Полисная государственность. Что такое Полис? Значение слова polis, исторический словарь

Греция в древности – это не одно целое государство в понимании современников. Античная страна состояла из полисов – городов-государств. Они были самостоятельными единицами, считающими себя независимыми, но если нужно было объединиться против внешнего врага, союзники вмиг приходили на помощь друг другу.

Особая форма организации экономики, права и политических отношений
Любой из полисов состоял из городской застройки и территории, окружающую ее. Это были поля сельхозугодий, пастбища, фермы. Их называли «хоры». Возникли эти мини-государства, согласно уникальному складу политических, экономических и правовых взглядов эллинов. Сначала они боролись с пережитками первобытного строя с родовыми порядками. После, в результате роста товарно-денежных отношений и разделения ремесел, земледельческих предпочтений, социальной борьбы возникли обособленные общины.
С экономической точки зрения собственность земледельцев принадлежала одновременно и общине и имела частный характер. Причем частная собственность определялась лишь для полноправных представителей полисов, которые обязаны своему происхождению. Таких жителей было немного, остальные же слыли неполноправными. Среди них:

  1. Абсолютно бесправные рабы.
  2. Ремесленники.
  3. Свободные торговцы.
  4. Имеющие мало прав представители этносов и иноземцы.

Зажиточные граждане города-государства наделялись не только правом частной собственности, владением земель, но и имели рабов. За несение государственной службы и исполнение своей воинской обязанности, жителям полисов платили жалование.
Если требовалось, на защиту полисов вставали все жители в возрасте от 17 до 65 лет. Сколько бы их ни было, в военное время они представляли народное ополчение. В него входили все, независимо от социального статуса и достатка. Только богачи выполняли более высокие задачи: руководили пешими отрядами, обладающими отличным вооружением. Более бедные представители зажиточных сообществ могли главенствовать лишь над не очень хорошо вооруженными солдатами.
Каждый житель полиса был патриотом своей Родины. В городах-государствах царила особая идеология. В политическом смысле эти государства объединяло одно: правительство состояло из представителей общественности – «апелла». Туда же входили полноправные жители полисов, составлявшие ареопаг или сенат. Были и выборные должности.

Это «магистраты». Политический строй каждого полиса можно приравнять к демократическому, поскольку государством правило народное собрание. Впрочем, были полисы, которые внедрили у себя олигархический или даже тиранический вид управления. Таковой была Спарта. А вот Афины практически во все времена оставались демократическими, даже будучи под гнетом и в полном разрушении.

Что же касается экономики, тут главенствующую роль играли территории, количество плодородных земель и скота. Кроме этого, прекрасные отношения между фермерами, торговцами и ремесленниками делали экономику полиса более крепкой, от чего государство приобретало большую независимость и влияние на общей политической арене. Таковым полисом можно считать Спарту. А вот Коринф, который не имел столь богатой хоры, относился скорее к ремесленным и торговым разновидностям экономического строя.

В свое время полисы претерпевали кризис. К примеру, когда был сильно развит институт частной собственности, часть владельцев земель становилась совсем бедной, или вовсе разорялась. Такое положение дел характерно для периода 5 в. до н.э. Он продолжался примерно столетие.

Драконовские методы и реформы Солона

Таковыми называли способы правления некого императора Дракона. Он издал свод законодательных актов, которые отличались сверх жестокостью. Удалось сохранить лишь некоторые названия, суть которых и так понятна. Среди драконовских методов:

  1. Полный патриархат.
  2. Законность рабства с долговой порукой.
  3. Возможность неминуемой кровной мести.
  4. Очень высокая ставка налога на имущество.

Совет, который по сути правил Афинами, состоял из 400 полноправных граждан. Они наделялись правом носить оружие.
После был и еще один важный период в жизни Греции – действие нового законодательства Солона. Этому способствовали довольно революционные настроения среди общественников. Они практически открыто выступили против родовой аристократии. Этому же примеру последовали зажиточные торговцы, промышленники. Переворот случился в 7 в. до н.э. Конечно, это больше было похоже на банальную борьбу за власть и стремление к лучшей жизни определенных слоев населения. Как всегда, в проигрыше оставались низы.
В итоге борьба привела к выходу на политическую арену Солона. Его избрали архоном и наделили исключительными и уникальными полномочиями. Соответственно, этот правитель благоволил родовой аристократии. Отличительной чертой нововведений Солона стала реформа долгового рабства. Все обязательства по долгам аннулировали. Людей, находящихся в кабале, освободили, а тех, кого успели продать в другие страны, вернули на Родину.
Новый правитель разделил жителей на несколько разрядов, в зависимости от их достатка и общественного статуса, вплоть до низшего слоя. Представители первых 3 разрядов имели право назначаться на государственные должности. Самые высшие из них занимали перворазрядники. Четвертый тип сообщества входил лишь в народное собрание.
В каждом полисе действовал «Совет 400». Собрания проходили ежегодно. В представительство входили по сотне человек каждого племени. Солон образовал и суд, который можно было считать народным, поскольку в него входили члены всех 4 разрядов. Так родовой строй был сохранен, а филы (4 разряда) населили Афины и другие полисы. Такой государственный порядок сохранялся в течение 30 лет.

Деятельность Клисфена

Если рассматривать жизнь полисов на примере Афин, допустимо говорить, что практически все города-государства шли по аналогичному пути. Каждый народ протестовал против диктатуры, тирании. Клисфен – довольно знатный житель Греции, возглавил одно из направлений народничества, которое выступало против тиранов. В результате, став успешным политиком, этот деятель захватил власть.
Так, родовой строй в Греции был практически ликвидирован. Этот период датирован 500 гг. до н.э. Деление населения велось не по классам и экономической составляющей, а по территориям. Филы были ликвидированы. Они превратились в территориальные филы. Их стало 10. В каждую из них входило по 3 территории. В составе населения была всего 1 треть сельчан, остальные – жители городов. Также были образованы демы – это еще меньшие единицы трети фил. Каждую дему возглавлял староста.


По количеству жителей и сословному составу полисы значительно отличались. Самым крупным из них была Спарта. На территории более 8000 квадратных километров жили свыше 200 тысяч человек.
Следующая по количественному составу – Аттика. Афины имели площадь всего 2,5 км2, но практически такое же население, как в Спарте – порядка 150-170 тысяч.
Были города-государства, которые располагались всего лишь на 40 км2, а население их - несколько сотен человек. В среднем территории полисов в Греции составляли до 200 км2, которые населяли 15 тысяч жителей. Полноправными воинами могли быть лишь 1-2 тысячи.
Так сложилось, что полисы были весьма идентичны по политическому устройству. Народное собрание характеризовало каждый из городов-государств. Люди принимали итоговые решения, независимо от того, к чему их склоняли правители или олигархи. Так граждане управляли своим государством-полисом.
Полисы – это уникальные единицы, известные на весь мир своими самобытными традициями. Такие города-государства существовали лишь в Греческом обществе. И сейчас Греция разделена на провинции, но при этом она является уже единым государством.
В полисах во все времена уважали мнение большинства. Определенный вес имели и владельцы большого количества земель и обширного хозяйства. Перевороты и чуть ли не революционные события никак не влияли на установившийся порядок. Города–государства существовали довольно долго, укоренившись в сознании политиков и простых людей.

