Свидетельство о регистрации участника как плательщика ндс. Идентификационный номер плательщика ндс

Во избежание путаницы и для упорядочения создан специальный государственный реестр — в нем зарегистрированы все юридические лица, выплачивающие НДС.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Практически вся продукция и услуги (за небольшим исключением), реализуемые на территории Российской Федерации, облагаются специальным налогом.

Он называется НДС – налог на добавочную стоимость. Данный налог обязаны выплачивать коммерческие организации, ведущие свою деятельность с целью получения какой-либо прибыли.

Во избежание возникновения всевозможных недоразумений был создан единый реестр предприятий-плательщиков НДС.

В него входят все без исключения организации и компании, обязанные осуществлять выплаты налога на добавочную стоимость.

Понятие

Налоговый кодекс РФ, вступивший в силу на территории страны в далеком 1992 году, обуславливает систематизацию всей информации, касающейся выплаты налогов. Были созданы различные реестры, используемые для её хранения.

Один из самых важных – государственный реестр плательщиков НДС. Он содержит в себе всю информацию о компаниях и организациях, обязанных выплачивать налог на добавочную стоимость.

Рассматриваемый реестр содержит следующую информацию о юридических лицах:

  • все данные о регистрации, а также об организации или реорганизации предприятия-плательщика;
  • данные о внесенных когда-либо изменениях в рассматриваемый реестр;
  • все документы, предоставляемые юридическим лицом в соответствующие государственные органы при регистрации (их перечень регламентируется законодательством).

Функции

Реестр юридических лиц, обязанных выплачивать НДС, формируется с целью систематизировать данные. Это позволяет при необходимости с легкостью найти требуемую информацию.

Потребоваться она может в очень многих случаях, но чаще всего ей интересуется налоговая инспекция – обычно для осуществления проверки предприятий или иных целей.

Также данный реестр требуется для проведения бухгалтерского аудита.

Когда имеется необходимость, из реестра в соответствующие органы при наличии запроса передается следующая информация:

  • различного рода справки (о наличии или же отсутствии требуемой информации);
  • документы, подаваемые предприятиями при регистрации в рассматриваемом реестре;
  • выписки самого разного рода.

На законных основаниях

Налоговая служба России одновременно с вступлением в действие нового Налогового кодекса огласила некоторые рекомендации в письме.

В Налоговом кодексе РФ имеется вся необходимая информация касательно данного вопроса – она оглашена в и .

Как процедура регистрации, так и аннулирования организации-плательщика НДС, освещается специальным Положением – оно зарегистрировано за номером 1400 в Министерстве юстиции РФ.

Порядок включения в реестр плательщиков НДС

В России уплата НДС является непосредственной обязанностью практически всех компаний, занимающихся производством товаров и услуг с целью извлечения прибыли.

Существует определенный протокол включения в государственный реестр, соблюдение которого необходимо.

Кто может

Регистрация плательщиков НДС осуществляется Федеральной налоговой службой.

Для проведения регистрации представителю организации-плательщика необходимо предоставить требуемый пакет документов, оформленный специальным образом.

Зарегистрироваться в реестре могут только те организации, которые признаются плательщиками налога на добавочную стоимость.

К ним относятся:

  1. ИП (индивидуальные предприниматели с 1 января 2001 года).
  2. Физические или юридические лица, осуществляющие перемещение товара за границу Таможенного союза.
  3. Всевозможные некоммерческие организации, ведущие различную деятельность, направленную на извлечение прибыли.
  4. Юридические или физические лица, ведущие экономическую деятельность на территории Российской Федерации.
  5. Компании, уставной капитал которых сформирован иностранными организациями или гражданами.
  6. Муниципальные и государственные предприятия, ведущие экономическую деятельность и получающие в результате неё прибыль более установленного законодательством значения.

Как это происходит

Регистрация в государственном реестре плательщиков НДС происходит следующим образом:

  • в Федеральную налоговую службу по месту нахождения подается заявление, оформленное в установленной форме (утверждено Правительством РФ);
  • к заявлению прикрепляется пакет соответствующей документации, в которой содержится вся необходимая для регистрации информация;
  • заявление и все сопутствующие документы должны быть поданы в соответствующий орган для рассмотрения не позднее, чем за 10 дней до начала нового налогового периода.

Для регистрации требуются следующие документы:

  • документ, подтверждающий оплату государственной пошлины – она необходима для рассмотрения заявления специализированным органом (размер пошлины в 2019 году составляет 4 тыс. руб.);
  • документ, подтверждающий создание организации, подпадающей под одну из категорий плательщиков НДС;
  • документ, имеющий юридическую силу и обозначающий статус организации на территории РФ (для юридических лиц, имеющих иностранное происхождение);
  • если организация переходит на упрощенную систему налогообложения, необходим подлинник заявления.

После того, как Федеральная налоговая служба выносит положительное решение касательно включения организации в реестр плательщиков НДС, зарегистрированное юридическое лицо обязано осуществлять отчисления

НДС в соответствии с действующими тарифами. Оплата налога на добавочную стоимость должна производиться со следующего отчетного периода.

