Оформление акта о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (форма 0504101)
Акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (форма 0504101) или Приходный ордер (форма 0504207), в свою очередь, оформляются самим учреждением, и поставщик в принципе не обязан подписывать такой документ. Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:- Энциклопедия решений. Бухгалтерские документы в госучреждении;- Энциклопедия решений.
Оформление первичных документов в госучреждении. Ответ подготовил:Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТСапетина Ирина Контроль качества ответа:Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТМиллиард Мария 24 февраля 2016 г. Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Акт приема-передачи нефинансовых активов (образец заполнения в 2018)
Акт о приеме-передаче (ф. 0504101) оформляется при передаче нефинансовых активов между учреждениями, учреждениями и организациями (иными правообладателями), в том числе: при закреплении права оперативного управления (хозяйственного ведения); передаче имущества в государственную (муниципальную) казну, в том числе при изъятии органом, осуществляющим полномочия собственника государственного (муниципального) имущества, объектов нефинансовых активов из оперативного управления (хозяйственного ведения); при передаче имущества в качестве взноса в уставный капитал (имущественного взноса); при иных основаниях изменения правообладателя государственного (муниципального) имущества, за исключением приобретения имущества на государственные (муниципальные) нужды (нужды бюджетных (автономных) учреждений), продажи государственного (муниципального) имущества. Акт о приеме-передаче (ф.
Новые консультации в системе гарант консалтинг
- Сведения о принятых объектах НФА;
- Подписи лиц, сдавших и принявших объект (объекты) НФА с указанием должности и расшифровкой подписи;
- Сведения о документах, применявшихся для согласования передачи НФА и регистрации прав на объект – в случае, когда такие процедуры осуществлялись;
- Данные о комиссии, принявшей объект НФА – приказ на назначение комиссии, заключение комиссии, подписи членов комиссии с расшифровками подписей;
- Сведения о приложениях к акту – чаще всего это копии инвентарных карточек объекта (объектов);
- Отметки о снятии с учета и постановке на учет объекта НФА с указанием номеров счетов учета и сумм;
- Подписи главных бухгалтеров передающей и принимающей сторон с расшифровкой подписей;
- Подписи ответственных исполнителей с обеих сторон с указанием должности, расшифровки подписи, даты подписания акта.
Новые формы первичных документов
Документ, содержащий перечисленные в этой норме реквизиты, считается соответствующим требованиям законодательства (смотрите также информацию Минфина России от 04.12.2012 N ПЗ-10/2012).Таким образом, организации госсектора обязаны принимать от коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей документы, составленные без использования унифицированных форм, в том числе универсальные передаточные документы (письмо Минфина России и Федерального казначейства от 30.03.2015 NN 02-03-09/17449, 07-04-05/05-196). То есть, получая от контрагента товарно-материальные ценности, учреждение (его представитель, действующий по доверенности) принимает и подписывает оформленные поставщиком двусторонние передаточные (товарно-сопроводительные) документы.
Акт приема-передачи активов: порядок заполнения
ОТВЕТ: Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:При приобретении материальных ценностей применение Акта о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (форма 0504101) не является обязательным, а определяется в рамках учетной политики учреждения.Также для оформления поступления материальных ценностей (в том числе основных средств, материальных запасов), в том числе от сторонних организаций (учреждений), может быть использован Приходный ордер на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) (форма 0504207), который служит основанием для принятия к бухгалтерскому учету и отражения на балансе учреждения этих объектов. Обоснование вывода:Основанием для отражения в бухгалтерском учете информации об активах и обязательствах, а также операций с ними являются первичные учетные документы (ч. 1 ст.
Приказ минфина россии от 30 марта 2015 г. n 52н
Акта по форме 0504101 при приобретении материальных ценностей. При этом сделана оговорка, что учреждение в рамках формирования учетной политики вправе установить порядок применения Акта (форма 0504101) при приобретении объектов нефинансовых активов.Обратим Ваше внимание, что для оформления поступления материальных ценностей (в том числе основных средств, материальных запасов), в том числе от сторонних организаций (учреждений), Приказом N 52н введен дополнительный первичный документ — Приходный ордер на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) (форма 0504207), который служит основанием для принятия к бухгалтерскому учету и отражения на балансе учреждения этих объектов.Таким образом, учреждению следует определить в учетной политике форму первичного учетного документа, на основании которого будут приниматься к учету нефинансовые активы при их приобретении за плату.
