщины выросли в семьях, где игнорирование признаков алкоголизма (отрицание) было привычным, поэтому они не подготовлены к распознаванию соответствующих признаков этой болезни у своих женихов. Их привлекают мужчины, напоминающие им отцов. Модель поведения созависимой матери легко усваивается дочерью. В браке у этих девушек намного больше риск иметь химическую зависимость, или стать созависимыми, крепко вплетаясь в патологическую семейную динамику аддиктивного симбиоза. Под созависмостью при этом следует понимать «психологическую зависимость, подчинение своего Я, своих чувств, ожиданий, убеждений и восприятия реальности состоянию человека, имеющего химическую зависимость». Для подобного функционирования обязательно наличие гиперфункционала и гипофункционала, коммуницирующих по принципу комплиментарности. При этом обычно муж встает на позицию дефектного, слабого, беззащитного человека, а жена – сильная и доминантная. В такой расстановке ролей и происходит одна их самых популярных в таких семьях психологических игр – «Спасатель».

Аутоагрессия у ВДА. Одним из наиболее трагичных финалов подобного рода отношений является суицидальное поведение. Смертность среди лиц, страдающих алкогольной зависимостью, в 4 раза выше, чем в целом в популяции, причем причиной половины смертей является насильственная смерть, в особенности самоубийство. У ВДА также просматривается подобная тенденция, причем чрезмерная уязвимость этих пациентов к разрывам отношений своими корнями уходит в детство - в то время, когда им часто не хватало поддержки родителей. Пережитые разрывы (в силу смерти, развода родителей или их ухода из семьи), наряду с социальными лишениями, алкоголизмом и нередко психическим заболеванием родителей, вносят свой вклад в возникающий недостаток «хороших» объектов для идентификации. Он препятствует развитию высокой самооценки и адекватных стратегий приспособления к жизни. Проблемы с отношениями во взрослой жизни, чреватые угрозой неминуемого разрыва, часто повторяют усвоенные в детстве модели поведения и актуализируют прежние чувства бессилия, безнадежности и злости. В этой ситуации до точки, когда суицидальное поведение становится единственным выходом. Помимо того, для ВДА характерным является и высокий уровень несуицидальной аутоагрессии: частые травмы, самоповреждения, несчастные случаи и пр.

Заключение. Из всего указанного выше становится понятно, что ВДА являются проблемным контингентом пациентов, у которых достоверно чаще встречается широкий спектр психопатологических проявлений: от уровня психологических проблем до психозов и тяжелых химических зависимостей. Не вызывает сомнения тот факт, что данная ситуация связана с их патологической наследственностью: как с врожденными факторами, так и с особенностями воспитания в семьях больных алкогольной зависимостью. И если на генетический путь передачи мы повлиять пока не можем, то психодинамические аспекты вполне досягаемы для коррекции и лечения.

«Дети из алкогольных семей»

психолога СШ № 209 Тихоновой Т.Л.

Введение.

Среди многих факторов, дестабилизирующих семейные отношения, особо разрушительным является злоупотребление алкоголем. Ранее алкоголизм во всем мире рассматривался как проблема индивида, при этом особое внимание уделялось интрапсихическим процессам человека, злоупотребляющего алкоголем, изменению его личности. В настоящее время все больше обращаются к его взаимодействию с ближайшим окружением, прежде всего с семьей.

Результаты зарубежных исследований показали, что у многих людей, близких к ал-коголику, развиваются состояния, напоминающие таковые при алкоголизме.

Многие специалисты считают созависимость хронической болезнью, накладывающей отпечаток на физическое, эмоциональное, психическое и духовное состояние человека, что не позволяет ему быть счастливым в обществе. Поэтому тема алкогольной созависимости является актуальной сегодня и любые исследования в этой области представляют интерес в науке и самой жизни. К сожалению, в нашей стране нет достаточного освещения проблемы алкогольной созависимости, лишь немногие специалисты (психотерапевты, психологи) говорят о сущности алкогольной созависимости и путях её преодоления. Ощущается острая нехватка в информационном просвещении и тем более в оказании помощи людям, живущим с алкоголиком. А ведь рядом с ним страдают по меньшей мере ещё четыре человека. Не имея достаточной информации, человек не может признать себя созависимым, а, следовательно, попросить о помощи.

