Цель государства улучшение качества налогового контроля. Методологические принципы и направления совершенствования налогового контроля

Налоговый контроль в современных условиях - это качественно новое явление, которое находится на пересечении многих процессов, как экономико-правовых, так и процессов государственного регулирования финансовых и информационных потоков. Для эффективности проведения налогового контроля за поступлением налогов с юридических лиц особое значение в России имеет грамотное правовое регулирование налогового контроля по вопросам сбалансированности налогообложения и поступления денежных средств в бюджеты всех уровней. Это возможно лишь при непосредственном участии в данном контроле государственных органов и органов местного самоуправления, занимающихся непосредственно налоговым контролем и сбором налогов .

Среди основных требований, предъявляемых к современной системе налогового контроля, можно выделить следующие аспекты:

Оценка результатов деятельности налогоплательщиков в условиях быстроизменяющейся рыночной среды и адаптации налогового законодательства по критериям и правилам, определенным НК РФ;

Установление экономически значимого отклонения реальных (декларируемых) показателей налогоплательщиков от их расчетных значений;

Мероприятия по устранению отклонений, разработанные с учетом особенностей деятельности налогоплательщиков.

Одними из самых важных причин ухода налогоплательщиков от налогообложения являются несовершенство и сложность налогового законодательства, а также недобросовестность самих налогоплательщиков. Поэтому в первую очередь необходимо совершенствовать нормативно-законодательную базу, регулирующую организацию и осуществление налогового контроля, а вместе с тем и порядок его осуществления.

Важнейшим фактором повышения эффективности контрольной работы налоговой инспекции является совершенствование действующих процедур налогового контроля: системы отбора налогоплательщиков для проведения проверок; использование системы оценки работы налоговых инспекторов; форм и методов налоговых проверок .

Совершенствование каждого из этих элементов позволит улучшить организацию налогового контроля в целом. Наличие эффективной системы отбора налогоплательщиков позволит выбрать наиболее оптимальное направление использования кадровых и материальных ресурсов налоговой инспекции. Для более тщательного отбора налогоплательщиков для проведения проверок необходимо расширять информационную систему данных о них. При совершенствовании работы с кадрами перспективным может быть переход на балльную оценку работы налоговых инспекторов .

Для упорядочения контрольно-проверочной деятельности налоговых органов, предотвращения многочисленных, безрезультатных проверок, создание партнерских отношений налогоплательщика с налоговыми органами, целесообразной считается реализация следующих предложений:

Во время осуществления контрольной деятельности налоговых органов должны учитываться должностные и структурные принадлежности сотрудника. Сотрудники каждой структуры должны вести контрольно-проверочную деятельность в соответствии с их прямыми обязанностями;

С целью недопущения сокрытия недостаток в области учета и уплаты налогов в бюджет, необходимо чтобы один и тот же налоговый орган не допускался к проверке деятельности одного налогоплательщика два и более раз подряд. Так, если первую проверку провел налоговый орган района, то следующую проверку должен проводить налоговый орган города, области или республики. Также должны быть запрещены проведение проверок предприятий закрепленными за ними кураторами;

Поэтому считается целесообразным, если налоговые органы разработают типовой акт налоговой проверки и определять прилагаемые сведения к этому акту в виде реального отчета и уплаты указанных налогов. Такими данными могут быть данные о банковских и кассовых операциях, сведения, указанные в налоговых декларациях поставки товаров от поставщиков, приложении суммы налога на добавленную стоимость в виде зачета и другие данные, которые важны для учета и являются как нераздельная часть акта проверки и данные должны быть приобщены как приложение к акту;

Контрольно-проверочная деятельность налоговых органов должна быть сосредоточена на направлении проверки без выезда, на упорядочение отчетности и уплаты в отделах учета;

С целью упрощения процесса проверки, уменьшению срока проверок и реальности их проведения, необходимо определять нормы требования к проверкам и составлению документа отчета проверки .

Совершенствование форм и методов налогового контроля должно происходить по направлению увеличения количества совместных проверок с другими (органами внутренних дел, правоохранительными органами) и проведения повторных проверок предприятий, допустивших сокрытие налогов в крупных размерах.

С целью обеспечение повышения собираемости налогов и улучшение взаимодействия налоговых органов с правоохранительными органами необходимо решить следующие задачи:

1. Стимулирование повышения эффективности деятельности налоговых и правоохранительных органов по взиманию налогов, выявлению, пресечению и предупреждению налоговых правонарушений.

Решение этой задачи позволит создать необходимые условия для осуществления налоговыми и правоохранительными органами деятельности по мобилизации налогов, выявлению, пресечению и предупреждению налоговых правонарушений, а также сократить недоимку и повысить собираемость по региональным и местным налогам, усилить контроль за осуществлением проверок оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и применения контрольно-кассовой техники, увеличить долю возмещения ущерба от налоговых преступлений, увеличить налоговую базу по имущественным налогам.

2. Обеспечение взаимодействия федеральных органов государственной власти с территориальными органами федеральных государственных органов и органами местного самоуправления по вопросам роста поступлений доходов.

Решение задачи позволит создать необходимые условия для организации взаимодействия федеральных органов государственной власти, территориальных органов и органов местного самоуправления по вопросам организации налогообложения, а также обеспечить тесное взаимодействие между ними по вопросам собираемости налогов, в том числе при помощи обмена необходимой информацией.