Другие требования

Для регистрации в государственном реестре плательщиков НДС необходимо в обязательно порядке подавать в регистрирующий орган помимо требуемых документов подлинную информацию следующего рода:

  • наименование регистрируемой организации (на русском или ином языке, если юридическое лицо имеет иностранное происхождение);
  • тип образования;
  • информацию о фактическом местоположении исполнительного органа, отвечающего за экономическую деятельность зарегистрированного предприятия;
  • все сведенья об учредителях и соучредителях;
  • нотариально заверенные копии учредительных документов;
  • действительные размеры уставного капитала регистрируемого юридического лица;
  • сведения о дочерних компаниях и предприятиях.

Успешная регистрация возможна только в случае, если предоставляемые данные являются достоверными – все они проверяются в обязательном порядке Федеральной налоговой службой.

При обнаружении каких-либо ошибок или несоответствий в регистрации будет отказано. И сбор документов, оплату государственной пошлины и подачу заявления необходимо будет осуществлять заново.

Сроки

Согласно Федеральному закону от 02.04.2014 №59-Ф3 максимальный срок, в течение которого должна быть рассмотрена заявка на регистрацию, составляет 5 рабочих дней. Исключение составляют случаи, предусмотренные действующим законодательством.

Получение свидетельства

Получить свидетельство НДС может только юридическое лицо, зарегистрированное как плательщик налога на добавочную стоимость .

Имеется соответствующий реестр свидетельств НДС, на основании которого и осуществляется выдача данных документов различным организациям.

Свидетельство можно получить только после того, как организация была зарегистрирована в соответствующем государственном реестре.

Если данный процесс был завершен успешно, то необходимо повторно посетить место регистрации и подать заявление установленной формы на выдачу свидетельства. После этого следует подождать некоторое количество времени.

Сроки выдачи свидетельства зависят от времени подачи заявления:

  • в том случае, если заявление было подано менее чем за 5 дней до желаемой даты выдачи – то свидетельство может быть получено на руке не позднее дня следующего за указанным в заявлении;
  • в случае, когда заявление на выдачу было оформлено ровно за 5 дней до желаемого времени получения, то выдача свидетельства может быть осуществлена не позже чем через 5 дней после подачи заявления;
  • если в заявлении не была оглашена желаемая дата выдачи, то получение свидетельства возможно после 5 дней ожидания.

Получать свидетельство имеет право лишь директор предприятия, являющегося плательщиком НДС. Либо иное лицо, действующее от его имени при наличии на руках доверенности и документа, удостоверяющего личность.

С 01.01.2014 г. упразднено свидетельство плательщика НДС. Теперь существует реестр плательщиков НДС. Однако новой формы налоговой накладной, которая учитывала бы эти изменения, еще нет. Как заполнять НН с 01.01.2014 г.: нужно ли указывать номер свидетельства? Как заполнять этот реквизит вновь зарегистрированным плательщикам НДС в 2014 г.?

Новый порядок учета плательщиков НДС

Законом №657 1 внесены изменения в ст. 183 НКУ, которой регулируется порядок регистрации плательщиков НДС. Изменения вступили в силу с 01.01.2014 г.

Напомним, что субъекты хозяйствования (далее - СХ) могут регистрироваться в качестве плательщиков НДС как на добровольной основе (ст. 182 НКУ), так и в обязательном порядке (ст. 181 НКУ). В том и в другом случае необходимо подавать регистрационное заявление согласно п. 183.1 НКУ. И если не будет оснований для отказа в регистрации СХ в качестве плательщика НДС, то согласно п. 183.9 НКУ орган Миндоходов обязан внести в Реестр плательщиков НДС (далее - Реестр) запись о регистрации СХ в качестве плательщика НДС или с желательной даты, которую он указал в заявлении, или в течение 5 рабочих дней с даты поступления регистрационного заявления, если желательный (запланированный) день регистрации в заявлении не указан или такой день наступает раньше 5 рабочих дней с даты поступления регистрационного заявления.

Согласно п. 183.11 НКУ, по запросу налогоплательщика орган Миндоходов предоставляет бесплатно и безусловно в течение двух рабочих дней, следующих за днем получения такого запроса, извлечение из Реестра 2 .

1 Закон Украины от 24.10.2013 г. №657-VII «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно учета и регистрации налогоплательщиков и усовершенствования некоторых положений».

2 Порядок получения извлечения рассматривается в статье «Регистрация плательщиком НДС» «ДК» №6/2014 .

Обязательного требования получать извлечение нет. Ранее плательщики НДС, зарегистрированные до 01.01.2014 г., получали от контролирующего органа свидетельства плательщиков НДС. Теперь, в связи с изменениями, свидетельства плательщиков НДС могут применяться как извлечения из Реестра, но до момента внесения изменений в Реестр. И как указано в письме Миндоходов от 09.01.2014 г. №150/7/99-99-18-02-01-17, при первом же обращении плательщика НДС за получением извлечения из Реестра свидетельства подлежат возврату.

Миндоходов ежедневно публикует на едином государственном регистрационном веб-портале юридических лиц и физических лиц - предпринимателей и собственном официальном веб-сайте (п. 183.13 НКУ):

Данные из реестра плательщиков НДС с указанием наименования или фамилии, имени и отчества плательщика налога, даты регистрации плательщиком НДС, индивидуального налогового номера и срока действия регистрации налогоплательщика (при его наличии);

Информацию о лицах, регистрация которых в качестве плательщиков НДС аннулирована, с указанием индивидуального налогового номера, даты аннулирования, причин и оснований для аннулирования регистрации.

