Восточная европа особенности промышленности стран. Промышленность, ведущие отрасли хозяйства зарубежной европы

В странах ЦВЕ в 50--80-х годах был создан крупный промышленный потенциал, рассчитанный в основном на покрытие потребностей региона и тесное взаимодействие с народным хозяйством СССР, куда направлялась значительная часть промышленной продукции. Такая направленность индустриального развития отразилась на формировании отраслевой структуры, которая отличалась рядом особенностей.

В ходе индустриализации были созданы топливно-энергетическая и металлургическая базы, послужившие основой развития машиностроительной промышленности. Именно машиностроение практически во всех странах региона (исключая Албанию) стало ведущей отраслью индустрии и главным поставщиком экспортной продукции. Была почти заново создана химическая промышленность, в том числе органического синтеза. Опережающее развитие машиностроения, химии и электроэнергетики способствовало тому, что их доля в валовой промышленной продукции достигла половины. Вместе с тем намного снизился удельный вес продукции легкой и пищевкусовой отраслей.

Топливно-энергетическая промышленность региона была создана на основе использования местных ресурсов (в большей степени в Польше, Чехословакии, Румынии) и импортных источников энергии (в наибольшей мере в Венгрии, Болгарии). В суммарном топливно-энергетическом балансе доля местных ресурсов составляла от 1/4 (Болгария, Венгрия) до 3/4 (Польша, Румыния). В соответствии со структурой местных ресурсов для большинства стран была характерна угольная ориентация с широким использованием бурых углей низкой теплотворной способности. Это обусловливало более высокие удельные капиталовложения в производстве топлива и электроэнергии и увеличивало их себестоимость.

ЦВЕ -- один из крупных угледобывающих регионов мира. Во второй половине 90-х годов в нем добывалось за год более 150 млн. т. каменного угля (130--135 в Польше и до 20--25 в Чешской Республике). Страны ЦВЕ -- первый в мире регион по добыче бурого угля (около 230-250 млн. т. в год). Но если основная добыча каменного угля сконцентрирована в одном бассейне (он разделен польско-чешской границей на две неравные части -- на Верхнесилезский и Остравско-Карвинский), то добыча бурого угля ведется во всех странах, притом из многих месторождений. Больше его добывают в Чешской Р. и Польше (по 50-- 70 млн. т.), Румынии, С. Р. Югославии и Болгарии (по 30--40 млн. т.). Бурый уголь (как и меньшая часть каменного угля) потребляется главным образом на ТЭС близ мест добычи. Там сформировались значительные топливно-электроэнергетические комплексы -- основные базы производства электроэнергии. Среди них более крупные комплексы находятся в Польше (Верхнесилезский, Белха-тувский, Куявский, Богатынский), Чешской Республике (Северо-Чешский), Румынии (Олтен-ский), Сербии (Белградский и Косовский), Болгарии (Восточно-Марицкий). В Сербии, Боснии и Герцеговине, Хорватии и Албании в производстве электроэнергии высока доля ГЭС, а в Венгрии, Болгарии, Словакии, Чешской Р., Словении -- АЗС. Часть электростанций использует и природный газ (в основном импортный из России, а в Румынии -- местный). Производство электроэнергии в регионе достигало в 80-х годах 370 млрд. кВт ¦ ч за год. Потребление электроэнергии было существенно больше производства в связи с систематической ее закупкой в бывшем СССР (свыше 30 млрд. кВт ¦ ч в год), особенно в Венгрии, Болгарии, Чехословакии.

Страны ЦВЕ были соединены друг с другом высоковольтными ЛЭП и образовали вместе с энергосистемами России, Украины, Молдавии и Белоруссии единую энергосистему. В ЦВЕ создана нефтеперерабатывающая промышленность, достаточная для удовлетворения потребностей в нефтепродуктах. Она выросла на базе крупных поставок нефти в основном из России, доставляемой по системе нефтепровода «Дружба» (в Польшу, Словакию, Чехию, Венгрию) и по морю из Новороссийска (в Болгарию). Отсюда и локализация более крупных НПЗ на трассах нефтепроводов (Плоцк, Братислава, Сас-халомбатта) или в морских портах (Бургас, Нэвода-ри, Гданьск). Эти НПЗ (мощностью по 8--13 млн. т) послужили основой для развития базисных комбинатов нефтехимической промышленности соответствующих стран. В 90-х годах с уменьшением поставок нефти из России и роста импорта из государств -- членов ОПЕК страны ЦВЕ вынуждены были переоборудовать часть мощностей НПЗ, построенных ранее в расчете на российскую нефть.

До Второй мировой войны металлургия была представлена в основном предприятиями черной металлургии в чешских и польских землях, свинцово-цинковыми заводами юга Польши и медеплавильным производством в Сербии (Бор). Но в 1950--1980 гг. в регионе были построены новые крупные заводы черной и цветной металлургии. Годовая выплавка стали достигала к концу 80-х годов 55 млн. т, меди -- 750 тыс. т, алюминия -- 800 тыс. т, свинца и цинка -- по 350--400 тыс. т. Главными производителями чугуна и стали были Чехословакия, Польша и Румыния. В каждой из них были построены большие комбинаты либо на основе отечественного коксующегося угля (Польша, Чехословакия), либо в основном импортного (Румыния), но все -- на привозной железной руде. Поэтому они были построены в соответствующих каменноугольных бассейнах (Верхнеси-лезском, Остравско-Карвинском) или на путях завоза извне железосодержащего сырья и коксующегося угля, в частности на берегу Дуная (Галац и Кэлэраши в Румынии, Дунауйварош в Венгрии и Смедерево в Сербии). К 1998 г. выплавка стали сократилась до 35 млн. т.

Заводы цветной металлургии созданы преимущественно на местной сырьевой базе. Большее развитие эта отрасль получила в Польше (медь, цинк), бывшей Югославии (медь, алюминий, свинец и цинк), Болгарии (свинец, цинк, медь), Румынии (алюминий). Хорошие перспективы имеют медеплавильная промышленность Польши (достигнутый уровень свыше 400 тыс. т меди) и алюминиевая промышленность ряда республик бывшей Югославии (300--350 тыс. т); значительные запасы бокситов высокого качества имеются в Боснии и Герцеговине, Хорватии и Черногории. На их базе были построены алюминиевые комбинаты в районе Задара (Хорватия), Мостара (Босния и Герцеговина), Подгорицы (Черногория) и Кидричево (Словения). Но самый большой алюминиевый завод в регионе действует в Слатине (на юге Румынии), работающий на отечественном и импортном сырье. Югославия и Венгрия были поставщиками бокситов и глинозема в другие страны (Польшу, Словакию, Румынию, но больше всего в Россию).

Масштабы и структура металлургии существенно отразились на характере и специализации машиностроения. В частности, в Польше, Чешской Республике, Словакии и Румынии шире представлены его металлоемкие отрасли, а в бывшей Югославии и Болгарии -- отрасли, использующие в большом объеме цветные металлы (кабельное производство, электротехника, подъемно-транспортное оборудование).

Главная специализация машиностроения стран ЦВЕ -- выпуск средств транспорта и сельскохозяйственных машин, станков и технологического оборудования, электротехнических изделий и приборов. В каждой из стран сложилась специализация, направленная на покрытие основных потребностей самого региона и бывшего СССР. На выпуске морских судов специализировались прежде всего Польша (особенно рыболовецких), Хорватия, локомотивов, пассажирских и грузовых вагонов -- Латвия, Чешская Республика, Польша, Румыния, автобусов -- Венгрия, микроавтобусов -- Латвия, электрокаров и мотокаров -- Болгария, экскаваторов -- Эстония и т. д.

Специализация была велика и в оборонной промышленности. Еще в составе Австро-Венгерской империи ее главным «арсеналом» была Чехия (особенно известные заводы «Шкода» в г. Пльзень). Размещение вновь созданной оборонной промышленности тяготело к «внутренним» районам стран, особенно к предгорьям и межгорным котловинам Карпат, Динарского нагорья и Стара-Планины.

В целом для размещения машиностроения характерна высокая концентрация предприятий в пределах центра и севера чешских земель, долины Среднего Дуная (включая Будапешт) и его притоков Моравы и Вага. В Польше эта отрасль рассредоточена по крупным городам срединной части страны (главные центры -- Варшава, Познань, Вроцлав), а также Верхнесилезской агломерации. Выделяются машиностроительные центры в зоне Бухарест -- Плоешти -- Брашов (Румыния), а также в столичных городах -- Софии, Белграде и Загребе.

