Роль аптеки в системе здравоохранения. Роль фармацевтов в проведении гигиенического образования и воспитания

С открытием рынка фармацевтической продукции население получило свободный доступ к широкому набору самых современных медицинских препаратов отечественного и зарубежного производства. Посетителю аптеки сегодня предлагается большой выбор лекарств рецептурного и безрецептурного отпуска. В то же время возникли проблемы, с которыми раньше не сталкивались аптекари и потребители. Одна из них - информированность о новых лекарствах. Особенно это касается лекарств безрецептурного отпуска, когда ответственность за принятие решения о лечении «легких» заболеваний или недомогании перекладывается с врача непосредственно на пациента. Неподготовленному потребителю, безусловно, сложно разобраться в этом потоке информации, в свойствах и эффективности тех или иных препаратов. В этой ситуации возрастает значение работников аптек в общей системе обеспечения здоровья населения. Конечно, только квалифицированный специалист может правильно поставить диагноз и назначить лечение, даже если речь идет о лечении безрецептурными препаратами. Недостаточное знание патофизиологических последствий избыточного лечения и коммерческие интересы делают свое дело. Нередко фармацевты и провизоры, подменяя врача, предлагают посетителю аптеки лекарственные средства по своему усмотрению, не зная индивидуальных особенностей организма больного, наличия сопутствующих заболеваний, нанося тем самым вред его здоровью. Однако современные тенденции в мире свидетельствуют о том, что роль ответственного самолечения в общественной системе здравоохранения неуклонно возрастает .

Согласно результатам исследования, проведенного Т.Нельсоном в 1986 г. в четырех европейских странах, более половины потребителей считают, что при легких формах заболеваний фармацевт может дать столь же квалифицированный совет, как и врач. Повторное исследование, проведенное в 1989 г. в Великобритании, показало, что число людей, придерживающихся такого мнения, возросло с 66% до 77%. По данным Центра Хенли по прогнозированию, в 1994 г. советам фармацевтов доверяло уже 83% населения . Во Франции, по данным конференции AESGP (январь 1996 г.), этот показатель достигает 85%. Потребители не только считают, что фармацевты дают хорошие советы, но более 90% из согласных с подобной точкой зрения следуют этим советам .

Меры, предпринимаемые правительствами европейских стран, по сокращению расходов на здравоохранение приведут к тому, что часть обязанностей врача постепенно переходит к фармацевту. И это не случайно. В процессе обучения фармацевт приобретает профессиональные знания о лекарственных средствах и квалификацию, позволяющие ему, исходя из наличия соответствующих симптомов, давать потребителю адекватные советы по применению лекарственных препаратов. Он может объяснить, при каких симптомах можно принимать лекарственные препараты, предназначенные для самостоятельного применения, а при каких - необходимо обратиться за помощью к врачу.

В большинстве стран мира (например, Франции, Испании, Англии) медицинские работники убеждены, что пациентов (потребителей) необходимо информировать о возможностях самостоятельного лечения, поэтому им нужна высококачественная информация о безрецептурных лекарственных средствах. Она является обязательным условием безопасного и правильного применения таких препаратов, что будет способствовать их более активному использованию. Реклама, советы фармацевта, а также аннотация-вкладыш, дополняя друг друга, дают потребителю полное представление о показаниях и всех аспектах самостоятельного применения лекарственного препарата.

Активное участие провизоров в обеспечении здоровья населения является задачей сегодняшнего дня. Именно от их рекомендаций уже сегодня во многом зависит, что будут применять пациенты для самостоятельного лечения, получат ли потребители своевременный доступ к наиболее эффективным и безопасным лекарствам. Работники современных аптек должны не только откликаться на срочную просьбу больного посоветовать что-нибудь от боли или кашля, но и создавать заболевшему человеку комфорт, благоприятные условия для спокойного и ответственного обсуждения с провизором вариантов выбора безрецептурного лекарственного средства. От их образованности, профессионализма, чуткости и такта зависит здоровье, настроение и трудовые успехи большого количества людей .

С осведомленности потребителя о лекарственных препаратах начинается его ответственное отношение к самолечению. Пациент должен иметь достаточно полную информацию как о недомоганиях, которые можно лечить, не обращаясь к врачу, так и об ассортименте лекарственных препаратов, разрешенных национальными органами здравоохранения для лечения данных недомоганий.

По мере повышения уровня знаний потребителей в вопросах, касающихся здоровья, и в результате активного участия врачей в обучении пациентов методам самоконтроля за состоянием здоровья, перечень состояний, при которых показан приём безрецептурных лекарственных препаратов, расширяется. Например, с 1992 г. в Великобритании противогрибковые препараты, предназначенные для лечения кандиозного вульвовагинита, отпускались из аптек без рецепта. В 1989 г. в Дании к свободной продаже была разрешена также группа препаратов. При этом в ряде случаев сохранены и рецептурные формы подобных лекарственных средств. Важно отметить, что эти меры не привели ни к увеличению потребления данных лекарственных препаратов, ни к их неправильному применению .

Фармацевты осуществляют сбор информации о лекарственном средстве или связанных со здоровьем проблемах и принимают решение относительно того, какие данные необходимы для проведения критической оценки возникшей у пациента проблемы. Фармацевт, в сотрудничестве с пациентом и другими специалистами, предоставляющими услуги в области здравоохранения, выявляет и оценивает наиболее целесообразные действия для обеспечения безопасности и эффективности (включая экономическую эффективность) проводимой или планируемой фармакотерапии, а также сведения к минимуму существующих или возможных в будущем проблем, связанных с состоянием здоровья.

К другим видам аптечных услуг относятся: регистрация пациентов для последующего анализа лечения (Нидерланды), посещения на дому (Великобритания), предоставление санитарно-просветительных брошюр в лечебно-профилактических учреждениях и т.д. Таким образом, фармацевты расширяют сферу своей деятельности не только по отношению к потребителю, но и играют все более важную роль в системе здравоохранения.

Таким образом, при наличии у потребителя симптомов ряда заболеваний фармацевт, в ближайшем будущем, часто должен будет предложить для лечения такой же эффективный лекарственный препарат, что и врач общей практики.

(Литература:

1. Хабриев Р., Вольская Е., Камаев Н. Опыт международных организаций по формированию этических критериев продвижения лекарственных препаратов // Remedium. 1997. - №9. – с. 44-45.

2. Силуянова И.В. Биоэтика в России: ценности и законы. – 2001. – 192 с.

3. Материалы второй международной конференции "Фармацевтическая биоэтика" 23 октября 2003 г. – М., 2003 г. - 108 с.

4. Орлов А.Н. Клиническая биоэтика: Учебное пособие. – М.: Медицина, 2003. – 360 с.

Островская И.В. Медицинская этика. Сборник документов. – М.: АНМИ, 2001 .- 241 с.

