Индекс качества городской среды список городов. Оценку качества городской среды получат все муниципальные образования страны, участвующие в программе благоустройства городов россии

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Попов Алексей Александрович. Оценка территориальной дифференциации качества городской среды г. Москвы: диссертация... кандидата географических наук: 25.00.24 / Попов Алексей Александрович; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова]. - Москва, 2008. - 233 с. : ил. РГБ ОД, 61:08-11/12

Введение

Глава 1. Теоретические и методические подходы к оценке качества городской среды 8

1.1. Город как объект исследования в экономической географии 8

1.2. Эволюция подходов к анализу внутренней неоднородности городских территорий 13

1.3. Определение понятия «качество городской среды» 30

1.4. Основные принципы оценки качества городской среды г. Москвы 40

Глава 2. Анализ результатов расчета индекса качества городской среды Москвы 51

2.1. Оценка качества положения в транспортной системе 51

2.2. Оценка положения относительно объектов торговой и социальной инфраструктуры 79

2.3. Оценка влияния неоднородности уровня экологической напряженности

2.4. Оценка качества положения относительно объектов отрицательного и положительного соседства 104

2.5. Анализ итогового распределения значений индекса качества городской среды 116

Глава 3. Влияние качества городской среды на развитие процесса социальной

стратификации в Москве 125

3.1. Территориальная составляющая эволюции развития социальной стратификации в Москве 125

3.2. Факторы, свидетельствующие о возможном усилении социальной стратификации 142

3.3. Факторы, свидетельствующие о возможном ослаблении социальной стратификации 155

Заключение 177

Список литературы 183

Приложение 198

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В последние два десятилетия крупные города РФ проходят новый этап своего развития, что связано как с коренной сменой экономической системы (переходу от планового хозяйства к рыночной экономике), так и с общемировым трендом увеличения; роли непроизводственных секторов в постиндустриальную эпоху. Все это объясняет глубину преобразования их внутренней структуры, которая наблюдается в настоящее время- выражающуюся: в смене функционального назначения городских пространств, реализации; проектов как комплексного освоения территорий, так и точечной застройки, изменениях в этносоциальном составе населения.

Одними из важнейших результатов социально-экономических
трансформаций пореформенного периода применительно к

внутригородскому развитию стали усиление поляризации и рост социальной напряженности в обществе, начало процесса территориальной сегрегации населения. На смену философии развития городов в советский период, основанной^ на стремлении к унификации пространства, минимизации различий между районами, пришло их функционирование в условиях рыночной экономики под существенным воздействием факторов качественных характеристик среды, стоимости городской земли и недвижимости.

Тематика комплексной оценки городской среды в условиях смены основного вектора градостроительной политики (переходу от приоритетного освоения свободных земель к реновации сформировавшихся; территорий) является в настоящее время достаточно актуальной. Географические методы, исследований,позволяют получать для решения научно-исследовательских и прикладных задач значимые результаты. Наиболее ярко и глубоко все новейшие изменения как материально-вещественной, так и духовной составляющих общественной динамики проявляются в столице РФ.

Анализ внутригородских различий никогда не был в числе ключевых направлений отечественной социально-экономической географии. Исследовательские работы по формализованной оценке качества городской среды, выполненные представителями советской школы факторной экологии (Медведков Ю.В., БарбашН.В.) в 1970-1980-х годах, не получили продолжения в 1990-2000-е годы. Рост интереса к микрогеографии, отмечаемый в последнее время, выражается в основном в изучении отдельных аспектов эволюции компонентов городских систем (развития сегментов рынка недвижимости, изменений в 1 этно-социальном составе, экологической проблематики, вопросов реструктуризации территорий промышленного назначения).

Объект исследования - качество городской среды Москвы.

Предмет исследования - влияние качества городской среды на территориальную составляющую социальной стратификации в столице РФ.

Цель и задачи исследования.

Цель работы заключается в выработке методических подходов к оценке качества городской среды с последующим использованием полученных расчетных данных для прогнозирования пространственного аспекта социальной стратификации в Москве.

В ходе исследования решались следующие задачи:

    определение принципов и обоснование методических подходов к формализованной оценке качества городской среды;

    разработка методики оценки отдельных составляющих в рамках интегрального индекса качества городской среды с учетом особенностей территориальной структуры Москвы;

    анализ территориальной дифференциации распределения как отдельных параметров, влияющих на качественные характеристики городской среды, так и итоговых значений индекса;

    определение соотношения объективных и субъективных факторов в ценообразовании на рынке жилой недвижимости Москвы;

5) сравнительный анализ качественных характеристик городской среды

и территориальной составляющей процессов, являющихся

индикаторами развития социальной стратификации в столице РФ;

Для проведения исследования использовалось сочетание общенаучных и географических методов: картографическое и математическое моделирование, полевые мониторинговые исследования, метод экспертных оценок, сравнительный, социологический (анкетирование) и историко-эволюционный методы.

Методологическая и информационная база. Теоретической и методологической базой диссертационного исследования послужили труды экономико-географов, специализировавшихся на исследовании внутренней неоднородности городского пространства Н.В. Барбаш, О.И. Вендиной, В.Г. Глушковой, Г.М. Лаппо, Е.Н Перцика, а также специалистов по пространственному развитию городских систем и городскому планированию Д. Форрестера, Ф. Броделя, К. Линча, Р. Мэрфи, Э. Соджи, В.Л. Глазычева.

В качестве информационной базы использовались материалы НИиПИ Генплана Москвы, специализированных выставок по теме городского развития, прошедших в 2004-2008 гг., данные исследовательской фирмы «ЭСПАР-Аналитик», департамента консалтинга и оценки компании Paul"s Yard Realty, результаты полевых мониторинговых исследований, материалы специализированных Интернет-сайтов, разновременные спутниковые снимки территории города.

Научная новизна работы состоит в принципиально ином подходе к формализованной оценке качественных характеристик городского пространства. Впервые в комплексном экономико-географическом исследовании Москвы сделан акцент не на оценке неоднородности значений индикаторов по административным единицам, а на анализе полей распределения показателей по всей территории города (без искажающего воздействия конфигурации и пространственных размеров выбранной для проведения расчетов сетки ячеек). Выработаны основные методические

принципы оценки качества городской среды с использованием сочетания системного и средового подходов к объекту и предмету исследования. Рассчитан индекс качества городской среды Москвы, включающий в себя 67 частных показателей, объединенных через итеративную процедуру в 5 типологических групп, значимость которых была определена на основании социологического исследования населения и опроса экспертов. Сравнительный анализ значений индекса и стоимости жилой недвижимости позволил выявить переоцененные и недооцененные территории города на рынке жилья, а также значимость объективной и субъективной составляющих в ценообразовании на нем. Были определены ключевые факторы, являющиеся индикаторами развития социальной стратификации в Москве в настоящее время, а также дан прогноз этого процесса.

Полученные результаты исследования имеют как методолого-методическую, так и практическую значимость и позволяют получать социально значимые результаты, которые можно использовать при регулировании территориального развития городских систем. Предлагаемая в работе методика оценки качества городской среды применяется в прикладных исследованиях по разработкам вариантов наиболее эффективного использования земельных участков в крупнейших городах РФ. Выполненные расчеты индекса качества городской среды для конкретных территорий были использованы компанией Millhouse Capital в ходе разработки концепций комплексной застройки в Омске и Тюмени объектами жилой и коммерческой недвижимости. Результаты исследования могут применяться для принятия управленческих решений в сфере перспективного развития городских территорий и муниципальных образований локального уровня.

Апробация работы и публикации. Основные положения и результаты диссертации докладывались и обсуждались на конференциях: «Б.Н. Семевский и развитие советской экономической географии глазами современников и молодых исследователей» (Смоленск, 2007 г.), VI

Международная научно-практическая конференция «Шевченковская весна» (Киев, 2008 год). По теме диссертации опубликовано 9 научных работ (в том числе 1 статья в издании перечня ВАК) общим объемом 3 п. л. Материалы выполненного исследования применялись при чтении отдельных лекций на кафедре экономической и социальной географии России географического факультета МГУ.

Структура! работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения. Основное содержание работы изложено на 169 страницах текста. Список использованных источников включает в себя 215 наименований (из них: 187 литературный источник, 11 ресурсов сети Интернет, а также 17 нормативных документов). Диссертация содержит 51 рисунок и 6 таблиц.

