Кбм для указанных данных равен 10. Кбм или бонус-малус по осаго: что это такое и как проверить по базе рса? Предыдущий договор был без ограничений, выплат по нему не было

КБМ или коэффициент бонус-малус – это показатель, который определяет скидку стоимости полиса ОСАГО. В народе его именуют скидкой за безаварийное вождение. Показатель может увеличить или уменьшить стоимость страховки ОСАГО в зависимости от того, насколько безаварийно осуществлялось управление автомобилем за предыдущий год страхования.

Как пользоваться таблицей для расчета КБМ?

Таблица для расчетов КБМ включает информацию о классе ОСАГО, значение коэффициента, которое соответствует определенному классу, а также информацию о том, как количество аварийных случаев за годовой срок страхования влияет на класс ОСАГО.

Класс КБМ Подорожание Количество страховых случаев (выплат), произошедших в период действия предыдущих договоров ОСАГО
0 1 2 3 4
Скидка Класс, который будет присвоен
M 2,45 145% 0 M M M M
0 2,3 130% 1 M M M M
1 1,55 55% 2 M M M M
2 1,4 40% 3 1 M M M
3 1 нет 4 1 M M M
4 0,95 5% 5 2 1 M M
5 0,9 10% 6 3 1 M M
6 0,85 15% 7 4 2 M M
7 0,8 20% 8 4 2 M M
8 0,75 25% 9 5 2 M M
9 0,7 30% 10 5 2 1 M
10 0,65 35% 11 6 3 1 M
11 0,6 40% 12 6 3 1 M
12 0,55 45% 13 6 3 1 M
13 0,5 50% 13 7 3 1 M

Пользоваться таблицей КБМ очень просто. Для начала необходимо узнать КБМ. Это информация есть на сайте Российского союза автостраховщиков (РСА), можно обратиться в страховую компанию или посмотреть КБМ в действующем полисе (некоторые компании указывают класс прямо в страховке). Все остальные источники считаются недостоверными.

Если гражданин заключает договор ОСАГО впервые, ему присваивается 3 класс, КБМ для которого равен 1,00. Таким образом, никаких скидок или надбавок не применяется.

Классы водителя в таблице КБМ

Класс водителя зависит от количества осуществленных страховых выплат за предыдущий год страхования по его вине. Если ДТП не было зарегистрировано ГИБДД, на класс водителя в таблице КБМ это не повлияет, поскольку страховую компанию интересует ответственность, а не имущество.

Каждый страховой случай, повлекший за собой осуществление страховых выплат, понижает класс водителя на 2-6 позиций. Например, начальный КБМ водителя соответствует значению 8. При совершении одной аварии, повлекшей за собой страховую выплату, класс понизится до 5, две аварии понизят класс до 2, а три и более отбросят его на самую низшую ступень. Класс М означает, что клиент особо опасен для страховой компании. В этом случае стоимость полиса увеличивается в 2,45 раз.

Как класс ОСАГО влияет на скидку?

От класса ОСАГО зависит величина скидки стоимости полиса. Каждый год безаварийной езды предоставляет право на 5% скидку.

Чтобы определить, какую скидку получает водитель, необходимо проделать несложные вычисления. От значения коэффициента необходимо отнять единицу и умножить полученное число на 100%.

Например, класс водителя на начало годового срока страхования – 11. Ему соответствует коэффициент – 0,6. Таким образом,

(0,6-1)*100% = - 40%

Продление страховки обойдется на 40% дешевле.

Пример расчета КБМ по таблице

Предлагаем рассмотреть пример расчета КБМ по таблице. Исходные данные: водитель впервые заключает договор ОСАГО и за год совершил 2 ДТП, повлекшие страховые выплаты.

Поскольку водитель не имеет истории, ему присваивается 3 класс, которому соответствует значение 1. Совершив 2 аварии, класс понижается до М. При продлении договора, стоимость страховки будет увеличена в 2,45 раза.

Стремление удешевить страховку толкает некоторых водителей на искажение информации. Однако делать этого не рекомендуется. При наступлении страхового случая факт участия в ДТП обязательно вскроется, и страховая компания откажет в выплате. Ликвидировать последствия аварии придется за свой счет.

Для начала необходимо разобраться с тем, что же такое страховка ОСАГО. Это документ, согласно которому страховая компания в случае аварии частично возмещает причинённый ущерб пострадавшей и невиновной стороне.