5. Лопатин. П.В., Карташова О.В. Фармацевтические аспекты биоэтики. // Фармация. – 1997. - № 2. – с. 39-40.)


6 вопрос. Этика формирования и защиты прав потребителей фармацевтической помощи. Этика справедливости и определение политики в области лекарственного обеспечения.

Лекарственная безопасность.

В последние десятилетия на мировом фармацевтиче­ском рынке проявились негативные тенденции, вызывающие боль­шую озабоченность специалистов и всего гражданского общества.

Наиболее тревожной является недостаточная и недостоверная характеристика эффективности, безопасности и экономической целесообразности продвигаемых на фармацевтические рынки аптеч­ных товаров и в первую очередь ЛС.

Было выявлено, что из многих тысяч циркулирующих на миро­вом фармацевтическом рынке ЛС не соответствует современным требованиям.

Это подтверждается данными, аккумулированными в Кокрановской библиотеке; исследованиями, проведенными под эгидой Главного военно-медицинского управления Минобороны РФ; мате­риалами исследований, выполненных под руководством президента Российского национального конгресса «Человек и лекарство» А.Г Чучалина, опубликованными в IV, V и VI выпусках Федерального руко­водства по использованию ЛС (формулярная система).

В ряде случаев инструкции по препаратам не полностью описывают побочные эффекты препарата, не указаны все противо­показания, предосторожности и т.д.

Это может привести к очень серьезным последствиям. Так, еще в 1960-1970 гг. в США были госпитализированы по поводу лекарс­твенных осложнений более 15 млн человек; одна из четырех смертей была обусловлена приемом медикаментов, ежегодные экономиче­ские потери от развития лекарственной патологии составили почти 3 биллиона долл.!

Под нажимом страховых компаний, которым приходилось выпла­чивать страховые вознаграждения, были приняты жесткие меры, однако и ныне при обороте безрецептурных ЛС в 1,3 млрд долл. на лечение побочных эффектов лекарств в США затрачивается, по под­счетам разных экспертов, от 54 и даже до ПО млрд долл.

Серьезную озабоченность вызывает давление и их подкуп, осу­ществляемые на врачей фармацевтическими фирмами.

Специалисты отмечают: «Врачи, пусть неосознанно, делают свои назначения скорее под действием маркетинговой политики различ­ных фармацевтических фирм, нежели исходя из медицинской целе­сообразности».

Представитель Европейского бюро ВОЗ Кейс де Йонкери пишет: «Большинство болезней врачи Европейского Союза лечат новыми лекарственными средствами, которые не всегда эффективнее и лучше, но практически всегда дороже прежних препаратов».

За последнее время имели место крупные скандалы, связанные с подкупом врачей; например, итальянская полиция выдвину­ла обвинение против более чем 4 тыс. врачей и 273 сотрудников С1ахо5пп1пК1те и др.

Большую опасность представляет деятельность опион-лидеров из числа врачей, тенденциозно продвигающих по заданию фирм лекарственные средства и другие аптечные товары при отсутствии медицинских обществ, способных влиять на опион-лидеров и чет­ких положений в соответствующих этических кодексах, в том числе и в области наказания за неэтичное поведение.

Академик РАН В.В. Власов в «Фармацевтическом вестнике» пишет: «Производители ЛС не всегда заинтересованы в полном, радикальном излечении пациента от заболевания. Препараты, кото­рые не излечивают, а просто позволяют легче переносить болезнь, временно снимают недомогания значительно более выгодны для индустрии».

Что является причиной создавшейся ситуации и лежит в ее основе? Исследование, проведенное нами в этой области, показало, что в основе негативных тенденций, развивающихся в последние годы, лежит некритическое использование в области здравоохране­ния концепции классического маркетинга, приоритетом которого является погоня за прибылью, достигаемой любой ценой с исполь­зованием разнообразных приемов манипулирования восприятием, сознанием, психикой и потребительским поведением потребителей, что неприемлемо в сфере здравоохранения, в том числе лекарствен­ного обеспечения.

Стремясь получить максимальную прибыль, бизнесмены исполь­зуют детально разработанную систему искусственного формирова­ния запросов потребителей (система формирования спроса и стиму­лирования сбыта), не считаясь с реальными научно обоснованными целями и потребностями здравоохранения.

Это свидетельствует о глобальном морально-нравствен ном кризи­се общества, включая и определенные круги медиков и фармацевтов.

Анализ ситуации позволил нам предложить пути и инструменты решения возникших проблем.

Пожалуй, на первое место в нынешней ситуации следует поста­вить проблему морально-нравственных норм и правил в области фармацевтической деятельности.

Безусловными приоритетами в фармацевтической деятельности должны быть человек и его запросы, не искусственно сформиро­ванные за счет манипулирования восприятием, психикой и пот­ребительским поведением, а научно обоснованные потребности в эффективных, безопасных и экономически целесообразных фарма­цевтических товарах. Поэтому важно представить, как следует фор­мировать основные морально-нравственные принципы и нормы и внедрять их в общественное сознание, общественное бытие и обще­ственные отношения.

Общественное сознание (мораль, религия, право, политическое сознание), общественное бытие (материальное отношение людей друг к другу и природе) формируются под влиянием общественного мнения, т.е. состояния массового сознания, определяющего отноше­ния к событиям, отдельным лицам, группам т.п. Общественное мне­ние регулирует поведение отдельных лиц и групп, насаждает нормы общественных отношений. Общественное мнение формируется средствами массовой и профессиональной информации, телевидением, театром, кино и т.д. В этой связи задачами СМИ являются формирование у населения понимания значения фармацевтической помощи, воспитание глубокого уважения к труду фармацевта, из рук которого страждущие получают лекарства; проблемно-ориентиро­ванное обучение конкретных возрастно-половых групп населения эффективному и безопасному использованию фармацевтических товаров, особенно безрецептурных; управление этичной рекла­мой безрецептурных лекарств с учетом лекарственной политики Минздравсоцразвития России; внедрение норм саногенного поведе­ния; разъяснение прав потребителей лекарств, способов их защиты и возможности СМИ для этого.

Вторым путем решения проблем развития российской фармации является внедрение в общественное сознание философии фарма­цевтической помощи, основанной на концепции фармацевтической биоэтики, доказательной фармакотерапии, фармацевтической бди­тельности и других современных научных медико-фармацевтиче­ских подходах, а также развития системы защиты фармацевтической помощи.

Философия фармацевтической помощи XXI в. должна обеспе­чивать квалифицированную, доступную и своевременную фарма­цевтическую помощь, учитывающую принципы справедливости, социальной ориентированности.

Третьим направлением решения актуальных проблем развития отечественной фармации являются консолидация общественного мнения, деятельности общественных, научных и профессиональных организаций в области фармацевтической помощи; демократизация управления фармацевтическим сектором экономики, разработка и внедрение механизмов стимулирования отечественных производи­телей, оценка и осуществление инновационных и инвестиционных проектов, обеспечивающих научно-технические решения, способс­твующие резкому росту уровня фармацевтической помощи населе­нию за счет создания и внедрения новых лекарств, технологий и др.