Первая глава посвящена анализу развития микрогеографических исследований в отечественной и зарубежной географии, а также в ряде смежных дисциплин. Рассмотрена эволюция методических подходов к понятию «качество городской среды», дано обоснование основных принципов расчета данного-комплексного индекса для города Москвы.

Во второй главе приводится подробная характеристика, территориальной неоднородности распределения отдельных составляющих индекса качества городской среды. Дается описание методики интегрирования промежуточных и конечных результатов по каждому из блоков показателей. Проводится анализ особенностей распределения полученных расчетных значений индекса по территории города.

В третьей главе с учетом исторических особенностей развития процесса территориальной стратификации, а также на основе сравнительного анализа пространственной составляющей «внешних» (по отношению к городской среде) индикаторов данного процесса, дается характеристика вариантов изменения внутренней структуры города Москвы в среднесрочной перспективе. В приложении приводится дополнительная информация по методике проведения расчета индекса и промежуточным результатам.

Город как объект исследования в экономической географии

Город - один из наиболее сложных и многоаспектных объектов для изучения в экономической географии. Для него характерно функционирование большого числа подсистем (население, хозяйственный комплекс, инженерная инфраструктура, транспорт), сконцентрированных на относительно небольшой территории. Города есть системы в больших системах, формирующиеся по определенным законам в фокусных точках обширных территорий, являющиеся средоточениями производственных, научных и культурных ценностей, обладающие значительным потенциалом роста и силой притяжения {Перцик, 1999).

Исследованием проблем развития городской среды занимаются многие научные дисциплины (экология, экономика, градостроительство), но каждая из них подходит к изучаемому вопросу с утилитарной точки зрения, в то время как география благодаря сочетанию различных масштабов и методов исследования, а также применению комплексного подхода, способна дать более целостную и полную оценку. В научных исследованиях по городской тематике сложились комплексные направления - градоведение, градостроительство, а также городские субдисциплины (городская климатология, инженерная геология, социология города). Одной из отличительных особенностей географии как науки является то, что каждый из уровней географического исследования городских территорий дает ответы на различные блоки вопросов: макроанализ позволяет оценить общие тренды развития крупных городских систем, .мезоуровень - отдельных городских агломераций или их групп, а при анализе на микроуровне возможно выделение конкретных проблем функционирования города, оказывающих влияние на жизнедеятельность отдельного человека. Различные объекты и явления «функционируют» в зависимости от масштаба рассмотрения по-разному: одни не несут новой информации на каждом уровне, для других важен каждый из них. Характерный шаг, ритмика явлений во времени и пространстве позволяет выделять тренды и конъюнктурные колебания, смещения и пульсации разной частоты (Трейвиш, 2006).

Большие города являются эпицентрами техногенных проблем, кризисных явлений в экономической и социальной сфере. Преимущества городской жизни зачастую являются и источниками конфликтов различных интересов. В движении к декларируемой цели улучшения качества городской среды приходится совмещать противоположные задачи: сохранить многообразие мест приложения труда и решить экологические проблемы, возникающие в ходе производственной деятельности; изыскать территориальные резервы для жилищного строительства, сохранив существующие объемы площадей, занятых объектами природного комплекса

Особенности развития городов в современной России неотделимы от общестрановых социально-экономических трансформаций. Важнейшими из них является переход к рыночным отношениям, которые коренным образом изменили особенности эволюции городских территорий в нашей стране. Размещение объектов, регламент использования земель в городах стали не диктоваться сверху, а являться прерогативой «естественного» развития территории (на основе сочетания интересов бизнеса и муниципальных властей).

Развитие всех крупнейших российских городов в настоящее время сопряжено со следующими комплексами проблемам:

Масштабная деиндустриализация, сопровождающаяся, коренной сменой структуры занятости населения и появлением безработицы;

Сужение воспроизводства и сокращение численности собственного населения, в большинстве случаев покрываемого миграционным притоком из соседних регионов и стран ближнего зарубежья;

Глубокий физический износ инженерной инфраструктуры; - моральное устаревание реализованных в крупнейших российских городах градостроительных и архитектурно-планировочных идей;

Транспортные проблемы, связанные со взрывным характером роста автомобилизации, увеличением подвижности населения в условиях неподготовленности устаревшей сети городских магистралей и маршрутов общественного транспорта к приему постоянно увеличивающегося транспортного потока;

Изменение социального состава многих городских районов, сопровождающийся первыми признаками социальной напряженности;

Переуплотнение жилых кварталов центральной части городов, приводящее к застройке внутриквартальных придомовых территорий, скверов, спортивных и детских площадок и связанных с этим конфликтов;

Плотная застройка периферийных территорий, препятствующая расширению существующих и прокладке новых транспортных магистралей, выделению участков под массовое жилищное строительство, под размещение коммунальных и социальных объектов. Город как объект исследования обладает рядом особенностей. Он является сложной, но при этом относительно слабо структурированной системой, основной методологией исследования которой в большинстве случаев является системный анализ. Это определяет наличие большого количества причинно-следственных связей между факторами в сложной системе, результат взаимодействия которых не всегда очевиден. Город является динамической системой, развитие которого изучается в динамике, проводится анализ процессов с учетом длительности жизненного цикла его структурных составляющих (населения, промышленности, инфраструктуры). Кроме того, город рассматривается как саморегулирующаяся система, в которой существуют внутриорганизационные процессы, а непродуманные управленческие решения могут привести к нарушениям баланса. Поэтому при развитии городов часто возникает конфликт между целями долгосрочного планирования и краткосрочными решениями. Хорошие условия жизни в ближайшие годы в ряде случаев могут стать причиной кризисных явлений в долгосрочной перспективе.

Одной из центральных процедур системного анализа является построение обобщенной (единой) модели объекта, отражающей важнейшие факторы и взаимосвязи системы. Город как объект моделирования характеризуется следующими особенностями:

Некоторой слабостью теоретических знаний об объекте;

Отсутствием общей теории развития города, применимой для каждого конкретного городского образования;

Качественным характером многих знаний о системе, значительной долей экспертных оценок при описании и структуризации объекта моделирования {Митичкин, 2001).

Распределение материальных объектов формирует пространственную схему города, а их взаимосвязи - функциональную. Все вместе объединяется в функционально-пространственную структуру объекта. Воздействия на сложные и противоречивые отношения, складывающиеся при функционально-пространственных изменениях, особенно важны при проектировании, развитии и управлении сложными городскими системами (Ресин, Попков, 2000).

Но существует и иной подход к городу как к объекту исследования. По мнению ряда исследователей, уникальное в городе преобладает над типичным и для его полноценного анализа необходимо рассматривать его не только как пространственно-экономический, а, в первую очередь, как социальный феномен. Французский историк Ф. Бродель считает, что выстраивание типологий и классификаций применительно к городам бессмысленно и что «...какой город ни возьми, всюду увидишь иное социальное устройство со своими оригинальными чертами, своей судьбой, своей особостью...». Целью своего анализа города он называет выявление тех связей, которые превращают сельские и городские территории в упорядоченные структуры. Сущность объяснения в социальных науках заключается в раскрытии фундаментальных, зачастую ненаблюдаемых механизмов причинной связи явлений. Такими невидимыми, ненаблюдаемыми структурами являются экономические потоки и их пространственное распределение (Броделъ, 1999). Город определяется набором внешних факторов, окружающей средой, возникает в определенной точке пространства, которая характеризуется различной степенью удобства географического положения, а также различной интенсивностью экономических потоков. Разнообразие этих показателей и формирует специфические для конкретного города «социальные формулы». То есть, социальные взаимодействия внутри городов определяются, прежде всего внешними (для города как объекта социально-экономической системы) факторами {Литвинова, 2002).

Обозначенные выше два подхода к внутригородскому пространству как объекту исследования (город как сложная структурированная система и город как уникальный объект) в различных соотношениях представлены и в смежных научных дисциплинах, изучающих города, и в различных теориях в рамках географической науки.

Оценка качества положения в транспортной системе

Уровень развития транспортной инфраструктуры, положение относительно ее ключевых элементов являются одними из важнейших параметров, влияющих на уровень привлекательности районов Москвы. Именно показатели транспортной доступности имеют первостепенную значимость для развития большинства сегментов рынка недвижимости города. В связи с увеличением мобильности населения (за последние 2 десятилетия средняя дальность ежедневных поездок увеличилась в 1,7 раза) влияние показателей, входящих в данную группу, на качество городской среды еще более возросло. Их значимость важна еще и по той причине, что положение в транспортной системе города опосредованно влияет и на прочие характеристики качества городской среды (как определяющие ежедневные временные затраты на реализацию потребностей человека, а зачастую и лимитирующие их реализацию).