Для расчёта стоимости страховки используется коэффициент бонус-малус или КБМ. В переводе с латыни означает «хороший-плохой». Говоря простым языком, он определяет размер скидки, полагающейся за безаварийную езду.

КМБ предназначается для стимулирования владельцев авто к ответственному вождению без нарушений правил дорожного движения. Каждая авария приводит к затратам и снижению класса. Для его восстановления, а также получения прежней скидки нужно несколько лет ездить без нарушений.

С помощью этого коэффициента страховая компания выясняет, насколько убыточным или прибыльным является для неё тот или иной клиент. Если владелец машины часто попадает в ДТП, то затраты на выплаты ему страховки будут значительными и выполняться на регулярной основе. Поэтому многие люди не обращаются к страховщику за компенсацией в случае получения незначительного ущерба в аварии.


Основные виды КБМ

Аварийность водителя напрямую влияет на расчёт коэффициента. Он может быть:

  • повышающим . Возникает, когда хозяин транспортного средства часто попадает в аварийные ситуации. Он оформляется при обращении в компанию-страховщика после случившегося ДТП;
  • понижающим . Возникает, когда в предыдущие страховые периоды водитель не принимал участие в дорожно-транспортном происшествии.

За каждый год вождения без аварий дополнительно полагается скидка в 5 %. Размер льготы зависит ещё и от класса владельца транспортного средства.

При совершении ДТП система предусматривает понижение класса автомобилиста и, соответственно, полагающегося бонуса, а также повышение стоимости страховки.

Удешевление полиса происходит постепенно, с каждым пройденным годом. При этом его удорожание в случае аварии и обращении в компанию-страховщика выполняется моментально. Если размер коэффициента минимальный и застрахованное лицо попадает в аварию, то стоимость новой страховки возрастёт в 2,45 раза.


Принцип расчёта

Расчёт коэффициента основывается на следующих параметрах:

  • класс водителя на момент страхования;
  • количество аварий за страховой период.

При расчёте необходимо учитывать следующие моменты:

  • лицам, которые были впервые застрахованы, присваивается значение 1;
  • за год безаварийного вождения КБМ уменьшается. В результате возникает скидка. Она влияет на цену страхового договора;
  • наибольший порог – 0,5. Он предполагает скидку в 50 % от установленного тарифа. Льгота в таком размере полагается водителям, которые в течение 10 лет не обращались в компанию за выплатами по ОСАГО.

Принцип расчёта КБМ следующий:

  • в начале страхования водителю присваивается определённый класс. Ему соответствует конкретное значение коэффициента. Узнать его можно из специальной таблицы;
  • из значения КБМ вычитается единица;
  • получившийся результат умножается на 100 %.

При оформлении полиса ОСАГО впервые человеку автоматически присваивается третий класс, которому соответствует коэффициент бонус-малус (КБМ), равный единице. В этом случае размер страховки составляет 100 %. Если коэффициент равняется 0,9, тогда расчёт будет иметь следующий вид: (0,9 — 1) × 100 % = -10 %. В результате размер скидки составляет 10 %. В случае ДТП коэффициент равняется 2,45. Здесь расчёт уже будет выполняться таким образом: (2,45 — 1) × 100 % = 145 %. Водителю здесь придётся заплатить в 2,45 раз больше (на 145 %). Увеличение суммы служит наказанием за нарушение.

Класс автовладельца увеличивается ежегодно, если за страховой годовой период он не попадал в дорожно-транспортные происшествия. Это позволяет при продлении срока договора страховки получать скидку в размере 5 % и выше. Следующий страховой период уже рассчитывается по новому классу. Если же человек обращался за возмещением, тогда его класс уменьшается, а коэффициент растёт. Поэтому новая страховка обойдётся ему уже дороже.

Как можно проверить

Редко коэффициент бонус-малус приводится в страховом полисе. Существует несколько способов узнать размер полагающейся скидки:

  • обратиться к страховщику. Любая компания, предоставляющая населению услуги страхования транспортного средства, должна использовать единую информационную систему, а также вносить в неё все изменения о застрахованном лице;
  • выполнить самостоятельный расчёт с помощью приведённой выше формулы и специальной таблицы;
  • использовать базу РСА или аналогичные ему ресурсы.