Основными инструментами реформирования российского фар­мацевтического рынка и защиты прав потребителей должны являть­ся нормативно-правовые акты и другие формальные институты (формулярная система, стандарты лечения, объективная своевре­менная и доступная информация для врачей и провизоров, обучение населения использованию безрецептурных лекарств с целью ответс­твенного самолечения; использование правовых рычагов в борьбе с недобросовестной рекламой), а также неформальные институты (этические кодексы, философия фармацевтической деятельности XXI в., ориентированные на человека и общество, и др.).

Специально следует выделить такой инструмент защиты прав россиян на квалифицированную фармацевтическую помощь, как контроль лекарственного рынка по методикам, учитывающим достижения доказательной фармакотерапии, доказательной меди­цины, фармацевтической бдительности, фармакоэкономики, фармакоэпидемиологии и др. Такая методика нами разработана.

В связи с монетизацией льгот по дополнительному лекарствен­ному обеспечению проблемы фармацевтической помощи широко обсуждаются.

К сожалению, многие независимые ведущие специалисты, осо­бенно работающие в высших учебных заведениях страны, к реше­нию возникших проблем привлекаются слабо, в то время как именно в высших учебных заведениях проводятся весьма интересные и зна­чимые исследования, связанные с улучшением фармацевтической помощи россиянам.

Но процесс интенсификации общественного мнения пошел. Это позволяет надеяться на значительное улучшение фармацевтической помощи в нашей стране.

Следует отметить также, что в ответ на современную ситуацию, сложившуюся на фармацевтическом рынке, проводятся исследо­вания, обусловившие появление новых медико-фармацевтических наук и направлений, в том числе доказательной фармакотерапии, которая рассмотрена выше, фармакобдительности и фармакоэко­номики.

Во второй половине XX в. обострилась проблемная ситуация в области безопасности ЛС. Постоянно увеличивается число сообще­ний о нежелательных побочных реакциях (НПР). В глобальной базе данных ВОЗ по этой проблеме содержатся миллионы сообщений.

Как реакция на создавшуюся ситуацию сформировалось новое медико-фармацевтическое направление в науке «фармацевтическая бдительность» (фармаконадзор).

Цель этого направления - обеспечение безопасности больных при применении ЛС. В том числе снижение заболеваемости и смер­тности вследствие их использования.

Задачами фармаконадзора являются системные решения, обес­печивающие:

Создание национальной (государственной) службы фармаконад­зора;

Обучение и подготовку специалистов здравоохранения в области оценки соотношения польза/риск и рационального использова­ния ЛС;

Изменение стереотипов в работе врачей с целью сокращения ненужного и нерационального назначения лекарственных пре­паратов (полипрогмазия);

Изменения отношения больных к необоснованному применению лекарств, особенно при самолечении;

Реализацию образовательных и информационных программ для медицинских и фармацевтических работников и населения;

Выявление и изучение НПР.

Объектом изучения фармаконадзора являются:

Недостаточная изученность ЛС;

Недостаточная информированность медицинских и фармацевти­ческих работников и потребителей фармацевтической помощи;

Искажение и утаивание информации о НПР;

Медицинские ошибки;

Применение некачественных и фальсифицированных препаратов;

Использование ЛС по неизученным и неразрешенным показаниям;

Острые и хронические отравления ЛС;

Смертность, вызванная ЛС;

Злоупотребление ЛС;

Неблагоприятные взаимодействия лекарств с химическим! веществами, другими лекарственными препаратами и пищевы ми продуктами.

Гражданское общество, в соответствии с морально-нравственными нормами, все большее внимание уделяет защите прав пациента, его физического и психического здоровья, достоинства личности, что нашло отражение в концепции биоэтики, в т.ч. биомедицинской и биофармацевтической этики и биоэтики создания и клинических испытаний лекарств. Важными документами по этико-правовому регулированию биомедицинских исследований являются документы Совета Европы, Хельсинкская (Токийская) декларация Всемирной медицинской ассоциации в редакции 2000 г.; Конвенция о защите прав человека и достоинства человеческого существа в связи с использованием достижений биологии и медицины (Овьедо, 1997 г.), Всеобщая декларация о биоэтике и правах человека, разрабатываемая Международным комитетом по биоэтике в консенсусе с Межучрежденческим комитетом ООН по биоэтике, Международным правительственным комитетом по биоэтике.

В настоящее время в системе общественного здравоохранения Украины происходят определенные изменения. Парламентом страны приняты в первом чтении проект закона «Об обязательном социальном и медицинском страховании» и проект новой редакции закона «О лекарственных средствах». Можно предположить, что после введения в действие соответствующих законов роль фармацевта (здесь и далее под термином «фармацевт» (от англ. pharmacist) подразумеваются провизоры и фармацевты) в системе общественного здравоохранения существенно повысится. В частности, законопроект «О лекарственных средствах» предусматривает внедрение в повседневную практику аптечных учреждений стандартов Надлежащей фармацевтической (аптечной) практики.

Активно ведутся дискуссии о том, что деятельность фармацевта не должна ограничиваться только реализацией лекарственных средств и других товаров медицинского назначения. Практика свидетельствует, что немало больных обращаются в аптеку с целью получить у фармацевта необходимую консультацию относительно выбора и применения лекарственного средства. Пока в нашей стране на законодательном уровне не закреплены функциональные обязанности и полномочия фармацевта. Между тем, мировое сообщество разработало рекомендации, касающиеся деятельности фармацевта в системе общественного здравоохранения. В их разработке непосредственное участие принимал Андрей Мешковский , российский провизор, в течение нескольких десятилетий проработавший в Секретариате ВОЗ по поручению Минздрава СССР, который любезно согласился высказать на страницах «Еженедельника АПТЕКА» официальную точку зрения ВОЗ о роли фармацевта в общественном здравоохранении.

Какое место в деятельности ВОЗ занимает разработка рекомендаций в области фармации?

Достаточно заметное. В настоящее время основными направлениями ВОЗ являются разработка стандартов качества, эффективности, безопасности, рационального использования лекарственных средств, а также проведение мероприятий, направленных на расширение доступа малообеспеченных слоев населения к жизненно необходимым лекарственным средствам, разработка рекомендаций по осуществлению национальной политики в сфере обеспечения населения лекарственными средствами. С 1992 г. в Европейском региональном бюро ВОЗ (Копенгаген, Дания) действует Специальная фармацевтическая программа для стран Центральной и Восточной Европы, цель которой - оказание помощи странам бывшего социалистического лагеря и СССР.

Что побудило экспертов ВОЗ начать разработку рекомендаций относительно сферы деятельности фармацевта в системе общественного здравоохранения?