Семейный психотерапевт М.Битти в своей книге описывает так же шаги выздоровления от алкогольной созависимости. Заслуживают внимания некоторые зарубежных исследования, в которых делается акцент на ущербность детей и внуков алкоголика.Особую ценность имеют публикации специалистов, которые сами имеют алкогольную зависимость или созависимость. Именно они наиболее четко указывают психическое состояние созависимого человека, возможные наиболее приемлемые и действенные пути освобождения. В своих книгах они приводят примеры из собственной жизни, рассказывают о своей практической работе с членами семей, имеющих алкогольную проблему.

Среди отечественных специалистов, работающих с алкогольной проб-лемой можно отметить психотерапевта Кондрашенко, который дает понятие алкогольной созависимости, раскрывая суть аддиктивного поведения.

В. Иванов (4) дает понимание проблемы алкогольной созависимости, её характеристику, раскрывает особенности семей, имеющих эту проблему, и указывает пути её решения.

Ряд психологов предоставляют материалы, раскрывающие психологические особенности и развитие детей, их роли в семьях алкоголиков(Фурманов).

К сожалению, в трудах отечественных специалистов неполностью раскрываются характеристики алкогольно созависимых людей, очень мало разработок по проблеме влияния созависимости на различные стороны жизни (особенно в подростковом возрасте), и почти нет (кроме специальной литературы обществ Ал-Анон) методик, работающих на решение проблемы, оказывающих помощь в оздоровлении. Поскольку, как уже отмечалось, алкогольная созависимость – это проблема людей, живущих рядом с алкоголиком, то правильно было бы предположить, что её наличие может служить фактором на пути становления личности в подростковом возрасте и оказывать влияние на развития личности в любом возрасте.

Откуда берутся алкогольносозависимые дети?

Известно, что жизнь с человеком, злоупотребляющим алкоголем, ложится тяжким бременем на всех членов семьи, которые подвержены стрессам и депривациям, страдают от унижения своего достоинства и нуждаются в помощи. Семья – это нечто большее, чем сумма индивидов. В ней существуют неписаные правила, которые определяют взаимоотношения между членами семьи. Сумма правил и моделей пове-дения, взаимодействия составляют систему семьи. Каждый член этой системы влияет на поведение других членов и испытывает на себе их влияние.

Таким образом, в семьях, где родители злоупотребляют алкоголем, нарушаются все функции семьи: репродуктивная, экономическая, культурная, воспитательная, эмоциональная, психологическая. Если в семьях с нормальными непьющими родителями требования последних к своим детям основываются на твердых жизненных взглядах, а поэтому, имеют постоянный характер по отношению к тем или иным эмоционально-поведенческим проявлениям, то трагедия детей из семей, злоупотребляющих алкоголем, состоит в искажении, словно в кривом зеркале, всей системы человеческих взаимоотношений.

Ущерб, наносимый детям, выросшим в домах алкоголиков, становится всё более очевиден, и привлекает всё большее внимание широкой общественности с помощью средств массовой информации. Вместе с тем наше собственное отрицание проблем приводит к мысли, что негативные последствия являются главным образом результатом совместного проживания с алкоголикам. Взрослые дети алкоголиком, которые сами не стали алкоголиками, являются примерами того, что модели поведения и эмоциональной неуправляемости продолжаются.

В своей книге «Внуки алкоголиков» У.Смит очертил круг главных проблем, с которыми сталкиваются дети алкоголиков:

Трудности во взаимоотношениях

Незнание языка чувств

Низкая самооценка

Большая раздражительность.

Не все дети алкоголиков одинаково оказываются пораженными заболеванием. Как указывает Р.Акерман в своей книге «Дети алкоголиков», это зависит от степени заболевания, типа родителей – алкоголиков и индивидуальной восприимчивости ребёнка. Мы не можем утверждать, что все взрослые дети алкоголиков имеют одни и те же отличительные черты. Но можно высказать предположение, что те, кто вырос в семьях алкоголиков, в своем большинстве воспримут вполне предсказуемые модели и при отсутствии определённого лечения передадут эти модели своим детям в процессе воспитания.

Существует ряд факторов, по которым можно распознать признаки алкогольного неблагополучия в семье, но почти всё, что связано с алкогольной тематикой, имеет тенденцию к мимикрии, т.е. маскируется под что-нибудь другое.