В связи с утверждением Приказа Минфина России от 30 марта 2015 г. N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"прошу дать разъяснение по вопросу:Может ли Общество принимать к учету приобретенные основные средства на основании Акта о приеме-передаче объектов нефинансовых активов по форме 0504101 вместо актов по форме ОС-1 и ОС-1а?Если да, прошу указать комплект документов, которые необходимо оформить Обществу при принятии объекта ОС к учету (при покупке).Если нет, прошу уточнить, нужно ли требовать от госучреждения акт по форме ОС-1 (ОС-1а)? Если да, прошу указать основание.
Да, может.
В настоящее время общество при приемке ОС, не обязано оформлять ОС-1 и ОС-1а. Унифицированные формы документов из альбомов унифицированных форм, утвержденных постановлениями Госкомстата России, не являются обязательными к применению. Такие разъяснения содержатся в информации Минфина России от 4 декабря 2012 г. № ПЗ-10/2012, письме ФНС России от 23 июня 2014 г. № ЕД-4-2/11941.
Вместе с тем, чтобы принять объекты, которые впоследствии будут учтены как основные средства, нужно создать отдельную комиссию приказом руководителя. Такая комиссия определит:
– соответствует ли объект техническим условиям и можно ли ввести его в эксплуатацию;
– нужно ли доводить или дорабатывать объект до состояния, пригодного к использованию.
Наталия Гусева, директор Центра образования и внутреннего контроля института дополнительного профессионального образования «Международный финансовый центр», государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.
Станислав Бычков, заместитель директора департамента бюджетной методологии Минфина России
В каких случаях нужно применять акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101)
Как оформить и отразить в бухучете приобретение основных средств за плату
Перечень случаев, когда нужно применять акт, определен Минфином России в приказе от 30 марта 2015 г. № 52н . Так, сформировать акт (ф. 0504101) придется при передаче имущества (в т. ч. вложений в недвижимое имущество):
- между юридическими лицами (другими правообладателями), в том числе при закреплении вещного права;
- в казну, в частности, при изъятии собственником имущества из оперативного управления или хозяйственного ведения;
- в уставный капитал (как имущественный взнос);
- в других случаях, когда меняется правообладатель.
А нужно ли составлять акт (ф. 0504101) при покупке и продаже нефинансовых активов (НФА)? Из Методических указаний , утвержденных приказом Минфина России от 30 марта 2015 г. № 52н , следует, что не нужно. Ведь специалисты Минфина России покупку и продажу выделили отдельно, как исключение. Но указали, что учреждение вправе использовать акт и в этих случаях. Для этого нужно закрепить такую обязанность в своей учетной политике.
Но насколько все же правомерно не составлять акт в этих случаях? Ведь в Инструкции к Единому плану счетов № 157н сказано, что принимать к учету активы, а также отражать их выбытие нужно на основании акта по утвержденной форме . А таким актом как раз и является форма № 0504101. Вроде как противоречие. С одной стороны, получается, что составлять акт не обязательно. А с другой – акт все же нужен.
Учитывая это, при покупке (а точнее, даже при принятии к учету купленного объекта) лучше эту форму все же составлять. Это поможет избежать претензий со стороны проверяющих. Ведь смысл акта – подтвердить ввод в эксплуатацию основного средства (т. е. комиссия его осмотрела, определила, что объект пригоден для эксплуатации).
А вот при продаже это не обязательно. При продаже, как правило, составляется договор, товарная накладная (ТОРГ-12) и т. д. Это и подтвердит выбытие основного средства. А акт о приеме-передаче (ОС-1 – если речь о коммерческой организации или ф. 0504101 – для организаций госсектора) делает уже покупатель в одностороннем порядке. Поэтому составлять акт не обязательно, а значит, нет смысла усложнять документооборот, закрепляя его применение в учетной политике. Такого мнения придерживаются специалисты профильных ведомств.