Активный интерес к роли фармацевта в системе общественного здравоохранения эксперты ВОЗ проявили во второй половине 80-х годов ХХ ст. Очевидно, обращение к этой проблеме было вызвано обеспокоенностью многих работников аптечных учреждений относительно своего места в системе медицинского обслуживания. Эта обеспокоенность в первую очередь была обусловлена наметившейся в индустриально развитых странах тенденцией рассматривать фармацевта почти исключительно как продавца лекарственных средств, поскольку функции, связанные с их изготовлением и в значительной степени информирование о них врачей взяли на себя производители фармацевтической продукции. Как представляется, эти тенденции не соответствуют интересам ни фармацевтов, ни общества в целом. Недооценка значения работы фармацевтов неизбежно ведет к недостаточному использованию их потенциальных возможностей и профессиональных знаний, а также вынуждает этих специалистов преследовать лишь экономические интересы (больше продавать, продавать наиболее дорогие лекарственные средства и т.д.).

Почему ВОЗ приступила к решению этого вопроса лишь в 80-е годы - спустя почти 40 лет своего существования?

Это объясняется несколькими причинами. Во-первых, сфера деятельности ВОЗ в отношении лекарственных средств расширялась постепенно. Во-вторых, лишь в 80-е годы были созданы необходимые условия для обсуждения этой проблемы на международном уровне Именно в этот период во многих странах стало особенно заметным сужение традиционной сферы деятельности фармацевтов - изготовление лекарств по экстемпоральной рецептуре. Фактически к тому времени выпуск лекарственных средств практически полностью стал осуществляться в условиях промышленного производства. Сфера реализации лекарственных средств претерпела существенные изменения: в некоторых странах (Япония, США) прочно утвердилась практика их отпуска врачами; расширилась продажа в общей торговой сети (например, в супермаркетах); более популярной стала продажа лекарственных средств по почте, в последние годы - через Интернет. Оптовой реализацией лекарственных средств все больше занимаются бизнесмены, не имеющие фармацевтического образования. Используя несовершенство законодательства, во многих странах появились многочисленные, не имеющие фармацевтического образования, посредники между производителями и розничными аптечными учреждениями.

Одновременно усложнялись другие сферы деятельности в фармацевтическом секторе, такие, как разработка и производство препаратов, контроль их качества, снабжение, распределение, выбор и рациональное использование лекарственных средств, государственное регулирование фармацевтического рынка и т.д. Возникла проблема фальсифицированных препаратов, что потребовало определенной переориентации системы контроля качества. В тех сферах деятельности, где традиционно доминировали специалисты с медицинским, химическим, экономическим образованием ощущалась потребность в работниках, имеющих фармацевтическое образование. Таким образом, возникла ситуация, когда, с одной стороны, знания фармацевтов оставались невостребованными, а с другой - фармацевты в недостаточной степени привлекались в новые сферы деятельности.

Каким образом удалось привлечь внимание мировой медицинской общественности к данной проблеме?

Инициатором выступило профессиональное объединение - Международная фармацевтическая федерация (FIP - Federation International Pharmaceutique), в течение длительного времени сотрудничающая с ВОЗ в качестве неправительственной организации, которая активно поддержала ее программу по лекарственным средствам. Успеху этой инициативы способствовало укрепление в 80-х годах связей между FIP и Секретариатом ВОЗ. К этому времени установилась практика регулярных встреч Генерального директора ВОЗ с руководством FIP. Сотрудников штаб-квартиры ВОЗ неоднократно приглашали для участия в заседаниях Совета FIP. Кстати, мне тоже довелось принимать участие в этих заседаниях.

Следует отметить, что к середине 80-х годов необходимость пересмотра кадровой структуры назрела во всех сферах здравоохранения. В 1985 г. Комитет экспертов ВОЗ для реализации стратегии «Здоровье для всех к 2000 году» призвал заново определить роль и функции всех категорий работников здравоохранения.

Таковыми являются итоговые доклады совещаний ВОЗ, Резолюция Всемирной ассамблеи здравоохранения 1994 г. (ВАЗ 47.12) и методические рекомендации по Надлежащей фармацевтической практике (GPP). К этому времени проведены совещания ВОЗ по данной проблеме:

  • Европейское региональное совещание «Роль фармацевта в розничной и больничной аптеке», Мадрид (Испания), 1988 г.

  • Первое (глобальное) совещание «Содержание фармации и функции фармацевтов», Нью Дели (Индия), 1988 г.

  • Второе совещание «Качественные фармацевтические службы - польза для государства и общества», Токио (Япония), 1993 г.

  • Третье совещание «Подготовка будущих фармацевтов: разработка учебных программ», Ванкувер (Канада), 1997 г.

  • Четвертое совещание «Роль фармацевта в самолечении», Гаага (Нидерланды), 1998 г.

Необходимо хотя бы вкратце охарактеризовать каждый из документов, которые были приняты на этих совещаниях.

Выводы Европейского регионального совещания «Роль фармацевта в розничной и больничной аптеке» можно представить следующим образом:

  • врачи и фармацевты должны работать сообща; необходимы общие подходы к выбору лекарственных средств; фармацевт - это консультант врача, он принимает участие в выборе лекарственных средств и дает рекомендации относительно их рационального использования.

  • фармацевты играют ведущую роль в предоставлении информации и рекомендаций пациенту, касающихся применения лекарственных средств; фармацевты должны информировать пациентов о возможных побочных эффектах лекарственных средств

  • фармацевты должны способствовать пропаганде здорового образа жизни.

Первое (глобальное) совещание «Содержание фармации и функции фармацевтов». Его участники подтвердили выводы Мадридской встречи, касающиеся роли фармацевта в розничной и больничной аптеке, и сформулировали рекомендации относительно сферы деятельности фармацевтов помимо аптечной сети. По их мнению:

  • подразделение министерства здравоохранения, ответственное за фармацевтическую службу, должно иметь такое же значение, как и другие подразделения

  • фармацевты с опытом работы должны участвовать в разработке законодательства о лекарственных средствах

  • руководство закупками, хранением и распределением лекарственных средств должны осуществлять фармацевты, а не врачи. Фармацевты, пройдя соответствующую подготовку, должны возглавлять национальные контрольно-аналитические лаборатории, их можно привлекать к работам по регистрации и пострегистрационному контролю качества лекарственных средств, к участию в клинических испытаниях и т.п.

  • фармацевты должны быть членами «бригады работников здравоохранения», совместно с другими специалистами участвовать в научных исследованиях, подготовке медицинских кадров, распространении информации, работе международных организаций.

Второе совещание «Качественные фармацевтические службы - польза для государства и общества». Была сформулирована концепция фармацевтической помощи, согласно которой главными в работе фармацевта должны быть интересы пациента. Участники совещания предложили осуществлять фармацевтическую помощь как в отношении каждого пациента, так и всего населения. Это предполагает:

  • предоставление пациентам достоверной и объективной информации о препаратах;

  • участие фармацевтов в разработке законопроектов и регламентирующих правил, касающихся обеспечения населения лекарственными средствами

  • разработку методических указаний и критериев для составления формуляров

  • разработку систем распределения лекарственных средств.