Реакция семьи в процессе её адаптации к факту злоупотребления алкоголем одним из членов могут принимать разные формы. Но в большинстве случаев главный путь адаптации проходит через отрицание членами существующей проблемы. Отрицание – это первейшая и наиболее отличительная особенность семьи, в которой кто-либо злоупотребляет алкоголем. Атмосфера стыда, страха и напряжения царят в ней. В большинстве таких семей есть свои секреты. Главный из них, конечно, сам факт злоупотребления алкоголем. Другими секретами могут быть все негативные проблемы, связанные с этим – драки, издевательства, плохое выполнение родителями своих обязанностей и др. Сокрытие факта злоупотребления алкоголем – вот главный фокус, в котором сходятся все интересы семьи. По мере того как этот факт становится всё более явным, потребность скрывать проблемы всё более возрастает. Тогда семья становится сверхзакрытой системой, сокращая до минимума свои внешние коммуникации, отсекая от себя все источники влияния и помощи извне. Все члены семейного коллектива, включая детей, берут на себя ответственность за поддержание стабильности в нём, изо всех сил стремятся контролировать ситуацию, которая в принципе не может быть контролируемой. Таким образом можно предположить, что утрата самоконтроля приводит впоследствии у сложному переплетению чувства долга и стыда за своё поведение как у человека пьющего так и у его окружения. Психологической защитой от них становиться отрицание проблемы, которое оправдывает продолжение и закрепление вредной привычки и противостоит как возможности помощи извне, так и объективной самооценке.

В семье, в которой один из родителей пьёт, действуют иные правила поведения, чем в обычных семьях. Каких-то универсальных правил поведения не существует: что хорошо, а что плохо определяется от случая к случаю. Всё зависит от физического и эмоционального состояния родителей. Отношения между взрослыми и детьми носят весьма неопределённый характер. Они могут быть то принуждённо открытыми, то авторитарными и приказными.

Жизнь в семье алкоголика непредсказуема. Обещания, данные родителями, часто не выполняются. Сказанное ранее отрицается, у ребёнка может зародиться сомнение в своей памяти. Он приучается никому не доверять, и прежде всего самому себе.

Часто родители не могут сойтись во мнении относительно какого-нибудь решения, сделанного или сказанного. Ссоры, сопутствующие расхождению во мнениях, делают ситуацию ещё хуже. Ребёнок думает, что он является причиной ссоры и боится последствий. Всё это вызывает постоянное чувство неуверенности и страха, от которого некуда скрыться и не у кого найти утешение.

Столь же тягостным, как гнев, может быть родительское безразличие. Успехи ребёнка могут восприниматься как нечто само собой разумеющееся, его попытки вызвать на этом основании родительское внимание и ласку, стать ближе – отвергаются.

Подобное поведение родителей воспринимается ребёнком как крайне оскорбительное и остаётся в душе надолго. Кроме того, деформируется самооценка. В этом случае, пожалуй, основным способом обратить на себя внимание является плохое поведение, вызывающее родительский гнев. Гнев означает хоть какое-то внимание, а это лучше для депривированного ребёнка, чем ничего.

Алкоголизм поражает всю семью. И те люди, которые живут с алкоголиком, сами становятся созависимыми. Р.Сабби: « Созависимость- эмоциональное, психологическое и поведенческое состояние, возникающее в результате того, что человек длительное время подвергался воздействию угнетающих правил, которые препятствовали открытому выражению чувств, а так же открытому обсуждению личностных и межличностных проблем». Э Ларен: « Созависимость – это выученный набор поведенческих форм и дефектов характера самопораженческого свойства, который приводит к снижению способности инициировать и участвовать в любовных взаимоотношениях».

Таким образом, у детей выросших в алкогольных семьях, формируется и развивается «болезнь», называемая алкогольной созависимостью.

Психологические особенности ребёнка из семьи, имеющей алкогольную

проблему.

Многие дети из семей алкоголиков с трудом адаптируются в обществе. Не сложно определить находится ли тот или иной ребенок в изоляции. Возможно, это происходит потому, что такие дети постоянно и по любому поводу пререкаются с товарищами. И только изредка на их лицах можно заметить удовлетворение и радость. Чаще они сосредоточены на том, чтобы контролировать товарищей, комментировать и критиковать их поведение. Из них могут сформироваться люди, отличающиеся нетерпимостью и агрессивностью, вплоть до криминальных наклонностей. Дети из алкогольных семей могут быть так же невероятными тихонями, отстающими в учёбе, играх, всего боящимися, легко поддающимися влиянию. И, напротив, некоторые из детей отличаются тем, что берут на себя ответственность за всё и вся, являясь своего рода «гарантами справедливости», понимаемой в границах присущих возрасту представлений.