От 1/3 до 1/2 продукции машиностроения страны ЦВЕ направляли на экспорт. Вместе с тем, обмениваясь этой продукцией преимущественно в рамках стран -- членов СЭВ, страны региона в малой степени испытывали на себе воздействие главного двигателя научно-технического прогресса в мире -- конкурентной борьбы. Невысокая взаимная требовательность, особенно к качеству продукции, привела к тому, что в условиях перехода к рыночной экономике и включения в мировое хозяйство значительная часть производившихся машин и оборудования оказалась неконкурентоспособной. Произошел большой спад производства в отрасли и вместе с тем усилился импорт более качественного оборудования из Западной Европы, США и Японии. Характерный факт; Чешская Республика -- одна из стран с развитым машиностроением, в которой в 80-е годы машины и оборудование составляли 55--57% ее экспорта и лишь около 1/3 импорта, уже в начале 90-х годов стала закупать намного больше машин и оборудования, чем продавать их. Происходит мучительный процесс трансформации всего машиностроительного комплекса стран региона, в процессе которого сотни крупных предприятий оказались на грани развала и банкротства. Быстрее других стран к новым условиям стало приспосабливаться машиностроение Чешской Республики, Польши и Венгрии.

За послевоенный период в ЦВЕ была, по существу, заново создана химическая промышленность. На первом этапе, когда строились преимущественно крупные предприятия основной химии (особенно по выпуску минеральных удобрений и хлорсодержащей продукции), в более благоприятном положении оказались Польша и Румыния, обладавшие большими запасами необходимого сырья. В дальнейшем, по мере развития промышленности органического синтеза, его производства стали создаваться и в других странах ЦВЕ, но уже большей частью на базе импортируемых из России нефти и природного газа (а в Румынии и местных их ресурсов) и коксохимии (Польша, Чехословакия); усилилась специализация на выпуске фармацевтической продукции (особенно Польша, Венгрия, Югославия, Болгария) и малотоннажной химии.

Важнейшие территориальные группы предприятий химической и нефтеперерабатывающей индустрии привязаны, во-первых, к главным угледобывающим бассейнам (прежде всего Верхнесилезскому и Северо-Чешскому), куда помимо углехимии позже были «притянуты» и производства, использовавшие поставляемые по трубопроводам нефть и нефтепродукты; во-вторых, к центрам переработки импортной нефти, возникшим на пересечении магистральных нефтепроводов с большими реками (Плоцк в Польше, Братислава в Словакии, Сасха-ломбатта в Венгрии, Панчево в Сербии), а также в морских портах (Бургас в Болгарии, район Риеки в Хорватии, Копер в Словении, Нэводари в Румынии, Гданьск в Польше); в-третьих, к источникам природного газа, либо добываемого на месте (Трансильвания в центре Румынии), либо получаемого по газопроводам из России (Потисье на востоке Венгрии, в среднем течении Вислы на востоке Польши).

Легкая промышленность удовлетворяет основные потребности населения в тканях, одежде, обуви; существенная часть ее продукции направляется на экспорт. Страны ЦВЕ занимают видное место в Европе в производстве хлопчатобумажных, шерстяных и льняных тканей, кожаной обуви, а также такой специфической продукции, как бижутерия, художественное стекло и художественная керамика (Чешская Республика). Главные районы текстильной промышленности исторически сложились в центре Польши (Лодзинский) и по обе стороны Судетских гор -- на юге Польши и на севере Чехии.

В регионе крупная обувная промышленность -- в 80-х годах выпускалось свыше 500 млн. пар обуви в год. Более развита она в Польше, Чешской Республике, Румынии, Хорватии. В частности, Чешская Республика по изготовлению и экспорту обуви в расчете на душу населения -- среди ведущих стран мира. Широко известны в отрасли такие центры, как Злин (в Чешской Республике), Радом и Хелмек (Польша), Тимишоара и Клуж-Напока (Румыния), Борово и Загреб (Хорватия).

ЦВЕ имеет все основные отрасли пищевой индустрии, но вместе с тем каждая страна специализируется на выработке отдельных видов продукции в соответствии с характером местного сельскохозяйственного сырья и национальными обычаями в потреблении тех или иных продовольственных товаров. В северной группе стран намного выше доля отраслей, перерабатывающих продукты животноводства; среди товаров растительного происхождения высока их доля в производстве сахара и пива. Южные страны выделяются производством растительного масла, овощных консервов, виноградных вин, ферментированного табака и табачных изделий. Существенная часть указанных видов продукции специализированных на севере и юге региона подотраслей предназначается для экспорта.

В условиях перехода к рыночной экономике в странах ЦВЕ главные изменения в промышленности состоят в снижении доли базовых отраслей (угольной и черной металлургии), а также машиностроения. Особенно значительны внутриотраслевые изменения в сторону снижения производств повышенной энерго- и материалоемкости. Ряд стран региона получает из Западной Европы кредиты на закупку высокотехнологического оборудования и замену устаревших производств на новые, продукция которых пользуется на мировом рынке спросом. Модернизация промышленности в 90-х годах успешнее продвинулась в Венгрии, Чешской Республике и Польше. Самое тяжелое положение в промышленности республик бывшей Югославии (за исключением Словении); они оказались втянутыми в многолетний конфликт, который в значительной степени отразился на их экономике.

Сельское хозяйство. Расширение производства сельскохозяйственной продукции -- одно из важных направлений перспективной специализации стран ЦВЕ. Для этого регион располагает благоприятными почвенно-климатическими условиями. За послевоенный период валовая продукция сельского хозяйства намного выросла, в несколько раз повысились урожайность главных культур и продуктивность скота. Но по общему уровню развития, особенно по производительности труда, сельское хозяйство стран ЦВЕ все еще существенно уступает западноевропейскому. В этом отношении среди отдельных стран ЦВЕ имеются различия. Так, например, высокий уровень сельского хозяйства в Чехии, Венгрии и ниже -- в странах Балканского полуострова и в Польше. В целом население ЦВЕ обеспечено основной сельскохозяйственной продукцией и немалая часть ее может экспортироваться. В свою очередь регион, как и Западная Европа, нуждается в импорте тропических продуктов и некоторых видов сельскохозяйственного сырья (в первую очередь хлопка). В процессе перехода к рыночной экономике сельское хозяйство ЦВЕ все больше наталкивается на трудности в сбыте продукции на западных рынках в условиях существующего там кризиса перепроизводства и острой конкурентной борьбы. Вместе с тем поблизости от ЦВЕ находится обширный рынок России, на который на новых, взаимовыгодных условиях поставляются в больших количествах дефицитные для России продукты, в первую очередь овощи, фрукты, виноград и товары их переработки.

Место региона ЦВЕ в европейском производстве сельскохозяйственной продукции определяется в основном производством зерна, картофеля, сахарной свеклы, подсолнечника, овощей, фруктов и мясо-молочной продукции. В 1996--1998 гг. страны ЦВЕ производили в среднем за год около 95 млн. т зерна (почти на 40% больше, чем Россия, но вдвое меньше стран Западной Европы). Из этого количества на главные зерновые культуры -- пшеницу, кукурузу и ячмень -- приходилось соответственно 33, 28 и 13 млн. т. Но по составу преобладающих зерновых культур и объему их производства имеются большие пострановые различия. Самый большой производитель зерна -- Польша (по объему сопоставима с Великобританией, но уступает Украине) выделяется производством пшеницы и ржи. В южной группе стран наравне с пшеницей выращивают много кукурузы (прежде всего в Румынии, Венгрии и Сербии). Именно эта группа стран выделяется вместе с Данией и Францией самым большим в Европе производством зерна на душу населения. В рационе жителей южной группы стран выделяется фасоль, в то время как в северной группе, особенно в Польше, -- картофель. Одна Польша выращивала почти столько картофеля, сколько Германия, Франция и Великобритания, вместе взятые. В Средне- и Нижнедунайской равнинах в пределах Венгрии, Сербии, Румынии и Болгарии выращивается много подсолнечника; на их землях производится больше подсолнечных семян, чем во всей Западной Европе (более крупный производитель в Европе лишь Украина). В северной группе стран (особенно в Польше) распространена другая масличная культура -- рапс. В Прибалтике и Польше издавна культивируют лен. Там же выращивается больше и сахарной свеклы, хотя эта культура получила распространение во всех странах ЦВЕ. Этот регион -- крупный производитель овощей, фруктов и винограда, причем в южных странах особенно много выращивается томатов и перца, слив, персиков и винограда, значительная часть которых предназначена на экспорт, в том числе в северную часть региона.