Самым простым и быстрым считается обращение в базу РСА. Для получения необходимых сведений нужно указать следующие данные:

  • ФИО водителя;
  • его дату рождения;
  • регистрационный номер прав.

В базе РСА на каждого автовладельца заведена история. В неё заносятся любые данные, касающиеся наступления страхового случая и полагающихся начислений. Обычно проверка не занимает много времени.

Если обнаружился факт неправомерного определения коэффициента, тогда необходимо подготовить следующие документы:

  • заявление;
  • водительские права (копия), на которые оформлялся полис;
  • ранее оформленный договор страхования (копия);
  • текущий страховой договор.

После подачи перечисленной документации при наличии ошибки значение КМБ будет пересмотрено и исправлено. Далее заключается новый договор с возвратом переплаченной человеком суммой.

Эта статья пригодится всем, кто хочет сэкономить на ОСАГО и приобрести полис по разумной цене. Коэффициент «Бонус-Малус» - это реальная возможность получить скидку за аккуратное вождение и застраховать машину за меньшие деньги.

Этот коэффициент используют все страховые компании для расчетов по договору. Для каждого водителя он определяется индивидуально. Начинающему автолюбителю присваивается третий класс водителя, которому соответствует коэффициент «Бонус-Малус» равный 1. В дальнейшем КБМ уменьшается, если водитель не становится виновником ДТП, или растет, если наступает страховой случай. В зависимости от него изменяется и стоимость полиса ОСАГО.

Таблица КБМ по базе АИС РСА онлайн — официальный сайт

Важно следить за правильностью расчетов, чтобы не переплачивать за страховку. Нередки случаи, когда страховая компания несвоевременно передает данные о безаварийной езде. Найти ошибку в расчетах не так-то просто, из-за этого невнимательные клиенты покупают более дорогие полисы.

Существует единая база данных для всех водителей, которая находится на сайте РСА. С ее помощью каждый может самостоятельно определить свой КБМ. Для удобства на нашем сайте приведена таблица КБМ ОСАГО 2020 года. Она содержит все возможные варианты и значения коэффициента. Воспользоваться ей несложно, это отнимет всего несколько минут, зато убережет от переплаты.

Таблица КБМ класса водителя - коэффициент «Бонус-Малус»

Для начала найдите в левом столбце свой класс на начало периода страхования. Узнать его можно в своей страховой компании. Далее найдите в соответствующем столбце количество страховых случаев, в которых вы были признаны виновником, и определите свой класс на следующий страховой период. Например, если ранее был присвоен третий класс, за год не было ни одной аварии, то в следующем году вам присвоят четвертый класс. В соответствующей графе вы увидите КБМ на следующий расчетный период (в нашем случае он будет равен 0,95). За каждый год вождения без страховых выплат вы получаете скидку в размере 5%, то есть КБМ снижается на 0,05.

Стоит заметить, что таблица КБМ по базе АИС РСА онлайн на официальном сайте позволяет получить только расчетные данные. Чтобы узнать точную стоимость полиса ОСАГО, воспользуйтесь нашим бесплатным сервисом. Мы поможем узнать точную сумму всего за несколько минут. Просто укажите ФИО водителя, класс, номер и серию удостоверения и нажмите кнопку «Рассчитать». Наш сервис доступен круглосуточно, попробуйте прямо сейчас!

Ваш стаж (полных лет)

Если у вас было ДТП

Результат может отличаться в зависимости от наличия ДТП по вашей вине.

В рамках закона цена по ОСАГО определяется по тарифам, которые утверждены на законодательном уровне. При этом важно учитывать, что они одинаковы для всех страховщиков, которые продают защиту лично или онлайн.

Делая расчет, учитывается такой показать, как коэффициент бонус-малус (КБМ). Данный показатель определяется по специальной таблице КБМ 2020, которая с 2002 года остается неизменной.

Класс КБМ Подорожание

Скидка
Количество страховых случаев (выплат), произошедших в период действия предыдущих договоров ОСАГО
0 1 2 3 4
Класс, который будет присвоен
M 145% 0 M M M M
0 2,3 130% 1 M M M M
1 55% 2 M M M M
2 1,4 40% 3 1 M M M
3 нет 4 1 M M M
4 0,95 5% 5 2 1 M M
5 0,9 10% 6 3 1 M M
6 0,85 15% 7 4 2 M M
7 0,8 20% 8 4 2 M M
8 0,75 25% 9 5 2 M M
9 0,7 30% 10 5 2 1 M
10 0,65 35% 11 6 3 1 M
11 0,6 40% 12 6 3 1 M
12 0,55 45% 13 6 3 1 M
13 50% 13 7 3 1 M

Таблица КБМ состоит из нескольких основных разделов:

  • класс на начало срока страхования по полису;
  • коэффициент, который учитывается в формуле при расчете;
  • класс, который учитывается при заключении нового полиса, в зависимости от наличия или отсутствия страховых случаев.