Реестр плательщиков НДС на официальном веб-сайте Миндоходов находится по адресу http://minrd.gov.ua/reestr . Однако информация, полученная с помощью функции поиска на этом веб-сайте, будет неофициальной. Чтобы было официальное подтверждение своего НДС-статуса (в форме извлечения) или статуса своего контрагента (в форме справки), СХ может подать в Миндоходов запрос для получения таких данных. Обращаем внимание, что среди той информации, которая предоставляется органами Миндоходов о плательщиках НДС, уже нет номера свидетельства плательщика НДС.

Номер свидетельства плательщика НДС в НН

Такие изменения в порядке учета плательщиков НДС должны были отразиться и в форме налоговой накладной (далее - НН). Однако 01.01.2014 г. этого не случилось, и на дату подготовки этого материала мы все еще используем форму НН, утвержденную приказом МФУ от 01.11.2011 г. №1379. Эта форма НН содержит такие реквизиты, как номера свидетельств плательщика НДС - продавца и покупателя. Возникает закономерный вопрос: каким образом заполнять эти реквизиты с 01.01.2014 г. по настоящее время, пока не будет утверждена актуальная форма НН?

В п. 201.1 НКУ перечислены обязательные реквизиты НН:

Порядковый номер НН;

Дата выписки НН;

Полное или сокращенное название, указанное в уставных документах юрлица, или фамилия, имя и отчество физлица, зарегистрированного в качестве плательщика НДС, - продавца товаров/услуг;

Налоговый номер налогоплательщика (продавца и покупателя);

Местонахождение юрлица-продавца или налоговый адрес физлица-продавца, зарегистрированного в качестве плательщика налога;

Полное или сокращенное название, указанное в уставных документах юрлица, или фамилия, имя и отчество физлица, зарегистрированного в качестве плательщика НДС, - покупателя (получателя) товаров/услуг;

Описание (номенклатура) товаров/услуг и их количество, объем;

Цена поставки без учета НДС;

Ставка НДС и соответствующая сумма налога в цифровом значении;

Общая сумма средств, подлежащих уплате с учетом НДС;

Вид гражданско-правового договора;

Код товара согласно УКТ ВЭД (для подакцизных товаров и товаров, ввезенных на таможенную территорию Украины).

Однако предыдущая практика сложилась так, что плательщики НДС старались тщательно придерживаться не только требований ст. 201 НКУ, но и Порядка №1379.

Миндоходов высказалось по данному поводу в письме от 17.01.2014 г. №1094/7/99-99-19-04-02-17. Позиция Миндоходов оказалась достаточно лояльной к плательщикам НДС. Так, с 01.01.2014 г. плательщики НДС не указывают номер свидетельства плательщика НДС в следующих документах:

Налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость и приложениях к ней (по форме, утвержденной приказом Миндоходов от 13.11.2013 г. №678);

Уточняющем расчете налоговых обязательств по налогу на добавленную стоимость в связи с исправлением самостоятельно выявленных ошибок (по форме, утвержденной приказом Миндоходов от 13.11.2013 г. №678);

Реестре выданных и полученных налоговых накладных (по форме, утвержденной приказом Миндоходов от 25.11.2013 г. №708);

Налоговой накладной, которая составляется при осуществлении операций по поставке товаров/услуг (по форме, утвержденной приказом Минфина от 01.11.2011 г. №1379);

Других документах, формы которых предусматривали указание этого реквизита (к примеру, при регистрации НН в ЕРНН).

Отсутствие в НН, составленных после 01.01.2014 г. в бумажном или электронном виде, номера свидетельства плательщика НДС - продавца или покупателя не является нарушением порядка их заполнения и основанием для отказа в их регистрации в ЕРНН. На практике при регистрации НН в ЕРНН не имеет значения, как будет заполнен данный реквизит: с указанием номера свидетельства, с проставлением «0» или будет вовсе не заполнен.

НН, составленные после 01.01.2014 г. в бумажном или электронном виде без указания номера свидетельства плательщика НДС - продавца или покупателя, не могут быть исключены из состава НК плательщика НДС при условии соблюдения всех остальных требований по оформлению НН.

В обратной ситуации, если плательщики НДС будут указывать номер свидетельства плательщика НДС в вышеуказанных документах, составленных после 01.01.2014 г., это также не считается нарушением порядка оформления таких документов.

Итак, с 01.01.2014 года номера свидетельств плательщика НДС - продавца и покупателя в НН, которая выписывается после 01.01.2014 г., не указываются, независимо от того, когда была осуществлена регистрация СХ в качестве плательщика НДС - до 01.01.2014 г. или после этой даты. Надеемся, что в ближайшее время будет утверждена новая форма НН с учетом всех последних изменений в НКУ.

Юлия ЕГОРОВА, «Дебет-Кредит»

Согласно Закону № 657- VII отменено свидетельства НДС и свидетельство единого налога. Теперь не будет необходимости получать свидетельство о регистрации плательщика НДС и свидетельство плательщика единого налога . Вместо них в обращение войдут выдержки (справки) из соответствующих реестров Министерства доходов. Правда, еще не утвержден порядок предоставления такого рода подъемников.

Отмена Свидетельства НДС.

Информация о плательщике НДС отныне будет находиться в едином государственном реестре в электронном виде.