Третье совещание «Подготовка будущих фармацевтов: разработка учебных программ». Важным итогом совещания является составление современных требований к фармацевту, получивших название «фармацевт 7 звездочек»:

* работник системы здравоохранения, член команды

* способен принимать ответственные решения

* специалист по коммуникации - посредник между врачом и пациентом

* готов к лидерству в интересах общества

* руководитель, способный управлять ресурсами и информацией

* готов учиться всю жизнь

* наставник, участвующий в подготовке молодых фармацевтов.

Анализ этих требований свидетельствует о том, что акцент сделан не на необходимости получения более глубоких специальных знаний в области фармации, а на усовершенствовании личностных качеств, которые наряду с приобретаемыми профессиональными навыками позволят специалисту занять достойное место среди работников системы общественного здравоохранения.

Участники совещания отметили необходимость внесения соответствующих изменений в учебные программы подготовки специалистов данного профиля. По их мнению, для реализации этих задач необходимо сотрудничество всех заинтересованных сторон (учреждений, организаций и предприятий), в том числе на международном уровне.

Четвертое совещание «Роль фармацевта в самолечении». К моменту проведения этого совещания обсуждавшаяся на Токийской встрече концепция фармацевтической помощи получила дальнейшее развитие в правилах Надлежащей фармацевтической практики (GPP). Ключевой вопрос совещания - оказание фармацевтами содействия людям, изъявившим желание лечиться самостоятельно, - участники совещания рассматривали как часть GPP. Было отмечено, что во многих странах наметилась тенденция к увеличению числа больных, предпочитающих самолечение.

Обязанность фармацевта, согласно рекомендациям участников совещания, - установить доверительные отношения с пациентом и рекомендовать ему высококачественные лекарственные средства, а также взаимодействовать с другими работниками здравоохранения, государственными и общественными организациями, представителями фармацевтической промышленности и т.п.

Участники Четвертого совещания предложили фармацевтам внедрить в практику принципы GPP.

Резолюция Всемирной ассамблеи здравоохранения (ВАЗ) «Роль фармацевта в поддержке Пересмотренной стратегии ВОЗ в области лекарственных средств». Выводы Токийского совещания (1993 г.) были вынесены в 1994 г. на обсуждение высшего международного форума в сфере охраны здоровья - Всемирной ассамблеи здравоохранения. Преамбула Резолюции Ассамблеи (ВАЗ 47.12 от 10 мая 1994 г.) содержит важный вывод о том, что «фармацевт может играть ключевую роль в системе общественного здравоохранения». В Резолюции ВАЗ обоснована необходимость участия фармацевтов в разработке соответствующих постановлений и правил, регулирующих работу в фармацевтической сфере.

Странам - членам ВОЗ было предложено определить роль фармацевтов в реализации Национальной лекарственной политики в рамках стратегии «Здоровье для всех»; в полной мере использовать знания фармацевтов на всех уровнях системы здравоохранения, в особенности в разработке Национальной политики в области лекарственных средств.

Какие основополагающие принципы Надлежащей фармацевтической практики лежат в основе работы аптечных учреждений?

Правила GРР распространяются на розничную торговлю лекарственными средствами и представляют собой способ реализации концепции фармацевтической помощи. При этом главными направлениями деятельности фармацевта должны быть отпуск лекарств и изделий медицинского назначения надлежащего качества, а также предоставление информации о лекарственных средствах. Неотъемлемой частью работы фармацевта должна быть пропаганда рационального назначения высококачественных лекарственных средств и правильного их использования.

Таким образом, фармацевт должен иметь возможность влиять на решение вопросов, касающихся использования лекарственных средств. Взаимоотношения с работниками здравоохранения, в частности с врачами, должны быть партнерскими, основываться на взаимном доверии, особенно в вопросах, касающихся фармакотерапии.

Вся история медицины характеризуется тесным партнерством врача и провизора. Этот тандем в значительной мерс сохраняется и в наши дни. Поэтому аптека не может рассматриваться как простое предприятие розничной торговли, подобно тому, как эго делается на рынке потребительских товаров. Несмотря на то что на Rx-рынке выбор препарата для лечения заболевания делает врач, провизор оказывает существенное влияние на то, какой препарат будет в конечном итоге использован. Аптека и се сотрудники оказывают влияние на потребление медикаментов тремя основными путями: 1) формированием ассортимента;

2) предложением замены препарата-аналога в случае отсутствия выписанного лекарственного средства; 3) осуществлением консультационной и информациоииой деятельности.

Формирование ассортимента. Каждая аптека формирует свой ассортимент. Этот процесс опирается главным образом на экономические аргументы - будучи предприятием торговли, аптека стремится извлечь из своей деятельности максимум прибыли и мало заботится о том, чтобы в ее ассортименте были все медикаменты, необходимые для лечения всех заболеваний. Главная особенность аптеки по сравнению с большинством предприятий розничной торговли состоит в огромном ассортименте товаров. Причем многие из этих товаров имеют аналоги как в виде того же самого лекарственного препарата, произведенного другой фирмой под другим торговым названием, так и в виде другого лекарственного препарата, близкого по своей фармакологической активности. И если замена одного препарата на другой во втором случае может быть сделана далеко не во всех случаях, то в первом является почти общей практикой. Такая ситуация создает для аптеки большую свободу в формировании своего ассортимента. Аптека может не включить в список приобретаемых препаратов любое средство, не входящее в третью или четвертую сотню товарных позиций своего ассортимента, и при этом не почувствует этой потери. Для исключенного же препарата такое решение многократно повышает вероятность замены. Поэтому производитель обязательно должен учитывать, что опасность невключения почти каждого отдельно взятого препарата в закупочный лист аптеки весьма велика, и только целенаправленная работа маркетинговых подразделений фирмы-производителя с аптеками может гарантированно предотвратить это.

Замена препарата. В соответствии с законом работникам аптек разрешено осуществление генерической замены отсутствующих в продаже лекарств. Генерической называется замена препарата на его аналог - препарат с тем же действующим веществом, в адекватной форме и дозировке, чтобы быть используемым вместо заменяемого лекарства. В мире существуют три системы генерической замены.

Система полной генерической замены. Позволяет фармацевту без всяких ограничений при необходимости выдавать вместо прописанного препарата его синоним.

Система запрещающих пометок в рецепте. В бланке рецепта может быть предусмотрено поле, в случае пометки врачом которого фармацевт не имеет права выдавать никакой препарат, кроме прописанного. Во всех остальных случаях (т. е. если поле осталось незаполненным) фармацевт имеет право на замену. Легко понять, что при этой системе именно дозволенность замены является нормой.