Средневзвешенная продолжительность поездки буднего дня (на работу или учебу) в одном направлении составляет 67 минут (то есть около 2,5 часов в день средний москвич в настоящее время тратит на дорогу; кроме того, достаточно существенный процент жителей столицы проводит в транспорте более 3,5 часов, что существенно ограничивает возможность проведения в рабочий день каких бы то ни было мероприятий, не связанных с основной деятельностью человека или с поездкой на нее). Таким образом, время, проводимое жителями Москвы в транспорте, лишь в 2-2,5 раза меньше длительности рабочего дня. Поэтому в рамках данного исследования транспортной составляющей индекса качества городской среды было уделено особое внимание, выделено 5 отдельных показателей в рамках данной группы.

Основные характеристики показателей блока «положение в транспортной системе».

Показатель Единица измерения Источник

№1 Время на достижение условного центра города в условиях пробок Минуты Сервис "Яндекс.Пробки"; данныеГИБДД, опросэкспертов

№2 Время на достижение условного центра города по свободным улицам Минуты Расчеты автора

№3 Время на достижение условного центрагорода с использованием общественноготранспорта Минуты Данные ГУП «Мосгортранс», расчеты автора

№4 Расстояние до ближайшей станции метрополитена Метры Расчеты автора

№5 Положение ячейки для исследованияотносительно хордовых маршрутовобщественного транспорта Расчетный коэф-т Данные ГУП «Мосгортранс», расчеты автора

Отобранные показатели отражают основные особенности положения

конкретных точек городской территории относительно существующей транспортной системы. Временные затраты на достижение условного центра города в условиях утренних «пробок» (данные расчеты выполнены для пользующихся и личным, и общественным транспортом; показатели № 1 и № 3) характеризуют уровень комфортности проживания в районе для удобства ежедневных поездок.

Для пользующихся личными автомобилями были дополнительно рассчитаны временные затраты на аналогичную поездку в условиях движения по свободным городским магистралям (показатель № 2: отражает уровень комфортности проживания для поездок в выходные и праздничные дни, а также в условиях летнего спада нагрузки на дорожную сеть).

Был дополнительно введен показатель расстояния до ближайшей станции метрополитена (показатель № 4). Несмотря на некое «сходство» с показателем № 3, он отражает другую особенность положения района относительно транспортной сети: возможность (или отсутствие возможности) планирования точного времени поездки, необходимость/отсутствие необходимости использования различных видов транспорта.

Указанные выше показатели широко используются для анализа внутригородской неоднородности показателя транспортной доступности, что несколько снижает ценность данных расчетов, так как отражает лишь одну компоненту планировочной структуры.Москвы -радиальную (то есть, в них оцениваются временные затраты, при движении от периферии к условному центру столицы). Вместе с тем, уровень развития хордовых соединений, исходя из особенностей планировочной схемы города, также является важным фактором. Поэтому в рамках данного исследования был разработан метод оценки положения районов применительно к удобству осуществления перемещений в хордовых направлениях (показатель № 5).

Расчет показателя временных затрат на достижение условного центра города в условиях пробок был проведен в несколько этапов.

Вся территория города была равномерно покрыта сетью из более 2 300 реперных точек (расположенных вузлах транспортных сетей), для каждой из которых было намечено произвести расчет транспортной доступности до улиц, расположенных по границам Китай-города (по магистралям Кремлевская набережная - Охотный ряд - Новая площадь - Старая площадь - Китайгородский проезд").

Для каждого из выделенных отрезков между реперными точками с помощью опроса экспертов, мониторинга сервиса «Япсіех. Пробки» и системы «СТАРТ» ГИБДД г. Москвы в 2006-2007 гг. была определена средняя скорость для движения в сторону центра в утренний час пик. Для удобства разработки модели рассчитывались не реальные значения скоростей, а делался выбор из 5 возможных значений (10,20,30,40 или 50 км/ч), что соответствует ситуациям от практически полной остановки движения (10 км/ч) до свободного движения с остановками лишь на светофорах (50 км/ч) (рис. 2.2).

Исходя из протяженности отрезков и скоростей движения было определено время, необходимое на преодоление каждого из них. Для всех точек был определен «идеальный» путь достижения центра города (по разумному соотношению времени и километража поездки). Просуммировав длительность поездки по каждому из отрезков от конкретной точки до условного центра, был получен показатель временных затрат для каждой из точек, затем вокруг них были построены 500-метровые буферные зоны для отнесения рассчитанного показателя от точек к ячейкам для исследования. В итоге для каждой из ячеек было получено время достижения центральной части города при обозначенных выше условиях (причем итоговый показатель был получен как среднее арифметическое значений по каждой из буферных зон, «накрывающих» ячейку, что позволило учесть фактор возможности выбора водителем маршрута поездки).

class3 Влияние качества городской среды на развитие процесса социальной

стратификации в Москве class3

Территориальная составляющая эволюции развития социальной стратификации в Москве

В настоящее время Москва переживает период, характеризующийся наиболее масштабной перестройкой городского пространства за всю ее историю. По своей глубине и интенсивности, с изменениями, отмеченными в Москве за последние полтора десятилетия, можно сопоставить лишь последствия пожара 1812 года (приведшего к коренному изменению характера застройки столицы) и сталинский план реконструкции Москвы 1930-1950-х годов. Тогда для достижения цели создания «образцового коммунистического города» не останавливались ни перед чем: были организованы огромные промышленные зоны; проложены широкие автомагистрали; создана сеть высотных архитектурных доминант, частично реализован проект по «фасадной» застройке основных радиальных направлений.

Даже масштабное развитие периферийной части столицы в 1960-1980-х годах (когда площадь городской территории увеличилась в 2 раза, темпы строительства жилья соответствовали сегодняшним, а объемы введения в эксплуатацию объектов инженерной инфраструктуры и опережали их) оставило меньший след в территориальной структуре города. Основной акцент в развитии в тот период был сосредоточен на окраинах тогдашней городской территории Москвы15, кроме того, происходившие изменения были более «однородными» (типовое жилое строительство, относительно равномерное развитие сети торговой и социальной инфраструктуры), чем современные. Изменения настоящего времени затрагивают и центральные районы, и периферийные зоны, и земли резерва. Кроме того, происходит смена функционального назначения обширных массивов городской территории, меняется социальный состав многих районов (причем, резко интенсифицировался процесс как внутригородских миграций, так и миграций по направления «Москва - Московская область», «Москва - другие регионы РФ», «Москва - страны СНГ»).

Результаты расчета индекса качества городской среды можно рассматривать как формализованную (то есть, переведенную в цифровую форму) характеристику привлекательности различных районов Москвы для проживания среднестатистического жителя. В его составе важны характеристики распределения не только итоговых значений, но и отдельных составляющих. Он является отражением качественных характеристик тех или иных районов, «помноженных» на отмеченные на момент исследования особенности потребительских предпочтений (выражающиеся в оценке значимости жителями столицы РФ и экспертами определенных групп факторов). Фактически, его значения оказывают существенное влияние на текущие особенности развития внутригородских социально-экономических процессов. Среди них наиболее важны внутригородские миграции (исходя из допущения, что каждый человек нацелен на поиск наиболее комфортной для него среды обитания, в которой он сможет реализовать все имеющиеся у него потребности), приводящие к изменению социального состава различных районов города, а также изменениям в общем уровне территориальной неоднородности.

Для полноценного решения задач, поставленных перед этим исследованием, необходимо в добавление к расчету индекса (который можно рассматривать как некую сложную многослойную «фотографию» территории города по состоянию на 2007 год) динамической составляющей. Прямое моделирование изменения значений индекса качества городской среды в рамках географического подхода и географических методов исследования не представляется возможным, поэтому в качестве индикаторов, позволяющих «заглянуть в будущее» Москвы были рассмотрены динамические тренды по ключевым сегментам рынка недвижимости, а также территориальная проекция развития других индикаторов и процессов, с помощью которых и возможно получить ответ на вопрос об интенсификации (или, напротив, об ослаблении) процесса социальной стратификации в современной Москве.