Регистрация субъектов хозяйствования плательщиков НДС будет осуществляться путем внесения соответствующих записей в реестр плательщиков НДС.

Миндоходов будет обеспечивать формирование и, ведения реестра плательщиков НДС, в котором будет представлена информация о лицах, зарегистрированных плательщиками НДС.

С целью постоянного обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц информацией центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализует государственную налоговую и таможенную политику, публикует на едином государственном регистрационном веб - портале юридических лиц и физических лиц - предпринимателей и собственном официальном сайте данные о постановке на учет в качестве налогоплательщиков юридических лиц, их обособленных подразделений и самозанятых лиц не позднее следующего рабочего дня после постановки на учет.

Доступ к указанным веб-порталу и веб-сайту будет бесплатным и свободным.

Указанные данные будут содержать следующие сведения о налогоплательщике:

  • налоговый номер (для юридического лица и его обособленного подразделения);
  • наименование для юридического лица или фамилия, имя, отчество для физического лица;
  • местонахождение;
  • дата и номер записи о взятии на учет;
  • наименование и идентификационный код контролирующего органа по основному месту учета налогоплательщика;
  • сведения о направлении соответствующим контролирующим органом государственному регистратору за связи с прекращением юридического лица или предпринимательской деятельности физического лица-предпринимателя, предусмотренных законодательством.

Обязательные реквизиты налоговой декларации больше не будут содержать «номер свидетельства о регистрации плательщика НДС» (пп. 48.4 НКУ), от этого конечно изменится и сама декларация.

В левом углу шапки налоговой накладной будет указано ее вид: бумажный или электронный. Такие же изменения ждут и Приложение № 2 к накладной. Изменения коснутся и формата записи номера декларации. Порядковый номер налоговой накладной должен состоять только из цифр, и не должен содержать символы или буквы, и будет иметь три части:

1) К знаку дроби проставляется порядковый номер , который присваивается в соответствии с номером в регистрации выданных и полученных налоговых накладных.

2) Между знаками дроби проставляется код вида деятельности , предусматривает специальный режим налогообложения.

3) После знака дроби относится числовой номер филиала или структурного подразделения.

Плательщики налога на общей системе, не восполняют код деятельности между знаками дроби. Проставлять символы, крестики или нули в пустых ячейках нужно.

Каждый год мы наблюдаем за тем, как ВРУ пытается устранить некоторые технические неточности, усовершенствовать налоговые нормы и урегулировать множество « темных » вопросов в Налоговом кодексе Украины. Но почему-то все законы как и Закон № 657- VII , направленные на «усовершенствование » НКУ, имеют низкий уровень нормотворческой техники, содержат ошибки и противоречия и недостаточно четкие формулировки.

Изменения относительно Свидетельства плательщика единого налога.

Свидетельство плательщика единого налога теперь будет в форме электронного документа, который будет находиться в едином государственном реестре.

Регистрация субъектов хозяйствования плательщиков единого налога будет осуществляться путем внесения соответствующих записей в реестр плательщиков единого налога , согласно статье 299.1 НКУ.

Регистрация плательщиком единого налога, как и сейчас, будет бессрочной и может быть аннулирована путем исключения из реестра плательщиков единого налога по решению контролирующего органа.

Миндоходив будет обеспечивать формирование и, ведения реестра плательщиков единого налога , в котором будет представлена информация о лицах, зарегистрированных плательщиками единого налога.

В реестр плательщиков единого налога будут вноситься такие сведения о плательщике единого налога:

1) наименование субъекта хозяйствования, код согласно ЕГРПОУ (для юридического лица) или фамилия, имя, отчество физического лица - предпринимателя, регистрационный номер учетной карточки плательщика налогов или серия и номер паспорта (для физических лиц, которые по своим религиозных убеждений в установленном порядке отказались от принятия регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика и имеют соответствующую отметку в паспорте);

2) налоговый адрес субъекта хозяйствования;

3) место осуществления хозяйственной деятельности;

4) избранные физическим лицом-предпринимателем первой и второй групп виды хозяйственной деятельности;

5) ставка единого налога и группа налогоплательщика;

6) дата (период) избрания или перехода на упрощенную систему налогообложения;

7) дата регистрации;

8) виды хозяйственной деятельности первой и второй групп;

9) дата аннулирования регистрации.

По желанию зарегистрирован плательщик единого налога может бесплатно и безусловно получить выписку из реестра плательщиков единого налога. Срок предоставления извлечения не будет превышать одного рабочего дня со дня поступления запроса. Извлечение будет действовать до внесения изменений в реестр.

С целью постоянного обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц информацией, Миндоходив, ежедневно будет обнародовать для бесплатного и свободного доступа к единому государственного регистрационного веб-портала юридических лиц и физических лиц - предпринимателей, такие данные из реестра плательщиков единого налога:

  • налоговый номер (для юридического лица);
  • наименование для юридического лица или фамилия, имя, отчество для физического лица
  • дату (период) избрания или перехода на упрощенную систему налогообложения;
  • ставка единого налога;
  • группу налогоплательщика;
  • виды хозяйственной деятельности первой и второй групп;
  • дату исключения из реестра плательщиков единого налога.