Дети из семей, злоупотребляющих алкоголем, могут фантазировать о своем отце. За этим может скрываться чувство вины и стыда как за недостойное поведение отца, так и за те отрицательные эмоции, которые ребенок испытывает по отношению к пьющему родителю. Фантазирование может со временем перерасти в привычку говорить неправду и стать стратегией выживания для таких детей. Ряд исследователей [ 3, 6,7 ] отмечают, что у них может развиваться невроз, который проявляется в виде трудного засыпания, заикания, энуреза.Эти страдания дети тяжело переживают и стремятся скрыть от сверстников. Всё это глубоко травмирует психику ребёнка.

Если в семьях с нормальными непьющими родителями требования последних к своим детям основываются на твёрдых жизненных взглядах, а поэтому имеют постоянный характер по отношению к тем или иным эмоционально-поведенческим проявлениям, то трагедия детей из семей, злоупотребляющих алкоголем, состоит в искажении, словно в кривом зеркале, всей системы человеческих взаимоотношений.

Модели поведения алкогольносозависимых детей описываются следующими характеристиками:

Низкое чувство собственного достоинства

Вытеснение(репрессия)

Контроль действий алкоголика

Отрицание существующих проблем

Легковерие

Обида как способ восприятия реального мира

Агрессивность

Раздражительность, гнев

Состояние гнетущего напряжения, тревожности

Неуверенность в себе

Зависимость

Плохие взаимоотношения

Недостаток доверия

Проблемы секса

Самопожертвование, совершение действий в ущерб себе

Ряд специалистов [ 2,3,7 ] рассматривают типологию ролей, принимаемых на себя детьми, воспитывающимися в алкогольной семье, например «герой семьи», «козёл отпущения», « тихоня», «любимец семьи» (см. таблицу 1).

Мной было проведено исследование по теме влияния алкогольной созависимости на формирование типов межличностных отношений в юношеском возрасте. Привожу результаты.

В основе психологических тенденций поведения у юношей и девушек из алкогольных семей лежат подчинение и альтруизм. Большинство из них склонны к самоуничижению, ставят себя на последнее место, принимают на себя вину, часто не имеют собственное мнение, послушно и честно выполняют свои обязанности.

Педагогам и психологам, ознакомившимся с психологическими особенностями детей из алкогольных семей необходимо учитывать факт наличия алкогольной проблемы в семье ребёнка, применять индивидуальный подход к таким детям, оказывать им эмоционально-психологическую поддержку и необходимую педагогическую и психологическую помощь.

По результатам проведённого мной исследования и анализа литературы можно сделать следующие выводы: детям с алкогольной созависимостью необходима помощь с целью:

1) Разъяснения того факта, что алкоголизм – это болезнь, поражающая всю семью.

2) Освобождения от контроля за родителями и ответственности за их поступки.

3) Научиться обнаруживать, распознавать и выражать свои чувства. Это – выполнение упражнений, задача которых научиться называть и определять возникающие чувства и эмоции.

4) Развития уважения к себе. Работа с детьми алкоголиков в этом направлении основана на психотерапии, опирающейся на искусство. Это так же участие в играх, предназначенных для эмоционального развития.

5) Обретение жизненно-необходимых навыков.

6) Освобождение от чувства страха, вины и стыда.

7) Принятие ответственности за свою жизнь на себя.

8) Обретение веры и надежды, что перемены возможны.

Заключение

Семейные отношения могут оказывать влияние на выбор типов отношений ребёнка с окружающими людьми. Алкогольная созависимость является фактором, влияющим на развитие личности и установление межличностных отношений. С детьми из алкокогольных семей необходима целенаправленная работа со стороны педагогов и пси-хологов по оказанию помощи в преодолении алкогольной созависимости.

Целесообразно так же проводить дальнейшие исследования в этой области, в частности, влияния алкогольной созависимости на формирование структуры личности.

Список использованных источников.

Смит У. Внуки алкоголиков. М.,1991

Войдыло Э. Учиться прщать.АркА,1997.

Спиккард А. Страсть к спиртному.-Минск, 1998

Иванов В. Трезво жить не запретишь.-Минск,1999

Битти М. Алкоголик в семье или преодоление созависимости.-М.,1997

Москаленко В.Д. Дети больных алкоголизмом.-М.,1990.