Городское пространство никогда не «врет», оно формируется под воздействием как современных факторов (и экономических, и социокультурных), так и отражает в себе особенности развития города в историческом разрезе {Кулакова, 2006). Поэтому для понимания и правильного осмысления направленности процессов, происходящих в Москве в настоящее время, необходимо тщательно учитывать особенности многовекового развития российской столицы (в рамках данного исследования акцент был сделан на особенности усиления и ослабления социальной стратификации населения города в ее пространственном аспекте).

Внутригородская неоднородность социальной структуры населения Москвы имеет многовековую историю. В ней выделяются как периоды, в которые она усиливалась, так и времена, в которые отмечалось стремление к минимизации различий. Выделенные временные отрезки различаются как по длительности, так и по основному движущему механизму, а в советское время они даже накладывались во времени между собой. Масштабы влияния каждого из периодов на развитие процесса территориальной стратификации в современной Москве - существенно различаются, но их совокупное воздействие определяет ту сложность и многомерность, которые характерны для особенностей развития города на современном этапе.

Российская Федерация - страна с огромной площадью, на территории которой находится более 1000 городов и населенных пунктов.

Многих россиян и иностранных граждан интересует уровень жизни в России, в каком городе он самый высокий. Ответ на него можно найти в результатах исследований, проводимых организацией под названием Центр стратегических исследований, относящейся к «Российской государственной страховой компании».

Социологические исследования и опросы россиян, проживающих в различных городах РФ, показали, какие регионы наиболее востребованы среди жителей России, а какие пользуются меньшим спросом для жизни.

Чтобы понять, в каком регионе лучше жить, сотрудники Центра стратегических исследований спрашивали жителей каждого из ниже представленных областей и городов о том, насколько они довольны уровнем и качеством жизни в них.

Название города

Доля опрашиваемых людей, которые подтвердили, что их город является самых приемлемым и удобным для жизни в областях и регионах России (в %)
Казань 97
Тюмень 96
Набережные Челны 95
Грозный 92
Томск 91
Оренбург 91
Санкт-Петербург 90
Пенза 90
Воронеж 89
Кемерово 89
Ярославль 87
Барнаул 87
Краснодар 87
Рязань 86
Новосибирск 86
Уфа 86
Екатеринбург 85
Иркутск 85
Севастополь 85
Нижний Новгород 83
Москва 83
Ижевск 81
Хабаровск 81
Самара 81
Пермь 80
Липецк 80
Ростов-на-Дону 80
Ульяновск 77
Владивосток 75
Новокузнецк 71
Красноярск 70
Астрахань 68
Махачкала 68
Саратов 66
Челябинск 64
Тольятти 62
Омск 62
Волгоград 60

Таблица отображает общий уровень жизни и удовлетворенность российских граждан своими регионами и городами.
Но помимо такого опроса, центр исследований проводил социальные опросы о том, довольны ли россияне качеством городской среды. Опросы проводились по следующим выбранным критериям:

  1. Жилищно-коммунальное хозяйство.
  2. Культурный уровень города.
  3. Медицинское обслуживание.
  4. Образовательная сфера.
  5. Транспорт.
  6. Уровень коррупции.

Жилищно-коммунальное хозяйство

При исследовании ситуации с ЖКХ многим российским гражданам пришлось отвечать на вопрос, довольны ли они качеством обслуживания ЖЭКов и ценами на жилье?

Меньше всего ЖКХ довольны жители Грозного, Уфы, Владивостока, Астрахани и Волгограда.

Культурный уровень

  1. Казань;
  2. Грозный;
  3. Екатеринбург;
  4. Новосибирск;
  5. Ростов-на-Дону;
  6. Санкт-Петербург;
  7. Краснодар;
  8. Пенза;
  9. Москва;
  10. Хабаровск.

Медицинское обслуживание

Список городов с самым высоким уровнем медицинского обслуживания:

  1. Грозный;
  2. Тюмень;
  3. Казань;
  4. Барнаул;
  5. Набережные Челны;
  6. Оренбург;
  7. Пенза;
  8. Санкт-Петербург;
  9. Ульяновск;
  10. Краснодар.

Образовательная сфера

Доля жителей, довольных образовательной сферой Российской Федерации в своем городе (в % от общего количества опрашиваемых)
Томск 96
Новосибирск 93
Саратов 88
Тюмень 92
Казань 91
Нижний Новгород 90
Екатеринбург 88
Владивосток 87
Санкт-Петербург 87
Челябинск 86

Коррупция

Список городов и областей с самым высоким показателем коррупции:


Транспортная сфера

Список регионов с самыми развитыми транспортными системами:

  1. Грозный;
  2. Тюмень;
  3. Казань;
  4. Москва;
  5. Санкт-Петербург;
  6. Тольятти;
  7. Ижевск;
  8. Новокузнецк;
  9. Томск;
  10. Пенза.

Заработная плата

Многие согласятся, что статистика уровня жизни населения во многом зависит от среднестатистической заработной платы человека. Согласно статистическим данным, самые высокие заработные платы люди в России получают в таких округах и городах:

  1. Чукотский автономный округ занимает первое место в РФ в топ-10 регионов с самыми высокими окладами. Согласно статистическим данным, на территории Чукотского автономного округа средняя заработная плата равна 71 000 рублей. Экономика данного округа выстраивается на горнодобывающей промышленности.
  2. Ямало-Ненецкий АО. Размер среднего оклада, согласно статистике, равен 69 000 рублей в месяц. Такие высокие заработные платы обусловлены добычей газа и нефти на территории этого округа.
  3. Ненецкий автономный округ. Средняя заработная плата в этом округе равна 68 000 рублей. В основном большая часть трудящихся Ненецкого автономного округа задействована в лесной, пищевой и рыбной промышленности.
  4. Ханты-Мансийский автономный округ отличается средним месячным окладом в 67 000 рублей. То, что данный регион занимает 4-е место в топе, вовсе не удивительно. Согласно статистике, в этом регионе добывают более 60 % нефти из общего объема добычи в России.
  5. Магаданская область. В данной области наблюдается ежегодный рост среднемесячной заработной платы. В 2017 году жители Магаданской области зарабатывали в среднем по 66 000 рублей. Такой уровень оплаты обусловливается основной сферой деятельности Магаданской области и высокой производительностью труда. Ни для кого не секрет, что данная область в больших количествах добывает золото. Но помимо добычи этого драгоценного металла, регион неплохо зарабатывает на рыбной промышленности.
  6. Тюменская область заняла одну из лидирующих позиций в топе благодаря развитому рынку недвижимости. В Тюменской области большим спросом пользуются риелторы и водители грузовых автомобилей. В среднем жители данного региона зарабатывают по 65 000 рублей.
  7. Москва. Столица РФ известна не только благодаря развитой инфраструктуре и многомиллионному населению, но и весьма высокими уровнями заработных плат. В столице в среднем получают по 60 000 рублей.
  8. Сахалинская область. Самая низкая заработная плата на Сахалине равна 16 000 рублей. Но такой оклад получает меньше 20 % населения. В среднем жители Сахалинской области зарабатывают по 59 000 рублей ежемесячно.
  9. Камчатский край известен очень развитой сферой рыболовства. А также в данном регионе отлично развита финансовая и горнодобывающая отрасль. Средний оклад, согласно статистическим данным, равен 54 000 рублей в месяц на человека.
  10. Якутия (официально: республика Саха) способна обеспечить средний оклад людям, проживающим и работающим в этой области, на уровне 54 000 рублей.
Также Вы можете ознакомиться на нашем сайте с ,

На снижение уровня ВВП повлиял конфликт РФ с Украиной

Первая причина низкого уровня жизни в России - это снижение показателя ВВП. Это один из главных показателей уровня качества жизни и рыночной стоимости всех конечных товаров и услуг.

Динамика изменения уровня валового внутреннего продукта РФ за последние 20 лет

Год Показатель ВВП (в долларах США на душу населения)
1998 2739
1999 1837
2000 1333
2001 1775
2002 2100
2003 2380
2004 2980
2005 4100
2006 5353
2007 6930
2008 9100
2009 11 635
2010 8561
2011 10 670
2012 13 320
2013 14 070
2014 14 480
2015 12 717
2016 8447
2017 8664

Исходя из данных таблицы можно отметить резкое падение уровня жизни в России и его ВВП. Многие политологи утверждают, что на резкое снижение уровня ВВП повлиял конфликт РФ с Украиной. Напомним, что в 2014 году произошло отхождение Крымского полуострова, после чего власти Украины официально заявили о нахождении на территории Украины российских военных.