3. Повышение общей налоговой культуры населения и уровня информированности налогоплательщиков.

Решение этой задачи позволит повысить уровень информированности налогоплательщиков, а также осуществить мероприятия, направленные на повышение эффективности информационного воздействия налоговых кампаний и акций, наладить систему информирования населения по вопросам собираемости налогов .

Для повышения эффективности контрольных мероприятий следует ввести систему поощрений налоговых инспекторов за качественно выполненную работу или за большое количество найденных нарушений. А также необходимо введение системы штрафов за грубое отношение с налогоплательщиками. При этом главным критерием, по которому можно судить о работе налоговых инспекторов, может стать экономическая ситуация на подконтрольной инспекции территории. Также следует ввести критерии оценки работы сотрудников ФНС.

Приоритетным направлением налогового контроля должен стать контроль за расходами с акцентом на аналитику. Данный аспект необходимо закрепить в регламенте по организации налоговых проверок. Так как для эффективного контрольных мероприятий они должны базироваться на хорошо развитой системе анализа, чтобы не допустить упущений при проверке правильности отражения данных в отчетности. А в случае ошибки, эта система позволит незамедлительно найти причину ее появления. Здесь возникает необходимость в тесном взаимодействии налоговых служб и аудиторских компаний .

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в первую очередь необходимо совершенствовать законодательную базу, регулирующую организацию и осуществление налогового контроля юридических лиц. Так эффективность контрольно-проверочной деятельности налоговых органов зависит от правильного и неукоснительного соблюдения положений налогового законодательства со стороны налоговых органов.

Однако непосредственно одним из наиболее эффективных средств уменьшения нарушений налогового законодательства является повышение сознательности налогоплательщика.

Тюкалова Светлана Александровна

студент 5 курса, юридический факультет, кафедра гражданско-правовых дисциплин ВятГГУ, г. Киров

E-mail:

Коротаева Ольга Анатольевна

научный руководитель, старший преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин ВятГГУ, г. Киров

Налоговые инспекции, обеспечивая контроль над соблюдением налогового законодательства, что является их главной задачей, в целях эффективности её выполнения целенаправленно и на постоянной основе осуществляют мероприятия по усилению налогового контроля. Постоянный рост потребностей государства в финансовых средствах требует бесперебойного механизма сбора налогов. Часто на практике выявляется несвоевременная уплата налогов и других обязательных платежей физическими и юридическими лицами, что в наше время является актуальным для обеих сторон финансовых отношений - государства и общества в целом. По причине этого становится явной проблема эффективности и совершенствования контроля над правильностью, своевременностью и полнотой взимания налогов.

Любая оперативная система налогового контроля содержит в себе необходимые признаки, которые способствуют правильному развитию системы налогового контроля.

Проведение выездных проверок требует наличие эффективности отбора налогоплательщиков, требующей предельной результативности при минимальных затратах средств и усилий, которых можно достичь с наибольшей вероятностью раскрытия налоговых нарушений. Системная комплексная процедура организации контрольных проверок, разработанная налоговым ведомством, а так же упорядоченная законодательная база, применяют эффективные формы, приемы и методы в области налогового контроля для воздействия на недобросовестных налогоплательщиков. При использовании системы оценки работы налоговых инспекторов и объективном анализе результатов деятельности каждого из них нагрузка планирования контрольной работы эффективно распределяется.

Особую значимость в условиях массовых нарушений налогового законодательства приобретает проблема рационального отбора налогоплательщиков для проведения контрольных проверок .

В первую очередь подвергаются проверке контрольных органов те организации, которые неоднократно кардинально изменяли финансовое состояние, в свою очередь которое негативно влияло на финансовый результат. Отбор налогоплательщиков - организаций осуществляется на основе показателей результативности проведенного анализа динамики финансового положения, который позволяет зафиксировать динамику их изменений.

· от предоставления отчетности

· обладают более тремя расчетными, текущими счетами.

При обнаружении фактов, вызывающих подозрения в подлинности бухгалтерских отчётов и налоговых расчётов структурные подразделения инспекции производят выезд контрольной проверки этих субъектов .

Федеральная налоговая служба Российской Федерации разрабатывает единое программное обеспечение, внедрение которого позволит систематизировать процесс отбора налогоплательщиков при реальной оценке предела их обязательств.

Первоочередной задачей налогового органа является постоянное совершенствование форм и методов налогового контроля. Наиболее рациональным и перспективным является увеличение количества проверок соблюдения налогового законодательства. Не менее действенной формой налогового контроля являются перепроверки предприятий, допустивших сокрытие налогов в крупных размерах, что позволяет проконтролировать акты предыдущих проверок, а так же достоверность текущего учета .

Анализ практики контрольной работы налоговых органов указывает на глобальное распространение фактов уклонения налогоплательщиков от уплаты налогов с помощью неведения бухгалтерского учёта или содержания его с нарушениями установленного порядка для невозможности определения налогооблагаемой базы.