    В V в. до н.э. Дион, благодаря своей культовой принадлежности особо почитаемым в этих краях Зевсу и Музам, стал второй столицей Древней Македонии. Царь Архелай сделал его культурным центром, сравнимым по значению с главными жемчужинами Греции – Дельфами и Олимпией, – и совместившим в себе исключительность обоих.

    Парнас-священная гора!

    В данной статье речь пойдет о священном месте для любого эллина античных времен – о горе Парнас. Древние греки считали, что «пуп земли» (по-гречески «ὀμφᾰλόςγῆς» – «средоточие Земли»)находится всего лишь в 150-ти километрах от Афин в Фокидеа склонах горы Парнас. На склонах этой горы располагалось знаменитое Дельфийское святилище, которое считалось центром всего панэллинского мира.

    Кносский дворец.Крит

    Кносский дворец, или правильнее Кнос, самая известная греческая достопримечательность, которой больше четырех тысяч лет. Находится она недалеко от столицы острова Крит Ираклиона. Это кажется невероятным, но легендарный дворец с мифическим существом Минотавром был открыт всего сто лет назад, а до этого момента были лишь только подозрения о существовании на этом месте античного памятника архитектуры.

    Остров Скиатос

    Остров Скиатос(в переводе с греческого «Тень Афона») – это небольшой остров (49 км.2), который является самым западным островом архипелага Северные Спорады. Омывается остров Эгейским морем и насчитывает более 60-ти пляжей на любой вкус: от больших и людных до диких и нетронутых цивилизацией.


Ибо хорошо управляемый город есть величайший оплот; в нём всё заключается и, пока он сохраняется, всё цело, а погибает он, и всё гибнет.

Вообще, πόλις - это просто «город» с греческого. Однако города древней Греции значительно отличались от всех прочих городов все других времён. Наиболее они схожи разве что с городами Италии времён Возрождения.

Полисы появились после Тёмных веков Древнего мира. Когда-то в Греции существовала очень развитая крито-минойская цивилизация, но она развивалась скорее в азиатском направлении. Это было мирное общество с матриархатом, где доминировали искусства, торговля и мореходство. Оно пало под натиском вторгающихся ахейцев, которые были неграмотны, зато были воинственны и обладали крепким бронзовым оружием. Цивилизация разрушилась, практически вернулось первобытное состояние. Ахейцы верили, что эти огромные постройки явно соорудили боги.

Однако деградация Греции в итоге позволила зародиться такому уникальному явлению, катим являются полисы. Это были города-государства, но форма устройства у них была уникальной. Существовала крупная масса граждан, которые могли влиять на политическую жизнь общества. Кроме них в полисе жили свободные неграждане, которые обладали чуть меньшими правами - не голосовали, но и не несли военную службу, в остальном же всё у них было то же - они владели землёй, их защищали законы. Наконец, в полисах жили рабы, у которых прав не было.

Хотя сперва в полисах правили цари, их вскоре заменило олигархическое правление. Олигархи, видя, что граждане вот-вот начнут требовать власти для себя, возглавили их; олигархии кое-где стали властью царей и геронтов (Спарта), где-то стали полноценными демократиями (Афины).

Признаки, которые должны быть у города, чтобы он мог называться полисом:

Независимость, самоуправление (город-государство);
Агора - большое открытое пространство, расположенное в центре города, где люди встречаются для общения и торговли.
Акрополь - крепость, в которой вместо храма находится дворец или зал собраний.
город должен быть составлен по плану Гипподама Милетского: множество зданий для публичных встреч, храмов, а также домов, выстроенных, согласно канонам греческой архитектуры;
Храмы и алтари, священные места, посвящённые покровителю (или нескольким) города (например, Афине в Афинах); священники не должны формировать церковь или иметь особенные права, но быть просто рядовыми членами общества;
Гимнасии, школы, где учатся премудростям и занимаются гимнастикой;
Театры;
Стены, выстроенные вокруг города;
уникальные монеты, выковываемые самим городом;
колонии, основываемые городом;
активная политическая жизнь;
публичное освящение государственных дел: оглашение принятых законов, декретов, расходов;
поглощение городом прилегающих деревень и пригородов;
расслоение на классы: граждан, свободных неграждан, приезжих, рабов;

Рабство было очень важно в полисах. Оно, однако, тормозило развитие наук: зачем изобретать вентилятор, если раб может стоять и махать опахалом? Греки, однако, не могли стать рабами, по крайней мере, с какого-то момента; туда был открыт путь только варварам.

Полисы бывают разные: Лакедемон, Спарта(аграрные полисы) и Афины(торгово-земледельческий) как представители двух основных направлений -крупные полисы. Самый маленький- фокидский полис Панопей (на границе с Беотией). Полис – это гражданская община с античной формой собственности. Идеальный полис (Платон, Аристотель) – это утопия. В самом полисе уже заложены предпосылки к его кризису.

Пути возникновения. Синойкизм, завоевание, колонизация.

Территория и население. Классический Полис должен был быть такого размера, чтобы его легко можно было защитить, чтобы им легко можно было управлять (прямая демократия!). Желателен доступ к морю и наличие удобных дорог. Среднестатистический полис имел территорию 100–200 км2, население 5-10 тыс. чел. (из них 1-2 тыс. – полноправные мужчины). В центре города – народное собрание, агора, храмы. Вокруг полиса – хора. В случае опасности ее жители укрываются за стенами полиса (если они есть).

Социум. Все знают друг друга в лицо, место в фаланге соответствует месту в обществе. Три основных класса: господствующая верхушка(крупные землевладельцы, собственники больших мастерских, торговых кораблей, солидных денежных сумм, пускаемых в рост), свободные мелкие производители(осн масса населения)(земледельцев (в Афинах они назывались зевгитами и фетами), а также ремесленного и торгового люда, добывающего пропитание собственным трудом), рабы и зависимые работники самых различных категорий. Рабов в VI в. до н. э. было немного, труд рабов применялся лишь в крупных поместьях и ремесленных мастерских, их роль в греческих полисах VI в. до н. э. была небольшой.