Такое заявление послужило предметом для введения санкций против России со стороны Европейского Союза. Из-за многих санкций Россия в полной мере не смогла совершать товарооборот, показатели экспорта продукции существенно снизились, что повлекло за собой спад уровня валового внутреннего продукта.

Согласно статистическим данным, Россия по показателю ВВП занимает 10-е место в мире.

Ни для кого не секрет, что на уровень ВВП влияют объемы производства, а в стране очень низкая производительность труда. Это и является второй причиной низкого уровня жизни в России.

Низкая производительность труда стала следствием изношенной инфраструктуры и старого производственного оборудования.

Третья, но немаловажная причина снижения качества жизни граждан РФ, - это коррупция, процветающая практически в каждом городе страны.

Молодой журналист Гоша, в клетчатой рубашке, с бородой и множеством маленьких татуировок рисует комикс про Тюмень - уже готовы три выпуска. Как в любом порядочном комиксе, главный персонаж - супергерой, его зовут Тюмен. Но в отличие от своих заокеанских коллег Тюмен борется не столько с монстрами, сколько с несовершенством человеческой природы. - Еще когда я в университете учился, заметил, насколько Тюмень пропитана нефтью, самой идеей нефти. В комиксе я как раз и захотел показать, как это сказывается на взаимоотношениях людей и на их сознании.

По сюжету комикса, нефть - разумная субстанция, которую инопланетяне уронили на Землю. Через миллионы лет ее обнаружили люди и захотели контролировать. Но «живая нефть» только казалась безобидной. На самом же деле она быстро захватила контроль над людьми.

Один из самых ярких персонажей в комиксе - это злодей, его зовут Безжалостный Сити-менеджер. Нефть настолько затмила его разум, что он стал творить ужасные вещи, только чтобы привлечь в город побольше туристов или совершить выгодную сделку. Разумеется, все это игра воображения, и нужна она для того, чтобы показать читателю в такой гротескной форме, насколько опасной может быть индустриальная культура.

С Гошей мы говорили в апреле, когда проводили молодежный «Медиаполигон Тюмень-24». Тогда мы еще не знали, что Тюмень в нашем рейтинге впервые займет первое место. То есть знали, что займет очень высокое место - эта ситуация оставалась неизменной с тех пор, как мы в 2010 году расширили наше исследование городов с миллионников до тех, где проживает более 600 тыс. человек. Но все последние годы после кризиса 2009 года на первом месте оказывался Краснодар, а в 2008 году - Екатеринбург. Краснодар и сейчас, можно сказать, лидер: его второе место в целом не означает ухудшения показателей - просто по любви горожан он уступил Тюмени, и его догнала Казань.

Краснодар и сейчас, можно сказать, лидер: его второе место в целом не означает ухудшения показателей - по любви горожан он уступил Тюмени, и его догнала Казань

Тюмень - центр богатого региона с внятным и социально ориентированным управлением: с наибольшими среди конкурентов бюджетными расходами на душу населения (30 тыс. рублей в год), а средняя зарплата в городе уступает только московской (50 500 рублей). Москву (и город, и регион, чей бюджет на одно лишь благоустройство сопоставим с бюджетом любой среднерусской области), а заодно и Петербург (чтобы не обижался), мы в рейтинг не включаем, хотя в разные годы оценивали любовь жителей, и она не больше, чем во многих других городах. Фактически наш рейтинг - это лига соревнований за «третью столицу», в которой сначала вел Екатеринбург и промышленные центры Урала (Челябинск еще в 2012 году был первым по любви горожан, но в последние годы очень просел). Потом, после падения промышленности в 2009 году, Урал чуть снизил статистические показатели и возвысился юг во главе с Краснодаром - с сельским хозяйством и Олимпиадой, дополняющими промышленность. И со времен Универсиады все сильно подпирает Казань.

Но, возможно, постановка задачи (игра за звание третьей столицы) уже устарела и пора считать всех - хотя бы потому, что Тюмень позиционирует себя как лучший город земли.

Кстати, что вы думаете о лозунге «Тюмень - лучший город земли»? - спросили мы у главы администрации города Александра Моора, который нисколько не похож на Безжалостного Сити-менеджера (видимо, нефть Тюмени вообще благоволит людям).

Он точно никого не оставляет равнодушным, провоцирует. Оптимисты считают, что город уже самый лучший, пессимисты всегда чем-то недовольны, но в их критике есть рациональное зерно, главное - его услышать. В любом случае лозунг «Тюмень - лучший город земли» - это цель!

Здесь не так шумно, как в Москве, например, и не так тихо, как в мелких городах. Но, самое главное, здесь есть свобода. Можно делать то, что тебе нравится. Я люблю Тюмень, потому и захотел нарисовать комикс про этот город.

Наш рейтинг коррелирует с богатством регионов, но все-таки это рейтинг городов. Интересно детально разбираться с тем, что делает город городом: дорогами, средой, жильем, работой, магазинами и театрами, медициной, образованием и безопасностью. Что позволяет крупным российским городам даже конкурировать со столицами за жителей, идеи и инвестиции (в Тюменской области за три года отрыто 23 новых промышленных производства).

Государственная статистика обычно имеет дело с регионами, а не городами. Регионы - более сложные объекты, их трудно сравнивать, а городская среда в нашей стране в общем похожа, поэтому уникальное лицо местного общества и управления виднее. То есть наш рейтинг - про то, что не все решает нефть и бюджет: важны и идея, смысл города, и городское сообщество, и внятное управление.

Для этого рейтинга мы скрупулезно, по частям (госстатистика по большей части региональная) собирали статистический материал по двадцать одному крупному городу. И потом этот рейтинг сопоставили с опросом жителей: каждый раз мы измеряем не только объективный показатель развития, но и субъективное отношение к разным городским делам граждан. Мы в этом рейтинге считаем и то и другое одинаково важным и выводим средний индекс. Нам кажется, что город делают городом не только инфраструктуры, но и сами горожане. И такая наша метода может быть применима для оценки не только качества работы властей, но и качества их взаимоотношений с гражданами.

Кстати, самая очевидная тенденция в нашем рейтинге за последние годы - «народный рейтинг», и она говорит о том, что отношение жителей к своему городу ухудшается. Это не очень заметно по Тюмени, Краснодару и Казани, но вполне очевидно для Красноярска, Волгограда и Тольятти. Челябинск и вовсе упал по этому показателю почти вдвое (с 92% , ответивших положительно на вопрос «Нравится ли вам жить в вашем городе?» в 2008 году, до 47% в 2017-м). Челябинцы девять лет назад гордились почти всем, но больше всего - дорогами и городским обустройством. Теперь к дорогам они относятся пристрастно, и, более того, хуже, чем во всех остальных городах, оценивают доступность работы, благожелательность жителей и взаимовыручку (тяжело быть улыбчивым и щедрым без работы) и даже всегда приличную там медицину.

Естественное объяснение - девять лет кризиса, больно ударившего именно по промышленным центрам, с которым города справляются очень по-разному. Впрочем, Тюмень и Краснодар бурно развивались и в эти годы. Эксперты-урбанисты подсказали нам еще одно объяснение: граждане в России в целом стали более критичны, потому что больше людей сейчас вникает в детали городской жизни - следовательно, рейтинг отражает не только городской патриотизм, но и восприятие конкретных проблем жителями, которые все чаще идут в городской активизм.

Итак, о лидере рейтинга. 86% горожан довольны жизнью в Тюмени - им нравится свой город. Отдельно отмечают качество дорог, общественного транспорта, наличие удобного и доступного жилья. Феноменальная история: в Тюмени больше всего людей, довольных качеством медицинского обслуживания и хорошими врачами! Таких оказалось целых 16%. Немного? Но в городахконкурентах медициной, как правило, довольны только 4–6% жителей. Получается, что по этому показателю Тюмень опережает остальных в три-четыре раза.