Налоговая теперь будет возможность аннулировать регистрацию плательщика единого налога - если плательщик единого налога будет долг перед налоговой за каждое первое число месяца в течение двух кварталов подряд, согласно п. 8 пп. 298.2.3., П. 3 пп. 229.10 НКУ.

Вновь перейти на упрощенную систему налогообложения субъект хозяйствования сможет только по истечении четырех последовательных кварталов.

Если фирма ведет предпринимательскую деятельность и реализует товары, работы, услуги, она, скорее всего, является плательщиком косвенных налогов. Реестр НДС как раз и содержат идентификационные данные о таких налогоплательщиках. Формирования перечня регламентируется государством. Его задача − при необходимости быстро предоставить существенную информацию об организации-плательщике. Им активно пользуются специалисты налоговой инспекции, особенно в период формирования плана проверок и при камеральных или встречных исследованиях материалов. Одновременно с тем этот реестр удобен и для целей бухгалтерского и налогового аудита. На его основе формируются официальные справки, детальные пояснения, тематические выписки. Регламент формирования свода отталкивается от Положения о порядке составления реестра плательщиков, утвержденного Министерством юстиции РФ. Он предполагает, что фирма сдаст определенные формы при постановке на учет, которые обеспечат ей автоматическую регистрацию в налоговом реестре.

Процедура формирования реестра плательщиков НДС

Алгоритм составления реестра следующий:

  • подача заявления по унифицированной форме
  • формирование пакета сопроводительной документации
  • процедура рассмотрения бланков на предмет легитимности
  • одобрение документов и внесение фирмы в реестр

Для включения в реестр нужно предоставить следующие обязательные бланки:

  • квитанция или платежное поручение на оплату государственной пошлины за регистрационные действия
  • пакет документов на регистрацию юридического лица для ведения предпринимательской деятельности в России
  • официальный бланк с определением «статусности» конкретной организации на территории Российской Федерации
  • подлинное заявление о переходе предприятия на упрощенную система обложения при наличии

Этих бланков достаточно, чтобы ФНС приняло к рассмотрению компанию с целью дальнейшего ее включения в реестр налогоплательщиков по НДС. Как только будет принято положительное решение и компанию включат в реестр, она обязана платить НДС по текущим тарифам РФ.

Максимально установленный срок рассмотрения заявки на включение в реестр – 5 дней за исключением праздников и выходных. В итоге потенциальный налогоплательщик косвенного налога получит от Федеральной налоговой службы свидетельство НДС.

Получение информации о контрагенте из реестра НДС

На официальном сайте налоговой есть реестр НДС. К нему может обратиться любой зарегистрированный контрагент и получить информацию из актуальной базы данных. Такой порядок взаимодействия облегчает проверку отчетности по НДС и своевременность оплаты налога.

Подобная практика позволит проявить должную осмотрительность и заранее исключить из контрагентов недобросовестных плательщиков. В противном случае, у покупателя товара, услуги с НДС могут возникнуть сложности с возмещением налога в ходе камеральной проверки и встречных запросов продавцу.

Специальные сервисы проверки ФНС не ограничиваются доступом к реестру НДС. На сайте можно запустить и интерактивную систему контроля правильности заполнения счета-фактуры. Ресурс проведет сверку указанных реквизитов контрагента. Это позволит снизить риски бизнеса.

Вспомогательными реестрами являются также списки дисквалифицированных лиц, сведения о регистрации компаний, перечни предпринимателей и актуальные данные по неплательщикам налогов. Система поиска проста и настолько продумана, что найти нужную информацию не составит труда.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

На сегодняшний день, получение свидетельства плательщика НДС превратилось для субъектов хозяйствования в очень тяжелую процедуру подачи заявлений на регистрацию и бесконечную череду отказов со стороны налоговой службы. Стать плательщиком НДС не так уж и просто. А потерять этот статус можно очень и очень быстро в результате аннулирования регистрации.

Всех субъектов хозяйствования можно разделить на несколько групп (согласно статуса плательщика НДС):

  1. Лица уже зарегистрированные плательщиками.
  2. Лица, которые не обязаны регистрироваться и не хотят этого.
  3. Лица, которые обязаны зарегистрироваться.
  4. Лица, которые не обязаны регистрироваться, однако имеют право.
  5. Лица, которые хотят стать плательщиками НДС, но не имеют на это права.

Первые две группы нам совершенно не интересны. Рассмотрением особенностей и нюансов регистрации плательщиками НДС третьей, четвертой и пятой групп мы займемся в этой статье. Ведь, именно у этих групп субъектов хозяйствования возникает больше всего вопросов по регистрации . Таких вопросов становится еще больше, когда они узнают о позиции налоговой службы на отдельные стороны процедуры получения свидетельства плательщика .

Эта статья представляет собой просто систематизацию информации и будет полезна, как было указано выше, тем субъектам хозяйствования, которые в ближайшем будущем будут становиться плательщиками НДС.

Чтобы иметь право зарегистрироваться плательщиком НДС, субъекту хозяйствования необходимо соответствовать многим критериям, которые определены Налоговым кодексом. Эти критерии, я разделю на два этапа. Первый этап — соответствие критериям статьи 180 НКУ. Второй этап — соответствие требованиям статей 181 (обязательная регистрация) и 182 (добровольная регистрация) Раздела V Налогового кодекса. Второй этап невозможен без первого.

Кто является плательщиком налога на добавленную стоимость согласно Налоговому кодексу?