За послевоенный период значительный рост растениеводческой продукции и изменение ее структуры в пользу фуражных культур способствовали развитию животноводства и увеличению доли его продукции в общем сельскохозяйственном производстве. В Латвии, Литве, Польше, Чехии, Венгрии большее значение имеет разведение крупного рогатого скота и свиней. В них выше убойный вес скота и средние надои молока. В южной группе стран общий уровень животноводства ниже, распространено пастбищное скотоводство и овцеводство.

Видеоурок «Промышленность, ведущие отрасли Зарубежной Европы» раскрывает типичные черты хозяйства развитых стран Европы. Урок познакомит вас со структурой хозяйства, основными промышленными районами региона. Преподаватель расскажет вам об основных особенностях географического размещения основных отраслей промышленного производства в Европе.

Тема: Региональная характеристика мира. Зарубежная Европа

Урок: Промышленность, ведущие отрасли хозяйства Зарубежной Европы

Химическая промышленность в зарубежной Европе занимает второе место после машиностроения. В особенности это относится к самой "химизированной" стране не только этого региона, но и практически всего мира - Германия. До Второй мировой войны химическая промышленность ориентировалась главным образом на каменный и бурый уголь, калийные и поваренные соли, пириты и размещалась в районах их добычи. Переориентация отрасли на углеводородное сырье привела к тому, что она сдвинулась "к нефти". В западной части региона этот сдвиг нашел выражение прежде всего в возникновении крупных центров нефтехимии в эстуариях Темзы, Сены, Рейна, Эльбы, Роны, где эта отрасль сочетается с нефтепереработкой. Крупнейший в регионе узел нефтехимических производств и НПЗ сформировался в эстуарии Рейна и Шельды в Нидерландах, в районе Роттердама. Фактически он обслуживает всю Западную Европу. В восточной части региона сдвиг "к нефти" привел к созданию НПЗ и нефтехимических комбинатов на трассах магистральных нефте- и газопроводов. Главные нефтеперерабатывающие и нефтехимические предприятия Чехии, Словакии, Польши, Венгрии были построены на трассе международного нефтепровода "Дружба" и газопроводов, по которым поступали нефть и природный газ из Советского Союза, а в настоящее время из России. В Болгарии по той же причине нефтехимия "сдвинута" к побережью Черного моря.

В топливно-энергетическом хозяйстве большинства стран зарубежной Европы ведущее место заняли нефть и природный газ, добываемые как в самом регионе (Северное море), так и импортируемые из развивающихся стран, из России. Добыча и потребление угля в Великобритании, Германии, Франции, Нидерландах, Бельгии резко сократились. В восточной части региона ориентация на уголь еще сохраняется, причем не столько на каменный (Польша, Чехия), сколько на бурый. Пожалуй, во всем мире нет другого района, где бурый уголь играл бы такую большую роль в топливно-энергетическом балансе. На угольные бассейны ориентируется и большинство ТЭС. Но они построены также в морских портах (на привозном топливе) и в крупных городах. Все большее воздействие на структуру и географию электроэнергетики - особенно во Франции, Бельгии, Германии, Великобритании, Чехии, Словакии, Венгрии, Болгарии - оказывает сооружение АЭС. На Дунае и его притоках, на Роне, верхнем Рейне, Дуэро сооружены ГЭС или целые их каскады. Но все же в большинстве стран, за исключением Норвегии, Швеции и Швейцарии, ГЭС играют теперь вспомогательную роль. Поскольку гидроресурсы региона использованы уже на 4/5, в последнее время строятся преимущественно более экономичные ГАЭС. В Исландии используется геотермальная энергия.

Металлургическая промышленность зарубежной Европы в основном сформировалась еще до начала эпохи НТР. Черная металлургия получила развитие прежде всего в странах, обладающих металлургическим топливом и (или) сырьем: Германии, Великобритании, Франции, Испании, Бельгии, Люксембурге, Польше, Чехии. После второй мировой войны крупные комбинаты были построены или расширены в морских портах с ориентацией на импорт более высококачественной и дешевой железной руды и металлолома. Самый большой и современный из комбинатов, сооруженных в морских портах, находится в Таранто (Италия). В последнее время строятся преимущественно не большие комбинаты, а мини-заводы. Важнейшие отрасли цветной металлургии - алюминиевая и медная промышленность. Производство алюминия возникло как в странах, располагающих запасами бокситов (Франция, Италия, Венгрия, Румыния, Греция), так и в странах, где нет алюминиевого сырья, но вырабатывается много электроэнергии (Норвегия, Швейцария, Германия, Австрия). В последнее время алюминиевые заводы все более ориентируются на сырье, поступающее из развивающихся стран морским путем. Медная промышленность получила наибольшее развитие в Германии, Франции, Великобритании, Бельгии, Польше.

Лесная промышленность , ориентирующаяся прежде всего на источники сырья, превратилась в отрасль международной специализации Швеции и Финляндии. Легкая промышленность , с которой начиналась индустриализация зарубежной Европы, в значительной мере утратила свое былое значение. Старые текстильные районы, сформировавшиеся еще на заре промышленной революции (Ланкашир и Йоркшир в Великобритании, Фландрия в Бельгии, Лионский во Франции, Миланский в Италии), а также возникший уже в XIX в. Лодзинский район Польши существуют и в наши дни. Но в последнее время легкая промышленность смещается в Южную Европу, где еще есть резервы дешевой рабочей силы. Так, Португалия превратилась едва ли не в главную "швейную фабрику" региона. А Италия по производству обуви уступает только Китаю. Во многих странах сохраняются также богатые национальные традиции в производстве мебели, музыкальных инструментов, изделий из стекла, металла, украшений, игрушек и пр.

Рис. 4. Цех по производству кубиков «Лего» ()

Домашнее задание

Тема 6, П.1

1. Назовите основные отрасли промышленности Зарубежной Европы?

2. Используя пройденный материал, карты атласа, приведите примеры центров машиностроения Зарубежной Европы.

Список литературы

Основная

1. География. Базовый уровень. 10-11 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / А.П. Кузнецов, Э.В. Ким. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2012. - 367 с.

2. Экономическая и социальная география мира: Учеб. для 10 кл. общеобразовательных учреждений / В.П. Максаковский. - 13-е изд. - М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 2005. - 400 с.

3. Атлас с комплектом контурных карт для 10 класса Экономическая и социальная география мира. - Омск: ФГУП «Омская картографическая фабрика», 2012 - 76 с.

Дополнительная

1. Экономическая и социальная география России: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Т. Хрущева. - М.: Дрофа, 2001. - 672 с.: ил., карт.: цв. вкл.

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

1. География: справочник для старшеклассников и поступающих в ВУЗы. - 2-е изд., испр. и дораб. - М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008. - 656 с.

Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

1. Тематический контроль по географии. Экономическая и социальная география мира. 10 класс/ Э.М. Амбарцумова. - М.: Интеллект-Центр, 2009. - 80 с.

2. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010: География/ Сост. Ю.А. Соловьева. - М.: Астрель, 2010. - 221 с.

3. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. Единый государственный экзамен 2012. География. Учебное пособие./ Сост. Э.М. Амбарцумова, С.Е. Дюкова. - М.: Интеллект-Центр, 2012. - 256 с.

4. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010: География / Сост. Ю.А. Соловьева. - М.: АСТ: Астрель, 2010.- 223 с.

5. География. Диагностические работы в формате ЕГЭ 2011. - М.: МЦНМО, 2011. - 72 с.

6. ЕГЭ 2010. География. Сборник заданий/ Ю.А. Соловьева. - М.: Эксмо, 2009. - 272 с.

7. Тесты по географии: 10 класс: к учебнику В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира. 10 класс»/ Е.В. Баранчиков. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательство «Экзамен», 2009. - 94 с.

8. Учебное пособие по географии. Тесты и практические задания по географии/ И.А. Родионова. - М.: Московский Лицей, 1996. - 48 с.

9. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2009: География/ Сост. Ю.А. Соловьева. - М.: АСТ: Астрель, 2009. - 250 с.

10. Единый государственный экзамен 2009. География. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ - М.: Интеллект-Центр, 2009 - 240 с.

11. География. Ответы на вопросы. Устный экзамен, теория и практика/ В.П. Бондарев. - М.: Издательство «Экзамен», 2003. - 160 с.

12. ЕГЭ 2010. География: тематические тренировочные задания / О.В. Чичерина, Ю.А. Соловьева. - М.: Эксмо, 2009. - 144 с.