В конце мая в Тюмени пройдет уже 8-й Всерос сийский кардиологический конгресс. Специальный интернетсайт при поддержке регионального департамента здравоохранения рекламирует… медицинский туризм в Тюменскую область. Цель такого туризма - завлечь пациентов, «жителей разных регионов страны, как далеко бы ни был удален конкретный город от Тюменской области», ведь тюменские клиники «освоили ведущие мировые технологии, ни в чем не уступающие федеральным и зарубежным аналогам». Разумеется, иногороднего медицинского туриста в Тюмени будут лечить за деньги.

Почему ты занимаешься волонтерством? Здравоохранение ни шатко ни валко? - спросили мы у 22-летней Ксении Сидоренко, студентки медуниверситета, куратора движения «Волонтеры-медики».

Нет, здравоохранение развивается.

Если бы система была выстроена идеально, не было бы необходимости в волонтерах у больниц и в таких людях, как ты.

Может быть…

Ты работаешь с пациентами в больницах, помогаешь им делом, словом, а что они сами говорят?

Знаешь, чего, может быть, не хватает? Не хватает внимания. Потому что пациентов бывает очень много, и персонал бегает, суетится, работы невпроворот. Не хватает простого внимания тем людям, которые находятся в больнице. Потому что больной человек - это человек, которому надо уделять много внимания и оказывать психологическую поддержку.

В рамках «Медиаполигона» мы побывали во многих медицинских центрах Тюмени. И мы вместе с жителями города замечаем: медицина здесь стала человечнее. Дело не только в новых корпусах - в перинатальном центре пускают к детям и матерям отцов, чтобы «улучшать психологическое состояние матерей». Довольно сильно взаимодействие с городом: врач скорой помощи говорит, что водители уступают на дорогах всегда. Часто мы видели волонтеров, в том числе и в детском онкологическом центре.

12-летний Ваня с саркомой Юинга играет с девушкойволонтером в холле. Смотрит, как та мастерит из шариков разные фигуры, и молчит. Но на лице улыбка.

Я не люблю, чтобы меня жалели, - говорит его мама Алевтина. - Считаю, что легче не будет, если скулить на каждом углу. Я ночью пореву. Если мне будет тяжело, то и ему будет тяжело. Потому что он все это понимает.

В целом продолжительность жизни и в России довольно хорошо коррелирует с программами модернизации, инвестиции в медицину - это эффективные инвестиции. В Москве снижение смертности было связано с закупкой оборудования, в том числе реанимационного, наличием в «скорой» экстренных сердечных средств. Среди лидеров по продолжительности жизни (кроме кавказских республик) как раз наши лидеры юга (Белогородский, Ставропольский и Краснодарский регионы); близок к ним Татарстан, Тюменская область чуть ниже, но тоже выше среднего (правда, мы имеем в этом параметре только региональные цифры - по городу Тюмень, очевидно, показатели были бы выше).

Тюмень может похвастать высочайшей оценкой жителей доступности жилья, а по объективному параметру - темпам строительства - в два-три раза обгоняет другие города. Уступает только Краснодару (если бы в рейтинге был Белгород, он тоже показал бы высочайшие темпы, да еще по качеству малоэтажного строительства выглядит лучше Москвы).

Красноярск называют «русским Лас-Вегасом». Но я выбрал Тюмень.

Спортсмен, мастер «агрессивных роликов» Тимофей Люляков переехал в Тюмень чуть больше года назад из Красноярска. До этого десять с лишним лет прыжков, вращений, скольжений по парапетам и перилам: агрессивные ролики - вот настоящая страсть Тимофея. Именно поэтому внезапный переезд кажется особенно странным: ведь Красноярск славится не только бурной ночной жизнью, но и самым большим скейт-парком в стране. - Пять лет назад я познакомился с ребятами из тюменского клуба SibSub на его открытии. И в какой-то момент понял: дома мне расти больше некуда, наступило время что-то поменять. А в Тюмени меня ждали.

Ему было с чем сравнить, и он не разочаровался.

Тюмень красивая, здесь добрые люди. Городом занимаются, делают хорошие дороги, строят удобные развязки, - делится роллер своими впечатлениями. - Понятно, что сложности всегда есть. Надо просто решать их. Жилье снял - это как раз не проблема, работу нашел. Главное, здесь я могу учиться новому, развиваться. Если хочешь чего-то добиться, просто бери и делай - как можно больше катайся, тренируйся.

Граждане в России стали более критичны: больше людей сейчас вникает в детали городской жизни. Рейтинг отражает не только патриотизм, но и восприятие проблем

Действительно, на транспорт и дороги в Тюмени тратят почти больше всех (по этому параметру вырывается вперед только Нижний Новгород), и к тому же это невероятно высоко оценено жителями. 49% тюменцев довольны качеством дорог - против 4% в Нижнем Новгороде.

В Тюмени хорошо и спокойно жить, Бог миловал, нет терактов, - работница гардероба областной станции переливания крови Зоя Грибан считает, что комфортнее города не найти. Она переехала в Тюмень из Нефтеюганска, за мужем.

А какие проблемы есть в вашем городе?

Пробки, конечно, как у всех, но над этим работают, дороги активно ремонтируют…

Критику дорог мы слышали в Тюмени только от бастующих дальнобойщиков.

А тебя я вычислил, ты журналист! - раздул ноздри и возмутился дальнобойщик Сергей Киреев, когда узнал, что Катя Кузнецова - корреспондент «Медиаполигона24». - Чего вы про бойкоты наши ничего не пишете, дочка? Дороги отвратительные, ездить невозможно. Деньги выделяют, но ни дорог, ни денег не видно! Все только говорят, что у нас дороги хорошие.

А кто говорит про хорошие дороги?

Власть, ну а кто еще? Мы-то, дальнобойщики, постоянно в дороге - знаем все. Говорят, что дороги сделаны, ехать можно - да ни хрена не возможно! Я сорок лет в этом деле, я им не верю. Дорог нет вообще. Яма на яме, - жалуется Киреев.

Но потом выяснилось, что все-таки критиковал он федеральные трассы, не тюменские.

В выходные дни, как правило, в субботу, у меня объезд, - рассказывает глава администрации города Александр Моор. - Я просто сажусь в свой автомобиль, выезжаю и смотрю, чистые ли дороги.

По восприятию жителями качества мест общения (кафе, рестораны клубы) Тюмень уступает только Краснодару, а по оценке городской среды (парки, скверы, пространства) - только Казани. Нынешний мэр Москвы Сергей Собянин - бывший губернатор Тюменской области. Те нововведения, что сегодня переживает столица (перманентная укладка и переукладка плитки, расширение тротуаров, снос ларьков), уже были опробованы на Тюмени. Сначала Собянина здесь за это крепко ругали, потом стали любить. Временные неудобства остались в прошлом, а город «раскрылся». Как будет в Москве - покажет время.

В Тюмени, как мы уже говорили, очень высокие по российским меркам зарплаты. Здесь у города нет конкурентов. По обороту розничной торговли Тюмень уступает Екатеринбургу, который остается «торговой столицей» и лидером модного потребления. Зато по доходам - выше всех.

По восприятию безопасности Тюмень опережает все города, включенные в рейтинг, кроме Казани. Но интересно, что по объективной статистике (20 зарегистрированных преступлений на тысячу жителей в год) уступает всем лидерам, кроме Красноярска; это более чем в два раза превышает показатель Уфы - восемь преступлений на тысячу человек. Интересный феномен: отражает ли это реальную ситуацию с безопасностью или специфику регистрации преступлений, предстоит выяснить.

В Тюмени мы встретили и специфических патрульных - казаков.

Мы по вечерам патрулируем город. Полиция нам доверяет, - говорит казак Андрей. - Иногда к нам даже больше доверия, чем к полицейскому. Нас народ очень ценит в Тюмени. Казак-то - он кто? Это воин Божий!

А почему доверяют больше?

Да потому что уважение мы вызываем у народа. Мы всегда на помощь к нему придем, у нас это в крови. А у сибирского казака тем более… Именно в нас (ну и еще на Тереке) сохранился этот самый дух, который издревле в казаках присутствовал. Конечно, казаки в каждом городе есть. Но там это единичные случаи, а здесь - коллективный дух, я так думаю. А вы с Урала, да? Ну, уральских казаков я знаю…

А вы всегда с нагайками по городу ходите? Как люди вообще к этому относятся? Некоторые наверняка пугаются?

Да чего нас бояться-то? Казак без нагайки как монах без молитвы! Зато количество преступлений сокращается. Это факт.