Перечень, субъектов хозяйствования, которые могут стать плательщиками НДС приведен в п.14.1.139 и 180.1 НКУ. Пункт 14.1.139 определяет перечень лиц, которые являются «лицами» для целей Раздела V Налог на добавленную стоимость. То есть, на них распространяются нормы этого самого раздела.

1. Согласно пункту 14.1.139 НКУ «лицами» являются следующие субъекты:

  • юридические лица (кроме плательщиков единого налога четвертой группы по ставке 5 %);
  • исключением из предыдущего правила являются юридические лица — плательщики единого налога, у которых объем поставки работ (услуг) за последние 12 календарных месяцев превысил 300 тыс.грн.
  • юридические лица, не являющиеся субъектами хозяйствования;
  • физические лица — предприниматели (кроме плательщиков единого налога первой и второй группы, а также третьей группы по ставке 5 %);
  • исключением из предыдущего правила являются физические лица — предприниматели плательщики единого налога третьей группы у которых объем поставки работ (услуг) другим плательщикам НДС за последние 12 календарных месяцев превысил 300 тыс.грн.
  • физические лица, ввозящие товары на таможенную территорию Украины;
  • представительства нерезидента, не имеющие статуса юридического лица (о регистрации представительства иностранной компании читайте по ссылке).

2. В пункте 180.1 приведен перечень таких «лиц», которые являются плательщиками НДС. Среди них нам особенно будут интересны:

  • лица, которые уже зарегистрированы;
  • лица, которые регистрируются в добровольном порядке (ст.182 НКУ);
  • лица, которые подлежат обязательной регистрации (ст.181 НКУ).

Соответственно, можно обозначить список лиц, которые не могут быть плательщиками НДС

  • лица, не соответствующие требованиям обязательной регистрации (ст.181 НКУ);
  • лица, не соответствующие критериям добровольной регистрации (ст.182 НКУ);
  • субъекты, не являющиеся «лицами» для целей Раздела V согласно п.14.1.139 НКУ;
  • лицо, осуществляющее исключительно операции, которые не являются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.

Обязательная регистрация плательщиком НДС

Требования к обязательной регистрации определены статьей 181 НКУ. Согласно пункта 181.1, в случае, если общая сумма от операций поставки товаров (услуг), подлежащих налогообложению, за последние 12 календарных месяцев превышает 300 тыс.грн. то такое лицо обязано зарегистрироваться плательщиком НДС. Указанное правило не касается плательщиков единого налога.

Следует отметить, что для обязательной регистрации плательщиком НДС, срок 12 календарных месяцев игнорируется. То есть, лицо, может быть зарегистрировано субъектом хозяйствования меньше указанного срока. При этом, если объем 300 тыс.грн. наберется в первом месяце деятельности, то такое лицо подлежит обязательной регистрации.

Также следует обратить внимание, на позицию, которую ГНА высказывает в письме от 14.02.2011 №4021/7/16-1417: «заключения гражданско-правовых соглашений (договоров) на поставку товаров/услуг в сумме, превышающей 300 тыс. грн., или наличие умысла у лица осуществлять деятельность, по результатам которой будет превышен объем, определенный пунктом 181.1 статьи 181 раздела V Кодекса, не является основанием для регистрации лица как плательщика налога на добавленную стоимость».

Объем поставок в размере 300 тыс.грн. должен быть достигнут за счет налогооблагаемых операций, к которым, согласно раздела V и раздела ХХ НКУ относятся операции, подлежащие налогообложению по основной ставке, нулевой ставке, освобожденные и временно освобожденные от налогообложения. Соответственно, операции, которые не являются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость, для определения необходимого объема поставки не учитываются.

Добровольная регистрация плательщиком НДС

В том случае, когда субъект хозяйствования не осуществил поставку товаров или услуг за последние 12 календарных месяцев в объеме 300 тыс.грн., он имеет право зарегистрироваться плательщиком НДС в добровольном порядке. Сделать это можно в случае соответствия критериям, которые определены статьей 182 НКУ. Итак, для добровольной регистрации плательщиком НДС, субъекту хозяйствования необходимо:

  1. быть зарегистрированным субъектом хозяйствования не менее 12 календарных месяцев;
  2. не подлежать обязательной регистрации в связи с недостижением 300 тыс.грн. объемов поставок за последние 12 месяцев;
  3. иметь объемы поставки другим плательщикам НДС в размере 50% от общего объема поставок (за предыдущие 12 календарных месяцев);
  4. эти объемы поставок должны быть сформированы за счет налогооблагаемых операций (согласно информации, размещенной в Единой базе налоговых знаний на официальном сайте ГНА а также согласно разделу V и раздела ХХ НКУ, к налогооблагаемым операциям относятся операции, подлежащие налогообложению по основной ставке, нулевой ставке, освобожденные и временно освобожденные от налогообложения);
  5. с принятием Закона №3609-VI от 07.07.11 возможность регистрироваться плательщиками НДС получили субъекты хозяйствования, уставный капитал или балансовая стоимость активов которых превышает 300 тыс.грн. Указанный критерий рассмотрим ниже, поскольку, с позиции ГНАУ, он весьма неоднозначный.
Примечание . Нашел в Лиге интересную статью о критериях обязательной и добровольной регистрации. Краткое содержание статьи примерно следующее: период для определения соответствия критериям обязательной и добровольной регистрации в пунктах 181.1 и 182.1 НКУ одинаков. Он составляет 12 календарных месяцев. А формулировка текста в этой части звучит в указанных пунктах почти идентично: «на протяжении последних 12 календарных месяцев» в пункте 181.1 и «за последние 12 календарных месяцев» в пункте 182.1. При этом толкование пунктов разное. Под обязательную регистрацию подпадает в том числе вновь созданное лицо, которое набрало необходимый объем поставок, например, в первый месяц деятельности. Под добровольную регистрацию, вновь созданное лицо уже не подпадает, потому что оно должно быть зарегистрировано не менее 12 календарных месяцев. То есть, в случае обязательной регистрации срок 12 календарных месяцев игнорируется, а в случае добровольной — нет. Очень интересный вывод, не правда ли? Такой вывод вполне можно сделать ввиду нечеткости норм пунктов 181.1 и 182.1 НКУ в части определения именно срока. Однако, учитывая сложившуюся практику, такая позиция не имеет права на жизнь.