Фурманов И.А. Аладьин А.А. Психологические особенности детей, лишённых родительского попечительства.- Минск,1999

Когда в семье появляется пьющий человек, то каждый из ее членов страдает от его действий, об этом не понаслышке знают взрослые дети алкоголиков, в свое время ставшие невольными свидетелями домашнего пьянства. Каждый человек, столкнувшийся с алкоголизмом, знает, что это губительное пристрастие отравляет не только физическое здоровье, но и разрушает личные взаимоотношения с родными людьми.

Семьи, в которых родители имеют пристрастие к выпивке, как правило, нельзя назвать благополучными. В них процветает насилие и нарушение психоэмоциональной атмосферы. Дети, растущие в такой атмосфере, зачастую становятся не только свидетелями алкоголизма родителей, но и жертвами их пьяных выходок и капризов. Многие из таких детей имеют психологические проблемы во взрослой жизни, которые мешают им строить отношения с другими людьми и личностно развиваться.

Книга Джанет Войтиц

В 80-х годах прошлого столетия была выпущена книга Джанет Войтиц, в которой было подробно описано психоэмоциональное состояние повзрослевших детей пьющих родителей, особенности их поведения и склонность к регулярному употреблению спиртных напитков.

Зачастую взрослые дети алкоголиков страдают от психологических травм, перенесенных в детстве на фоне пьянства отца или матери.

В большинстве случаев, от посторонних принято скрывать семейные проблемы, связанные с употреблением спиртных напитков. Такая скрытность имеет под собой несколько оснований:


Детям пьяниц часто приходится самостоятельно заботится о себе с малолетства. Мать и отец не уделяют времени на их воспитание. Если они выпивают вместе, то все их внимание приковано к бутылке. Если же алкозависимостью страдает один из родителей, то второй занят активной борьбой с «зленым змием» и не может уделять достаточное количество времени собственным детям.

Зачастую, подросток, растущий в неблагополучной семье, и сам рано начинает употреблять спиртное. Это связано не с генетической предрасположенностью, а с желанием быть замеченным собственными родителями, погрузившись в алкоголизм вместе с ними.

Кто такие «взрослые дети алкоголиков»?

По мере взросления у людей, выросших с пьющими родителями, формируются определенные особенности характера, которые предопределяют их взрослую жизнь. Даже если они станут приверженцами трезвого образа жизни, детские воспоминания, связанные с алкоголизмом, останутся в памяти.

Психологическая помощь семье, переживающей развод, определяется ди­намикой самого процесса и может принимать различные формы: П индивидуальное консультирование (терапия); О супружеское консультирование (терапия); □ групповая терапия для разводящихся супругов и детей; О семейное консультирование (терапия).

22. К особому типу проблемной семьи следует отнести семью, где мать и (или) отец злоупотребляют алкоголем. Развитие детей, живущих в «алкогольной семье», протекает с тяжелыми психическими отклонениями. Дети характеризуются синдромом «педагогической запущенности», заниженной самооценкой, часто пребывают в состоянии депрессии, страха и горя. Белорусские ученые И. А. Фурманов, А. А. Аладьин, Н.В. Фурманова, занимающиеся проблемами подобных семей, отмечают, что ребенок может выбрать ту или иную стратегию адаптации в семье алкоголиков. Эта адаптация осуществляется в виде одной из ниже перечисленных ролей, взятых на себя ребенком. «Ужасный ребенок». Такие дети ведут себя вызывающе и заставляют обращать на себя внимание, создавая эмоционально-напряженные ситуации. «Псевдородитель». Ребенок начинает брать на себя большую часть ответственности за семью, выполняя функции родителей. Как бы тяжело ни напрягались такие дети (убирая квартиру, приготовляя еду, зарабатывая деньги), пробуя сохранить семью, они все равно обладают заниженной самооценкой

«Шут гороховый». В целях избавления от стресса ребенок может начинать все и всех вы-смеивать. Со временем к таким перестают относиться всерьез, поэтому они испытывают трудности в установлении глубоких контактов с другими людьми. «Человек-невидимка». Выбор такой роли позволяет ребенку не привлекать к себе внимание пьющих родителей. Он может тихо сидеть в углу или своей комнате, стремясь не мешать взрослым заниматься своими делами, превращаясь в «пустое место».