Действительно, количество преступлений в Тюменской области в 2016 году удалось снизить на 10,9 %, как утверждают чиновники, благодаря профилактике.

Нам удалось стабилизировать обстановку, но вместе с тем работы еще очень много. Уверен, что благодаря совместным усилиям и принимаемым мерам мы добьемся лучшего результата, - комментировал местным СМИ ситуацию заместитель начальника полиции областного УМВД России Сергей Рыбаков. Он говорит, что в 2017 году мониторинг ситуации по системе «Безопасный город» продолжится. В рамках этого аппаратно-программного комплекса в единый центр хранения и обработки данных систем видеонаблюдения поступают видеоизображения с камер, установленных в местах массового скопления людей.

Может быть, именно улучшение ситуации с безопасностью, а не сравнение с другими регионами, обеспечивает высокий «народный рейтинг» Тюмени?

Выезжая на вызовы вместе с разными экстренными службами города, мы увидели, что в целом они работают очень быстро. Местные копы ценят вежливость и считают, что английский язык для рядового полицейского - необходимый минимум.

Кстати, по критерию вежливости и взаимовыручки Тюмень находится в рейтинге высоко, хотя уступает Казани. Именно Казань лидирует по количеству сфер жизни, которые ее жители оценивают выше в сравнении с другими городами: школы, транспорт, парки, взаимопомощь и вежливость, доступность товаров и услуг, хорошей работы.

Еще интереснее, что в лидеры «народного рейтинга» по отдельным аспектам жизни города выбился Владивосток, который даже не попал в десятку по статистике. Дальневосточные города имеют потенциал лидерства, и, вероятно, их позиции будут расти. Жители Владивостока больше всех ценят свои вузы и культуру. Именно жители Владика, а не пермяки (у которых, к слову, есть замечательный писатель Алексей Иванов и мирового уровня дирижер Теодор Курентзис) любят свои театры. Почти так же высоко ценит свою культуру Екатеринбург (о чем можно судить по одному лишь Коляда-театру), но Владивосток - все же больше.

Познакомившись со многими жителями Тюмени, мы поразились, как много людей сюда приезжают жить; это очень важно для динамики города - его открытость.

А в целом наше исследование показывает, что для городского развития неплохо бы иметь «живую нефть» и Безжалостного Сити-менеджера из комикса. Но еще важнее любить свой город.

10 самых перспективных российских мегаполисов

Ежегодный спецпроект «РР»

Объединив статистические показатели социально-экономического развития городов и результаты социологического опроса их жителей, «Русский репортер» составил финальный рейтинг российских мегаполисов. Результаты рейтинга редакция обсудила с заместителем директора направления «Муниципальное экономическое развитие» Фонда «Институт экономики города» Романом Поповым

Народный рейтинг: 1-е место

Статистический рейтинг: 2-е место

Впервые мы включили Тюмень в наш рейтинг в 2013 году, и два года подряд город удерживал второе место. В 2017 году мы поставили Тюмень на первое место благодаря безусловной поддержке и городскому патриотизму жителей. «Это не вызывает удивления - место заслуженное, город действительно богатый», - говорит Роман Попов. По статистике, Тюмень все еще немного уступает Краснодару, хотя этот разрыв постоянно сокращается. Отдавая должное жителям и хорошему управлению, надо понимать: город - столица ресурсного региона.

Статистический рейтинг: 1-е место

Наш фаворит-ветеран. Город пять лет занимал первое место в рейтинге. Статистика демонстрирует просто удивительные темпы строительства жилья, а сами жители отмечают доступность товаров и услуг. А еще Краснодар - это открытость отечественным и зарубежным инвесторам. «Город долгие годы входит в число лидеров по инвестиционной привлекательности», - отмечает Роман Попов. При этом, как говорят жители, несмотря на высокую бизнес-активность, город остается домашним и уютным.

Статистический рейтинг: 3-е место

Южные ворота России, транспортный узел, административный и хозяйственный центр - все это Ростовна-Дону. Главное качество города - пластичность, умение приспосабливаться к меняющейся ситуации и не сдавать позиций. В нашем рейтинге Ростов-на-Дону никогда не выходил на первое место, но всегда оставался в группе лидеров. «Город живой, активный, привлекательный для коммерсантов. Это главный конкурент Краснодара на юге страны. При этом жители Ростова-на-Дону более критично настроены к своему городу, чем жители Краснодара», - говорит Роман Попов.

Народный рейтинг: 6–7-е место

Статистический рейтинг: 4-е место

«Город современный, модернизационного типа. По крайней мере, так его хотят представить», - рассказывает Роман Попов. Екатеринбург может похвастаться хорошими средними зарплатами; это безусловный лидер по такому показателю, как оборот розничной торговли - тут он серьезно опережает Краснодар и Тюмень. Город открытый ко всему новому, купеческий и ершистый: мэром здесь в 2013 году избрали Евгения Ройзмана, человека решительного и неоднозначного, не боящегося конфликтовать с центральными властями. В 2008 году в нашем рейтинге Екатеринбург был первым и по статистике, и в целом, но после кризиса уральские промышленные центры в рейтинге уступили место городам юга.

Народный рейтинг: 2–3-е место

Статистический рейтинг: 15-е место

Даже когда статистические показатели проседают, что связано с бюджетной экономией, Казань вытягивают ее жители. По мнению горожан, Казань - лучший город по внушительному списку критериев. Это доступность школ и детсадов, наличие хорошей работы, мест отдыха, доброжелательность окружающих. Ценят город и туристы. На время проведения футбольного Кубка Конфедераций этим летом город должны посетить от 80 до 150 тыс. туристов. «Казань умеет себя грамотно представить и собственным жителям, и гостям. С этим работают. Сюда ушла часть московской команды, когда столичную мэрию покинул глава департамент культуры Сергей Капков», - уверен Роман Попов.

Народный рейтинг: 11-е место

Статистический рейтинг: 5-е место

Научная и промышленная столица Сибири. Еще один город, где к власти пришел оппозиционер. С 2014 года Новосибирск возглавляет коммунист Анатолий Локоть. Впрочем, сказать, что это кардинально повлияло на развитие города, нельзя. Здесь много тратят на образование, культуру и спорт. Недовольны горожане экологией, безопасностью, отмечают также проблемы с доступностью хорошей работы. «Новосибирск - город с квалифицированным, образованным населением. У людей здесь высокие запросы, а обеспечить эти запросы город не всегда успевает», - отмечает Роман Попов.

Народный рейтинг: 13-е место

Статистический рейтинг: 6-е место

Город остается в нашей десятке, но год от года постепенно просед ает. При этом у Красноярска есть и запас прочности, и возможности для рывка. Это одновременно производственный центр, транспортный и логистический узел. С одной стороны, в Красноярске действуют советские еще производства, с другой - работают российские и международные торговые сети. Из минусов - высокие показатели преступности. «Для Красноярска так же, как и для Новосибирска, характерен феномен опережающего запроса жителей», - поясняет Роман Попов.

Народный рейтинг: 15–16-е место

Статистический рейтинг: 7-е место

За последние годы у города появился солидный опыт реформ и новаций. Это и попытка обновить имидж при бывшем губернаторе Олеге Чиркунове (запомнилась буква «П», новый знак Перми), и опыт социальнокультурных проектов Марата Гельмана, и спонсорство «ЛУКОЙЛа», и попытки «интенсификации развития». «Тогда о Перми остальная Россия, по большому счету, впервые услышала. Потом наступил застой, но высокие ожидания у жителей остались», - рассказывает Роман Попов. Это объясняет невысокий народный рейтинг, хотя и без специфических экспериментов Пермь остается мощным культурным центром страны, с писателем Алексеем Ивановым и дирижером Теодором Курентзисом, и продолжает притягивать финансовые и промышленные ресурсы.

Народный рейтинг: 8–9-е место

Статистический рейтинг: 9-е место

«Нижний Новгород - тот случай, когда объективные показатели и субъективная оценка жителей совпадают», - говорит Роман Попов. В Российской империи это был губернский город, расположенный на пересечении водных путей, - естественное место торговли. В Советском Союзе - мощный индустриальный центр, где были сосредоточенны предприятия машиностроения, судостроения и оборонные предприятия. Наконец, сегодня Нижний Новгород известен еще и как место сосредоточения IT-компаний. Тут работали и работают Intel, Huawei, SAP, «Яндекс». Эксперты не раз отмечали, что у города огромный потенциал для высокотехнологичного аутсорсинга.