Так же одним из приоритетных направлений совершенствования налогового контроля является досудебное и судебное урегулирование. Наиболее эффективным направлением работы налоговых органов остаётся контрольная работа. Законодательные изменения немало ограничили полномочия налоговых органов, устанавливая жестокие сроки взыскания задолженностей, что приводит к проблеме увеличения рисков потери права на бесспорное взыскание. Как правило, при трактовке налогового законодательства судами принимается позиция налогоплательщика. Несмотря на повышение требование к налоговым органам, из года в год растёт процесс доначислений по результатам проверок. Несоблюдение всех процедур, установленных законодательством, недостаточный сбор доказательств налоговых правонарушений, некачественное проведение проверок влияют на принятие судом и вышестоящим органом решений по искам и жалобам налогоплательщикам в их пользу.

Для решения выделенных проблем налоговая служба ставит перед собой задачу повышения эффективности контрольной работы. Повышение качества контрольной работы невозможно без операционной деятельности подразделений, от которых зависит действенность контрольных мероприятий. Так же немаловажно увеличить эффективность работы при регистрации налогоплательщиков, основываясь на действующих нормативно-правовых актах. Для выполнения поставленной задачи, во-первых, необходимо повысить уровень количественного и качественного анализа сведений, включенных в информационные ресурсы налоговых органов. Во-вторых, нельзя снижать значимость исключения недействующих юридических лиц из Единого реестра по упрощенной внесудебной процедуре, стимулируя работу с руководителями организаций, которые не информировали о неуплаченных налогах.

Важно отметить, что в первую очередь необходимо совершенствовать законодательную базу, которая регулирует организацию и осуществление налогового контроля.

Осуществление налогового контроля действует в трёх формах: предварительный, текущий и последующий, при использовании методов наблюдения, проверки, анализа . Немалочисленная безрезультатность использования данных форм и методов налогового контроля подтверждает необходимость их совершенствования.

Подводя итог, необходимо отметить, что важнейшим и прогрессивным фактором повышения эффективной работы налоговых инспекций является совершенствование действующих процедур налогового контроля, а именно:

· использование системы оценки работы налоговых инспекторов

· системы отбора налогоплательщиков для проведения проверок

· форм и методов налоговых проверок.

В совокупности, улучшение каждого из элементов улучшит организацию налогового контроля в целом. Предложенный перечень путей совершенствования эффективности налогового контроля не является исчерпывающим. С развитием системы налогообложения необходимо искать дальнейшие направления улучшения контрольной работы налоговых инспекций.

Список литературы:

1.Выездные проверки в системе налогового контроля [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.5ka.ru/59/25906/1.html (дата обращения 15.10.2013).

2.Налоговый контроль над деятельностью юридических лиц [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://referatya.ru/catalog/detail/56091 (дата обращения 15.10.2013).

3.Налоговый контроль. Формы и методы налогового контроля [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.bestreferat.ru/archives/37/bestref-174637.zip (дата обращения 17.10.2013).

4.Налоговые проверки юридических лиц [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://otherreferats.allbest.ru/finance/00140466_0.html (дата обращения 17.10.2013).

5.Организация налогового контроля в РФ [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.bestreferat.ru/archives/57/bestref-190557.zip (дата обращения 17.10.2013).

В последнее время стало модно рассуждать о том, что налогоплательщики часто уклоняются от налогов и слишком активно применяют схемы оптимизации налогообложения, и все эти нарушения в нашей стране носят массовый характер.

Разумеется, такое положение не может устраивать ни одно государство в мире. И любое, даже самое либеральное из них, исходит из того, что система налогообложения должна быть эффективной, а налоговый контроль - действенным. Среди всех проблем в сфере функционирования современной налоговой системы проблема построения эффективной системы налогового контроля является особенно актуальной.

Совершенствование налогового контроля, форм и методов его проведения - это одно из направлений продолжающейся в России налоговой реформы. Возрастающая роль налогового контроля предопределяет его активный характер и влияет на реализацию государственных программ (экономических, социальных, военных и т.д.). От организации налогового контроля на федеральном уровне зависит финансирование общезначимых мероприятий, осуществляемых за счет бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Финансовый контроль в сфере налогообложения, проводимый федеральными органами исполнительной власти, обеспечивает правильное осуществление такого контроля на местах.

Налоговая реформа в России в настоящее время вышла на завершающий этап. Сначала приводили в порядок величину налоговых ставок, учитывая выгоды бизнеса и государства. Вторым этапом налоговой реформы стало закрытие тех законодательных брешей, благодаря которым компании могли легально минимизировать свои налоги, увеличивая собственную прибыль, при этом лишая бюджет значительной части доходов. Теперь перед фискальной службой стоит новая задача - повысить собираемость налогов. Однако, имеющиеся недоработки в законодательстве о налогах и сборах затрудняют практику его применения, обуславливают возникновение спорных ситуаций, появление злоупотреблений как со стороны налогоплательщиков, так и со стороны налоговых органов. Именно поэтому центр тяжести фискальной реформы переносится сегодня на администрирование, то есть умение собирать до копейки начисленные суммы.

После пятнадцати лет функционирования налоговых органов и четырнадцати лет - налоговой системы России требования их реформирования стали ощущать и налогоплательщики, и государство. Среди направлений по совершенствованию налогового контроля можно выделить следующие, которые являются основными:

Совершенствование налоговой системы, которое сказывается на результатах работы налоговых органов;

Реформирование системы налогового администрирования;

Непосредственное совершенствование налогового контроля на отдельных участках работы налоговых органов;

Улучшение материально-технического и кадрового обеспечения налоговых органов, усиление информационно-разъяснительной работы с налогоплательщиками и повышение налоговой культуры населения.