Кстати, нужно сказать о таком моменте. Наравне с покупкой и продажей финансовое ведомство выделило и безвозмездную передачу. То есть Методическими указаниями установлено, что применение акта при безвозмездной передаче можно закрепить в учетной политике. Что странно. Ведь безвозмездная передача – это не что иное, как передача имущества между правообладателями. А обязанность применять акт в этом случае прямо прописана в Методических указаниях. Значит, при безвозмездной передаче все же рекомендуем всегда составлять акт. Независимо от вариативности, которую дал Минфин России.
Акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (форма 0504101) оформляется при передаче нефинансовых активов между учреждениями, учреждениями и организациями (иными правообладателями).
Когда применяется форма 0504101
Акт оформляется:
- при закреплении права оперативного управления (хозяйственного ведения);
- передаче имущества в государственную (муниципальную) казну, в т. ч. при изъятии органом, осуществляющим полномочия собственника государственного (муниципального) имущества, объектов нефинансовых активов из оперативного управления (хозяйственного ведения);
- при передаче имущества в качестве взноса в уставный капитал (имущественного взноса);
- при иных основаниях изменения правообладателя государственного (муниципального) имущества, за исключением приобретения имущества на государственные (муниципальные) нужды (нужды бюджетных (автономных) учреждений), продажи государственного (муниципального) имущества.
Примеры заполнения акта бланка ф. 0504101
Порядок оформления и как заполнять форму 0504101
Акты оформляются назначенной руководителем учреждения комиссией по поступлению и выбытию нефинансовых активов, созданной на постоянной основе (далее – комиссия), не менее чем в двух экземплярах. Один из экземпляров утвержденных актов вместе с приложенной к нему документацией передается в бухгалтерскую службу учреждения для принятия объектов основных средств к учету. Вторые экземпляры актов остаются у передающей стороны.
Акт о приеме-передаче (ф. 0504101) содержит три основных раздела:
- Сведения о передаваемых объектах нефинансовых активов;
- Краткая индивидуальная характеристика объекта(ов);
- Сведения о принятых объектах нефинансовых активов.
Первые два раздела заполняются передающей стороной, третий раздел – принимающей стороной. Акты приема-передачи класса 03 «Унифицированная система первичной учетной документации», применяемые в соответствии с приказом Минфина России от 15.12.2010 № 173н, не содержали раздела, который должна была заполнять принимающая сторона. Данный раздел включает информацию о:
- первоначальной (балансовой) стоимости;
- присвоенном коде по классификатору;
- сроке полезного использования;
- норме месячной амортизации;
- присвоенном инвентарном номере и реквизитах открытой инвентарной карточки.
Таким образом, Акт о приеме-передаче (ф. 0504101) должен составляться только в двустороннем порядке, одностороннее оформление исключается.
К акту прилагается техническая документация, относящаяся к принимаемому объекту (принимаемым объектам). При этом копии инвентарных карточек предоставляются в обязательном порядке. Для отражения информации о прилагаемых инвентарных карточках предусмотрена соответствующая графа в подразделе «Приложения».
Пример 1
Предположим, что Федеральное казенное учреждение «Центр МТО» получило согласно ведомственной разнарядке и на основании Извещения (ф. 0504805) автомобиль Nissan.
Согласно документам поставщика и извещению стоимость транспортного средства составила 455 000 руб. Эта стоимость включает все расходы по приобретению автомобиля, а также затраты на доставку.
В бюджетном учете учреждения-получателя должна быть оформлена следующая запись:
Дебет счета 1 10135 310 – Кредит счета 1 30404 310 – 337 196 руб. – первоначальная стоимость полученного объекта основных средств (балансовый счет 1 10631 000 не задействуется, т. к. стоимость объекта была сформирована до его передачи учреждению).
На принятый к учету объект должен быть оформлен Акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101).
Согласно приказу Минфина России от 30.03.2015 № 52н Извещением (ф. 0504805) оформляются расчеты, возникающие по операциям приемки-передачи имущества, активов и обязательств между субъектами учета, в т. ч. при межведомственных и межбюджетных расчетах.
Приказ Минфина России от 30.03.2015 № 52н регламентирует применение только Акта о приеме-передаче (ф. 0504101) по всем видам имущества, в т. ч. при оформлении приема-передачи как одного, так и нескольких объектов нефинансовых активов.