13. ЕГЭ 2012. География: Типовые экзаменационные варианты: 31 вариант / под ред. В.В. Барабанова. - М.: Национальное образование, 2011. - 288 с.

14. ЕГЭ 2011. География: Типовые экзаменационные варианты: 31 вариант / под ред. В.В. Барабанова. - М.: Национальное образование, 2010. - 280 с.

Материалы в сети Интернет

1. Федеральный институт педагогических измерений ().

2. Федеральный портал Российское Образование ().

Ведущей отраслью экономики стран региона является промышленность, преимущественно обрабатывающая (машиностроение, металлургический комплекс, химическая, легкая и пищевая т.п.).

Топливно-экономический комплекс. На сегодня только Польша и Украина используют для энергетических нужд значительное количество угля. Все остальные страны ориентируются на импортируемые из России нефть и газ. Нефтеперерабатывающие заводы в большинстве стран расположенные у нефтепроводов: Полоцк (Польша), Новополоцк, Мозырь (Беларусь), Кременчуг, Лисичанск, Дрогобыч (Украина), Братислава (Словакия), Мажейкяй (Литва).

Не может быть никаких сомнений в том, что Германия и Япония в военном отношении зависят от Соединенных Штатов для обеспечения «стабильности» в регионах, где конфликт может нарушить экономику и общество их стран, будь то на Ближнем Востоке, где Запад может быть лишен контроль над источниками нефти, то есть на Балканах, где война порождает нежелательные потоки беженцев и мигрантов в более богатые и более мирные страны.

В Японии зависимость Соединенных Штатов зависит от военной мощи Китая. Среди японских соседей это зависит от стратегических последствий возрожденного интереса Японии к субрегиону. Открытая защита независимой политической и экономической роли этих двух держав в их соответствующих регионах и в этих двух регионах мира продолжает сиять по их отсутствию или сильно омрачена робостью нынешнего правящего поколения как в Европе, так и в Европе в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Производство электроэнергии составляет 1384,8 млрд. кВт * ч, ее производят преимущественно на ТЭС, работающих на каменном и буром угле, мазуте. Каскады ГЭС построено на Днепре, Волге - Каме, г. Ваг (Словакия). В России действует старейшая в мире АЭС - Обнинская, построена в 1954 г., мощностью 5 МВт. АЭС функционируют в Литве (1 реактор мощностью 2,4 млн. кВт производит 70% электроэнергии в стране, что является вторым показателем после Франции), Словакии (6 реакторов дают 56% электроэнергии), Венгрии (на 4 реакторы приходится 37% электроэнергии), Украина (15 реакторов мощностью 13,7 млн. кВт вырабатывают около 50% электроэнергии), Чехии (6 реакторов, 30% электроэнергии), России (31 атомный реактор, 15% электроэнергии). В России с 1968 г. действует Кислогубская приливная электростанция (вблизи Мурманска) мощностью 400 кВт.

Предложения великого исторического видения, такие как те, которые сформулировал генерал де Голль для Европы, или более скромное предложение об интеграции Азии без Соединенных Штатов, такое как предложение премьер-министра Малайзии, являются исключениями, подтверждающими эту тенденцию. Оба предложения сразу же столкнулись с неустанной оппозицией со стороны Соединенных Штатов. В то время Франция имела политическую волю, но не способствовала созданию экономической стратегии и независимой военной структуры.

Конкуренция или взаимодополняемость трех экономических полномочий?

В любом случае франко-германская инициатива о создании европейской армии потерпела крах против решительной оппозиции Вашингтона. Но будущее сил - или определение власти - не может просто сводиться к технологическому измерению. И даже если бы это было так, предсказание краха конкурентоспособности американской экономики сводилось к греху чрезмерного оптимизма или чрезмерного пессимизма - в зависимости от политической перспективы наблюдателя. И это, потому что реальность такова, что Соединенные Штаты продолжают вести фундаментальные исследования и являются новаторской нацией в области внедрения высокотехнологичной продукции.

Черная металлургия. Используется как местные, так и привозного сырья (железная руда из Украины). Крупнейшими металлургическими районами и центрами региона являются Центральный район (Курская магнитная аномалия) и Череп овец (Россия), Донбасс, Приднепровье (Украина), Катовице (Верхняя Силезия в Польше), Острава, Кладно, Мост (Чехия), Кошице (Словакия), Мишкольц, Дунауйварош (Венгрия). Мощное трубопрокатное производство сформировалось в Украине (Луганск, Днепропетровск, Никополь, Новомосковск, Харцызск).

Это искажает и ошибочно аргументирует потерю экономической гегемонии США, сравнивая годы послевоенной войны, когда у Соединенных Штатов не было экономического соперника. За последние два десятилетия доля экономики США в валовом мировом продукте осталась на уровне 22%. Если учитывать услуги и технологии, Соединенные Штаты сохраняют свои преимущества в таких ключевых областях, как производство программного обеспечения , аэрокосмическая промышленность, промышленная и сельскохозяйственная химия и машиностроение, турбины, офисные и компьютерные продукты.

Цветная металлургия. Прослеживается ее ориентированность на производство алюминия (Секешфехервар, Айка в Венгрии; Хибины, Карелия, Урал в России), меди (Нижняя Силезия в Польше, Урал в России), свинца и цинка (Польша, Чехия, Словакия, Украина, Россия), никеля (Россия, Украина). За производством и потреблением алюминиевых изделий на душу населения Венгрия занимает одно из первых мест в мире.

Столкнувшись с аргументом о том, что у крупных транснациональных корпораций больше нет дома для глобальной диверсификации их операций, следует помнить, что гражданство предпринимателей, которые направляют и контролируют эти субъекты, которые подчиняются американскому законодательству, являются американскими. кризиса или конфликта, продемонстрировали бы свою лояльность Вашингтону. 40% крупнейших в мире транснациональных корпораций базируются в Соединенных Штатах, по сравнению с 16% в Японии.

Кроме того, когда бесчисленные иностранные корпорации создали операции на территории Соединенных Штатов из-за стратегического значения североамериканского рынка, они также стали объектом законодательства этой страны. Структурные слабости йены, а также неопределенности и популярность, которые сопровождают проект, и популярный отказ, который сопровождает проект Маастрихта, означают, что доллар не имеет конкурента с теми же пропорциями с точки зрения глобальных инвестиций и торговли. 70% всех коммерческих и финансовых операций в мире по-прежнему находятся в валюте.

Машиностроение. Тяжелое машиностроение развито в России, Украине, Польше. Ведущей отраслью специализации становится энергетическое машиностроение. Его традиционным направлением является производство мощных паровых котлов (Волгодонск - Россия, всемирно известный комбинат "Аттомаш") и оборудования для атомных электростанций (Харьков - Украина).

Со всеми его превратностями и потерей покупательной способности доллар продолжает оставаться основным деноминатом в резервах, а также в оценке инвестиций. Хотя верно, что когда стоимость доллара падает, он также страдает от стоимости инвестиций, другой источник стоимости - это сам факт его международного признания в качестве модели обмена и основной ссылочной валюты. В конце концов, тот, кто имеет инвестиции в доллары, защищает эту валюту, начиная с тех же центральных банков мира. Тот факт, что так много долларов существует в мире и находится в руках инвесторов всех национальностей, представляет собой относительную гарантию от потери радикальной ценности на международных рынках.

Автомобилестроение сосредоточено во всех странах, наиболее развитое в России, выпускает ежегодно более 1,3 млн. автомобилей и занимает 13-е место в мире (ЗИЛ - Москва, ГАЗ - Нижний Новгород, КамАЗ - Набережные Челны, ВАЗ - Тольятти, ПАЗ - Павлов, ЛиАЗ - Ликино-Дульво), Украина - 215,7 тыс. автомобилей (Авто-ЗАЗ - Запорожье, КрАЗ - Кременчуг, ЛуАЗ - Луцк, ЛАЗ - Львов), Беларуси - 23,1 тыс. автомобилей (МАЗ - Минск, БелАЗа - Жодино), Чехии - 604,9 тыс. автомобилей ("Шкода" - Пльзень, "Татра" - Копршивнице), Польши - 625,4 тыс. автомобилей (САН (автобусы) - Варшава), Венгрии - 152 тыс. автомобилей ("Икара" - Будапешт). Троллейбусные заводы в Энгельсе (Россия) и Днепропетровске (Украина) являются ведущими предприятиями этого профиля. Десятки предприятий изготавливают детали, узлы и оборудование для автомобилей.