Особенности добровольной регистрации при размере уставного капитала или балансовой стоимости активов 300 тыс.грн.

С вступлением в силу Закона №3609-VI от 07.07.2011 года к условиям, которые предоставляют возможность налогоплательщикам зарегистрироваться плательщиками НДС в добровольном порядке, был добавлен следующий критерий: размер уставного капитала или балансовая стоимость активов (основных средств, нематериальных активов, запасов) должен превышать 300 тыс.грн. В этом случае лицо может добровольно зарегистрироваться независимо от наличия облагаемых операций и объема поставки другим налогоплательщикам.

Конечно, в этом критерии есть свои нюансы, которые заключаются в требованиях, которые выдвигает главное налоговое ведомство. Учитывая позицию ДПА, для добровольной регистрации по абз.2 пункта 182.1 НКУ субъекту хозяйствования необходимо соблюсти следующие условия:

1. В случае формирования уставного капитала денежными средствами, он должен быть оплачен в полном объеме (в этом случае в налоговую нужно будет предоставить выписку банка, заверенную его печатью).

2. В случае формирования уставного капитала имуществом, такое имущество должно быть фактически внесено на баланс (наличие акта приема — передачи).

3. Операции по внесению налогоплательщиком средств или имущества в уставный капитал юридического лица — резидента в обмен на эмитированные им корпоративные права считаются приобретением инвестиционного актива. Соответственно, возникает объект налогообложения налогом на доходы физических лиц и юридическое лицо выступает в роли налогового агента по отношению к физическому лицу — учредителю.

Вот такие требования выдвигает налоговая служба при осуществлении предприятием регистрации плательщиком НДС в добровольном порядке в соответствии с абз.2 пункта 182.1 НКУ. Правомерны ли такие требования или нет. Разбираться в этом, например мне, не очень хочется.

Единый налог и НДС. Переход с упрощенной системы на общую и регистрация плательщиком налога на добавленную стоимость

В случае перехода субъекта хозяйствования с упрощенной системы на общую, он может зарегистрироваться плательщиком НДС в обязательном или в добровольном порядке.

Регистрация в обязательном порядке осуществляется в случае соответствия требованиям пункта 181.1 НКУ, т.е. объем поставки за предыдущие 12 календарных месяцев (в период пребывания на упрощенной системе) превышает 300 тыс.грн. До 2012 года такая ситуация возникала чаще всего, когда плательщик единого налога переходил на общую систему в связи с превышением предельного объема дохода, который дает право применять упрощенную систему. С 2012 года, в связи со значительным увеличение предельного объема дохода для плательщиков единого налога, такая ситуация в подавляющем большинстве будет возникать в случае добровольного решения о переходе на общую систему.

Регистрация в добровольном порядке осуществляется при недостижении за предыдущие 12 календарных месяцев объема поставок 300 тыс. грн., соответствию критериям пункта 182.1 НКУ и желанию плательщика, который меняет систему налогообложения зарегистрироваться плательщиком налога на добавленную стоимость. Следует отметить, что до вступления в силу изменений в Налоговый кодекс, которые внес Закон № 3609-VI от 07.07.11, упрощенец, который переходил на общую систему в случае недостижения объема поставок 300 тыс.грн. за предыдущий год, не имел право зарегистрироваться плательщиком НДС в добровольном порядке. В таком случае объем поставок начинал считаться с момента перехода на общую систему. Такая норма содержалась в п.18 Подразделения 2 Переходных положений. Теперь, отмеченный пункт исключен, и единщик, который переходит на общую систему имеет право зарегистрироваться плательщиком НДС в добровольном порядке.

Плательщик единого налога имеет право зарегистрироваться плательщиком НДС в случае если он одновременно отвечает следующим критериям:

— Является физическим лицом третьей группы по ставке 5% или юридическим лицом четвертой группы по ставке 5%;

— Осуществил поставку услуг (работ) другим плательщикам НДС на сумму 300 тыс.грн. за последние 12 календарных месяцев.

Как рассчитать период и объемы поставок для регистрации плательщиком НДС

Необходимый объем поставок для регистрации плательщиком НДС должен быть сформирован за счет налогооблагаемых операций. К ним, согласно разделу V и раздела ХХ НКУ относятся операции, подлежащие налогообложению по основной ставке, нулевой ставке, освобожденные и временно освобожденные от налогообложения.