Система разрешающих пометок в рецепте. В этом случае особое поле должно быть заполнено врачом, чтобы разрешить замену. Нормальным же (пометки нет) считается ее запрет. Система разрешающих пометок наиболее жестко ограничивает право фармацевта на замену.

Кроме того, в ряде стран широко распространена практика выписки рецепта с указанием в нем МНН. В этом случае фармацевту фактически передается право даже не замены, а выбора данного препарата из всех имеющихся синонимов.

В современной России фактически действует система полной генерической замены, дающая максимально широкие полномочия работникам аптеки. Между тем известно, что эта система вызывает повышенные риски, связанные с побочными эффектами от неодинакового воздействия на пациентов разных препаратов с одним и тем же действующим веществом. В некоторых случаях эти различия могут быть весьма значительными. Например, согласно проведенным исследованиям, терапевтически эквивалентные дозы присутствовавших на российском рынке синонимов известного АПФ-ингибитора эналаприла дали трехкратный (!) разброс значений: от 12 до 36,6 мг в сутки но разным препаратам (АЛО. Юдин с соавт., 2008). Когда выбор конкретного препарата из ряда синонимов осуществляет врач, он сознательно учитывает подобные различия. Если же выбор проводит фармацевт, не имеющий опыта врачебной работы с препаратами, он ориентируется только на указанные на упаковке данные о содержании действующего вещества и, следовательно, может допустить серьезные ошибки. Сходным образом фармацевт нс может знать клинических отличий действия разных синонимов, большей или меньшей степени проявления побочных эффектов.

При этом рекомендации аптечных работников весьма действенны. По данным опросов Финансовой академии (ныне Государственный финансовый университет при Правительстве РФ), в московских аптеках в конце 90-х годов покупатель примерно в 45 % случаев соглашался с предложенной ему фармацевтом/провизором генерической заменой (А.Ю. Юданов и соавт., 2008).

Помимо генерической существует и терапевтическая замена. В этом случае препарат заменяется лекарством, применяемым при том же заболевании, но имеющим другое действующее вещество. Фактически в этом случае меняется способ лечения, выбор которого, как известно, является исключительной прерогативой врача. Поэтому фармацевтам терапевтическая замена рецептурных препаратов запрещена.

Консультативная деятельность. Профессиональный уровень работников аптек в России чрезвычайно высок. Около 20 % от общего числа работников (включая уборщиц, шоферов и кассиров и т. п.) в аптеках составляют специалисты с профильным высшим образованием. А работниками первого (рецептурного) стола по закону могут быть исключительно провизоры. Высокая профессиональная подготовка фармацевтов позволяет им выполнять функцию адаптации предписаний врача к реально имеющемуся выбору лекарств, а также помогать в выборе ОТС-препаратов. Консультационная деятельность фармацевта имеет наибольшее значение для ОТС-рынка. Именно при выборе безрецептурного препарата фармацевт компенсирует своей помощью недостаточную информированность пациента о свойствах препарата. С просьбой о консультации к фармацевту обращается до половины посетителей аптек, что свидетельствует об исключительно важной роли фармацевта в выборе лекарственных средств.

Кроме консультаций покупателям, фармацевты часто информируют врачей о наличии препаратов, появлении их аналогов (синонимов) и о прочих поступлениях.

Каткова А.Д., Кирщина И.А., Солонинина А.В.

УДК 614.2:615.1:613.6.01

Каткова Анастасия Давидовна, аспирант
Кирщина Ирина Анатольевна, канд. фармац. наук
Солонинина Анна Владимировна, д-р фармац. наук, проф.
Пермская государственная фармацевтическая академия Минздравсоцразвития России

Обоснована целесообразность включения аспектов фармацевтической помощи в государственные программы в сфере здравоохранения для решения ключевых вопросов охраны здоровья населения.
Ключевые слова: фармацевтическая помощь, охрана здоровья граждан

The usefulness of the integration of pharmaceutical care in public programs in the health sector to address key issues of public health is substantiated in this article.
Keywords: pharmaceutical care, health protection