Таким образом, новая европейская валюта, основанная на германских рамках, станет единицей обмена для рынка, который охватит большую часть Европы - одну треть всего населения промышленно развитого мира. Долларизованный доступ к этому рынку уже не будет таким легким для североамериканских экспортеров. В отличие от японского финансового рынка, европейцы продемонстрируют большую гибкость в привлечении иностранного капитала и расширении своей финансовой сети по всему миру. То же отсутствие взаимности и симметричной финансовой взаимосвязи между западным и японским рынками капитала оказывается самым злейшим врагом глобализации финансовой мощи Японии.

Железнодорожное машиностроение представлено в России (Калининград, Коломна, Рязань, Тверь, Мытищи), в Украине (Харьков, Луганск, Днепропетровск, Днепродзержинск, Мариуполь, Кременчуг), в Чехии ("Шкода" - Пльзень, трамваи - "ЧКД" - Прага) , в Латвии (в Риге производят электропоезда), в Польше (Верхняя Силезия).

Судостроительные заводы и верфи построено в России (Санкт-Петербург, Архангельск, Мурманск - морское судостроение, Нижний Новгород - речное), Украина (Николаев, Херсон - морской, Киев - речное), Польше (Гданьск, Гдыня, Щецин), Словакии (Комарно - речное). В Польше, России, Украине выпускают крупнотоннажные суда (танкеры, рефрижераторы, траулеры, сухогрузы), а также малотоннажные баржи, лихтеровозы и катера. Во всех портах осуществляется ремонт судов. В России в Нижнем Новгороде впервые в мире освоен выпуск судов на подводных крыльях. Атомные ледоколы изготавливают в Санкт-Петербурге и Выборге (Россия).

Это также убедительные доказательства того, что японское банковское дело не в состоянии конкурировать в высоком мире международных финансов. В течение текущего десятилетия международная финансовая система столкнется с шоком пропорций, поскольку доллар не может найти замену и что международные финансы по-прежнему обусловлены ростом дефицита бюджета США.

Европа - мега-рынок, способный дискриминировать иностранные продукты - латиноамериканские бананы или японские . Их политические и коммерческие предпочтения зарезервированы для стран Центральной и Восточной Европы или, в моменты щедрости, для стран Магриба, в частности в Марокко, пытаясь контролировать что-то из этой формы дестабилизирующими потоками иммигрантов из этих стран.

Авиационная промышленность развита в России, Украине и Польше. Электронная и электротехническая промышленность значительного развития приобрела в Польше (производство телевизоров, радио, средств связи), Венгрии (аппаратные телефоны, электрооборудование), Латвии (VEF - радио-и телефонная аппаратура - Рига). Большое значение этой отрасли также в России, Украине, Беларуси, Чехии.

То, что преобладающее мнение в «третьем мире» во время холодной войны о том, что социал-демократическая Европа стало опорой для строительства «третьего пути», исчезло. Сегодня европейская социал-демократия в странах, где она управляет, только приняла и внедрила неолиберальную ортодоксию.

Другие мечтали найти новые модели развития в «Тихоокеанском бассейне» со своим центром в Японии и «азиатскими драконами». Также предполагается скрыть, что Япония, несмотря на ее технологическое мастерство, испытывает недостаток в современности на своем финансовом рынке, столкнувшись с огромными спекулятивными волнами, что вызвало рецессию, которая входит в ее второй год. Кроме того, японская политическая модель является однопартийной и в значительной степени подвержена влиянию организованной преступности и в ней доминируют политические клики, где коррупция регулируется и является вопросом повседневной информации.

Некоторые отрасли в Беларуси, России и Украины обеспечивают машинами сельскохозяйственное производство.

Химическая промышленность. Доминирующими в ней есть нефте-, газо-и углехимии. Минеральные удобрения (азотные, фосфатные, калийные) выпускают в России, Украине, Беларуси, Венгрии, Эстония. Производство кино-и фотоматериалов развито в Польше, Украине ("Свема"), России ("Тасма"). Отходы сельскохозяйственного производства в России и Беларуси перерабатывают на многочисленных гидролизных заводах на спирт, кормовые дрожжи, глюкозу, фурфурол. Мощное развита химическая промышленность в Польше, Чехии, Словакии, Украины, России.

Нет необходимости отрицать тенденцию капитала искать более высокие уровни концентрации и централизации. Не вызывает сомнений и то, что крупные столицы и транснациональные корпорации сегодня требуют все более крупных рынков, в качественном выражении потребления и количественного числа жителей. Такова была логика, побудившая формирование Европейского экономического сообщества.

Доказательством этого является нынешнее состояние европейской «интеграции» и провал политического проекта, предусмотренного в Маастрихтском договоре. По всей Западной Европе люди напоминают своим правителям о том, что предполагаемая промышленная и технологическая взаимодополняемость в Европе не приводит к желанию ограничить суверенитет и самоопределение каждого народа в обществе. С другой стороны, в любом блоке, как и в Европе, застой в процессах интеграции не останавливает процессы коммерческой связи или проникновения иностранного капитала.

Фармацевтика является традиционной отраслью для Словакии, Польши (POLFA), Венгрия ("Хиноин", "Гедеон Рихтер") и другие.

Строительная индустрия. Она перерабатывает местное сырье и представлена производством цемента, шифера, железобетонных конструкций, стеновых блоков, быстро растет производство стекла, панелей, легких заполнителей (перлит, керамзит).

Основными целями репрессий и давления станут основные рынки Соединенных Штатов, Японии и Европейского сообщества. И в случае полной коммерческой войны доступ к рынкам стран Юга также будет предметом конкуренции, заключения в свою сферу, начиная с «Америка для американцев», без Соединенные Штаты уйдут в отставку, чтобы потерять свой доступ к рынкам на Востоке.

Несмотря на все, остается превосходное связующее звено капитализма в целом, которое больше не является антикоммунизмом, а необходимость навязывать порядок в этой новой фазе технологического развития, а также новые вспышки восстания на Юге - по прежнему неразрешенной причине нищеты - и в Восточной Европе - потере балансирующей силы Советского Союза.

Лесная и деревообрабатывающая промышленность. Это древнейшая отрасль хозяйства в России (северные территории - Архангельск, Котлас), Польши (производство мебели), Словакии (мебельная и лесопильная промышленность), Чехии (фанерное и производство древесно-стружечных плит), Беларуси (спичечная промышленность - Борисов, Гомель, Пинск), Украина (Полесье, Карпаты). В странах Балтии производят фанеру, мебель, музыкальные инструменты, сборные дома, спортивный инвентарь. Заготовка дров составляет 41,2 млн м3.

Парадоксально, но объяснимо, гегемония США, требуемая капиталистической системой для ее упорядоченного функционирования, также является источником беспорядка. Клинтон должна решить решение сократить бюджетный разрыв в своей стране, который дестабилизирует глобальный капитализм в целом или должен оставить его нетронутым, чтобы не дестабилизировать свою собственную администрацию, что было бы связано с мятежами, которые спровоцировали бы решительные ограничительные меры.

Еще более серьезным для мировой стабильности является милитаризм, который продолжает сопровождать американский гегемонизм. Настойчивое стремление играть роль международного жандарма является основным источником бюджетных пробелов и выводит из строя руководящий аппарат для существенного сокращения военных бюджетов. Тот факт, что в течение последних трех лет Соединенные Штаты вытеснили свои войска за границу более 30 раз, подчеркивает решимость Пентагона взять на себя новые роли в мире после «холодной войны» и способствовать новым и новым доктрины для защиты как его бюджета, так и его разумности.

Легкая промышленность. Она имеет давнюю историю. В регионе сформировались текстильные районы: в России - Москва и Иваново, в Польше - Лодзь. Развитые шерстяная промышленность (Чехия, Польша, Россия), хлопчатобумажная (Россия, Эстония, Польша), льняная (Польша, Литва, Беларусь, Украина).

Кожевенно-обувная промышленность является специфической отраслью для Чехии (г. Злин - предприятие "Томаш Батя"), Польши (Варшава, Люблин), Венгрия (Будапешт), России (Москва, Санкт-Петербург), Беларуси (Витебск).

Капиталистическая система в целом, включая триполярное созвездие - три державы, требует международной репрессивной силы, способной действовать, когда затрагиваются их жизненные интересы, как это было в Персидском заливе. В других обстоятельствах - война в бывшей Югославии , этнические национальные конфликты, размножающиеся в Западной Азии или, с точки зрения навязчивых ссор, Соединенные Штаты поддерживают с Кубой, Ливией или Северной Кореей - американский авантюрный импульс приходит, чтобы спровоцировать новые мировые нестабильности, даже с точки зрения их западных «союзников».