Экономика. В классическом полисе основное занятие – земледелие. В силу природных условий сельское хозяйство включало несколько отраслей: хлебопашество, виноградарство, оливководство, огородничество-садоводство и скотоводство. Виноградарство, оливководство и огородничество требовали значительных затрат труда и материальных средств и потому нуждались в использовании труда рабов. Есть и торговля. Чем больше она развивается, тем больше рабов. Многие греческие полисы из-за малых размеров не имели на своей территории достаточного количества необходимых металлов (железа, меди, бронзы), строевого леса и других видов сырья. Поэтому возникала необходимость их приобретения в других местах. Товарные отношения, торговый обмен стали одной из основ всей хозяйственной жизни полиса.

Политика. Греческий полис имел республиканское устройство. Верховная власть принадлежала Народному собранию, которое состояло в принципе из всех полноправных граждан. Народное собрание управляло полисом совместно с Советом и должностными лицами, избираемыми на определенный срок (как правило, на один год). Постоянного государственного аппарата, за исключением малочисленного штата технических служащих, не существовало. Повторное переизбрание на одну и ту же должность, как правило, не допускалось. Должностные лица после истечения срока их пребывания в должности отчитывались перед Народным собранием или его органами. Домирующее значение Народного собрания и Совета воплощало главный принцип политического мышления древних греков: право участия в управлении всего гражданского коллектива. Право на решение дел своего полиса, государственное управление рассматривалось как одно из важнейших прав гражданина.

Гражданство. Четкое разделение на граждан и неграждан (метеков). Гражданин – это коренной житель, владеющий наследственным земельным участком, участвующий в народных собраниях и в народном ополчении (триада «гражданин-землепользователь-гоплит»). Прибывшие на жительство из других греческих городов, даже из соседнего полиса, расположенного в нескольких километрах, не могли входить в состав граждан и составляли особое сословие метеков, неграждан. Потеря земельного участка могла привести к лишению гражданских прав и выбыванию из гражданского коллектива. В каждом полисе существовал резервный фонд, так называемый ager publicus (общественное поле), из которого могли нарезать новые участки для наделения ими потерявших землю граждан. В состав агер публикус входили также неудобья, болота, карьеры, речные поймы, леса, угодья, которые находились в пользовании всего коллектива полиса. Владение земельным участком рассматривалось как главная гарантия выполнения гражданином своих обязанностей перед полисом, перед всем гражданским коллективом. Своими земельными участками граждане полисов владели как собственники с правом полной хозяйственной самостоятельности вплоть до продажи участка, однако возможности продажи земли были ограничены. На богатых граждан налагались так называемые литургии, т. е. обязанность тратить часть своих средств на общественные нужды (поставка кораблей, устройство общественных празднеств и др.). Общественное мнение осуждало граждан, занимающихся накоплением богатств, ведущих праздный образ жизни. Напротив, достойным гражданином считался среднезажиточный земледелец, который заботливо ведет свое хозяйство, ревностно выполняет все гражданские обязанности, является умелым и доблестным защитником своего полиса, неся службу в гоплитах. Гражданство в античном полисе – это не подчинение государству, а участие в нем. Профанация гражданства – первый признак кризиса полиса.

Менталитет. Главная ценность – свобода. Полис – это такой же ойкос общины, как космос – ойкос Зевса (принцип подобия). Полис, по мнению греков, отличал их от варваров. Осуждение накопительства (ничто сверх меры). Коллективное отправление культа. Полисные праздники. Патриотизм: в любом другом полисе гражданин данного полиса – метек => держится за свой полис, любит его.

10. Первое десятилетие греко-персидских войн. Предпосылки к войне. Дарий I рядом реформ устаканил общество. Огромные богатства, территория, армия. По сравнению с Персией Греция – лилипут. Вместе с тем – соблазнительный кусок, т.к. завоевав Грецию можно получить контроль над Эгейским морем. В 540-530 захвачены М. Азийские полисы. Поначалу лояльная политика, но при Дарии – ужесточение => Милетское (ионийское) восстание. Ионийское восстание (500-494). Началось с Милета (Аристагор). Все побережье. Обратились за помощью в Балканскую Грецию. Откликнулись только Афины, да и то 20 судов. Взятие Сард. Победа над финикийцами при Кипре. 495 – поражение при о. Лада. 494 – взятие Милета и подавление восстания.

Поход Мардония (492-490). Повод – помощь Афин М. Азийским городам. В Греции – страх и растерянность. Программа минимум – Фракия и сев. побережье. Если все пойдет хорошо, то и дальше. 492 – переправа через Геллеспонт. Буря около м. Афон и гибель персидского флота. Возвращение назад. Поход неудачен, но персы имеют плацдарм в Эгеиде.

Поход Датиса и Артаферна (490). С ними Гиппий. 491 – дипломатия: во все полисы – персидские послы с требованием «земли и воды». Фессалия и Беотия дали, Аргос – нейтралитет, остальные – против. Тогда поход. Смело: переправа не каботажная, а прямо через море. Высадка на Эвбее, разгром Эретрии, затем – Марафон (видимо, по совету Гиппия). В Афинах – споры, наступать или обороняться? Мильтиад: наступать. 12 сентября 490 – сражение. У персов – конница и лучники, атака лавой => засеки, узкое место, фаланга держит фланги, разделение ее на 3 части. Сначала сколько могли держали удар лучников, последние 100 м – бегом. Победа. Персов можно бить!

Первый Афинский морской союз и Афинская архэ. Деятельность Перикла.

Статика.Первый АМС. 2 периода его существования: Делосская симмахия (478-455) и Афинская архэ (455-404).

Форос. Централизованная система. Платится не кораблями и солдатами, а $ => в распоряжении Афин 460-600 талантов в год. 427 размер фороса удвоен в связи с Пелопоннесской войной. Размер фороса в зависимости от возможностей полиса. 5 округов, во гл. каждого – епископ и 2 помощника. Сначала хранился на Делосе, 454 перенесен в Парфенон.

Унификация мер и весов. Единая монета. Пирей как основной торговый терминал всего союза.

Клерухии. Группа афинских граждан из низших слоев населения выселяется на территорию союзного города. Результат: снятие социальной напряженности в Афинах и еще один оплот демократии и афинского влияния в союзных городах.

Афины. Постепенно Афины – не только гегемон, но и почти столица (империализм – одна из причин кризиса полиса). Большая часть союзников не возражает. Поддержка Афинами демократических порядков в полисах Архэ (Самос 440 – свержение олигархии). Весь суд – в афинской гелиее.

Динамика. Создание Делосской симмахии. 481 был создан общегреческий антиперсидский союз. После первых побед (480-479) возникли разногласия Афин и Спарты. Спарта вышла из союза, а оставшиеся начали собираться вокруг Афин. На о. Делос собрались представители всех заинтересованных в войне полисов и создали Делосскую симмахию. Формально это союз равных, но с самого начала выделились Афины.

Рост афино-спартанских противоречий => Фемистокл строит Длинные стены (461-404, 393 восстановлены). Ими город связывается с портом и с Фалероном => можно выдержать практически любую осаду, т.к. всегда остается возможность для эвакуации и бесперебойого снабжения.