Предложения по совершенствованию системы налогового контроля поступают в Правительство РФ давно (1). С 1992г. она постоянно подвергается изменениям, поэтому в 1995г. были приняты федеральные законы и инструкции относительно всех видов налогов, которые к концу 1999г. также пополнились большим количеством дополнений и поправок. Таким образом, до введения в действие части первой Налогового кодекса РФ в налоговой сфере функционировало огромное количество подзаконных актов. Дальнейшее реформирование налогово-контрольной деятельности выразилось в Налоговом кодексе РФ, вводимом в действие по частям. Однако, с его принятием проблема количества и качества налоговых нормативных правовых актов осталась не до конца решенной.

Следует отметить, изменения в Налоговый кодекс РФ целыми блоками вносятся регулярно. При этом состав налогов и сборов в Российской Федерации характеризуется нестабильностью, что обуславливает ротацию налогового состава и их количественный показатель стремится к уменьшению.

Неэффективность налогового администрирования обусловлена неудовлетворительным правовым регулированием в данной сфере. При этом можно выделить ряд факторов, которые оказывают отрицательное влияние на качество налоговых нормативных правовых актов - это несовершенство юридической техники при разработке правовых норм; встречающиеся противоречия правовых норм друг другу; отсутствие или неточности в ряде случаев в правовых нормах определений, позволяющих раскрыть суть конкретных явлений, событий и действий (2) (к примеру, отсутствие определения "налоговый контроль", "дополнительные мероприятия налогового контроля ", "территориальный налоговый орган").

На современном этапе реформирования налоговой системы приоритетное внимание уделяется решению проблем повышения эффективности налогового администрирования, в том числе налогового контроля как главной его составляющей.

Укрепление системы налогового администрирования требует активного использования наиболее эффективных форм налогового контроля. Законодательством о налогах и сборах могут предусматриваться особенности осуществления налогового контроля, обусловленные спецификой деятельности налогоплательщиков и их юридического статуса.

Важнейшим фактором повышения эффективности контрольной работы налоговых органов является совершенствование действующих процедур контрольных проверок. Из практического опыта, накопленного зарубежными странами следует, что необходимыми признаками любой высокоразвитой системы контроля за соблюдением налогового законодательства являются:

Наличие эффективной системы отбора налогоплательщиков для проведения контрольных проверок, дающей возможность выбрать наиболее оптимальное направление использования при ограниченных кадровых и материальных ресурсах налоговых органов, добиться максимальной результативности налоговых проверок при минимальных затратах усилий и средств, затрачиваемых на их проведение, за счет отбора для проверок таких налогоплательщиков, вероятность обнаружения налоговых правонарушений у которых представляется наибольшей;

Применение эффективных форм, приемов и методов налоговых проверок, основанных как на разработанной налоговым органом единой стандартной комплексной процедуре организации контрольных проверок, так и на прочной законодательной базе, представляющей налоговым органам широкие полномочия в сфере контроля для воздействия на недобросовестных налогоплательщиков.

Российская налоговая политика должна быть направлена на формирование новых общественных отношений между налогоплательщиками, налоговыми органами и государством. С учетом зарубежного опыта должна создаваться не только государственная, но и частная информационно-консультативная структура. Работа с налогоплательщиками станет фактором повышения налоговых поступлений и регулирования отношений между налоговыми органами и налогоплательщиком. Поэтому при выработке новых концепций налоговой политики следует предусмотреть дальнейшее развитие налоговых консультаций и общественных связей.

Следует отметить, что недостаточный уровень правовой грамотности, несоблюдение законодательства, наносят населению ощутимый ущерб, в том числе, материальный. Поэтому широкая пропаганда налогового законодательства обязательно должна стать составной частью общегосударственной программы повышения правовой культуры населения России.

Представляется, что существенным шагом в совершенствовании налогового администрирования может стать эффективно функционирующая система взаимодействия налоговых органов с другими правоохранительными органами (таможенными органами, органами внутренних дел). При этом такое взаимодействие не должно быть формальным, а иметь реальную правоприменительную практику.

Подобные меры не только позволят увеличить собираемость налогов, но и будут способствовать уменьшению правонарушений, устранению противоречия между государством и налогоплательщиком. При этом, совершенствование вопросов организации налогового контроля должно проводиться комплексно, с учетом законодательных и организационных аспектов в направлении гармонизации российской системы налогового администрирования с принципами, принятыми в международной практике.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Субъекты налогообложения обязаны вносить налоговые платежи в установленных размерах и в определенные сроки в бюджет РФ. Уплачиваемые налоги представляют собой особую форму инвестиций в социальную среду и носят возвратный характер. Однако в нашей стране на данном этапе исполнение этой обязанности налогоплательщика по уплате налогов оставляет желать лучшего.

По оценкам специалистов, в хозяйственной практике присутствует четыре основных мотива уклонения от уплаты: моральные, политические, экономические и технические.

Одной из главных причин уклонения от уплаты налогов является нестабильное финансовое положение налогоплательщика, и чем оно неустойчивее, тем сильнее намерение скрыть налоги.