Народный рейтинг: 10-е место

Статистический рейтинг: 10-е место

В этом году Уфа показала очень ровный результат: ничего сверхъестественного, но и без провалов. Мнение жителей и социологические показатели тут, как и в случае с Нижним Новгородом, совпадают: Уфа в десятке. «Сегодня у Уфы скорее догоняющее развитие», - утверждает Роман Попов. У городской экономики есть серьезная подпитка: ведь Башкирия занимается нефтепереработкой. При этом горожане жалуются на дефицит хорошей работы и взаимопомощи.

Обитания (проживания), который основан на сборе, описании и оценке количественных и качественных показателей. Количественными показателями являются ежегодные статистические данных по городам Российской Федерации, а качественными характеристиками - собственные характеристики субъекта оценки. Цель составления рейтинга - проведение комплексного, коллективного, публичного анализа городской среды обитания, сопоставление городских сред обитания между собой, оценка сильных и слабых стороны, подготовка данных для управленческого анализа и кадровых решений.

Заданием Президента РФ сформулированного в пункте 1 Поручений Президента РФ № Пр-534 от 29 февраля 2012, выданного органам исполнительной власти по итогам совещания «О мерах по реализации жилищной политики» от 14 февраля 2012 г. - заданием Председателя Правительства РФ сформулированным в пункте 4 перечня поручений Председателя Правительства РФ от 20 марта 2012 г. № ВП-П9-1581 «О разработке методики оценки качества городской среды проживания и проведения такой оценки в крупных городах России».

Теоретическая значимость рейтинга

  • Для создания рейтинга обобщена мировая практика региональных исследований и построения рейтингов городов;
  • Разработан новый методологический аппарат, основанный на статистическом, математическом и квалиметрическом анализе;
  • Рейтинг представляет собой комплексную работу по сбору и систематизации и анализу количественных и качественных данных, верификации полученных результатов на достоверность;

Практическая значимость рейтинга

  • Создан инструмент обеспечения объективной комплексной оценки муниципальных образований Российской Федерации по критериям, определяющим уровень развития значимых сфер жизнедеятельности города;
  • Создан инструмент определения конкурентных преимуществ и деструктивных факторов в развитии муниципальных образований;
  • Подготовлен инструмент определения полюсов роста на территории страны - с точки зрения условий, благоприятных для жизни населения, ведения бизнеса, инвестиций в недвижимость и т.д;
  • Сформирован механизм интегральной системы мониторинга социально-экономических показателей городов, который делает возможным их сопоставление, а также проведение аналитических исследований по выявлению тенденций социально-экономического развития;
  • Подготовлен индикатор своевременного принятия решений по усилению конкурентных преимуществ и снижению негативных факторов будущего развитии, а также нивелирования диспропорций в хозяйственном комплексе муниципальных образований по ряду социально-экономических факторов;

Методология расчета

Методологической основой оценки качества городской среды проживания (обитания) стала методика, созданная Российским союзом инженеров при формировании Генерального рейтинга привлекательности Российских городов

В качестве ключевого метода расчета свойства привлекательности городов, используется методика оценки качества, заимствованная из квалиметрии , где разработано несколько подходов к количественной оценке качества.

Использованный в работе метод базируется на следующих принципах:

  1. привлекательность представляет собой совокупность только тех свойств присущих объекту, которые связаны с достижением с их помощью результата (но не с понесенными при этом затратами) и которые проявляются в процессе хозяйствования объекта в соответствии с его назначением;
  2. некоторые сложные и любые простые свойства могут быть измерены с помощью абсолютного показателя свойства . Полученные значения показателя выражаются в специфических для каждого свойства количественных единицах. Для измерений могут использоваться метрологические, экспертные, аналитические методы;
  3. все свойства, формирующие качество, образуют иерархическую структуру в виде дерева свойств. Низший ярус этого дерева (корень дерева) представляет самое сложное свойство - качество объекта, а ветви высшего яруса представляют простые и квазипростые свойства;

Для сопоставления различных свойств, измеряемых в разных по диапазону и размерности шкалах, используется относительный безразмерный показатель, отражающий степень приближения абсолютного показателя свойства к максимальному и минимальному показателям.

Для сопоставления по относительной важности всех свойств, входящих в «дерево свойств», используются безразмерные коэффициенты весомости. Значения коэффициентов весомости определяются с привлечением разновидностей экспертного и аналитического методов. В данной работе используются оба приема. Для определения относительного веса использовался метод экспертного опроса 50 специалистов различных отраслей и сфер деятельности, различных социальных и профессиональных положений.

Группы показателей, образующие индексы, полностью удовлетворяют требованиям достаточности и независимости.

Оценка городов осуществлялась по следующим направлениям: демографические и социальные характеристики общества, развитие экономики городов, благосостояние граждан, инновационная и предпринимательская активность, доступность жилья, развитие жилищного сектора, состояние инженерных коммуникаций и транспортной инфраструктуры, развитие сектора социальных услуг, природно-экологическая ситуация.

В качестве источников для проведения оценки городов использовались данные статистического сборника «Регионы России. Основные социально-экономические показатели городов» Федеральной службы государственной статистики, электронной базы данных «Показатели муниципальных образований» ФСГС, официальные данные местных органов власти, информация, представленная на сайтах профильных министерств, ведомств, агентств, а также другие открытые источники информации.

Развитие рейтинга и применение рейтинга

В мае 2013 г. рейтинг и методика оценки качества городской среды обитания (проживания) были одобрены Заместителем Председателя Правительства РФ Д. Козаком с указанием Министерству регионального развития РФ о проведении оценки качества городской среды проживания (обитания) на постоянной основе .

В будущем планируется увеличить количество городов подлежащих анализу.

Оценку качества городской среды получат все муниципальные образования России - как города, так и сельские поселения - в которых проживают более тысячи человек. Методика определения индекса качества городской среды утверждена приказом Минстроя России и на сайте ведомства. Об этом 3 ноября сообщил журналистам Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Михаил Мень.

Методика оценки городов разработана Минстроем России совместно АИЖК и КБ Стрелка. По словам министра, по данной методике ежегодно будет проводиться оценка муниципальных образований Российской Федерации в рамках реализации приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды».

Он сообщил, что оценка состоит из двух блоков: характеристик качества среды и критериев оценки эффективности взаимодействия власти и населения. «Минстрой будет оценивать эффективность деятельности региональных и муниципальных властей в части формирования комфортной городской среды, а также степень участия местных жителей и организаций в развитии территорий населенных пунктов», - подчеркнул Михаил Мень.

Глава Минстроя России уточнил, что оценка качества среды городов складывается из 41 индикатора. Тридцать из них разработаны АИЖК и КБ Стрелка (первые результаты исследований и описание методики опубликованы на сайте индекс-городов.рф), а 11 – Минстроем России.

Всего анализируются шесть типов пространств: жилье, общественно-деловая инфраструктура и прилегающие пространства, социально-досуговая инфраструктура и прилегающие пространства, зеленые территории, набережные, уличная инфраструктура и общегородское пространство. Они оцениваются по пяти важным для горожан критериям: безопасность, комфорт, экологичность, идентичность и разнообразие, а также современность среды.

Михаил Мень подчеркнул, что индекс качества городской среды позволит городским властям расставить понятные приоритеты при разработке целевых программ развития своих территорий. Для федеральных властей Индекс - это оценка качества городской среды, определяющая её текущее состояние, в том числе преимущества и недостатки населенных пунктов, актуальных проблем, а системное получение указанной информации позволит вырабатывать на ее основе квалифицированные решения по развитию населенных пунктов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, а также оценить эффективность уже реализуемых программ и проектов в указанной сфере.

Анализ строится из открытых источников информации - Федеральной службы государственной статистики, ГИС ЖКХ, а также данных, получаемых от геоинформационных систем и дешифрованных данных дистанционного зондирования Земли (спутниковые снимки), а также других открытых и закрытых источников: фотографий из социальных сетей, данных, МВД.

К февралю 2018 года будет опубликован первый документ, отображающий индекс городов России. На основе исследования Минстроя России, АИЖК и КБ Стрелка на сайте Минстроя России ежегодно будет публиковаться Рейтинг субъектов РФ, учитывающий как характеристику качества среды, так и оценку эффективности работы власти.