Рост авторитета Фемистокла => он несовместим с демократией => 471 Ф. подвергается остракизму (живет при дворе Ксеркса). На его место – Кимон Мильтиадович. Затем – Перикл 463 осудил его, поддержал реформы Эфиальта.

Расширение Делосской симмахии. Сначала во Фракию и на оставшиеся Киклады. Очистка акватории Эгейского моря от персов и пиратов. Битва при Эвримедонте (469): сначала удар по персидскому флоту, затем по пехоте, затем по финикийской эскадре. Богатая добыча (одних рабов 20 000) => ряд построек в Афинах. К 430 в составе Архэ уже ок. 200 полисов, т.е. подавляющее большинство. Большая часть – торгово-ремесленные, демократические. Первые попытки выхода из Д. симмахии. Наксос (469), Фасос (465), Халкида (446). Пресечены с жестокостью (срыты стены, штраф, присяга, замена олигархического правления демократическим).

Отношения с Пелопоннесским союзом. Почти чразу сильно ухудшаются. Доходит до войны с отдельными членами ПС (Коринф, Эпидавр, Дорида). В 457 вмешивается Спарта, сначала – успешно (Танагринское сражение 57 года). Потом отстраняются, зато вмешиваются персы, препятствуя усилению А. => до 47 перевес скорее у афинян. Но потом – перелом, их изгоняют с Кипра, А. Отдают все завоевания => 445 – 30-ти летний мир со Спартой, поделены сферы влияния. 440-430 – обострение противоречий. Провал общегреческого конгресса в Афинах 449.

Понт Эвксинский. 430-е – распространение власти Архэ сюда. Логично, т.к. большинство причерноморских колоний ионийские, а большинство монийских полисов уже в составе Архэ. Понтийская экспедиция Перикла. Синопа, Амис, Аполлония, Нимфей, Ольвия. Ключевые полисы т.о. входят в Архэ. Великая Греция. Очень развитые полисы. Соблазнительная перспектива объединить в Архэ почти все Средизменоморье. Кроме того – палка Пелопоннесскому союзу. 435 в Архэ входит Керкира, а это основной терминал связи с Сицилией. 443 – основание Фурий (Геродот), оплота Афин в ВГ. Затем союзы с Регием и Леонтинами. Сиракузы – оплот Спарты в ВГ. Объежиняет антиафинские полисы и сводит влияние Афин в ВГ на нет. Перикл. Родился 495. Хорошо образован. В большом футболе с 463 (поддержал Эфиальта против Кимона). 444-429 – первый стратег. Нонсенс, т.к. годичность магистратур – один из основных приницпов демократии. Умер от чумы в Афинах 429. Знатного рода (Алкмеонид, сын Ксантиппа). Укреплял значимость Афин. Дал нижним и средним слоям реальную власть. Инициатор денежных раздач и оплачиваемости буле и гелиеи. Ограничил афинское гражданство.

11. Экономика Греции в V - IV вв. до н.э. Проблемы товарного производства в Греции.

1. Общая тенденция. Военные потребности (флот, доспехи, фортификация) вызвали развитие ремесла и общий технический прогресс. Расширение экономического пространства Греции после победы в Греко-персидских войнах. Завоевано много золота и рабов. Из всего этого – подъем экономики и усиление рабовладения.

2. В связи с этим ведущие полисы в V-IV в. – торгово-ремесленные. Яркий пример, подкрепленный хорошими источниками, - Афины.

3. Сельское хозяйство.

3.1. Основные производительные ячейки.

Небольшой участок (3-5 га), принадлежащий гражданину полиса, возделываемый силами его семьи и 1-2 рабов. Слабая связь с рынком, удоволетворение нужд одной семьи. Поместье (15-25 га), возделываемое рабами (15-25 чел.). Ориентировка прежде всего на рынок. Свидетельство распространения таких поместий в Греции IV в. – «Экономика» Ксенофонта.

Земледелие. Хоть полис и торгово-ремесленный, земледелие все равно не очень важно. Выращивают зерновые культуры, оливки, виноград, садово-огородные культуры. Из зерновых в силу неплодородности почвы, неразвитости с/х инвентаря и отсутствия удобрений – не пшеница, а более неприхотливый ячмень. Его все равно не хватает => зерновая проблема. Особые высоты в виноградарстве, виноделии и выращивании оливок. Все эти работы трудоемки => нужно много рабов. Скотоводство. Не играет особой роли, т.к. нет достаточного пространства, да и средиземноморская пищевая парадигма позволяет обходиться без мяса. Выращивают в основном овец (для шерсти) и тягловых.

4. Ремесло. Им занимаются в основном метеки, жители хоры и рабы. Сырье не всегда есть рядом => торговля или война. Война => особенное развитие металлургии. Добыча полезных ископаемых шахтно-штрековым методом особенно трудоемка, поэтому здесь работают рабы. Некоторые районы Греции были особенно богаты полезными ископаемыми: Лаконика - железной рудой, Южная Аттика - железной рудой и серебром, Эвбея - железной рудой и медью. Одной из самых богатых была область Пангея на северном побережье Эгейского моря, где активно разрабатывались залежи железной руды, меди, олова, золота, серебра. Этот район не случайно стал предметом ожесточенной борьбы ведущих полисов Греции У-IV вв. до н. э. Необходимый для строительства кораблей лес рос в горах Македонии, в окрестностях Синопы и Амиса (Южное Причерноморье) и в области Киликия в северо-восточной части Средиземного моря. Затем – сыродутная обработка и проковывание железной заготовки в кузнице. Искусные греческие кузнецы, применяя различные приемы обработки железа, могли получать твердую сталь, которая была необходима для изготовления оружия (мечи, наконечники копий и др.) и орудий труда (например, лемехи, столярный инструмент и др.). Об успехах греческой металлургии говорит наличие нескольких разновидностей стали: самыми известными были лаконская, лидийская, синопская, халибская. Медь и бронза также не выходят из оборота. Shit Ахилла. Керамика. V-IV вв. до н. э. - время самого активного строительства: возводились крепостные стены, общественные и частные здания, храмы и театры. Греки освоили обработку многих пород камня, мрамор. Камень добывали в открытых каменоломнях, транспортировали крупными блоками на место строительства и там тщательно обрабатывали: пилили на мелкие блоки, сверлили, подготавливали фигурные детали, подгоняли их друг к другу, шлифовали. Особенно тщательной отделкой и красотой отличались здания общественного назначения, в первую очередь храмы, выполненные в одном из трех ордеров: дорическом, ионическом или коринфском. Высокое мастерство требовалось для изготовления статуй, причем в IV в. до н. э. большую их часть делали из мрамора, и скульптору, помимо чисто художественных задач, была необходима квалификация для работы по камню. Строительство флота - военные суда - триеры - были быстроходны, маневренны, устойчивы на волне и превосходили военные корабли своих противников - персов. Торговые суда с парусным движителем бороздили волны Средиземного и Черного морей, обеспечивая интенсивные торговые операции. Ткачество. Эрагстерии: хозяин работает вместе с рабами. Специализация производства - Выделяются мастерские по производству только светильников (у афинского оратора Гипербола была мастерская светильников), только мечей, только лож (обе у Демосфена), только щитов (у отца Лисия). Тесная связь с рынком, где ремесленник продавал свою продукцию, покупал сырье, орудия труда, рабов, продовольствие для их пропитания. Подъем деловой активности в торгово-ремесленных центрах, успехи в технологии, специализация эргастериев при устойчивых источниках пополнения рабов делали занятия ремеслом выгодным делом.