Еще одна из причин уклонения от налогов - сложность и противоречивость налогового законодательства. Результаты собираемости налогов напрямую зависят от четкости изложения методик налогообложения, технической оснащенности налоговых инспекций, профессиональной подготовленности их работников, а также от уровня знаний граждан и организаций в области налогового законодательства.

В первую очередь необходимо совершенствовать законодательную базу, регулирующую организацию и осуществление налогового контроля. При этом надо взять самое лучшее и подходящее для наших условий из зарубежного опыта в этой области.

Налоговый контроль в России осуществляется, в том числе в виде проверок, которые подразделяются на камеральные и выездные.

Необходимость совершенствования форм и методов налогового контроля также вытекает из того, что практически каждая вторая проверка заканчивается безрезультатно.

В результате проделанной работы можно отметить, что важнейшим фактором повышения эффективности контрольной работы налоговой инспекции является совершенствование действующих процедур налогового контроля:

Системы отбора налогоплательщиков для проведения проверок;

Использование системы оценки работы налоговых инспекторов;

Форм и методов налоговых проверок.

Совершенствование каждого из этих элементов позволит улучшить организацию налогового контроля в целом.

Знание налогоплательщиком прав и обязанностей как своих, так и проверяющей стороны позволит активно участвовать в проведении проверки, в ходе определения ее результатов, вынесения решения по проведенной налоговой проверке и привлечении или непривлечении к ответственности при выявлении каких-либо нарушений законодательства.

Совершенствование форм и методов налогового контроля должно происходить по следующим направлениям:

Повторные проверки предприятий, допустивших сокрытие налогов в крупных размерах;

Проведение перекрестных проверок.

Данный перечень путей совершенствования, конечно же, не является исчерпывающим. Необходимо искать дальнейшие направления улучшения контрольной работы налоговой инспекции, при этом мобилизуя усилия на выше упомянутых направлениях.

В заключение данной дипломной работы необходимо сделать следующие выводы:

1. Выездная налоговая проверка налогоплательщика, плательщика сборов, налогового агента, его филиала или представительства проводится по решению руководителя налогового органа или его заместителя.

2. Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводится по одному или нескольким налогам. Выездная налоговая проверка не может продолжаться более 2х месяцев, иногда вышестоящий налоговый орган может увеличить срок выездной налоговой проверки не больше трех месяцев.

В настоящее время камеральные налоговые проверки остаются основным инструментом налогового контроля, так как отличаются своей массовостью, порядок проведения, которых недостаточно полно урегулирован Налоговым кодексом, что приводит к возникновению у налогоплательщиков многочисленных вопросов. В связи с чем, на основании анализа деятельности УФНС РФ по РД по организации и проведению камеральных налоговых проверок автор работы пришел к следующим выводам:

В настоящее время УФНС РФ по РД используется такой программный продукт как, Система электронной обработки данных предназначенный для автоматизации работ инспекций местного уровня, связанных с налогообложением юридических и физических лиц.

На сегодняшний день наличие в УФНС РФ по РД информационной базы при проведении камеральных налоговых проверок позволяет отследить всех налоговых агентов по НДФЛ. Так как сведения, полученные от состоящих на учете в инспекции налогоплательщиков и налоговых агентов загружаются в базу данных инспекции сразу после сдачи. Таким образом, данные мероприятия налогового контроля, позволили погасить сумму задолженности по налогу на доходы физических лиц, перечисленную налоговыми агентами в бюджетную систему Российской Федерации по состоянию на 01.01.2008 в общей сумме задолженности 166,5 млн. рублей или 38,8 процентов.

Подводя итоги, можно сказать о том, что на практике налоговые органы, проводящие камеральные налоговые проверки руководствуются внутренним документом, где эта процедура расписана более подробно, поэтому необходимо данные методические рекомендации опубликовывать в первоисточниках.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Налоговая система Российской Федерации, основы которой были заложены еще в начале 90-х годов, имела ряд серьезных недостатков, ведущих к сокрытию доходов от налогообложения, развитию теневой экономики и вывозу капиталов за границу.

В связи с этим «Правительство РФ считает одним из важнейших условий обеспечения экономического роста, ликвидации теневой экономики, возврата в Российскую Федерацию вывезенных капиталов осуществление мер по расширению налоговой базы в основном за счет перекрытия имеющихся каналов ухода от налогообложения и повышения эффективности работы контролирующих органов».

Для определения направлений совершенствования форм и методов налогового контроля необходимо выявление причин уклонения от уплаты налогов.

Результаты опросов налогоплательщиков, позволили определить основные причины уклонения от уплаты налогов. В результате получены следующие ответы:

если не будешь уклоняться, то прибыльную деятельность осуществлять просто не сможешь (69,9% опрошенных);

налогоплательщики не желают отдавать деньги, не видя реальной отдачи от государства (65,9%);

никто не желает ухудшать свое материальное положение (32,9%);

наличие законодательных и организационных нестыковок (38,6%);

сложность налогового законодательства (39,6%);

налогоплательщики не желают афишировать своё имущественное положение, когда кругом разгул преступности (48,6%).

Очевидно, что важнейшей причиной уклонения от уплаты налогов и сборов выступают экономические мотивы. Решением этой проблемы может стать определение оптимального размера налоговой нагрузки, при которой в определенной степени будут удовлетворяться потребности государства в финансовых ресурсах, и не подрывать финансовое состояние налогоплательщика.