Пищевая промышленность. Отрасль является важной во всех странах региона. На севере преобладает переработка продукции животноводства, на юге - растениеводства. Ведущими отраслями являются:

В Польше - рыбная, сахарная, производство свежемороженых овощей, фруктов, полуфабрикатов, мясоперерабатывающая;

В Чехии - пивоварение (Пльзеньское пиво), сахарная, кондитерская;

В Словакии - сахарная, винодельческая;

В Венгрии - масляная, плодоовощеконсервная, мясоперерабатывающая, винодельческая (токайские вина в местности Токай), производство свежемороженой птицы;

В Латвии и Эстонии - молочная, мясоперерабатывающая, рыбная;

В Литве - молочная, мясоперерабатывающая;

В Украине - мукомольно-крупяная, масложировая, сахарная, плодоовощеконсервная, мясоперерабатывающая, винодельческая;

В Беларуси - молочная, мясоперерабатывающая.

Всемирно известные карандашная фабрика ("Кох-и-Нор" в Ческе-Будеевице производит 1 млн. карандашей ежесуточно), изделия из янтаря (Юрмала в Латвии и Калининград в России), игрушечная промышленность (г. Жодино в Беларуси, где производят мягкие игрушки). В Богемии (Чехия) еще в средние века зародилось стеклодувные искусство. Богемский хрусталь славится во всем мире почти 500 лет ему нет равных. В некоторых странах региона развиты художественные промыслы: роспись деревянных изделий (Хохлома в России, Петриковка в Украине), изготовлению игрушек из глины (г. Дымково в России), изделий из хрусталя (г. Гусь-Хрустальный, Дятьково в России).

Одной из важных проблем развития промышленности в регионе являются устаревшая материально-техническая база в некоторых отраслях, работающих преимущественно на оборудовании послевоенных, а иногда и довоенных годов выпуска (особенно на большинстве металлургических заводов старых промышленных районов). Поэтому модернизация оборудования - одна из первоочередных задач промышленных предприятий.

Восточная Европа как историко-географический регион включает: Польшу, Чехию, Словакию, Венгрию, Румынию, Болгарию, страны, образовавшиеся в результате распада бывшей Югославии (Словению, Хорватию, Сербию, Боснию, Герцеговину, Черногорию, Македонию), Албанию, Латвию, Литву, Эстонию.

Существует также мнение, что страны этого региона нужно отнести либо к Центральной, либо к Средней Европе, так как Восточной Европой правильнее назвать Украину, Беларусь, Молдову и европейскую часть России.

Но название «Восточная Европа» закрепилось за странами этого региона и признано во всем мире.


Географическое положение. Природные ресурсы

Страны В. Европы представляют собой единый природно-территориальный массив, протянувшийся от Балтики до Черного и Адриатического морей. В основе региона и примыкающих к нему стран - древняя докембрийская платформа, перекрытая чехлом осадочных пород, а также область аль-пийской складчатости.

Важной особенностью всех стран региона является их транзитное положение между странами Западной Европы и СНГ.

Страны В. Европы отличаются друг от друга по географическому положению , конфигурации, размерам территории, богатству природными ресурсами.

Из запасов природных ресурсов выделяются: уголь (Польша, Чехия), нефть и природный газ (Румыния), железные руды (страны бывшей Югославии, Румыния, Словакия), бокситы (Венгрия), хромиты (Албания).

В целом нужно сказать, что регион испытывает дефицит в ресурсах, а кроме того, он является ярким примером "некомплектности" набора полезных ископаемых. Так, в Польше велики запасы каменного угля, медных руд, серы, но почти нет нефти, газа, железной руды. В Болгарии, наоборот, нет каменного угля, хотя значительны запасы лигнитоа, медных руд, полиметаллов.

Население

Численность населения региона - около 130 млн. чел., но демографическая ситуация, непростая во всей Европе, в Восточной Европе самая тревожная. Несмотря на проводимую а течение нескольких десятилетий активную демографическую политику, естественный прирост населения очень маленький (менее 2%) и продолжает уменьшаться. В Болгарии и Венгрии даже наблюдается естественная убыль населения. Главной причиной этого является нарушение половозрастной структуры населения в результате Второй Мировой войны.

В некоторых странах естественный прирост выше, чем в среднем по региону (Босния и Герцеговина, Македония), и самый большой он в Албании - 20%.

Самая большая страна региона - Польша (около 40 млн. чел.), самая маленькая - Эстония (около 1,5 млн. чел.).

Население Восточной Европы отличается сложным этническим составом , но можно отметить преобладание славянских народов. Из других народов наиболее многочисленны румыны, албанцы, венгры, литовцы. Наиболее однородным национальным составом отличаются Польша, Венгрия, Албания. Литва.

Восточная Европа всегда была ареной национальных и этнических конфликтов. После распада социалистической системы положение осложнилось, особенно на территории самой многонациональной страны региона - Югославии, где конфликт перерос в межнациональную войну.

Наиболее урбанизированная страна В. Европы -Чехия (3/4 населения живет в городах). В регионе достаточно много городских агломераций, крупнейшие из них - Верхне-Силезская (в Польше) и Будапештская (в Венгрии). Но для большинства стран характерны исторически сформировавшиеся небольшие города и села, а для стран Балтии - хутора.

Хозяйство

Страны Восточной Европы сегодня не характеризуются ярко выраженным социально-экономическим единством. Но в целом можно сказать, что _. во 2-й половине XX в. в экономике стран В. Европы произошли большие изменения. Во-первых, более высокими темпами развивались отрасли промышленности - к 80-м гадам В. Европа превратилась в один из самых промышленных регионов мира, во-вторых, ранее очень отсталые регионы также стали развиваться в промышленном отношении (Например, Словакия в бывшей ЧСФР, Молдова в Румынии, северо-восток Польши). Такие результаты стали возможны благодаря проведению региональной политики.

Энергетика

Вследствие дефицита запасов нефти эта область ориентирована на уголь, большая часть электроэнергии вырабатывается на ТЭС (более 60%), но важное место также принадлежит ГЭС и АЭС. В регионе построена одна из крупнейших АЭС - «Козлодуй» в Болгарии.

Металлургия

В послевоенное время отрасль активно росла и развивалась во всех странах региона, причем цветная металлургия опирается в основном на собственное сырье, черная - на импортное.

Машиностроение

Отрасль также представлена во всех странах, но наиболее развита в Чехии (в первую очередь станкостроение, выпуск бытовых приборов и вычислительной техники); Польша и Румыния выделяются выпуском металлоемких машин и конструкций, Венгрия, Болгария, Латвия - электротехнической промышленностью; кроме того, в Польше, Эстонии развито судостроение.

Химическая промышленность

Химическая промышленность региона сильно отстает от западноевропейской вследствие отсутствия сырья для самых передовых отраслей химии - нефти. Но все же можно отметить фармацевтику Польши и Венгрии, стекольную промышленность Чехии.

Сельское хозяйство региона

В основном обеспечивает потребности населения в продовольствии. В структуре хозяйства стран Восточной Европы произошли, под воздействием НТР, значительные изменения: возникли АПК, происходила специализация с/х производства. Наиболее отчетливо она проявилась в зерновом хозяйстве и в производстве овощей, фруктов, винограда.

Структура хозяйства региона неоднородна: в Чехии, Словакии, Венгрии, Польше, странах Балтии доля животноводства превышает долю растениеводства, в остальных - соотношение пока обратное.

Вследствие разнообразия почвенно-климатических условий можно выделить несколько зон растениеводства: повсеместно выращивается пшеница, но на севере (Польша, Эстония, Латвия, Литва) важную роль играют рожь и картофель, в центральной части субрегиона культивируются овощеводство и садоводство, а «южные» страны специализируются на субтропических культурах.

Главные культуры, выращиваемые в регионе, - пшеница, кукуруза, овощи, фрукты.

Основные пшенично-кукурузные районы В. Европы сформировались в пределах Средне- и Нижнедунайской низменностей и Дунайской холмистой равнины (Венгрия, Румыния, Югославия, Болгария).

Наибольших успехов в зерноводстве добилась Венгрия.

Овощи, фрукты, виноград возделываются в субрегионе почти повсеместно, но есть районы, где они в первую очередь определяют специализацию сельского хозяйства. Свою специализацию эти страны и районы имеют также по ассортименту продукции. Например, Венгрия славится зимними сортами яблок, виноградом, луком; Болгария - масличными культурами; Чехия - хмелем и т.д.