Кроме того, Минфин России указывает, что учреждение в рамках формирования учетной политики вправе установить порядок применения Акта о приеме-передаче (ф. 0504101) при приобретении, безвозмездной передаче, продаже объектов нефинансовых активов.
Пример 2
Федеральному казенному учреждению «Центр МТО» на основании распоряжений Правительства РФ и территориального органа Росимущества передано в оперативное управление административное помещение по адресу: г. Москва, ул. Варшавское шоссе, д. 39А.
Согласно документам передающей стороны (Росимущества) первоначальная (восстановительная) стоимость объекта недвижимости составила 6 480 197 руб., сумма начисленной амортизации – 1 193 400 руб.
В бюджетном учете учреждения-получателя должны быть оформлены следующие записи:
Дебет счета 1 10112 310 – Кредит счета 1 40110 180 – 6 480 197 руб. – первоначальная (восстановительная) стоимость принятого на учет объекта;
Дебет счета 1 40110 180 – Кредит счета 1 10412 410 – 1 193 400 руб. – сумма начисленной амортизации по принятому на учет объекту основных средств.
На принятый к учету объект недвижимости должен быть оформлен Акт о приеме-передаче (ф. 0504101).
Для бюджетных и автономных учреждений бухгалтерские записи оформляются аналогично, с учетом источника финансового обеспечения.
Если объект куплен за валюту
В случае если балансовая стоимость передаваемого (получаемого) объекта основных средств была выражена в иностранной валюте (условных денежных единицах), в реквизите «Справочно» отражаются сведения о наименовании иностранной валюты, ее сумме по курсу Центробанка России на дату, выбранную в соответствии с требованиями бухгалтерского учета в государственных (муниципальных) учреждениях.
Акты о приеме-передаче (ф. 0504101) подписываются всеми членами комиссии с указанием их должностей и расшифровок подписей, лицами, сдавшими и принявшими основные средства, с указанием их должностей, расшифровок подписей, а также главным бухгалтером учреждения с указанием расшифровки его подписи.
Пример 3
Федеральное казенное учреждение «Центр МТО» в мае 2019 г. передало казенному учреждению, финансируемому из областного бюджета, мебель, а именно стулья офисные в количестве 4 шт. стоимостью 9463 руб. каждый.
Согласно приказу Минфина России от 30.03.2015 № 52н такие передачи нефинансовых активов оформляются Актом (ф. 0504101). При этом данный акт предполагает отражение бухгалтерских записей о снятии с учета передаваемого имущества и постановки его на учет получателем.
В учете передающая сторона (отправитель) производит следующие записи:
Дебет счета 1 40120 251 – Кредит счета 1 10136 410;
Дебет счета 1 104 34 410 – Кредит счета 1 401 20 251.
Принимающая сторона (получатель) отражает полученное имущество записью:
Дебет счета 1 10134 310 – Кредит счета 1 40110 151.
Одновременно к учету принимается сумма начисленной ранее амортизации, что отражается записью:
Дебет счета 1 40110 151 – Кредит счета 1 10434 410.
Какие первичные документы могут быть применены в автономном учреждении для оформления фактов поступления и принятия к учету основных средств?
Рассмотрев мы пришли к следующему выводу:
Для оформления фактов поступления и принятия к учету основных средств в автономное учреждение могут быть применены следующие первичные документы:
Конкретные случаи применения того или иного первичного документа для отражения фактов поступления и принятия к учету основных средств в автономное учреждение следует в учетной учреждения.
Обоснование вывода:
Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", далее - Закон N 402-ФЗ).
При этом первичные документы могут оформляться как в учреждении (например Акты о приеме-передаче объектов нефинансовых активов), так и поступать от контрагентов (например накладные поставщиков).
Согласно ч. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ организации государственного сектора оформляют первичные документы по формам, установленным в соответствии с бюджетным законодательством. Так, в настоящее время организациями госсектора обязательно должны применяться унифицированные формы, требования об оформлении которых предусмотрены Приложениями к приказу от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета... и Методических указаний по их применению" (далее - Приказ N 52н, Методические указания).
В частности, для оформления фактов поступления и принятия к учету в автономное учреждение основных средств, в соответствии с Приказом N 52н, могут быть применены следующие первичные документы:
Акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (форма 0504101) (далее - Акт о приеме-передаче (форма 0504101));
Приходный ордер на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) (форма 0504207) (далее - Приходный ордер (форма 0504207)).