5. Торговля. В основном морская (из-за географических условий). Продукты питания, предметы обихода, оружие. В торговлю вовлечены все слои общества. Зерновая проблема. Хлеб дешевле купить, чем вырастить. Поэтому – торговля с черноморским хлебным рынком, важность контроля над проливами. Покупают хлеб, а продают вино и масло. Покупают сырье для ремесла. Интенсификация торговли приводит к господству монетной системы и унификации мер и весов, в основном в рамках Афинского морского союза. Основные центры производства монеты – Коринф и Афины («жеребчики и «совы»). Большой размах торговых операций в греческом мире привел к появлению зачатков банковских операций и элементов безвалютных расчетов. Эти операции осуществлялись особыми лицами - менялами, или трапедзитами, существовавшими в каждом торговом городе. Менялы следили за курсом многочисленных монетных серий (ведь в обращении находилось множество монет различных греческих полисов), производили обмен одних монет на другие, размен крупных монет, принимали деньги на хранение, давали ссуды под проценты, производили расчеты между оптовыми торговцами. Для большего удобства в проведении торговых операций купцы-оптовики, особенно связанные с дальней заморской торговлей, создавали купеческие объединения - фиасы, основной задачей которых были взаимная страховка и выручка ссудами, обмен информацией, контроль за ценами.

21. Афинская демократия как политическая система в V - IV вв. до н.э. Формирование гражданства как политической категории.

Важность проблемы. По Афинам – наибольшее количество источников. Яркий пример полиса. Но не классического!

Политика.

Народное собрание. Экклесия. Коллектив граждан – суверен => важность гражданства. Остракизм. Выбор архонтов. Постепенное введение платы за посещение Народного собрания с целью привлечь к власти низшие слои.

Буле (50х10). Годичность. Создано Солоном (400), дополнено Клисфеном (500).

Ареопаг. Аристократия. Пожизненно. Уголовный суд.

Гелиея. Суд присяжных. 6000 (500+100х10). Возрастной ценз (30). Дела – по жребию. Состязательтность (отсюда важность устного слова). Графэ парномон.

Высшие магистратуры. Архонты (9) и стратеги (10). Годичность. Коллегиальность. Отчетность по истечении срока.

Более мелкие магистратуры – гиппарх, филарх, таксиарх, казначеи, полеты аподекты, логисты. Социум. Граждане (18 лет – эфеб, 2 года на посту). Метеки. Рабы. Гражданство. Поскольку гаржданский коллектив – суверен, институт гражданства основополагающий для самого полиса. Триединая сущность гражданства (Гоплит-землепользователь-гражданин). Мама-папа – афиняне. Замкнутость гражданского коллектива Право на свободу. Право на гос-помощь. Соответственные обязанности.

22. Классово-сословная структура Греции V - IV вв. до н.э. Основные признаки классического рабства.

1. Классово-сословная структура Греции V – IV вв. до н.э. и классическое рабство в частности определяются развитием экономики (см. билет 20): трудоемкость новой экономики (рыночное ремесло, эргастерии, добыча полезных ископаемых) вызывает взрывной рост количества рабов (до 1/3 населения полиса, причем абсолютное большинство из них – мужчины).

2. Господствующий класс.

2.1. Экономика. В экономическом отношении - частные собственники поместий, эргастерий, крупных сумм денег, рабов. В общем того, с чего можно поиметь прибыль. Имущественное расслоение есть, но оно несущественно, т.к. совсем разориться сложно – община поможет, а совсем разбогатеть пока неприлично. К тому же есть летургии (хорегии, гимнасиархии, триерархии) и представление о равенстве всех граждан полиса.

2.2. Социум и политика. Наименьшая часть полиса. В социально-политическом отношении господствующий класс двойственен: состоит из старой земельной аристократии (мало интересуются ремеслом и торговлей, получают доход со своих земель, в политике – олигархи) и новой торгово-ремесленной аристократии (заинтересованы в развитии экономики, внешней политике, умеренные демократы). К торгово-ремесленной аристократии могут принадлежать не только граждане, но и метеки (последние за особые заслуги все чаще становятся гражданами – и это признак кризиса полиса). В Спарте господствующий класс – это только земельная аристократия (никакой торговли и ремесла, тем более – метеков!).

3. Свободные мелкие производители (средний класс). 3.1. Экономика. В экономическом отношении – владельцы мелких эргастерий и небольших хозяйств (3-5 га, работают сами + 1-2 раба, слабая связь с рынком). Связь с рынком есть, но эпизодическая и слабая. Если гражданин лишался земли (аклер), община могла ему помочь, наделив землей в апойкии данного полиса он становился ктистом). Иногда искусственно создавались рабочие места, чтобы люди могли заработать (Перикл). Устанавливались максимумы цен, особенно на хлеб. 3.2. Социум и политика. Большая часть населения полиса. В социальном отношении – свободные граждане (а именно зевгиты и феты по Солону) + основная часть метеков. В политике – умеренные демократы. Принимают участие в политике. В Спарте еще есть периэки. Они не имели политических прав, хотя, как и спартиаты, считались лакедемонянами, участвовали в войнах. Свободные люди с ограниченными гражданскими правами. Основная функция – экономический «шлюз» между Спартой и внешним миром: занимались торговлей и ремеслом.

4. Рабы. Классическое рабство.

классич рабство(возн в товарном хозяйстве, а не в натуральном, измен состав рабов – это уже не «бедные родственники», в античности сумели запретить долговую кабалу и отныне стали переобладать рабы-чужаки, полностью были лишены каких-либо прав, норма эксплуатации растет).

4.1. Социальный статус классического раба. Более жесткая эксплуатация по ср. с патриархальным рабством. Снижение соц. статуса рабов: орудие, наделенное речью (Аристотель). Хоть хозяин и имел абсолютную власть над рабом, он не стремился его замочить, далее по тексту. Рабов становится много, они четче отделяются от прочего населения => выделение рабов в отдельный класс. Обостряется классовый антагонизм «раб-господин», появляется опасность восстания рабов (восстание илотов 464). Однако, то, что рабы были из разных мест, занимались разными делами и т.д. не позволяло им объединиться и поднять крупное восстание. Отличие раба от илота (пенеста, войкея, кларота, мариндина): раб – это Частная Собственность одного человека. Собственность на илота напоминает античную форму собственности на землю: верховная собственность – у государства, но работает илот на одного спартиата. Спартиат не имеет права замочить илота (не считая криптий).