Животноводство. Северные и центральные страны региона специализируются на молочном и мясо-молочном скотоводстве и на свиноводстве, а южные - на горно-пастбищном мясном и шерстяном животноводстве.

Транспорт

В Восточной Европе, лежащей на пересечении путей, издавна соединявших восточные и западные части Евразии, транспортная система формируется на протяжении многих веков. Сейчас по объему перевозок лидирует железнодорожный транспорт, НО интенсивно развиваются также автомобильный, морской. Наличие крупнейших портов способствует развитию внешних экономических связей, судостроения, судоремонта, рыболовства.

Внутрирегиональные различия

Страны Восточной Европы условно можно подразделить на 3 группы по общности их ЭГП, ресурсам, уровню развития.

1. Северная группа: Польша, Латвия, Литва, Эстония. Для этих стран пока характерна низкая степень интеграции, но есть общие задачи в развитии морского хозяйства.

2. Центральная группа: Чехия, Словакия, Венгрия. Хозяйство первых двух стран носит ярко выраженный индустриальный характер. Чехия занимает первое место в регионе по объему промышленной продукции на душу населения.

3. Южная группа: Румыния, Болгария, страны бывшей Югославии, Албания. В прошлом - это наиболее отсталые страны, и сейчас, несмотря на большие изменения в их хозяйстве, страны этой группы отстают от стран 1-й и 2-й групп по большинству показателей.

Регион производит больше металлообрабатывающих станков, промышленных роботов, точных и оптических приборов, автомобилей, тракторов, нефтепродуктов, пластмасс, химических волокон, чем США.

Машиностроение - ведущая отрасль промышленности зарубежной Европы, которая является его родиной. На эту отрасль приходится 1/3 всей промышленной продукции региона и 2/3 его экспорта.

Особенно большое развитие получила автомобильная промышленность . Мировой известностью пользуются такие марки автомобилей, как "Рено" (Франция), "Фольксваген" и "Мерседес" (ФРГ), ФИАТ ("Фабрика итальяна аутомобиле Торино"), "Вольво" (Швеция), "Татра" (Чехия), автобусы "Икарус" (Венгрия). В Великобритании, Бельгии, Испании, других странах работают заводы компании "Форд-мотор".

Машиностроение, ориентирующееся прежде всего на трудовые ресурсы, научную базу и инфраструктуру, более всего тяготеет к крупным городам и агломерациям, включая столичные.

Химическая промышленность в зарубежной Европе занимает второе место после машиностроения. В особенности это относится к самой "химизированной" стране не только этого региона, но и всего мира - ФРГ.

До второй мировой войны химическая промышленность ориентировалась главным образом на каменный и бурый уголь, калийные и поваренные соли, пириты и размещалась в районах их добычи. Переориентация отрасли на углеводородное сырье привела к тому, что она сдвинулась "к нефти". В западной части региона этот сдвиг нашел выражение прежде всего в возникновении крупных центров нефтехимии в эстуариях Темзы, Сены, Рейна, Эльбы, Роны, где эта отрасль сочетается с нефтепереработкой.

Крупнейший в регионе узел нефтехимических производств и НПЗ сформировался в эстуарии Рейна и Шельды в Нидерландах, в районе Роттердама. Фактически он обслуживает всю Западную Европу.

В восточной части региона сдвиг "к нефти" привел к созданию НПЗ и нефтехимических комбинатов на трассах магистральных нефте- и газопроводов.

Главные нефтеперерабатывающие и нефтехимические предприятия Чехии, Словакии, Польши, Венгрии были построены на трассе международного нефтепровода "Дружба" и газопроводов, по которым поступали нефть и природный газ из Советского Союза. В Болгарии по той же причине нефтехимия "сдвинута" к побережью Черного моря.

В топливно-энергетическом хозяйстве большинства стран зарубежной Европы ведущее место заняли нефть и природный газ, добываемые как в самом регионе (Северное море), так и импортируемые из развивающихся стран, из России. Добыча и потребление угля в Великобритании, ФРГ, Франции, Нидерландах, Бельгии резко сократились. В восточной части региона ориентация на уголь еще сохраняется, причем не столько на каменный (Польша, Чехия), сколько на бурый. Пожалуй, во всем мире нет другого района, где бурый уголь играл бы такую большую роль в топливно-энергетическом балансе.

На угольные бассейны ориентируется и большинство ТЭС. Но они построены также в морских портах (на привозном топливе) и в крупных городах. Все большее воздействие на структуру и географию электроэнергетики - особенно во Франции, Бельгии, ФРГ, Великобритании, Чехии, Словакии, Венгрии, Болгарии - оказывает сооружение АЭС, которых в регионе уже более 80. На Дунае и его притоках, на Роне, верхнем Рейне, Дуэро сооружены ГЭС или целые их каскады.

Но все же в большинстве стран, за исключением Норвегии, Швеции и Швейцарии, ГЭС играют теперь вспомогательную роль. Поскольку гидроресурсы региона использованы уже на 4/5, в последнее время строятся преимущественно более экономичные ГАЭС. В Исландии используется геотермальная энергия.

Металлургическая промышленность зарубежной Европы в основном сформировалась еще до начала эпохи НТР. Черная металлургия получила развитие прежде всего в странах, обладающих металлургическим топливом и (или) сырьем: ФРГ, Великобритании, Франции, Испании, Бельгии, Люксембурге, Польше, Чехии.

После второй мировой войны крупные комбинаты были построены или расширены в морских портах с ориентацией на импорт более высококачественной и дешевой железной руды и металлолома. Самый большой и современный из комбинатов, сооруженных в морских портах, находится в Таранто (Италия).

В последнее время строятся преимущественно не большие комбинаты, а мини-заводы.

Важнейшие отрасли цветной металлургии - алюминиевая и медная промышленность . Производство алюминия возникло как в странах, располагающих запасами бокситов (Франция, Италия, Венгрия, Румыния, Греция), так и в странах, где нет алюминиевого сырья, но вырабатывается много электроэнергии (Норвегия, Швейцария, ФРГ, Австрия). В последнее время алюминиевые заводы все более ориентируются на сырье, поступающее из развивающихся стран морским путем.

Медная промышленность получила наибольшее развитие в ФРГ, Франции, Великобритании, Италии, Бельгии, Польше, Югославии.

Лесная промышленность , ориентирующаяся прежде всего на источники сырья, превратилась в отрасль международной специализации Швеции и Финляндии, которые давно уже образуют главный "лесной цех региона". географический деление европа ресурс

Легкая промышленность , с которой начиналась индустриализация зарубежной Европы, в значительной мере утратила свое былое значение. Старые текстильные районы, сформировавшиеся еще на заре промышленной революции (Ланкашир и Йоркшир в Великобритании, Фландрия в Бельгии, Лионский во Франции, Миланский в Италии), а также возникший уже в XIX в. Лодзинский район Польши существуют и в наши дни. Но в последнее время легкая промышленность смещается в Южную Европу, где еще есть резервы дешевой рабочей силы. Так, Португалия превратилась едва ли не в главную "швейную фабрику" региона. А Италия по производству обуви уступает только Китаю.

Во многих странах сохраняются также богатые национальные традиции в производстве мебели, музыкальных инструментов, изделий из стекла, металла, украшений, игрушек и т. д.

1. Общая характеристика промышленности

Зарубежная Европа, как целостный регион, занимает первое место в мировом хозяйстве по размерам промышленного производства, по экспорту товаров и услуг, по развитию международного туризма, лидирующие позиции по запасам золота и валют. Экономическую мощь региона в первую очередь определяют четыре страны, входящие в «Большую семерку» стран Запада:

  1. Германия.
  2. Франция.
  3. Великобритания.
  4. Италия.

Именно эти страны обладают наиболее широким комплексом различных отраслей и производств. Но соотношение сил между ними за последние десятилетия изменилось. Роль лидера перешла к Германии, экономика которой развивается более динамично. Великобритания же, утратила многие свои прежние позиции. Из остальных стран зарубежной Европы наибольший экономический вес имеют Испания, Нидерланды, Швейцария, Бельгия и Швеция. В отличие от четырех главных стран их экономика специализируется прежде всего на отдельных отраслях, завоевавших, как правило, европейское или мировое признание. Малые и средние страны особенно широко втянуты во всемирные экономические отношения. Наиболее высокого уровня открытость экономики достигла в Бельгии и Нидерландах.
Особую роль в хозяйстве Европы играет машиностроение.