Согласно положениям Методических указаний Приходный ордер (форма 0504207) составляется при поступлении в учреждение материальных ценностей (основных средств, материальных запасов), в том числе от сторонних организаций (учреждений), и служит основанием для принятия к бухгалтерскому учету и отражения на балансе учреждения таких нефинансовых активов.
В свою очередь, Акт о приеме-передаче (форма 0504101) оформляется при передаче нефинансовых активов (в частности основных средств) между учреждениями, учреждениями и организациями (иными правообладателями), в том числе:
При закреплении права оперативного управления (хозяйственного ведения);
При передаче имущества в государственную (муниципальную) казну, в том числе при изъятии органом, осуществляющим полномочия собственника государственного (муниципального) имущества, объектов нефинансовых активов из оперативного управления (хозяйственного ведения);
При передаче имущества в качестве взноса в уставный капитал (имущественного взноса);
При иных основаниях изменения правообладателя государственного (муниципального) имущества, за исключением приобретения имущества на государственные (муниципальные) нужды (нужды бюджетных (автономных) учреждений), продажи государственного (муниципального) имущества.
То есть в положениях Приказа N 52н нет указаний на обязательное оформление Акта о приеме-передаче (форма 0504101) при приобретении основных средств автономными учреждениями. При этом сделана оговорка, что учреждение в рамках формирования учетной политики вправе установить порядок применения Акта о приеме-передаче (форма 0504101) при приобретении объектов нефинансовых активов.
Положениями Методических указаний не установлено стоимостных критериев, в соответствии с которыми при отражении в учете факта поступления (принятия к учету) основного средства должна быть применена та или иная форма первичной документации. Однако такие критерии, как и конкретные случаи применения того или иного первичного документа для отражения факта поступления основных средств в автономное учреждение, обосновано могут быть определены в учетной политике этого учреждения.
Таким образом, учреждению следует определить в учетной политике формы первичных учетных документов, применяемых учреждением при принятии к учету объектов нефинансовых активов при их поступлении в учреждение.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сульдяйкина Валентина
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Приказом Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н (далее - Приказ № 52н) утверждены новые формы первичных документов и регистров бухгалтерского учета, используемых государственными (муниципальными) учреждениями, а также Методические указания по их применению (далее - Методические указания). Данные документы и регистры следует применять при формировании учетной политики на 2015 год. С вступлением в силу Приказа № 52н утрачивает силу ранее действующий Приказ № 173н . В статье проведем сравнительный анализ новых и старых форм первичных документов.
Прежде всего, напомним, что непосредственно самим приказом Минфина, как и раньше, утверждаются лишь те формы первичных документов, которые относятся к классу 05 «Унифицированная система бухгалтерской финансовой, учетной и отчетной документации государственного сектора управления» ОКУД . Теперь перечень таких документов расширился в первую очередь за счет включения в него тех документов, которые ранее утверждались различными постановлениями Госкомстата РФ и относились к классу 03 «Унифицированная система первичной учетной документации» ОКУД.