Одной из главных концептуальных задач социальной политики государства является охрана здоровья граждан. Современное здравоохранение представляет собой систему, состоящую из множества звеньев, отлаженная работа которых обеспечивает сохранение трудовых резервов страны, а также во многом определяет качество и уровень жизни населения. Важной составляющей эффективной государственной политики в сфере здравоохранения является использование и координирование возможных ресурсов, обеспечение консолидации усилий всех отраслей, напрямую или косвенно связанных с охраной здоровья населения. Одной из ведущих отраслей данной сферы является фармация, значимость которой зачастую не находит должной оценки при разработке систем реализации социальных гарантий граждан.
Данная проблема неоднократно обсуждалась в ходе совещаний и съездов Всемирной Организации Здравоохранении (ВОЗ) и Международной фармацевтической федерацией (МФФ - FIP). Начиная с 1988 года на региональном и международном уровнях, регулярно поднимались вопросы недостаточного применения знаний, навыков и ресурсов фармацевтической науки. Итогом многочисленных совещаний, посвященных формированию нового направления практической фармации стала разработка и внедрение руководства по Надлежащей аптечной практике, цель которого - изменить место и роль фармацевта в системе здравоохранения, особенно в отношении: укрепления здоровья и профилактики заболеваний; безопасного, эффективного и экономичного самолечения; выявления и решения проблем, касающихся применения лекарственных средств. Таким образом, исходя из доказанной роли фармацевтического работника в системе здравоохранения следует, что для решения ключевых вопросов охраны здоровья населения должны активно привлекаться фармацевтические специалисты, а консолидация усилий практической медицины и фармации может быть вполне продуктивной.
Тем не менее, существующее нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения в Российской Федерации не закрепляет в ключевых документах должной роли фармацевтических специалистов в реализации мероприятий, направленных на сохранение здоровья нации. Так, Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", определяет фармацевтического работника исключительно как «физическое лицо, которое имеет фармацевтическое образование, работает в фармацевтической организации и в трудовые обязанности которого входят оптовая торговля лекарственными средствами, их хранение, перевозка и (или) розничная торговля лекарственными препаратами для медицинского применения, их изготовление, отпуск, хранение и перевозка», т.е. ограничивает функции фармацевтических работников лишь сферой обращения ЛС и не определяет роль фармацевта в реализации программ по улучшению показателей общественного здоровья.
Кроме того, Федеральный закон Российской Федерации от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", дает определение фармацевтической деятельности как «…деятельности, включающей в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов», а аптечной организации - как организации, осуществляющей лишь «…розничную торговлю лекарственными препаратами, хранение, изготовление и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения». Таким образом, данные документы ограничивают фармацевтическую деятельность областью обращения лекарственных средств, а фармацевтического работника - как специалиста по реализации данного товара, при этом в Образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) ФАРМАЦИЯ (Приказ Минобрнауки РФ от 17 января 2011 г. N 38) в характеристике профессиональной деятельности специалистов среди прочего указываются: «проведение мероприятий по квалифицированному информированию населения о безрецептурных лекарственных средствах, биологически активных добавках к пище, изделиях медицинского назначения»; «оказание консультативной помощи специалистам медицинских организаций, фармацевтических предприятий и организаций и населению по вопросам применения лекарственных средств»; «проведение санитарно-просветительной работы»; «формирование мотивации пациентов к поддержанию здоровья».
Исходя из вышесказанного следует, что фармацевтический специалист, окончивший высшее учебное заведение по специальности «Фармация», должен быть готов к осуществлению фармацевтической помощи согласно правилам Надлежащей аптечной практики, но современное российское законодательство не предусматривает реализации его функций в этом направлении.
В настоящее время одним из ключевых направлений современного здравоохранения Российской Федерации является снижение уровня заболеваемости, а также увеличение средней продолжительности жизни больных социально-значимыми заболеваниями, перечень которых сформирован на основе анализа структуры заболеваемости и причин смертности населения Российской Федерации и утвержден Распоряжением Правительства № 1706-р от 11 декабря 2006 года. В этой связи, Постановлением Правительства № 280 от 10.05.2007 определена Федеральная целевая программа предупреждения и борьбы с социально-значимыми заболеваниями в разрезе конкретных нозологий. Целью данной Программы является снижение заболеваемости, инвалидности и смертности населения при социально значимых заболеваниях, увеличение продолжительности и улучшение качества жизни больных. Одной из задач Программы определено совершенствование методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при социально значимых заболеваниях, при этом в предлагаемых мероприятиях по реализации данной задачи не нашли отражения вопросы фармацевтического менеджмента и фармацевтической помощи.
Зарубежная практика показывает, что консолидация усилий медицинских и фармацевтических работников в области персонифицированной помощи больным хроническими заболеваниями оказывает положительное влияние на течение болезни. Так, в Великобритании пациентам, страдающим сахарным диабетом, который включен в России в Перечень социально значимых заболеваний, предоставляется дополнительная помощь, включающая анализ лекарственной терапии с учетом лабораторных показателей, а также индивидуальное консультирование пациента по многим вопросам, связанным с данным заболеванием. Анализ эффективности прописанных мер показал, что ни один из пациентов, получавших данные услуги, не был госпитализирован в результате возникновения и/или обострении осложнений диабета, в то же время 25% пациентов контрольной группы были госпитализированы по этим причинам.
Таким образом, доказанная роль фармацевтического работника и положительный зарубежный опыт позволяют говорить о целесообразности включения аспектов фармацевтической помощи для достижения целей и задач, поставленных Программой по борьбе с социально значимыми заболеваниями. В этой связи нами рассмотрена подпрограмма «Сахарный диабет» с позиций эффективного участия фармацевтических специалистов в помощи больным данной нозологией. В обозначенной подпрограмме выделено такое направление, как «Совершенствование оказания специализированной помощи при сахарном диабете», для реализации которого, безусловно, существенное значение имеет бесперебойное рациональное обеспечение лекарственными и диагностическими средствами таких больных в рамках реализации государственных гарантий, являющееся важной составляющей поддержания качества жизни пациентов и профилактики осложнений сахарного диабета. Решение обозначенных задач находится в компетенции фармацевтических специалистов, что закреплено соответствующими нормативными правовыми актами.
Так, согласно «Образовательному стандарту высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) фармация», «организация деятельности по обеспечению лекарственными средствами граждан, имеющих право на социальную помощь», а также «организация и проведение закупок лекарственных средств и других товаров фармацевтического ассортимента для обеспечения государственных и муниципальных нужд» является одной из характеристик деятельности фармацевтических специалистов. Очевидно, что разработка современного эффективного механизма управления и контроля закупками, управление движением лекарственных и диагностических средств, оптимизация лекарственного обеспечения и информирования потребителей должна осуществляться с активным привлечением фармацевтических специалистов и использовать ресурсы не только медицинской, но и фармацевтической науки.
Основополагающая задача организации системы реализации государственных гарантий - составление перечня лекарственных препаратов для закупок, с целью эффективного обеспечения больных своевременной лекарственной помощью, решение которой, по нашему мнению, целесообразно осуществлять при активном участии специалистов фармацевтического профиля. Так, фармакоэкономические критерии выбора лекарственных препаратов могут быть рассчитаны по существующим методикам, разработанным учеными Пермской государственной фармацевтической академии, которые активно работают в этом направлении и в настоящее время.
Известно, что существенно уменьшить человеческие потери, расходы на систему здравоохранения и социально-экономическую нагрузку на общество от социально значимых заболеваний, в частности сахарного диабета, могут адекватная информированность населения о потенциальных опасностях заболевания, ранняя диагностика и качественный мониторинг состояния здоровья. Данный аспект в подпрограмме «Сахарный диабет», обозначен как «Реализация обучающих программ для населения по вопросам сахарного диабета, в том числе в школах для больных диабетом», но, к сожалению, только в контексте мероприятия «Совершенствования оказания специализированной медицинской помощи при сахарном диабете». Исходя из регламентированных международными требованиями Надлежащей Аптечной Практики и российским образовательным стандартом видов профессиональной деятельности специалистов с фармацевтическим образованием, сфокусированных на сохранение и укрепление здоровья граждан, реализация данного аспекта должна осуществляться не только в рамках медицинской помощи, но и путем оптимизации фармацевтического обслуживания больным сахарным диабетом, что также не предусмотрено данной Программой.
С целью совершенствования фармацевтической помощи больным сахарным диабетом
мы предлагаем включение в программу мероприятий по борьбе с сахарным диабетом разработку и внедрение определенных профилактических мероприятий на уровне аптечной организации, а также подключение фармацевтических специалистов к созданию и проведению тематических семинаров для больных диабетом (например, по вопросам применения лекарственных средств для лечения легких расстройств здоровья). Другой аспект совершенствования фармацевтической помощи - оптимизация информационно-консультационной деятельности работников аптечных организаций. Но, как показал проведенный нами анализ, профессиональная компетентность фармацевтических специалистов по вопросам выбора препаратов для лечения легких расстройств здоровья на фоне сахарного диабета недостаточна и требует дополнительного обучения специалистов, которое успешно реализуется в фармацевтической практике некоторых зарубежных стран. Так, например, в Великобритании для консультирования больных сахарным диабетом при наличии у них таких состояний, как аллергический ринит, обстипация, боль в ухе, цистит, созданы специальные обучающие программы для фармацевтических специалистов, включающие теоретические и практические занятия.
Следующим направлением оптимизации фармацевтической помощи больным сахарным диабетом может стать участие фармацевтического работника в повторном выписывании лекарственных средств в рамках социальных гарантий. Известно, что больные инсулинозависимым сахарным диабетом вынуждены пожизненно производить ежедневные инъекции инсулина, получение которого в рамках реализации своих прав на государственные гарантии требует ежемесячного посещения врача с целью оформления рецепта на данный препарат. В этой связи, создание механизмов, позволяющих фармацевтическим работникам выписывать лекарственные средства (после специального обучения, сертификации и юридическом закреплении данного права), может существенно облегчить процедуру получения жизненно-необходимых лекарственных средств, благоприятно сказаться на психоэмоциональном состоянии больных сахарным диабетом, а также значительно уменьшить нагрузку на врачей. Отметим, что такая практика уже существует в Великобритании, и, как выяснено в ходе опроса, большинство пациентов предпочли данную систему традиционной.
По нашему мнению, включение фармацевтических аспектов в государственные программы в сфере здравоохранения и реализация запланированных мероприятий будет способствовать улучшению качества фармацевтического обслуживания наиболее уязвимых слоев населения, повысить эффективность профилактических мероприятий, а также оптимизировать экономические затраты на решение стратегических задач государства в области охраны здоровья граждан.