Также следует обратить внимание на позицию налоговой службы по поводу формирования объемов поставок, необходимых для обязательной регистрации, за счет предоплаты. Ведь, можно просто попросить дружественное предприятие перечислить 300 тыс.грн. в качестве предоплаты за какой-либо товар, зарегистрироваться плательщиком НДС, а затем вернуть эту предоплату. Однако, в таком случае, при рассмотрении заявления на регистрацию плательщиком НДС, налоговая служба откажет в регистрации, поскольку не выполняется условие поставки товаров (услуг) в соответствии с п.14.1.191 или 14.1.185 НКУ. То есть, объемы поставок 300 тыс. грн. должны быть сформированы за счет фактически поставленных товаров или оказанных услуг.

В связи с исключением п.18 Подразделения 2 Переходных положений Налогового кодекса определения объема поставок стало очень простым. Рассмотрим примеры:

Обязательная регистрация

1. Достижения 300 тыс.грн. в первом месяце. Лицо реализовало товар на сумму 320 тыс.грн. в первом месяце своей деятельности. Со следующего календарного месяца такое лицо имеет право быть плательщиком НДС. То есть, ждать, чтобы с момента регистрации прошло 12 месяцев не следует.

2. Пребывание на упрощенной системе часть периода. Лицо в первом квартале было плательщиком единого налога и имело объем налогооблагаемых операций 100 тыс.грн. Со второго квартала происходит переход на общую систему. В апреле объем поставок составляет 150 тыс.грн. В мае — 50 тыс.грн. С июня такое лицо имеет право быть плательщиком НДС, то есть период нахождения на упрощенной системе включается в расчет. Раньше это было не так (смотри предыдущую часть статьи).

3. Переход с упрощенной системы на общую. В таком случае объем налогооблагаемых операций считается за предыдущий календарный год. При этом, это касается как обязательного так и добровольной регистрации.

Добровольная регистрация

1. Пребывание на упрощенной системе часть периода. Лицо зарегистрировано с 01 января. В первом квартале оно было плательщиком единого налога. Следующие три квартала находилось на общей системе. В случае недостижения за этот год объема поставки 300 тыс.грн., Такое лицо, при условии соответствия критериям пункта 182.1 НКУ, с 01 января следующего года имеет право быть плательщиком НДС.

Какие документы требует налоговая для выдачи свидетельства плательщика НДС вместе с заявлением

Вместе с заявлением на регистрацию плательщиком НДС, в налоговую службу нужно предоставить соответствующие первичные документы, которые могут подтверждать соответствие лица критериям статей 181 и 182 Налогового кодекса. Можно сказать, что фактически, налоговики будут проводить документальную проверку, для определения соответствия или несоответствия критериям обязательной или добровольной регистрации.

Для подтверждения объемов поставки налоговая служба может попросить (а может и не попросить) следующие документы:

    • договора с покупателями;
    • расходные накладные;
    • акты выполненных работ;
    • банковские выписки;
    • документы, подтверждающие перевозку товаров;
    • документы, подтверждающие фактическое получение ТМЦ (доверенности на получение);

Для проверки факта реальности осуществления операций могут также попросить:

  • документы о наличии складских, офисных, производственных помещений;
  • документы о происхождении реализованного товара (все перечисленные документы, только по поставщикам).

Для подтверждения указанной позиции можно привести в пример Постановление Днепропетровского окружного административного суда от 04 июля 2011 по делу №2а/0470/4385/11. Предметом указанного судебного спора был отказ налоговой службой предприятию в регистрации плательщиком НДС (регистрация осуществлялась в обязательном порядке). Отказано было на основании того, что предприятием не предоставлена информация о складских помещений и при проверке документов не установлен факт реального осуществления поставки товаров. При этом товары были оплачены, что подтверждалось банковской выпиской. В удовлетворении иска предприятию было отказано.

Следовательно, при подаче заявления на регистрацию плательщиком НДС следует быть готовым доказать, что поставки товаров реально осуществлялось. Во время подачи документов в налоговую инспекцию, советую сделать сопроводительное письмо, в котором перечислить все без исключения документы, которые вы предоставляете. При возникновении спорных ситуаций, второй экземпляр письма с входящим штампом налоговой очень поможет.

Как видим, регистрация плательщиком НДС, будь она добровольная или обязательная, является непростой процедурой. Многие налогоплательщики очень сильно стремятся получить «заветное» свидетельство, ведь оно открывает большие перспективы возможности сотрудничать с другими плательщиками НДС. Однако, в связи с требованиями, которые предъявляет налоговая служба, получить свидетельство очень непросто.

Как оказалось, тема регистрации плательщиком НДС просто огромная. В будущем, планирую написать статью о нюансах, возникающих при подаче заявления на получение свидетельства. В ней будут освещены примерно такие вопросы: когда надо подавать заявление, проблемы, возникающие при подаче заявления, последствия несвоевременной подачи заявления, с какой даты плательщик будет иметь право на налоговый кредит и выписку налоговых накладных. Это будет такая же систематизация имеющейся информации, которая проще воспринимается, когда находится в одном месте.

Добровольная и обязательная регистрация плательщиком НДС. Кто имеет право и как подтвердить объемы поставок?

1 (20%) 1 vote