Обратите внимание! Стоит принимать к сведению, что аварийный КБМ на новый срок применяется только в том случае, если застрахованный водитель был виновником ДТП.

Когда собственник машины или участник движения впервые посещает офис страховой, с целью покупки защиты, ему присваивается начальный - 3 класс. Именно от него будет происходить расчет вверх и вниз по таблице.

Пример № 1

После первого года действия ОСАГО у застрахованного водителя не было аварий. При расчете нового договора страховщик использует 4 класс, которому соответствует скидка 5%.

Для определения выполняется несколько простых шагов:

  1. Смотрится по таблице класс по полису ОСАГО, у которого заканчивается срок действия и необходимо продлить. В данном случае он равен 3 классу.
  2. После в верхнем разделе таблице определяется количество ДТП по вине застрахованного. Согласно приведенному примеру клиент управлял машиной без аварий.
  3. По столбику вниз следует опуститься до класса, который действовал на момент страхования и посмотреть новый. В нашем случае – это 4 класс.
  4. Посмотреть первый столбец таблице, где видно, что 4 классу соответствует коэффициент 0,95. Простыми словами, за год без аварий клиент получил бонус в размере 5%.
Расчет КБМ по таблице без аварий

Пример № 2

Клиент проездил год и по ранее оформленному бланку у него был 11 класс. За весь срок действия страховки водитель стал виновником аварии три раза. При оформлении автогражданки на новый срок страховщик использует КБМ равный 1,55. Получается, ни о каком бонусе не может быть и речи. Наоборот, предусмотрен повышающий.

Для расчета выполняется несколько простых шагов:

  1. Смотрится по таблице класс, который был у водителя на момент ранее купленного договора. В нашем случае это 11 класс.
  2. После по верхней таблице определяется количество случаев. Данный водитель 3 раза был виновником аварии.
  3. Находясь на столбце с количеством аварий спуститься вниз до строчки с действующим классом и смотрится новый. В нашем примере это 1 класс аварийности.
  4. В первом столбце таблицы определяется новый показатель, который равен 1 КБМ. Клиент получает повышающий в размере 1,55. Получается, застрахованный участник движения на 55% переплатит от базовой стоимости договора за свою аварийность.

Расчет КБМ по таблице для виновника ДТП

Калькулятор
переплаты
по ОСАГО

Ваш стаж (полных лет)

В расчетах полиса обязательного страхования используется коэффициент, существенно влияющий на размер скидки при определении конечных затрат на автомобилиста. КБМ ОСАГО – это так называемый коэффициент безаварийности, определяющий риск наступления страхового случая по каждому конкретному водителю. Год, проведенный за рулем без единой выплаты по страховке, позволяет повысить уровень скидки на следующий год.

Значение коэффициента КБМ

Аббревиатура КБМ расшифровывается как коэффициент «бонус-малус» и определяется на основании статистики за прошедший год. Значение КБМ рассчитывается в зависимости от класса водителя, его опытности и аккуратности вождения.

Без определения класса узнать точно КБМ и проверить его на соответствие будет невозможно. Водитель, знающий, как определяется КБМ по классу вождения, может контролировать присваиваемые значения. Ввиду частых претензий относительно неверно назначенной скидки, регулярная проверка показателя позволит избежать неприятных разбирательств со страховщиком, когда придет пора покупки нового полиса.

Если автомобилист только сел за руль и не имеет никакой истории вождения, согласно действующему регламенту, присваивается третий класс вождения с КБМ 1,0.

В зависимости от дальнейшего поведения водителя на дороге, класс может быть повышен или понижен, что повлияет на размер дальнейшей скидки.

  1. Каждый год без ДТП при отсутствии выплат по ОСАГО повышает класс вождения, соответственно скидка уменьшается.
  2. При попадании в ДТП у водителя-виновника аварии понижается класс, а сумма страховки следующего года становится выше.