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение«Благовещенский медицинский техникум»ФАРМАЦИЯ. МЕСТО И РОЛЬ В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯСоставитель: Мишина Н.С., преподаватель ПМ.01. МДК.01.02., ОУПД Цель и задачи занятияЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯознакомление с основными понятиями, целями, задачами фармации, как наукиЗАДАЧИ: познакомиться с основными понятиями фармации; познакомиться с видами и типами аптечных организаций; раскрыть этико-деонтологические аспекты деятельности фармацевта. Основные сокращенияЛС – лекарственное средство;ЛВ – лекарственное вещество;ЛФ – лекарственная форма;АО – аптечная организация;АП – аптечный пункт;АК – аптечный киоск;НТД – нормативно-техническая документация Фармация, общие понятияФАРМАЦИЯ научно-практическая отрасль, изучающая вопросы поиска, получения, исследования, хранения, изготовления и отпуска лекарственных средств. ЦЕЛЬ ФАРМАЦИИ изучение того, как зарождается, существует (становление, развитие) и преобразуется (переход в иное качество) система "лекарственных средств". ИСТОРИЯ ФАРМАЦИИ наука о развитии фармацевтической деятельности и лекарственных знаниях на протяжении всего существования человечества от первобытных времен до наших дней.ЗАДАЧИ ИСТОРИИ ФАРМАЦИИФармация, общие понятия Египетское слово “фармаки” (в переводе - дарующий исцеление или безопасность) дало происхождение греческому слову “фармакон” (в переводе – лекарство). Фармация, общие понятия Термин «фармацевт» появился в Древнем Риме, в III в. до н.э. Так назывались лица, занимающиеся не только приготовлением ЛС, но и лечением больных. Тогда же в употребление вошло и слово фармакополы – люди, занимающиеся приготовлением ЛС, продажей сырых лекарственных материалов.Фармация, общие понятия Основные разделы фармацииРАЗДЕЛЫ ФАРМАЦИИ: фармацевтическая химия; технология лекарственных форм; фармакология; фармакогнозия; организация и экономика фармации; судебная химия и дрСпециалисты в области фармации называются фармацевтами (среднее специальное образование) и провизорами (высшее образование). ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ: научно-исследовательские институты; лаборатории, фармзаводы, фармфабрики; аптеки, фарм. склады; контрольно-аналитические лаборатории Связь фармации с другими дисциплинамиИНФОРМАТИКА БИОЛОГИЯБОТАНИКААНАТОМИЯМАТЕМАТИКА ПСИХОЛОГИЯГЕНЕТИКА Виды и типы аптечных организацийАПТЕЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ организация, осуществляющая розничную торговлю лекарственным средствами, их изготовление и отпуск (ФЗ «О лекарственных средствах)АПТЕКИАПТЕЧНЫЕ КИОСКИАПТЕЧНЫЕ ПУНКТЫ Виды и типы аптечных организацийАПТЕКИГОРОДСКАЯ ИЛИ СЕЛЬСКАЯ ОБЩЕГО ТИПА (ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ) обслуживает население и ЛПУ готовыми ЛС и ЛС индивидуального приготовления (экстемпоральные ЛС).ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯосуществляют отпуск готовых и экстемпоральных ЛС, т.е. обеспечивает все виды лекарственного спроса населения и ЛПУ.НЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ осуществляют отпуск только готовых лекарственных средств (ГЛС) по рецептам или без.БОЛЬНИЧНАЯ АПТЕКА осуществляет снабжение ЛП и другими товарами аптечного ассортимента одно ЛПУ.СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ АПТЕКИ отпуск трав, детских лекарственных средств, гомеопатических препаратов, БАДов и др.МЕЖБОЛЬНИЧНЫЕ АПТЕКИ обеспечивают лекарственными средствами и другими медикаментами несколько ЛПУ. Слово «аптека» произошло от греческого «apotheke» - «склад», «кладовая».Первая же в мире зарегистрированная аптека открылась в VIII веке в столице Арабского халифата - городе Багдаде. Значительно позже, в XI веке, они появились в Испании, а затем и во многих городах Европы. Первая российская аптека, открывшаяся в 1581 году, обслуживала царскую фамилию.Виды и типы аптечных организаций Этико – деонтологические аспекты деятельности фармацевта. Этический кодекс фармацевта.В 1996 году фармацевтической ассоциацией России был принят Этический кодекс фармацевтического работника России.Модель современного этического кодекса состоит из двух частей: первой - преамбулы и второй - принципов.ЦЕЛЬ КОДЕКСА представлена «как совокупность этических норм и морально-нравственных принципов поведения фармацевтического работника при оказании квалифицированной, доступной и своевременной фармацевтической помощи. Этический кодекс фармацевтаосновная обязанность фармацевта - заботиться о благе каждого пациента. Это обязывает фармацевта быть объективным и ставить здоровье человека, а также его благополучие выше как личных, так и коммерческих интересов, в том числе и финансовых.ФАРМАЦЕВТ ДОЛЖЕН проявлять к пациентам одинаковое отношение и уважать их права на свободу выбора способа лечения. быть честным и надежным в своих взаимоотношениях, связанных с профессиональной деятельностью. Он служит каждому человеку в отдельности, а также обществу в целом.ОБЯЗАН уважать и защищать права пациента на конфиденциальность. Он выступает за сотрудничество с коллегами и другими специалистами и обязан уважать их систему ценностей, а также профессиональные способности. Качества идеального фармацевта Профессиональная компетентность. Информированность. Ответственность. Работоспособность. Самостоятельность. Коммуникабельность. Доброжелательность. Тактичность. Стрессоустойчивость. Честность. ИТОГИ ЗАНЯТИЯПОЗНАКОМИЛИСЬ С: основными понятиями фармации; видами и типами аптечных организаций;РАСКРЫЛИ этико-деонтологические аспекты деятельности фармацевта.ВЫЯВИЛИ качества идеального фармацевта


Приложенные файлы