Для повышения эффективности налогового контроля, сокращения продолжительности выездных налоговых проверок особенно актуальной становится предпроверочный налоговый контроль, под которым понимается автоматизированный процесс анализа первичной информации о налогоплательщике и отбора налогоплательщиков для выездных проверок.

Цель предроверочного контроля - подготовка максимально результативного проведения выездных проверок. Основу предпроверочного контроля должны составлять следующие принципы:

принцип обеспечения законности, состоящий в том, что все, на кого распространяется закон о данном налоге, обязаны правильно и своевременно уплатить налоги;

принцип целенаправленности - предпроверочный контроль должен быть направлен на оперативное получение и использование при выездных проверках максимума полезной информации;

принцип системности предусматривает комплексный подход к решению проблемы;

принцип объективности обеспечивает обоснованность и достоверность аналитических оценок для целенаправленного контроля, а также снижает степень субъективизма при принятии решений налоговым инспектором;

принцип соответствия предполагает максимальное соответствие результатов предпроверочного контроля с потребностями и механизмами принятия решений их пользователей, т.е. должна быть обеспечена выработка и обоснование вариантов всей иерархии решений, принимаемых инспектором, на основе методологии предпроверочного контроля;

принцип поэтапности создания и внедрения методологии предпроверочного автоматизированного налогового контроля обеспечивает более эффективное выполнение разработки на основе постепенного наращивания функциональных возможностей контроля.

Важнейшим фактором повышения эффективности контрольной работы налоговых органов является совершенствование действующих процедур контрольных проверок. Необходимыми признаками любой действенной системы налогового контроля является:

наличие эффективной системы отбора налогоплательщиков для проведения выездных проверок, дающей возможность выбрать наиболее оптимальное направление использования ограниченных кадровых и материальных ресурсов налоговой инспекции, добиться максимальной результативности налоговых проверок при минимальных затратах усилий и средств, за счет отбора для проверок таких налогоплательщиков, вероятность обнаружения налоговых нарушений у которых представляется наибольшей;

применение эффективных форм, приемов и методов налоговых проверок, основанных как на разработанной налоговым ведомством единой комплексной стандартной процедуры организации контрольных проверок, так и на прочной законодательной базе, представляющей налоговым органам широкие полномочия в сфере налогового контроля для воздействия на недобросовестных налогоплательщиков;

использование системы оценки работы налоговых инспекторов,

позволяющей объективно учесть результаты деятельности каждого из них, эффективно распределить нагрузку при планировании контрольной работы;

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Липецкий филиал

Филатова Ирина Ивановна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и финансы, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Липецкий филиал

Аннотация:

В статье раскрываются приоритетные направления совершенствования налогового контроля в условиях информатизации и компьютеризации в целях повышения его эффективности и достижения максимального увеличения налоговых поступлений в бюджеты Российской Федерации.

The article reveals the priorities of improving tax control in conditions of informatization and computerization in order to improve its efficiency and achieve maximum increase in tax revenues in the budgets of the Russian Federation.

Ключевые слова:

налоговый контроль; совершенствование системы электронной обработки данных.

tax control; improving the system of electronic data processing.

УДК 336.225.673

Под налоговым контролем, в соответствии с Налоговым кодексом РФ, понимается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах. Целю налогового контроля является обеспечение налогоплательщиками, налоговыми агентами и другими субъектами налоговых правоотношений законодательства о налогах и сборах.

Потребности государства в финансовых средствах с каждым годом возрастают. Это обуславливает необходимость исправного механизма сбора налогов. Для того, что бы этот механизм работал, необходима регулярная модернизация налогового контроля, которая позволит значительно увеличить поступления в бюджет государства, решит вопрос о компьютерной и технологической поддержке деятельности налоговых служб, а именно, компьютеризация, развитие систем и средств связи налоговых служб, применение типовых компьютерных сетей и корпоративных открытых информационных систем для оперативного учета, контроля и делопроизводства. Этим определяется актуальность данного исследования.

Целью данной статьи является изучение и теоретическое подтверждение сущности налогового контроля в условиях информатизации, перспектива формирования налогового контроля и пути ее совершенствования. Для достижения поставленной цели необходимо:

Описать проблемы и наметить тенденции дальнейшего развития налогового контроля в условиях информатизации и компьютеризации;

Рассмотреть достоинства и недостатки системы электронной обработки данных;

Разработать направления, направленные на повышение эффективности использования налоговыми органами информационных технологий.

Одной из первостепенных задач, направленных на совершенствование налогового контроля, является переход к информационным технологиям, которые должны повысить уровень производительности в налоговых органах, что, в свою очередь, несомненно, скажется на эффективности их контрольной работы в сфере камеральных и выездных налоговых проверок.

Стоит отметить, что налоговый контроль выступает как одно из направлений финансового контроля, следовательно, с помощью налогового контроля государство может регулировать отношения в налоговой сфере. Можно сказать, что от реального размера поступления налоговых выплат зависит состояние национальной экономики, обороноспособность, социальное обеспечение и другое, так как основную часть бюджета государства составляют налоговые поступления.