4.2. Кто такие рабы и чем они занимаются. Вторая по численности часть полиса. Рабы – это преимущественно мужчины, в основном негреческого происхождения (Сев. Причерноморье, Фракия, М. Азия), хотя в IV в. обращали в рабство и плененных в ходе междуусобиц греков. Классическое рабство развилось в осн. в торгово-ремесленных полисах (пример – Афины). Источники получения рабов: войны, самовоспроизведение, продажа скифской и фракийской знатью в рабство своих соплеменников и родственников (для предотвращения заговоров). Рабы продаются на спец.-рынках. Существовала возможность выкупиться на свободу. Работают в эргастериях и поместьях. Существовала практика отпуска раба на оброк: хозяин выделяет рабу отдельное жилье, немного денег, позволяет завести семью. Раб открывает свою мастерскую, хозяину платит оброк. Раба можно также сдать в аренду.

5. Деклассированные элементы. 5.1. Кто такие? Разорившиеся люди (например, не выдержавшие конкуренции с рабским трудом, применявшимся в крупных мастерских), которые не хотели наниматься в эргастерии (такой труд стал считаться уделом рабов, был непрестижен) или получить новый земельный надел, а перебивались случайными заработками. Главный признак: сочетание полной нищеты со всей полнотой гражданских прав. Полис старался им помочь: организовывались хлебные раздачи, была установлена плата за простое посещение народного собрания. Эта людская взрывоопасна. К примеру, могут служить наемниками, чем подстегивают нарастающие в IV в. усобицы.

РОЖДЕНИЕ ГРЕЧЕСКОГО ПОЛИСА

Архаическая эпоха была уникальным периодом древнегреческой истории. Всего за три века в Элладе появились совершенно новые, никогда ранее не существовавшие типы цивилизации, социума и государственности. Отправной точкой их возникновения является появление полиса. Если в начале периода архаики Греция была страной первобытных, слабо развитых в экономическом, политическом и культурном отношениях крохотных сельских общин, то к концу этого периода она создала государственность и стала страной полисов. Цивилизация Древней Греции – это прежде всего полисная цивилизация.

В исторической литературе полис чаще всего определяют как «город-государство». Это толкование можно признать верным с одной существенной оговоркой: в связи с полисом и понятие «город», и понятие «государство» следует трактовать исключительно в «античном» смысле. Слово «полис» по-древнегречески действительно означает «город», но не как «комплекс зданий, улиц, оборонительных сооружений и т. п.», а как «совокупность его свободных полноправных жителей – граждан». Античные авторы под словом «полис» прежде всего подразумевали городскую гражданскую общину. В то же время слово «полис» (и родственный ему термин «политая») означает также и государство, но опять же не в смысле некой территории, находящейся под управлением определенной суверенной власти, а в том же смысле гражданского коллектива, осуществляющего своими силами управление принадлежащей ему территорией. Для древних греков полис, покинутый своими гражданами, уже не мог считаться таковым: это поселение не было больше ни городом, ни государством. Но в то же время, скажем, войско в походе могло в некоторых ситуациях конституировать себя в качестве полиса, поскольку оно являлось коллективом граждан, хотя и не располагало в данный момент какой-либо территорией, не говоря уже о городских постройках.

Таким образом, понятие «полис» нельзя безоговорочно приравнивать ни к понятию «город», ни к понятию «государство». Так, существовали полисы, в которых имелись два или более городских центра (хотя один из них обязательно выделялся, играя роль столицы). Встречались (но достаточно редко) и полисы, вообще не имевшие городского центра; именно таким был, в частности, полис Спарта или фокидийский полис Понопий, который никто не называл городом. И все же, несмотря на отдельные недостатки, определение полиса как городской гражданской общины, конституирующей себя в качестве государства, представляется наиболее предпочтительным перед термином «город-государство», поскольку роль гражданского коллектива была основополагающей для полисного типа государственности.

Впрочем, кроме граждан, на территории полиса жили и лица, не пользовавшиеся гражданскими правами (рабы, переселившиеся в полис чужеземцы, женщины и т. п.). Они были членами общества, но в состав гражданской общины, в состав полиса как такового не входили.

Категория «гражданин» (в противовес категории «подданный», издавна существовавшей на Древнем Востоке) имела ключевое значение для всего бытия полиса. Гражданин был наделен совокупностью неотъемлемых прав и обязанностей, причем фактически каждое из его прав являлось одновременно и обязанностью. Для того чтобы быть гражданином, человек должен был обладать определенной совокупностью необходимых характеристик. Прежде всего он должен был быть лично свободным. После того как полисный тип социально-политического устройства сформировался в своем окончательном виде, понятия «гражданин» и «раб» стали несовместимы. Далее, гражданином греческого полиса мог стать только мужчина: полисная цивилизация была построена на главенстве мужской части населения. Женщины не имели не только политических, но и вообще никаких (в том числе имущественных) гражданских прав.

Статус человека в докапиталистических обществах прежде всего определялся отношением к земельной собственности. Не являлась исключением и античная Греция. Человек считался полноправным гражданином постольку, поскольку он обладал земельной собственностью. Эти два статуса были, как правило, неотъемлемы друг от друга: только гражданин является землевладельцем и только землевладелец может быть гражданином. Земельная собственность в полисе существовала одновременно в двух формах – государственной и частной, причем государственная собственность выступала первичной по отношению к частной.

Гражданина, т. е. коллективного собственника государственной земли, гражданская община наделяла индивидуальным земельным участком на правах частной собственности, которым мужчина имел право распоряжаться по своему усмотрению. Он оставался землевладельцем, даже если по какой-либо причине терял свой надел, так как статус гражданина обеспечивал ему право на общественную, государственную землю, на которой располагались сдававшиеся в аренду леса, пастбища, рудники и т. д. и от эксплуатации которой каждый гражданин получал свою долю дохода. В античном полисе политический коллектив граждан являлся в то же время коллективом земельных собственников. Лично свободный, но не являвшийся гражданином житель полиса никогда не мог получить в собственность земельный надел, а вместе с этим и права гражданина.

Таким образом, именно община, т. е. коллектив граждан полиса, была владельцем всей земли в государстве. Такая форма собственности, при которой право собственности на основное средство производства (а именно таковым была земля в античную эпоху) в его государственной (общественной) и частной формах обусловливалось статусом гражданина и контролировалось гражданской общиной, называется античной формой собственности. Следует сказать, что этой двуединой форме собственности присуща некоторая противоречивость. Ведь гражданин полиса являлся хозяином своей земли, и его частное право на землю было неотъемлемым лишь до тех пор, пока он оставался гражданином. Коль скоро частный собственник утрачивал гражданские права (например, по приговору суда за определенные преступления), полис на вполне законном основании лишал члена общины принадлежавшего ему надела.