Насколько изменились коды и названия форм первичных документов, рассмотрим в таблице:
В соответствии с Приказом № 52н | В соответствии с Приказом № 173н | ||
Номер формы первичного документа | Название формы первичного документа | ||
0504101 | Акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов | 0306030 | Акт о приеме-передаче здания (сооружения) |
0306031 | Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) | ||
0306001 | Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) | ||
0504102 |
Накладная на внутреннее перемещение объектов нефинансовых активов | 0306032 | Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств |
0504103 | Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов основных средств | 0306002 | Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств |
0504104 | Акт о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) | 0306003 | Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) |
0306033 | Акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) | ||
0504105 | Акт о списании транспортного средства | 0306004 | Акт о списании автотранспортных средств |
0504143 | 0504143 | Акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря | |
0504144 | 0504144 | Акт о списании исключенных объектов библиотечного фонда | |
0504202 | 0504202 | Меню-требование на выдачу продуктов питания | |
0504203 | 0504203 | Ведомость на выдачу кормов и фуража | |
0504204 | Требование-накладная | 0315006 | Требование-накладная |
0504205 | Накладная на отпуск материалов (материальных ценностей) на сторону | 0315007 | Накладная на отпуск материалов на сторону |
0504206 | Карточка (книга) учета выдачи имущества в пользование | - | |
0504207 | Приходный ордер на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) | - | |
0504210 | 0504210 | Ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения | |
0504220 | Акт приемки материалов (материальных ценностей) | 0315004 | Акт о приемке материалов |
0504230 | 0504230 | Акт о списании материальных запасов | |
0504401 | 0504401 | Расчетно-платежная ведомость | |
0504402 | Расчетная ведомость | 0301010 | Расчетная ведомость |
0504403 | Платежная ведомость | 0504403 | Платежная ведомость |
0504417 | Карточка-справка | 0504417 | Карточка-справка |
0504421 | Табель учета использования рабочего времени | 0504421 | Табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы |
0504425 | 0504425 | Записка-расчет об исчислении среднего заработка при предоставлении отпуска, увольнении и других случаях | |
0504501 | 0504501 | Ведомость на выдачу денег из кассы подотчетным лицам | |
0504505 | Авансовый отчет | 0504049 | Авансовый отчет |
0504510 | Квитанция | 0504510 | Квитанция |
0504514 | Кассовая книга | 0504514 | Кассовая книга |
0504608 | 0504608 | Табель учета посещаемости детей | |
0504805 | Извещение | 0504805 | Извещение |
0504816 | 0504816 | Акт о списании бланков строгой отчетности | |
0504817 | 0504817 | Уведомление по расчетам между бюджетами | |
0504822 | 0504822 | Уведомление о лимитах бюджетных обязательств (бюджетных ассигнованиях) | |
0504833 | Бухгалтерская справка | 0504833 | Справка |
0504835 | 0504835 | Акт о результатах инвентаризации | |
- | 0531728 | Акт приемки-передачи кассовых выплат и поступлений при реорганизации участников бюджетного процесса | |
- | 0531811 | Справка о финансировании и кассовых выплатах |
Акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101). Этот документ заменил сразу три ранее применявшихся учреждениями формы, утвержденные Постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 № 7 (далее - Постановление № 7):
- акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001);
- акт о приеме-передаче здания (сооружения) (ф. 0306030);
- акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306031).
Согласно методическим указаниям акт по форме 0504101 используется для оформления следующих операций:
- передача нефинансовых активов между учреждениями, учреждениями и организациями (иными правообладателями), в том числе при закреплении права оперативного управления (хозяйственного ведения);
- передача имущества в государственную (муниципальную) казну, в том числе при изъятии органом, осуществляющим полномочия собственника государственного (муниципального) имущества, объектов нефинансовых активов из оперативного управления (хозяйственного ведения);
- передача имущества в качестве взноса в уставный капитал (имущественного взноса);
- изменение правообладателя государственного (муниципального) имущества при иных основаниях, за исключением приобретения имущества на государственные (муниципальные) нужды (нужды бюджетных (автономных) учреждений), продажи государственного (муниципального) имущества. При этом учреждению дается право в рамках формирования учетной политики установить порядок применения акта по форме 0504101 при приобретении, безвозмездной передаче, продаже объектов нефинансовых активов.
Новая форма накладной, по сравнению с ранее применяемой формой, используется для оформления и учета перемещения внутри учреждения не только основных средств, но и других объектов нефинансовых активов, в частности:
- нематериальных активов;
- готовой продукции, произведенной учреждением.
Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов основных средств (ф. 0504103). Данный акт применяется учреждениями вместо утвержденной Постановлением № 7 формы 0306002 с одноименным названием и практически полностью совпадает с ней. Однако в новой форме, в отличие от ранее применяемой формы, дополнительно необходимо указывать реквизиты договоров о проведении работ и сроки их выполнения.
Установлено, что учреждение вправе использовать акт по форме 0504103 при модернизации нематериальных активов, если это зафиксировано в учетной политике.
Акт о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф. 0504104). Данный акт совмещает в себе информацию, ранее указываемую отдельно в следующий формах, утвержденных Постановлением № 7:
- в акте о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. 0306003);
- в акте о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. 0306033).