Так же необходимо иметь в виду, что задачей социально-экономической политики страны является устройство действенной системы контроля за уплатой налоговых поступлений в бюджет. Любое государство стремится организовать налоговый контроль так, что бы он был нацелен не на выявление налоговых правонарушений, а, наоборот, на их предупреждение и устранение.

Так, предоставленные данные, которые содержатся в форме № 1-контроль «Сведения об осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» за 2014 год, говорят о том, что по итогам выездных и камеральных налоговых проверок в бюджет поступило дополнительно начисленных платежей на сумму 188,5 млрд. рублей, что на 12,6%, или на 21 млрд. рублей больше, чем в 2013 году. Степень взыскания налоговых платежей по результатам выездных и камеральных налоговых проверок, решения по которым вступили в силу, составил 57,9%, что на 3,3 п. п. выше, чем в 2013 году.

Сокращение сумм уменьшенных платежей по решениям судебных и вышестоящих налоговых органов свидетельствует о положительном направлении в контрольной работе. Так, за 2014 уменьшенные платежи по решениям судебных и вышестоящих налоговых органов (с учетом восстановленных) уменьшились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 11,2% (с 78,3 млрд. руб. до 69,5 млрд. руб.), что, несомненно, указывает на улучшение качества проведения контрольных мероприятий и сборе достаточной доказательственной базы по выявляемым правонарушениям, а так же о квалифицированном и профессиональном подходе по представлению интересов налоговых органов в суде.

Так же одним из главных путей совершенствования налогового контроля, который позволит сделать его максимально прозрачным и открытым для налогоплательщиков, должно стать активное использование средств вычислительной техники, компьютерных программ обработки данных по налогоплательщикам. Компьютеризация налогового процесса даст возможность для создания большого диапазона налогоплательщиков с целью их контроля и учета и расширения поля образовательной и разъяснительной работы по вопросам, касающихся налогообложения.

На этапе совершенствования информатизации, налоговая служба предлагает широкий спектр интернет-услуг, которые позволили налогоплательщикам через интернет-сайт Федеральной налоговой службы узнавать необходимую информацию, касающуюся всего, что связано с налоговым законодательством, образцами и формами документов, предоставляемых в налоговую службу, получение разъяснений по интересующим их вопросам и получение ответов, относящихся к различным сферам законодательства о налогах. Среди посетителей сайта, наибольшей популярностью пользуются сервисы «Узнай свой ИНН» и «Личный кабинет налогоплательщика». Выполняются работы по усовершенствованию услуги пользования «Личным кабинетом налогоплательщика», в котором любое физическое или юридическое лицо после авторизации сможет получить в полном объеме необходимую информацию о налогооблагаемой имущественной базе, начислениях налога, осуществленных платежах и учтенных льготах, а так же оплатить налоги через терминалы, банкоматы и платежные системы, пользуясь электронными деньгами.

Важно отметить, что для того, что бы были благополучно проведены работы по администрированию налогов, обеспечены поступления в бюджет и проведены проверки, которые бы обеспечивали результат, ФНС России приходится обрабатывать колоссальный массивов информации. Осуществление работы по переработке постоянно возрастающего объема информации, а также формирование отчетов в форматах, утвержденных ФНС России, достигается за счет использования современных программных обеспечений, таких как:

Автоматизированная информационная система «Налог»;

Электронная обработка данных;

Система "Контур-Экстерн";

Программный комплекс "Такском-Спринтер".

В настоящее время основной перспективной программой для территориальных инспекций является система электронной обработки данных (ЭОД). Так, для решения различных задач, которые заслуживают внимания налоговых органов в процессе планирования выездного налогового контроля, используются различные режимы системы ЭОД.

Система ЭОД построена в соответствии со следующими направлениями:

Создание исходного перечня налогоплательщиков по различным категориям отбора с целью включения их в план проведения выездных налоговых проверок;

Формулирование расчетных значений экспертных оценок, определяющих вероятность выявления у предоставленного объекта налоговых нарушений;

Контроль логической связи между отдельными отчетными и расчетными показателями, важными для исчисления налоговой базы.

Для обеспечения информационной базы местного уровня, а также доступа к ней в качестве пользователей всем подразделениям налогового органа, необходимы сведения о налогоплательщиках, налоговых начислениях и платежах, которые находятся в системе ЭОД. Переход на ЭОД дает возможность разработать всеобъемлющее хранилище информации по всем направлениям деятельности налоговой инспекции местного уровня. Информация, поступающая от налогоплательщиков и от внешних организаций постоянно обновляется. Для того, что бы информация, находящаяся в базе данных, всегда была актуальной, для внесения поправок и комплектации документов, предназначенных для печати и последующей рассылки плательщикам, в системе ЭОД применяются специальные программы - технологические процессы, отличительной чертой которых является обязательность и периодичность их выполнения, а также осуществление пакетной обработки данных.

В современных условиях создание прочной базы для оперативного, перспективного анализа, а так же для прогноза функционирования по любым направлениям деятельности местной инспекции, для определения не только отдельных фактов, но и для прогноза тенденции, необходимо наличие информации, изложенной выше.

Для улучшения собираемости налогов и платежей, используется широкое повсеместное введение безбумажной информационной технологии при содействии с налогоплательщиками и другими ведомствами. Эта цель реализуется за счет того, что деятельность сотрудников территориальных органов будет сосредоточена на тех аспектах налогового администрирования, которые требуют личных встреч с налогоплательщиками, а так же за счет повышения качества камеральных и выездных налоговых проверок.