2. Машиностроение

Машиностроение — ведущая отрасль промышленности зарубежной Европы, которая является его родиной. На эту отрасль приходится около 1/3 всей промышленной продукции региона и 2/3 его экспорта. Особенно большое развитие получила автомобильная промышленность. Мировой известностью пользуются такие марки автомобилей, как «Рено» (Франция), «Фольксваген» и «Мерседес» (Германия), ФИАТ (Италия), «Вольво» (Швеция) и др. В Великобритании, Бельгии, Испании, других странах работают заводы других автомобильных концернов. Машиностроение, ориентирующееся прежде всего на трудовые ресурсы, научную базу и инфраструктуру, более всего тяготеет к крупным городам и агломерациям, включая столичные.

3. Химическая промышленность

Химическая промышленность в зарубежной Европе занимает второе место после машиностроения. В особенности это относится к самой «химизированной» стране не только этого региона, но и практически всего мира — Германия. До Второй мировой войны химическая промышленность ориентировалась главным образом на каменный и бурый уголь, калийные и поваренные соли, пириты и размещалась в районах их добычи.

Переориентация отрасли на углеводородное сырье привела к тому, что она сдвинулась «к нефти». В западной части региона этот сдвиг нашел выражение прежде всего в возникновении крупных центров нефтехимии в эстуариях Темзы, Сены, Рейна, Эльбы, Роны, где эта отрасль сочетается с нефтепереработкой. Крупнейший в регионе узел нефтехимических производств и НПЗ сформировался в эстуарии Рейна и Шельды в Нидерландах, в районе Роттердама. Фактически он обслуживает всю Западную Европу. В восточной части региона сдвиг «к нефти» привел к созданию НПЗ и нефтехимических комбинатов на трассах магистральных нефте- и газопроводов.

Главные нефтеперерабатывающие и нефтехимические предприятия Чехии, Словакии, Польши, Венгрии были построены на трассе международного нефтепровода «Дружба» и газопроводов, по которым поступали нефть и природный газ из Советского Союза, а в настоящее время из России. В Болгарии по той же причине нефтехимия «сдвинута» к побережью Черного моря.

4. ТЭК, металлургия

В топливно-энергетическом хозяйстве большинства стран зарубежной Европы ведущее место заняли нефть и природный газ, добываемые как в самом регионе (Северное море), так и импортируемые из развивающихся стран, из России. Добыча и потребление угля в Великобритании, Германии, Франции, Нидерландах, Бельгии резко сократились.

В восточной части региона ориентация на уголь еще сохраняется, причем не столько на каменный (Польша, Чехия), сколько на бурый. Пожалуй, во всем мире нет другого района, где бурый уголь играл бы такую большую роль в топливно-энергетическом балансе. На угольные бассейны ориентируется и большинство ТЭС. Но они построены также в морских портах (на привозном топливе) и в крупных городах.

Все большее воздействие на структуру и географию электроэнергетики — особенно во Франции, Бельгии, Германии, Великобритании, Чехии, Словакии, Венгрии, Болгарии — оказывает сооружение АЭС.

На Дунае и его притоках, на Роне, верхнем Рейне, Дуэро сооружены ГЭС или целые их каскады. Но все же в большинстве стран, за исключением Норвегии, Швеции и Швейцарии, ГЭС играют теперь вспомогательную роль. Поскольку гидроресурсы региона использованы уже на 4/5, в последнее время строятся преимущественно более экономичные ГАЭС. В Исландии используется геотермальная энергия.

Металлургическая промышленность зарубежной Европы в основном сформировалась еще до начала эпохи НТР. Черная металлургия получила развитие прежде всего в странах, обладающих металлургическим топливом и (или) сырьем: Германии, Великобритании, Франции, Испании, Бельгии, Люксембурге, Польше, Чехии. После второй мировой войны крупные комбинаты были построены или расширены в морских портах с ориентацией на импорт более высококачественной и дешевой железной руды и металлолома. Самый большой и современный из комбинатов, сооруженных в морских портах, находится в Таранто (Италия).

В последнее время строятся преимущественно не большие комбинаты, а мини-заводы.

Важнейшие отрасли цветной металлургии — алюминиевая и медная промышленность. Производство алюминия возникло как в странах, располагающих запасами бокситов (Франция, Италия, Венгрия, Румыния, Греция), так и в странах, где нет алюминиевого сырья, но вырабатывается много электроэнергии (Норвегия, Швейцария, Германия, Австрия). В последнее время алюминиевые заводы все более ориентируются на сырье, поступающее из развивающихся стран морским путем. Медная промышленность получила наибольшее развитие в Германии, Франции, Великобритании, Бельгии, Польше.

5. Лесная, легкая промышленности

Лесная промышленность, ориентирующаяся прежде всего на источники сырья, превратилась в отрасль международной специализации Швеции и Финляндии. Легкая промышленность, с которой начиналась индустриализация зарубежной Европы, в значительной мере утратила свое былое значение. Старые текстильные районы, сформировавшиеся еще на заре промышленной революции (Ланкашир и Йоркшир в Великобритании, Фландрия в Бельгии, Лионский во Франции, Миланский в Италии), а также возникший уже в XIX в. Лодзинский район Польши существуют и в наши дни. Но в последнее время легкая промышленность смещается в Южную Европу, где еще есть резервы дешевой рабочей силы. Так, Португалия превратилась едва ли не в главную «швейную фабрику» региона. А Италия по производству обуви уступает только Китаю. Во многих странах сохраняются также богатые национальные традиции в производстве мебели, музыкальных инструментов, изделий из стекла, металла, украшений, игрушек и пр.

Сельское хозяйство Зарубежной Европы

1. Общая характеристика сельского хозяйства

В целом доля экономически активного населения, занятого в сельском хозяйстве в Зарубежной Европе не велика (максимум в странах Восточной Европы). Доля сельского хозяйства в экономике стран также максимум в странах Восточной Европы.

По основным видам сельскохозяйственной продукции большинство стран полностью обеспечивает свои потребности и заинтересовано в ее сбыте на внешних рынках. Основным типом сельскохозяйственного предприятия является крупная высокомеханизированная ферма. Но в Южной Европе еще преобладают помещичье землевладение и мелкое землепользование крестьян-арендаторов. Главные отрасли сельского хозяйства зарубежной Европы — растениеводство и животноводство, которые распространены повсеместно, сочетаясь друг с другом.

2. Основные типы сельского хозяйства

Под воздействием природных и исторических условий в регионе сложились три основных типа сельского хозяйства:

  1. Североевропейский
  2. Среднеевропейский
  3. Южноевропейский
  • Для североевропейского типа, распространенного в Скандинавии, Финляндии, а также в Великобритании, характерно преобладание интенсивного молочного животноводства, а в обслуживающем его растениеводстве — кормовых культур и серых хлебов.
  • Среднеевропейский тип отличается преобладанием животноводства молочного и молочно-мясного направления, а также свиноводства и птицеводства. Очень высокого уровня достигло животноводство в Дании, где оно давно стало отраслью международной специализации. Эта страна — один из крупнейших в мире производителей и экспортеров масла, молока, сыра, свинины, яиц. Ее нередко называют «молочной фермой» Европы. Растениеводство не только удовлетворяет основные потребности населения в продовольствии, но и «работает» на животноводство. Значительная, а иногда и преобладающая часть пахотных земель занята кормовыми культурами.
  • Для южноевропейского типа характерно значительное преобладание растениеводства, тогда как животноводство играет второстепенную роль. Хотя главное место в посевах занимают зерновые культуры, международная специализация Южной Европы определяется прежде всего производством фруктов, цитрусовых, винограда, оливок, миндаля, орехов, табака, эфиромасличных культур. Побережье Средиземного моря — главный «сад Европы».
    • Все средиземноморское побережье Испании и особенно район Валенсии обычно называют садом. Здесь выращивают различные фрукты и овощи, но больше всего — апельсины, сбор которых продолжается с декабря по март. По экспорту апельсинов Испания занимает первое место в мире.
    • В Греции, Италии, Испании более 90 млн. оливковых деревьев в каждой стране. Это дерево стало для греков своего рода национальным символом. Со времен Древней Эллады оливковая ветвь — знак мира.
    • Главные страны по производству вин: Франция, Италия, Испания.
  • Во многих случаях специализация сельского хозяйства приобретает более узкий профиль. Так, Франция, Нидерланды и Швейцария славятся производством сыра, Нидерланды — цветов, Германия и Чехия — выращиванием ячменя и хмеля и пивоварением. А по производству и потреблению виноградных вин Франция, Испания, Италия, Португалия выделяются не только в Европе, но и во всем мире. Рыболовство давно уже стало отраслью международной специализации в Норвегии, Дании и особенно в Исландии.