Характерной особенностью полиса было то, что все его граждане имели право принимать участие в управлении государством. Именно гражданский коллектив в форме народного собрания осуществлял – реально или номинально – высшую власть в полисе. Полисная государственность не предусматривала существования особых органов власти. Полисы были государствами без бюрократии, а все магистраты (т. е. должностные лица) выбирались гражданами путем голосования (или с помощью жребия, выбор которого считался проявлением воли богов). Гражданин полиса мог с полным основанием сказать о себе то, что в XVIII в. заявил французский король Людовик XIV: «Государство – это я!» Но при этом гражданин полиса являлся представителем государства не сам по себе, а лишь в составе гражданского коллектива. Таким образом, в греческом полисе впервые в мировой истории сформировалась республиканская государственность, при которой общество и государство не отделены друг от друга, а представляют собой единое целое.

Гражданин был обязан участвовать в военных мероприятиях полиса, т. е. быть членом ее военной организации. Собственно, армия полиса представляла собой ополчение граждан – земельных собственников. При этом воинская повинность, связанная с необходимостью защищать свободу и целостность полиса, его государственность и законы, а также собственность членов гражданской общины, одновременно являлась не только обязанностью гражданина, но и его правом, поскольку она также была одним из критериев гражданского статуса. Лица, не входившие в гражданский коллектив, привлекались в войско лишь в случае самой крайней необходимости.

Таким образом, в античной Греции понятия «гражданин», «член народного собрания», «носитель высшей власти», «член полисного ополчения» и «земельный собственник» были неразрывно связаны. Все граждане были равны перед законом, каждому полис гарантировал личную свободу. Это вело к проявлению в целом ряде полисов эгалитарных (т. е. уравнительных) тенденций, что закономерно в условиях коллективного управления государством. Так, для поддержания равенства в коллективе наиболее богатые знатные граждане зачастую были вынуждены в интересах общества нести наибольшие затраты. Справедливости ради, следует сказать, что в эпоху расцвета полиса эти требования полисной жизни встречались представителями элиты с пониманием.

Естественно, что в силу своего устройства греческий полис мог быть лишь очень небольшим по территории и населению. Так, Спарта (крупнейший в территориальном отношении полис греческого мира), включая завоеванную спартанцами Мессению, имела площадь 8400 квадратных километров и население 200-300 тысяч человек, афинский полис – соответственно 2500 квадратных километров и 250-350 тысяч человек. Но такие крупные полисы были скорее исключениями. Территория большей части полисов не превышала 200 квадратных километров, а население – 10 тысяч человек. Были и совсем маленькие полисы с территорией 30-40 квадратных километров, на которой жили несколько сот человек. Таким образом, типичный полис был крошечным государством, состоявшим из города (или городка) и сельской округи. Большинство жителей такого полиса, который можно было обойти за несколько часов, знали друг друга в лицо.

Город был центром, столицей полиса, зачастую (хотя далеко не всегда) в нем проживало более половины населения государства. Однако город еще не был противопоставлен деревне. Греческое полисное общество принципиально отлично от обществ многих других эпох, когда город являлся средоточием деятельности только торговцев и ремесленников, ведущих специфический городской образ жизни, а крестьянство населяло исключительно сельскую местность. Практически в любом городе Эллады весьма значительную, а порой и преобладающую часть жителей составляли те же крестьяне, ежедневно отправлявшиеся из города на свои земельные участки на хоре. Таким образом, каждый член гражданского коллектива, чем бы он ни занимался (он мог быть, например, владельцем ремесленной мастерской, крупным оптовым торговцем, профессиональным политиком), одновременно являлся землевладельцем (по крайней мере, владел долей общественной земли). А для большинства граждан участок земли был, несомненно, главным средством существования.

Основные характеристики полиса в определенной степени присущи полису «идеальному». Безусловно, при наличии общих тенденций историческое развитие конкретных, реально существовавших полисов имело свои особенности.

Источники

Поскольку архаическая эпоха менее, чем последующие, освещена в трудах древних авторов, большое внимание закономерно привлекают к себе дошедшие от этих времен вещественные памятники, полученные в ходе археологических раскопок. Важные сведения для науки дали систематические исследования историками архаических построек Афин (остатки древнейших храмов Акрополя, ранние сооружения общественного назначения на Агоре), культовых комплексов крупнейших святилищ в Элладе (Дельфы, Олимпия). Очень важные результаты принесло изучение территорий тех полисов, которые были разрушены еще в эпоху архаики и с тех пор не восстанавливались: старой Смирны в Малой Азии, Эмпориона на острове Хиос и др. Так как там древнейшие слои сохранились в неприкосновенности, без позднейших вкраплений, это значительно облегчает их анализ.

Данные эпиграфики для архаической эпохи не имеют большого значения, поскольку письменность появилась лишь недавно и количество надписей было еще невелико. Однако самые ранние греческие надписи чрезвычайно интересны уже в силу их редкости и уникальности. Среди архаических эпиграфических памятников – тексты законов (так, в законе VI в. до н. э. с острова Хиос содержатся упоминания о государственных органах демократического характера), договоры между полисами, списки должностных лиц, а также надписи частного характера. Например, в 591 г. до н. э. греческие воины-наемники на египетской службе во время одного из походов, развлекаясь, начертали на ноге колоссальной статуи Рамсеса II в Южном Египте свои имена. Но и эти немногочисленные свидетельства в совокупности с источниками других типов позволяют ярче увидеть конкретные реалии той эпохи.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Всемирная история: В 6 томах. Том 1: Древний мир автора Коллектив авторов

КРИЗИС ПОЛИСА Кризис полиса - тема, в сущности, историографии новейшего времени. Главный признак кризиса писавшие о нем ученые видели в процессе обезземеливания крестьянства и концентрации земельной собственности, которые имели своим последствием замену свободного

Из книги История Древней Греции автора Андреев Юрий Викторович

Глава XVI. Греция в первой половине IV в. до н. э. Кризис греческого

Из книги Древняя Греция автора Ляпустин Борис Сергеевич

ГЛАВА 17 Кризис классического греческого полиса КОРИНФСКАЯ ВОЙНА И АНТАЛКИДОВ МИР С окончанием Пелопоннесской войны (431-404 до н. э.) как бы перевернулась страница в истории Древней Греции. IV век до н. э. стал эпохой, во многом отличной от предшествующего столетия. Высшая