Как рассчитывается

Общий алгоритм расчета выглядит следующим образом: каждый год без аварий для водителя означает рост скидки на 5%. В результате десятилетнее вождение без страховых возмещений даст водителю 50-процентную скидку на покупку полиса. Сокращение расходов по ОСАГО вполовину – максимально возможная экономия, на которую может повлиять показатель «бонус-малус».

На определение КБМ оказывает влияние не только наличие или отсутствие возмещений при ДТП, но и их количество. Когда начинающий автомобилист получает 3-й класс, спустя год безаварийных поездок его класс повысится до 4-го и так далее. Максимальный класс вождения, который может быть присвоен автомобилисту – 13-й, при котором КБМ составит 0,5 или 50-процентная скидка.

Если в течение года автомобилист неоднократно становился виновником ДТП, скидка аннулируется, а вместо нее включается повышающий коэффициент. Согласно утвержденной законом таблице соответствия расчетов КБМ и класса вождения, максимально стоимость полиса увеличивается на 145% от исходного значения.

Примерный расчет по соответствию КБМ и класса водителя выглядит следующим образом:

Особенности расчета

Определение конечной стоимости страховки требует учета некоторых нюансов:

  1. Если заключается договор по страховке прицепа, показатель «бонус-малус» равен не менее 1,00.
  2. При эксплуатации автомобиля с транзитными номерами (для оформления страхования на период пути к региону, в котором будет производиться регистрация авто), либо при оформлении полиса для перемещений по стране на временной основе, КБМ равен единице.
  3. При расчете полиса, в список допуска которого включено несколько лиц, значение КБМ определяется по автомобилисту с минимальным классом вождения.
  4. Неограниченная страховка требует определения показателя скидки с учетом безаварийной статистики автовладельца.

Как проверяется

Иногда страховщик (умышленно или по халатности сотрудников) допускает ошибки в присвоении КБМ конкретному автомобилисту. Поэтому так важно научиться проверять значение «бонуса-малуса» самостоятельно.

При наличии доступа к интернету, это может сделать абсолютно любой водитель. Существует множество интернет-ресурсов, которые основываются на информации, хранимой в единой базе РСА. Чтобы минимизировать возможность технической ошибки, рекомендуется обращаться к проверенным официальным источникам Российского общества страховщиков (РСА).

Проверка представляет собой простейшую процедуру, при которой в окно поиска вводят сведения об интересуемом автомобилисте:

  1. Определяют, относится ли владелец к физическому или юридическому лицу.
  2. Определяют тип требуемого договора (с ограничением допуска или без него).
  3. Вводят данные на автомобиль.
  4. Если полис на одного водителя, вводят полное ФИО, дату рождения, а также данные его удостоверения. Указывают день, следующий после истечения действующего договора.
  5. Если полис без ограничений, в отдельном окошке вводят ФИО, паспортные данные на владельца, 17-значный номер VIN.
  6. Далее необходимо поставить отметку о согласии на обработку персональных сведений. При отсутствии VIN-номера делают аналогичную отметку и нажимают кнопку проверки.

Не всегда результат проверки удовлетворяет страхователя. В случае появления сомнений относительно присвоенного КБМ, за разъяснениями необходимо обратиться в компанию, с которой подписывается договор. Потребуется предпринять меры, чтобы добиться восстановления показателя.

Исправление коэффициента

Когда результат проверки не соответствует ожиданиям водителя, первое, что нужно понять: где конкретно допущена ошибка при определении КБМ. Потребуются полисы предыдущих лет и произведение ручного пересчета значений.

Нужно учитывать, что закон допускает периодическую корректировку коэффициентов. Рекомендуется отталкиваться от Указаний от Банка России относительно предельных значений тарифной ставки и коэффициентов или от действовавших на момент заключения договора тарифа ОСАГО.

При обнаружении ошибки, страхователь обращается в СК, которая приняла к расчетам ошибочные данные. Внесение исправлений, как правило, занимает не более 3 дней. В настоящее время РСА не занимается внесением изменений в базу. Поэтому обращаться с претензиями в данную организацию нет необходимости.

На видео об исправлении КБМ

Зачастую страховщика, который допустил ошибку, уже не существует, поэтому исправить КБМ не получится. Чтобы избежать подобных неприятностей, рекомендуется проводить проверку КБМ в полисе ежегодно, при оформлении нового договора страхования.