Если говорить о надежности и бесперебойной работе данной системы, то, безусловно, высокая степень информатизации предполагает высокую точность работы системы ЭОД, так как от нее полностью функционально зависят все подразделения инспекции (остановка эксплуатации системы ЭОД фактически парализует деятельность всех подразделений). Такой подход нарушает традиционное ранжирование подразделений налогового органа по степени своей функциональной важности. Высокий уровень защиты система ЭОД, в сущности, ставит подразделения ввода данных, эксплуатации системы, администрирования системы и сети, системного и технического обеспечения к основным функциональным службам налогового органа. Повышение эффективности работы организации подразделения ввода данных будет достигаться за счет постоянного информационного потока в систему ЭОД и максимальной актуальности информации в базе данных. Не менее важно организовать эффективную работу в подразделении эксплуатации системы, поскольку оно полностью отвечает за эксплуатацию задач системы ЭОД и обучение ее пользователей, а также в подразделениях, выполняющих функции администрирования системы и сети, работа которых гарантирует надежность эксплуатации системы ЭОД. Несомненно, что достоинством данной системы ЭОД, ввиду большого объема и разнообразия вводимой информации, является получение необходимой выборки, отчетности в ускоренные сроки.

Несмотря на то, что на сегодняшний день, уровень информатизации налоговых органов находится на достаточно высоком уровне, степень применения информационных технологий в процессе осуществления налогового контроля все же недостаточно высока, так как в полной мере автоматизированы лишь камеральные проверки, процедура же планирования и сопровождения выездного налогового контроля фактически не автоматизирована. Так же отчетность, поступающая по телекоммуникационным каналом связи организациями и индивидуальными предпринимателями организована не слишком упорядочено. Это существенно усложняет работу проверяющих, требует отвлечения работников на дополнительный ввод информации, приводит к ошибкам, а иногда и потере данных. Для того, что бы сократить количество ошибок, упростить и качественно улучшить работу самих налоговых органов, необходимо использование и совершенствование информационных технологий.

Целенаправленное и постепенное внедрение проектов телекоммуникационного взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов должно обеспечить в ближайшей перспективе эффективное функционирование процессов электронной обработки данных и массовый переход налогоплательщиков на предоставление информации в налоговые органы в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, что даст возможность построить эффективную информационную модель налогового администрирования, определять для каждого налогоплательщика объем информации, необходимой для контроля за соблюдением им налогового законодательства.

В соответствии с вышеизложенным, можно выделить следующие приоритетные направления по совершенствованию налогового контроля и повышению эффективности степени внедрения информационных технологий в налоговый контроль:

1) взаимосвязь мероприятий по внедрению системы формирования и сдачи в налоговые органы в электронном виде документов. Присутствие квалифицированного кадрового состава, постоянное переобучение сотрудников налоговых инспекций новым методам работы в компьютеризированной среде, а также разработка специальной программы по работе с налогоплательщиками, включающая в себя организацию консультаций, проведение семинаров и др., будет способствовать увеличению сдачи в налоговые органы документов в электронном виде. Как правило, налоговая служба на современном этапе развития должна быть нацелена, помимо контроля, на оказание услуг налогоплательщикам, т. е. помогать исчислять и уплачивать налоги, а затем уже заниматься недисциплинированными налогоплательщиками. Таким образом, сотрудники отдела по работе с налогоплательщиками должны тщательно отбираться, так как они обязаны быть не только профессионалами, но и коммуникабельными, доброжелательными работниками.

2) необходимость улучшения программного обеспечения процедуры самой камеральной проверки и дальнейшего выбора налогоплательщиков для проведения выездных проверок. Данное направление вместе с теми программно-информационными комплексами, которые будут использованы налоговыми органами, позволят проводить не только автоматизированную камеральную проверку и камеральный анализ, но и на основе полученных данных формировать список налогоплательщиков, подлежащих проведению выездных налоговых проверок.

3) применение перспективных автоматизированных способов планирования и сопровождения выездных налоговых проверок. Этот метод будет способствовать рационализации и повышению результативности производительности налоговых органов, что непосредственно повлияет на сбор налогов, сокращение размеров потерь бюджета, связанных с уклонением налогоплательщиков от выполнения ими налоговых обязанностей.

Таким образом, применяя данные меры в совокупности, будут достигнуты те задачи и цели, которые стоят перед налоговыми органами по достижению совершенствования налогового контроля в условиях информатизации и компьютеризации.

Библиографический список:


1. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 28.11.2015), "Собрание законодательства РФ", N 31, 03.08.1998, ст. 3824.
2. Ордынская Е.В. Организация и методика проведения налоговых проверок: учебник для бакалавров/ Е.В. Ордынская; под ред. Л.С. Кириной. М.: Издательство Юрайт, 2014.406 с.
3.Федеральная налоговая служба. URL: http://www.nalog.ru (дата обращения 23.11.2015).
4. Хашева З.М., Серпков Ю.В. Внедрение передовых информационных технологий в налоговых органах России / З.М. Хашева, Ю.Ы. Серпков / Научный вестник Южного института менеджмента. 2014. № 1. С.86–91.