«Больной». Выбор этой роли может быть обусловлен как реальным хроническим заболева-нием ребенка, так и соматизацией психологических проблем. Болезнь позволяет ребенку переключить внимание родителей на него

В целом, «алкогольные семьи» отличаются редукцией родительских обязанностей мужа и жены, сужением круга интересов и контактов с социальным окружением, поверхностностью эмоционального взаимодействия, отсутствием временной перспективы. У детей алкоголиков часто возникает ощущение собственной ненужности (несформированное базовое доверие к миру) и чувство безысходной тоски по лучшей жизни в лучшей семье.

23.Психология ребёнка из алкогольной семьи.

Дети пьющих родителей составляют генетическую группу риска по заболеваемости алкоголизмом и наркоманией. Дети из алкогольных семей несут в себе комплекс психологических проблем, связанных с определёнными правилами и ролевыми установками такой семьи, что тоже ведёт к вероятности попасть в группу социального риска. Ребёнок, чтобы выжить в алкогольной семье, неизбежно усваивает дезадаптивные формы поведения. Но пожалуй, самыми уязвимыми дети становятся в подростковом возрасте. Подросток не только глубоко переживает трагедию обусловленную пьянством родителей, но и часто сам пытается найти в алкоголе ключ к решению семейных проблем. Вследствие этого довольно быстро и остро протекает процесс разрушения, деградации его личности. Подросток становится грубым, чёрствым, злобным по отношению к самым близким ему людям. Его эмоциональное развитие резко тормозится, появляется равнодушие, опустошённость, нарастает вялость, нежелание что-то делать, к чему-то стремиться, рождается агрессивность, склонность к антиобщественным, немотивированным поступкам.

Важнейшие особенности процесса взросления детей из алкогольных семей заключаются в том, что:дети вырастают с убеждением, что мир – это небезопасное место и доверять людям нельзя;

дети вынуждены скрывать свои истинные чувства и переживания, чтобы быть принятыми взрослыми;

дети чувствуют эмоциональное отвержение взрослых, когда по неосмотрительности допускают ошибки, когда не оправдывают ожидания взрослых, когда открыто проявляют свои чувства и потребности;

дети, особенно старшие в семье, вынужденно берут на себя ответственность за поведение других людей. Их часто осуждают за действия и чувства их родителей;

родители не разделяют чувств и не одобряют поведения ребёнка, осуждение его поступков формирует отрицательную оценку его личности в целом;

дети чувствуют себя заброшенными;

родители могут не воспринимать ребёнка как отдельное существо, обладающее своей собственной ценностью;

самооценка родителей может зависеть от поведения ребёнка;

чувства, которые когда-то возникли у ребёнка в семье, становятся движущими силами в его дальнейшей жизни. Это страх, вина, обида, злость.

24. Попустительский стиль семейного воспитания Родители с самого раннего возраста предоставляют ребенку полную бесконтрольную свободу действий. Взрослые в таких семьях очень часто заняты собой, своими делами, друзьями, своей работой. Их мало волнует душевное состояние ребенка, они безразличны к его потребностям и запросам. А иногда просто не считают нужным обращать на них внимание. Непоследовательно и неумело родители используют методы наказания и поощрения. Главный метод воспитания в такой семье - кнут и пряник. Состязательный стиль семейного воспитания При состязательном стиле семейного воспитания с раннего возраста родители ищут в действиях своего ребенка нечто выдающееся и необычное. Активность самого ребенка постоянно поощряется. В своей любви к ребенку родители порой не обращают внимание на человеческие качества малыша. В результате такого воспитания формируется поисковый социально - психологический тип личности ребенкаОсобое внимание требует формирование культуры общения с взрослыми и сверстниками, развитие умений слушать и слышать не только себя, но и других людей. Рассудительный стиль семейного воспитания Родители с самого раннего детства предоставляют ребенку полную свободу действий, дают ему возможность приобретать личный опыт путем собственных проб и ошибок. Из своего педагогического арсенала они исключают окрики и упреки. Родители ребенка считают, что его активность должна находить естественный выход. Они уверены, что ребенка нельзя поощрять за то, что он делает с удовольствием. В Воспитании ребенка они не пользуются принудительными мерами и физическими наказаниями. У родителей и детей складываются теплые и добрые взаимоотношения. В результате такого стиля семейного воспитания формируется сенситивный социально - психологический тип личности. Дети в таких семьях вырастают любознательными и активными. Иногда детям из таких семей очень трудно приспосабливаться к школе, если педагоги авторитарного стиля.