В соответствии с Методическими указаниями акт по форме 0504104 составляется комиссией по поступлению и выбытию активов на основании ее решения о необходимости списания объектов основных средств, нематериальных активов, иных материальных ценностей (кроме сырья, материалов, а также готовой продукции, произведенной учреждением) и служит основанием для отражения в бухгалтерском учете учреждения операций по выбытию нефинансовых активов.
Акт о списании транспортного средства (ф. 0504105). Данный акт заменил ранее применявшуюся учреждениями форму 0306004 «Акт о списании автотранспортных средств», утвержденную Постановлением № 7. Обе формы применяются для отражения операций по списанию автотранспортного средства.
Стоит отметить, что структура и порядок заполнения данных документов практически совпадает, с той лишь разницей, что новая форма акта более адаптирована для применения учреждениями государственного сектора.
Требование-накладная (ф. 0504204). Эта форма более компакта по сравнению с ранее применяемой одноименной формой 0315006, утвержденной Постановлением Госкомстата РФ от 30.10.1997 № 71а (далее - Постановление № 71а).
Несмотря на это, предназначение указанных форм и правила заполнения совпадают. Как и раньше, требование-накладная применяется для учета движения материальных ценностей внутри организации между структурными подразделениями или материально ответственными лицами, а также для оформления операций по сдаче на склад остатков материалов, образовавшихся в результате разборки, выбытия основных средств.
Составляет требование-накладную материально ответственное лицо структурного подразделения-отправителя, передающего материальные ценности подразделению-получателю (например, со склада - на склад; со склада - в структурное подразделение и др.) или другому материально ответственному лицу, в двух экземплярах, один из которых служит основанием для передачи ценностей, а второй - для их принятия.
Накладная на отпуск материалов (материальных ценностей) на сторону (ф. 0504205). Оформлять такой документ учреждения обязаны вместо ранее используемой формы 0315007 «Накладная на отпуск материалов на сторону», утвержденной Постановлением № 71а.
Накладная по форме 0504205 применяется для учета отпуска материальных ценностей учреждением-отправителем сторонним учреждениям (организациям) - получателям, организациям, в том числе с привлечением организаций, осуществляющих перевозку, на основании договоров (контрактов) и других документов.
Накладная по форме 0504205 выписывается в двух экземплярах учреждением-отправителем на основании договоров (контрактов), нарядов и других соответствующих документов при предъявлении представителем учреждения (организации) - получателя; организации, осуществляющей перевозку, на основании доверенности на получение материальных ценностей, заполненной в установленном законодательством порядке. Один экземпляр является основанием для отпуска материалов, второй - передается представителю учреждения (организации) - получателя материальных ценностей.
Карточка (книга) учета выдачи имущества в пользование (ф. 0504206). Данная форма введена впервые и ранее аналогов не имела. Согласно Методическим указаниям карточка (книга) (ф. 0504206) применяется для учета имущества, которое выдается в личное пользование работнику (служащему) при исполнении им служебных обязанностей.
В карточке регистрируется выданное в пользование имущество по наименованиям, отраженным в графе 1, с указанием нормы выдачи, нормативного срока использования (при наличии), количества выданных материальных ценностей.
При возврате имущества регистрируется количество сданного имущества по наименованиям с указанием количества возвращенного (сданного) имущества, даты возврата и подписи лица, которое приняло сданное работником (служащим) имущество.
При формировании карточки (книги) (ф. 0504206) в целях учета имущества учреждения, выданного работникам (служащим), реквизиты, отражающие индивидуальные характеристики лица, получившего имущество (размеры головного убора, одежды, обуви и т. д.), могут не заполняться.
Приходный ордер на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) (ф. 0504207). Это абсолютно новая форма. Составлять ее придется учреждениям при поступлении материальных ценностей (в том числе основных средств, материальных запасов) в том числе от сторонних организаций (учреждений). Приходный ордер служит основанием для принятия к бухгалтерскому учету и отражения на балансе учреждения поступивших материальных ценностей. В нем указываются сведения о наименовании товара, его количестве, стоимости.
Бухгалтерия учреждения отражает в приходном ордере корреспонденцию счетов и оформляет отметку о принятии к учету и оприходовании материальных запасов (материальных ценностей).