Из книги Древняя Греция автора Ляпустин Борис Сергеевич

КРИЗИС КЛАССИЧЕСКОГО ГРЕЧЕСКОГО ПОЛИСА Начавшийся после Пелопоннесской войны (431-404 до н. э.) кризис классического полиса представляет собой чрезвычайно сложное и многозначное явление. Он определял собой все развитие греческого общества в это столетие. Не случайно в

Из книги Эллинистическая цивилизация автора Шаму Франсуа

Из книги История Спарты (период архаики и классики) автора Печатнова Лариса Гаврииловна

Глава I Формирование спартанского полиса

автора

Становление Афинского полиса Аттическая область была захвачена группой ионических племен в ходе общего дорийского завоевания, которые, ассимилировав древнюю эгейскую цивилизацию, установили более соседские отношения с подчиненными народами. Осевшие в прибрежной

Из книги Всеобщая история государства и права. Том 1 автора Омельченко Олег Анатольевич

Становление римского полиса Древняя Италия, история которой на протяжении более тысячи лет, начиная с сер. I тыс. до н. э., будет связана с Римским государством, в предыдущий период представляла калейдоскоп этнически разных народов. Активное заселение Италии началось во

Из книги Всеобщая история государства и права. Том 1 автора Омельченко Олег Анатольевич

От полиса к империи Конец IV - начало III в. до н. э. в истории Рима был важнейшим рубежом.Во-первых, к этому времени завершилось государственно-политическое становление римского полиса, и римская государственность опиралась на развитую систему институтов власти и

автора

Рождение греческого полиса, его характерные особенности Основной формой экономической, социальной, политической и идеологической организации древнегреческого общества был полис, характером и особенностями которого определяется все своеобразие и неповторимость

Из книги История древнего мира [Восток, Греция, Рим] автора Немировский Александр Аркадьевич

Спарта как тип полиса Древняя Спарта была одним из крупнейших полисов Греции архаического и классического времени. Начало формирования спартанского полиса и его государственности относится ко времени завершения дорийского завоевания. Племена дорийцев осели на

Из книги История экономики: конспект лекций автора Щербина Лидия Владимировна

2. Хозяйство афинского полиса Это хозяйство, отличавшееся небольшими сельскохозяйственными площадями, но довольно высокой плотностью населения, представляет собой тип промышленной рабовладельческой экономики.Афинам не хватало своего хлеба, и в обмен на хлебный импорт

Из книги История Древнего мира. Том 2. Расцвет древних обществ автора Свенцицкая Ирина Сергеевна

Лекция 4: Греция в архаический период и создание классического греческого полиса Так называемый архаический период, охватывающий VIII- VI вв. до н. э., является началом нового важного этапа в истории древней Греции. За эти три столетия, т. с. за сравнительно короткий

автора

Характерные особенности греческого полиса Основной формой экономической, социальной, политической и идеологической организации древнегреческого общества был полис, характером и особенностями которого определяется все своеобразие и неповторимость эллинской

Из книги Всеобщая история [Цивилизация. Современные концепции. Факты, события] автора Дмитриева Ольга Владимировна

Спарта как тип греческого полиса Наряду с Афинами, древняя Спарта была одним из крупнейших полисов Греции архаического и классического времени. Так же как и в Афинах, в Спарте наблюдается античная форма собственности в качестве коллективной собственности сограждан –

Из книги Всеобщая история [Цивилизация. Современные концепции. Факты, события] автора Дмитриева Ольга Владимировна

Кризис греческого классического полиса С конца V века до н. э. мир греческих полисов вступает в полосу затяжного кризиса. Это не был кризис рабовладельческой системы Греции, так как рабство продолжает развиваться на фоне прогрессивного развития экономики и межполисной

2.1 Полис древней Греции: его общая характеристика

Единого государства на территории Греции в период античности не сложилось. Основной государственной единицей был полис - город-государство. Греция представляла собой совокупность самостоятельных полисов.

Полис - город, государство, особая форма экономической и политической организации общества. Территория полиса состояла из городских территорий и из окружавших их земледельческих поселений (хоры).

Полис возник в процессе борьбы с пережитками родового строя, роста товарно-денежных отношений, отделения ремесла от земледелия, обострения социальной борьбы земледельцев-общинников и торгово-ремесленных слоёв с родовой знатью. Экономическим базисом полиса являлась античная форма земельной собственности, которая выступает всегда в противоречивой, двойственной форме - как собственность государственная (общинная) и как собственность частная, причём последняя обычно обусловлена первой. Право частной собственности на землю имел лишь полноправный гражданин полиса (общины), являвшийся таковым благодаря своему происхождению. Наряду с полноправными гражданами территорию полиса населяли свободные, но неполноправные жители - метеки, периэки, вольноотпущенники, которые обычно занимались ремеслом и торговлей, а также лишённые всяких прав рабы.

Полис обеспечивал коллективу полноправных граждан право собственности на землю и на рабов; обязанностью полиса была забота об экономическом поддержании граждан полиса; соответственно внешняя и внутренняя экономическая политика полиса направлялась на восстановление мелкой и средней земельной собственности (выведение колоний и клерухий). В полисе вводились т.н. литургии, раздача зрелищных денег, плата за несение военной и государственной служб.

Все граждане от 17-18 до 60 лет составляли народное ополчение. Богатые и средние слои общества служили всадниками и тяжеловооружёнными пешими воинами (гоплиты), а более бедные - легковооружёнными воинами. Специфика полисных отношений способствовала формированию полисной идеологии, полисного патриотизма.

По своим размерам и количеству населения греческие полисы были разными. Один из наиболее крупных полисов Лакедемон (Спарта) имел территорию в 8400 км 2 и население около 150- 200 тыс. человек. Аттика (Афины) как полис располагался на территории в 2500 км 2 с населением около 125 - 150 тыс. человек. Однако мог ли существовать полисы на площади в 30-40 км 2 (5х8 км) с населением в несколько сотен жителей. Большинство греческих полисов имели территорию в 100 - 200 км 2 с населением 5-12 тыс. человек, из которых полноправных граждан, мужчин-воинов, могло быть от одной до двух тысяч человек.

Политическое устройство полисов при всём их разнообразии представляло некоторое единство. Государственный аппарат полиса состоял из народного собрания полноправных граждан-мужчин, совета (герусия, ареопаг, сенат) и различных выборных должностных лиц (магистратов). Народное собрание - наиболее демократический орган управления - было атрибутом всякого полиса. Оно осуществляло право гражданина управлять государством. В зависимости от того, какой вес в политической жизни удалось приобрести торгово-ремесленным слоям и земледельцам-общинникам в борьбе с родовой знатью, полис мог быть либо олигархическим (Спарта), либо демократическим (Афины). В экономическом отношении различие между полисами определялось большей или меньшей ролью хоры, т.е. соотношением между земледелием и ремеслом и торговлей. Типичным земледельческим полисом была Спарта; Коринф, имевший незначительную хору, был типичным торгово-ремесленным полисом.

Делись добром;)