При наличии количественного и (или) качественного расхождения, а также несоответствия ассортимента принимаемых материальных ценностей сопроводительным документам отправителя (поставщика) комиссия учреждения по поступлению и выбытию активов составляет акт приемки материалов (ф. 0504220), который является правовым основанием для предъявления претензии отправителю (поставщику).
Акт приемки материалов (материальных ценностей) (ф. 0504220). Теперь такой акт составляется вместо ранее используемой формы 0315004 «Акт о приемке материалов», утвержденной Постановлением № 71а.
Сравнивая эти формы, отметим, что информация, указываемая в них, практически совпадает. Поэтому перейти на новую форму учреждениям не составит труда.
Расчетная ведомость (ф. 0504402). Структура такой ведомости во многом повторяет одноименную форму 0301010, утвержденную Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1 . При этом новая форма более адаптирована для применения учреждениями именно государственного сектора.
В соответствии с Методическими указаниями расчетная ведомость (ф. 0504402) применяется для отражения начислений по заработной плате работников, стипендий, пособий, иных выплат, осуществляемых на основе договоров (контрактов) с физическими лицами, а также отражения удержаний из сумм начислений (налогов, страховых взносов, удержаний по исполнительным листам и иных удержаний).
Авансовый отчет (ф. 0504505). Согласно Приказу № 52н авансовый отчет перенесен из регистров бухгалтерского учета к первичным документам. В связи с этим изменился код формы. Ранее применялся код 0504049.
Как и раньше, авансовый отчет применяется для учета расчетов с подотчетными лицами. При этом указания по его заполнению несколько скорректированы.
Согласно новой редакции таких указаний подотчетное лицо при оформлении авансового отчета приводит сведения о себе на лицевой стороне авансового отчета и заполняет графы 1 - 6 на оборотной стороне о фактически израсходованных им суммах с указанием документов, подтверждающих произведенные расходы. Документы, приложенные к авансовому отчету, нумеруются подотчетным лицом в порядке их записи в отчете.
Авансовый отчет утверждаются руководителем учреждения или лицом им уполномоченным.
На оборотной стороне такого отчета графы 7 - 10, содержащие сведения о расходах, принимаемых учреждением к бухгалтерскому учету, и бухгалтерские корреспонденции заполняются лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.
Суммы, выплаченные в иностранной валюте, учитываются как в иностранной валюте, так и в рублевом эквиваленте. Авансы, полученные подотчетным лицом, отражаются с указанием даты их получения.
Помимо введения новых форм первичных документов, следует отметить изменение порядка заполнения действующих форм, в частности:
- более подробно описываются правила заполнения табеля учета использования рабочего времени (ф. 0504421). Приведена таблица с условными обозначениями, которые используются для оформления такого табеля;
- извещение (ф. 0504805) теперь используется при оформлении расчетов, возникающих по операциям приемки-передачи имущества, обязательств не только между учреждением и созданными им обособленными структурными подразделениями (филиалами), но и между другими субъектами учета, в том числе при межведомственных и межбюджетных расчетах;
- основанием для составления акта о результатах инвентаризации (ф. 0504835) теперь являются инвентаризационные описи (сличительные ведомости), а не ведомость расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092);
- значительно скорректирован порядок применения и заполнения уведомления по расчетам между бюджетами (ф. 0504817).
Проанализировав новые формы первичных документов, утвержденные Приказом № 52н, которые дополнили перечень действующих форм учетной документации государственного сектора управления, отметим, что большинство из них повторяют структуру и порядок заполнения аналогичных унифицированных форм, установленных соответствующими приказами Госкомстата. Тем самым, взяв за основу единые унифицированные формы, Минфин адаптировал их для применения учреждениями государственного сектора. Отдельные формы (0504206, 0504207) введены впервые и ранее аналогов не имели.
Также обратите внимание, что принятие Приказа № 52н повлечет за собой внесение значительных изменений в инструкции по бухгалтерскому учету, установленные отдельно для казенных, бюджетных и автономных учреждений. Напомним, что проекты изменений в данные инструкции размещены на сайте Минфина, однако в них не были учтены новые формы первичной документации. Возможно, с изданием Приказа № 52н эти проекты будут отредактированы окончательно и приняты в скором времени.
В следующем номере журнала читайте о новых формах регистров бухгалтерского учета и порядке их применения.
Приказ Минфина РФ от 15.12.2010 № 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению».