Правовой статус страховой организации (страховой компании). Правовое положение страховых организаций Особенности правового положения страховых организаций

Тема 3. Субъекты предпринимательского права

3.7. Правовое положение страховых компаний

Страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий). Обладая исключительной компетенцией, страховые организации не могут вести производственную, торгово-посредническую и банковскую деятельность.

Страховщиками признаются юридические лица любой организационно-правовой формы. предусмотренной законодательством РФ, созданные для осуществления страховой деятельности и получившие в установленном законом порядке лицензию на осуществление страховой деятельности на территории РФ.

Правовое положение страховщиков на территории РФ определено Законом РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 (в ред. от 29.11.2010 г.) «Об организации страхового дела в РФ».

Страховщиками могут быть страховые организации и общества взаимного страхования. Общества взаимного страхования создаются юридическими и физическими лицами для страховой защиты своих имущественных интересов. Страховщики могут вести страховую деятельность через страховых агентов и страховых брокеров. Страховые агенты - это физические или юридические лица, действующие от имени страховщика и по его поручению в соответствии с предоставленными полномочиями. Страховые брокеры - юридические или физические лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве предпринимателей, осуществляющие посредническую деятельность по страхованию от своего имени и на основании поручений страхователя или страховщика.

Основой финансовой устойчивости для страховщика является наличие у него оплаченного уставного капитала и страховых резервов, а также система перестрахования.

Перестрахование представляет собой страхование одним страховщиком (перестрахователем) на определенных договором условиях риска исполнения всех или части своих обязательств перед страхователем у другого страховщика (перестраховщика ).

Гарантией платежеспособности страховщиков является предусмотренное законодательством правило об обязательном соблюдении нормативного соотношения между активами и принятыми страховыми обязательствами. В том случае, если страховщики приняли на себя обязательства в объемах, превышающих возможности их исполнения за счет собственных средств и страховых резервов, они обязаны застраховать у перестраховщиков риск исполнения соответствующих обязательств.

Страхование как вид предпринимательской деятельности имеет существенное значение для развития экономики страны, способствуя созданию долгосрочных инвестиционных ресурсов, обеспечению социально-экономической стабильности общества в целом.

Действующее законодательство определяет страхование как отношения по защите интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков*(446).

Отношения в сфере страхования регулируются законодательством, имеющим комплексный характер, так как оно включает в себя нормы различных отраслей права - гражданского, административного, финансового, экологического и др., что обусловливает сочетание частно-правовых и публично-правовых начал в регулировании страхования.

В последние годы происходит усиление публично-правовых начал в страховании, проявляющееся в совершенствовании механизма государственного надзора за страховой деятельностью, в приоритетном развитии обязательного страхования в РФ, которое используется для обеспечения публичных функций государства, реализации государственных программ в социальной сфере*(447).

Правовые основы страхования закреплены в Конституции РФ (п. "и" ст. 71), ГК РФ, Федеральном законе от 27 ноября 1992 г. N 4015-I (в ред. от 7 июля 2005 г.) "Об организации страхового дела в РФ" (далее - Закон об организации страхового дела) и других федеральных законах*(448).

Страховое законодательство включает в себя также большое число актов подзаконного характера*(449), значительное место среди которых занимают нормативно-правовые акты федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью.

При характеристике системы источников правового регулирования страхования следует назвать и правила страхования, содержащиеся в локальных актах, разрабатываемых самими страховщиками.

Страхование осуществляется специализированными субъектами предпринимательской деятельности - страховыми организациями (страховщиками).

Страховщики - юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ для осуществления страхования, перестрахования, взаимного страхования и получившие лицензии в установленном законом порядке (п. 1 ст. 6 Закона об организации страхового дела).

Страховщиками являются, как правило, коммерческие организации, которые имеют организационно-правовую форму акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью.

В качестве некоммерческих организаций в соответствии со ст. 968 ГК РФ и ст. 7 Закона об организации страхового дела могут выступать общества взаимного страхования, которые создаются юридическими и физическими лицами для страховой защиты своих имущественных интересов в порядке и на условиях, которые определяются Федеральным законом о взаимном страховании*(450).

В отношениях по обязательному социальному страхованию страховщиками выступают некоммерческие организации, созданные Правительством РФ для обеспечения прав застрахованных лиц*(451) (ст. 1, 13 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования").

Страховые организации могут быть юридическими лицами любых форм собственности - государственной, муниципальной, частной.

Страховщиками по обязательному личному страхованию (страхованию жизни, здоровья, имущества государственных служащих определенных категорий, военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и др.) являются государственные организации, а другие организации - в соответствии с законом. В последнем случае страховые организации избираются на конкурсной основе и должны иметь лицензию на осуществление определенного вида обязательного социального страхования*(452).

Для страховых организаций с участием иностранного капитала законодательством установлен ряд ограничений. В частности, определена квота на участие иностранного капитала в уставных капиталах всех страховых организаций в размере 25 процентов от их совокупного уставного капитала. Страховые организации, являющиеся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) либо имеющие долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале более 49 процентов, не могут осуществлять в РФ отдельные виды страхования (например, страхование жизни, обязательное государственное страхование, имущественное страхование, связанное с осуществлением поставок или выполнением подрядных работ для государственных нужд, а также страхование имущественных интересов государственных и муниципальных организаций и др.) (п. 3 ст. 6 Закона об организации страхового дела).

Страховая организация, являющаяся дочерним обществом по отношению к иностранному инвестору (основной организации), имеет право осуществлять в РФ страховую деятельность, если иностранный инвестор (основная организация) не менее 15 лет является страховой организацией, осуществляющей свою деятельность в соответствии с законодательством соответствующего государства, и не менее двух лет участвует в деятельности страховых организаций, созданных на территории РФ*(453).

Страховщики могут действовать на рынке страховых услуг через страховых посредников - страховых агентов и страховых брокеров.

Страховые агенты - постоянно проживающие на территории Российской Федерации и осуществляющие свою деятельность на основании гражданско-правового договора физические лица или российские юридические лица (коммерческие организации), которые представляют страховщика в отношениях со страхователем и действуют от имени страховщика и по его поручению в соответствии с предоставленными полномочиями.

Страховые брокеры - постоянно проживающие на территории Российской Федерации и зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей физические лица или российские юридические лица (коммерческие организации), которые действуют в интересах страхователя (перестрахователя) или страховщика (перестраховщика) и осуществляют деятельность по оказанию услуг, связанных с заключением договоров страхования (перестрахования) между страховщиком (перестраховщиком) и страхователем (перестрахователем), а также с исполнением указанных договоров.

Деятельность страховых агентов и страховых брокеров по оказанию услуг, связанных с заключением и исполнением договоров страхования (за исключением договоров перестрахования) с иностранными страховыми организациями, на территории Российской Федерации не допускается.

Помимо страховщиков и страховых брокеров к числу субъектов страхового дела Законом об организации страхового дела отнесены страховые актуарии (п. 2 ст. 4.1).

Страховые актуарии - физические лица, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, имеющие квалификационный аттестат и осуществляющие на основании трудового договора или гражданско-правового договора со страховщиком деятельность по расчетам страховых тарифов, страховых резервов страховщика, оценке его инвестиционных проектов с использованием актуарных расчетов.

Страховщики по итогам каждого финансового года обязаны проводить актуарную оценку принятых страховых обязательств (страховых резервов). Результаты актуарной оценки должны отражаться в соответствующем заключении, представляемом в орган страхового надзора в установленном им порядке*(454).

Правовое положение страховых организаций отличается рядом особенностей, выражающихся в том, что законодательство устанавливает для них специальные правила, определяющие порядок их создания и прекращения, формирования и использования имущества (уставного капитала, страховых резервов), учета, отчетности и др.

Страховщиками могут быть только юридические лица, специально созданные для осуществления страховой деятельности*(455).

Страховые организации должны иметь лицензию на осуществление страховой деятельности. Лицензирование страховой деятельности осуществляется Федеральной службой страхового надзора (Росстрахнадзором).

В соответствии с Условиями лицензирования страховой деятельности на территории РФ, утвержденными приказом Росстрахнадзора от 19 мая 1994 г. N 02-02/08*(456), под страховой деятельностью, подлежащей лицензированию, понимается деятельность страховых организаций и обществ взаимного страхования (страховщиков), связанная с формированием специальных денежных фондов (страховых резервов), необходимых для предстоящих страховых выплат.

Лицензия на проведение страховой деятельности не имеет ограничения по сроку действия, если не предусмотрено иное.

Лицензированию подлежат конкретные виды страхования, классификация которых установлена Законом об организации страхового дела (ст. 32.9).

Лицензирование обязательного страхования проводится в соответствии со специальным законодательством*(457).

Правовое регулирование деятельности страховщиков осуществляется прежде всего с целью обеспечения их финансовой устойчивости, т.е. такого состояния финансовых ресурсов страховых организаций, при котором они в полном объеме способны исполнить свои обязательства по страхованию.

Гарантиями обеспечения финансовой устойчивости страховщика являются экономически обоснованные страховые тарифы; страховые резервы, достаточные для исполнения обязательств по договорам страхования; собственные средства; перестрахование (п. 1 ст. 25 Закона об организации страхового дела).

Имущество страховой организации делится на средства страховых резервов и собственные средства страховщика. Страховые резервы и собственные средства страховщика должны быть обеспечены активами, соответствующими требованиям диверсификации, ликвидности, возвратности и доходности*(458).

Важнейшая составляющая собственных средств страховой организации - ее уставный капитал. Страховщики должны обладать полностью оплаченным уставным капиталом, размер которого не может быть ниже минимального размера, установленного законодательством. Минимальный размер уставного капитала определяется на основе базового размера уставного капитала, равного 30 млн. рублей, и коэффициентов (от 1 до 4), которые зависят от объекта страхования.

Оплаченный уставный капитал и иные собственные средства страховой организации должны обеспечивать проведение планируемых видов страховой деятельности. С этой целью законодательство определяет обязательное соблюдение нормативного соотношения между активами страховой организации и принятыми страховыми обязательствами*(459).

Особый правовой режим установлен законодательством для страховых резервов.

Страховые резервы образуются из отчислений от полученных страховых премий, а также за счет других средств страховщика. Виды страховых резервов и размеры соответствующих отчислений определяются законодательством*(460). Средства страховых резервов должны использоваться исключительно для осуществления страховых выплат.

Страховщики вправе инвестировать и иным образом размещать средства страховых резервов. Согласно Правилам размещения страховщиками страховых резервов, утвержденным приказом Минфина РФ от 22 февраля 1999 г. (в ред. от 14 января 2005 г.) N 16н*(461), под размещением страховых резервов понимаются активы, принимаемые в покрытие (обеспечение) страховых резервов (п. 1).

Правилами установлены допустимые объекты инвестирования средств страховых резервов: в покрытие страховых резервов принимаются государственные и муниципальные ценные бумаги, акции, векселя банков, инвестиционные паи паевых инвестиционных фондов, банковские вклады (депозиты), недвижимое имущество, слитки золота и серебра и др. (п. 6).

Одним из средств обеспечения финансовой устойчивости страховой организации является перестрахование.

Перестрахование - деятельность по защите одним страховщиком (перестраховщиком) имущественных интересов другого страховщика (перестрахователя), связанных с принятым последним по договору страхования (основному договору) обязательств по страховой выплате (ст. 13 Закона об организации страхового дела).

Оно позволяет перераспределить между страховщиками риски выплат по страховым обязательствам и потому широко используется в практике страховой предпринимательской деятельности.

Перестрахование осуществляется на основании договора перестрахования, заключенного между страховщиком и перестраховщиком в соответствии с требованиями гражданского законодательства. К договору перестрахования применяются правила, предусмотренные для страхования предпринимательского риска.

Страховщики ведут бухгалтерский учет, составляют и представляют бухгалтерскую и статистическую отчетность в соответствии с планом счетов, правилами бухгалтерского учета, формами учета и отчетности, утверждаемыми органом страхового регулирования в соответствии с законодательством.

Основой организации и правового регулирования страховых отношений и деятельности страховых организаций в РФ являются ГК РФ и Закон РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» .

Страхование - отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков (ч. 1 ст. 2 Закона об организации страхового дела).

Под страховой деятельностью законодатель понимает сферу деятельности определенных субъектов - страховщиков по страхованию, перестрахованию, взаимному страхованию, а также страховых брокеров, страховых актуариев по оказанию услуг, связанных со страхованием, с перестрахованием.

Страхование осуществляется специальными субъектами - страховщиками. Страховщики осуществляют оценку страхового риска, получают страховые премии (страховые взносы), формируют страховые резервы, инвестируют активы, производят страховые выплаты, осуществляют иные связанные с исполнением обязательств по договору страхования действия.

К страховщикам законодательством предъявляется ряд специальных требований.

1. В качестве страховщиков могут выступать только юридические лица (ст. 938 ГК РФ). Иные субъекты предпринимательской деятельности не вправе выступать в качестве страховщиков.

2. Страховщиком может быть юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством РФ, т. е. российское юридическое лицо .

Иностранные страховщики, по общему правилу, не вправе осуществлять на территории РФ страховую деятельность .

3. Такое юридическое лицо создается исключительно для осуществления страховой деятельности . Страховая деятельность является целью создания данного юридического лица, что прямо должно быть зафиксировано в учредительных документах организации.

4. Организация должна получить лицензию на осуществление страховой деятельности . В соответствии со ст. 938 ГК РФ и ч. 5 ст. 4 Закона об организации страхового дела на территории РФ страхование может осуществляться только страховщиками, имеющими лицензии. Исключение из этого правила составляет перестрахование и иные случаи, прямо предусмотренные законами.

Лицензированию подлежат конкретные виды страхования, классификация которых установлена ст. 32 9 Закона об организации страхового дела (страхование имущества юридических лиц, сельскохозяйственное страхование, страхование гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору, страхование предпринимательских рисков и др.).

5. Страховщик вправе осуществлять только те виды страхования, которые указаны в его лицензии (ст. 938 ГК РФ, ч. 2 ст. 6 Закона об организации страхового дела).

6. Страховая организация по общему правилу - коммерческая организация (хозяйственное общество). В отдельных случаях законодатель допускает к участию в страховом деле некоммерческие организации .

7. Законодатель предъявляет ряд требований по обеспечению финансовой устойчивости страховых организаций.

Гарантиями обеспечения финансовой устойчивости страховщика являются экономически обоснованные страховые тарифы; страховые резервы, достаточные для исполнения обязательств по страхованию, сострахованию, перестрахованию, взаимному страхованию; собственные средства; перестрахование.

Имущество страховой организации делится на средства страховых резервов и собственные средства страховщика. Страховые резервы и собственные средства страховщика должны быть обеспечены активами, соответствующими требованиям диверсификации, ликвидности, возвратности и доходности.

Собственные средства страховой организации включают уставный капитал, резервный каптал, добавочный капитал, нераспределенную прибыль.

Важнейшей составляющей собственных средств страховой организации является ее уставный капитал . Страховщики должны обладать полностью оплаченным уставным капиталом, размер которого должен быть не ниже установленного Законом об организации страхового дела минимального размера уставного капитала.

Особый правовой режим установлен для страховых резервов. Страховые резервы формируются организацией для обеспечения исполнения обязательств по страхованию, перестрахованию, взаимному страхованию.

8. В наименовании страховой организации должно содержаться указание на организационно-правовую форму и вид деятельности субъекта с использованием слова «страхование».

9. Законодательством установлен ряд специальных требований к составлению бухгалтерской (финансовой) , статистической и иной отчетности , необходимых для осуществления контроля и надзора в сфере страховой деятельности.

Страховые организации обязаны представлять в уполномоченный федеральный орган консолидированную финансовую отчетность, т. е. систематизированную информацию, отражающую финансовое положение, финансовые результаты деятельности и изменения финансового положения организации в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности .

10. Страховщики обязаны опубликовывать годовые бухгалтерские отчеты в порядке и в сроки, которые установлены нормативными правовыми актами Российской Федерации, после аудиторского подтверждения достоверности содержащихся в этих отчетах сведений .

Страховщики могут действовать на страховом рынке через посредников - страховых агентов и страховых брокеров.

Страховые агенты - постоянно проживающие на территории РФ и осуществляющие свою деятельность на основании гражданско-правового договора физические лица или российские юридические лица (коммерческие организации), которые представляют страховщика в отношениях со страхователем и действуют от имени страховщика и по его поручению в соответствии с предоставленными полномочиям (ч. 1 ст. 8 Закона об организации страхового дела).

Страховой агент является ключевой фигурой механизма продаж страховых услуг. Он является основным посредником между страховщиком и страхователем.

Страховые брокеры - постоянно проживающие на территории РФ и зарегистрированные в установленном законодательством РФ порядке в качестве индивидуальных предпринимателей физические лица или российские юридические лица (коммерческие организации), которые действуют в интересах страхователя (перестрахователя) или страховщика (перестраховщика) и осуществляют деятельность по оказанию услуг, связанных с заключением договоров страхования (перестрахования) между страховщиком (перестраховщиком) и страхователем (перестрахователем), а также с исполнением указанных договоров (ч. 2 ст. 8 Закона об организации страхового дела).

В качестве страховых брокеров могут выступать юридические и физические лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей.

Страховые брокеры, в отличие от страховых агентов, могут действовать как по поручению страховщиков, так и страхователей.

Страховые брокеры предоставляют страхователю квалифицированные советы, готовят договоры страхования.

К числу субъектов страхового дела Закон об организации страхового дела относит также страховых актуариев.

Страховые актуарии - физические лица, постоянно проживающие на территории РФ, имеющие квалификационный аттестат и осуществляющие на основании трудового договора или гражданско-правового договора со страховщиком деятельность по расчетам страховых тарифов, страховых резервов страховщика, оценке его инвестиционных проектов с использованием актуарных расчетов (ч. 1 ст. 8 1 Закона об организации страхового дела).

Страховой актуарий должен иметь квалификационный аттестат, подтверждающий знания в области актуарных расчетов. Требования к порядку проведения квалификационных экзаменов страховых актуариев, выдачи и аннулирования квалификационных аттестатов устанавливаются уполномоченным органом .

Страховщики по итогам каждого финансового года обязаны проводить актуарную оценку принятых страховых обязательств (страховых резервов).

Результаты актуарной оценки должны отражаться в соответствующем заключении, представляемом в орган страхового надзора в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти.


Контрольные вопросы

1. Вправе ли несовершеннолетние лица заниматься предпринимательской деятельностью?

2. Приведите примеры видов деятельности, которыми вправе заниматься только юридические лица, но не индивидуальные предприниматели.

3. Какие структурные подразделения организации должны быть указаны в ее уставе? В чем заключается различие между филиалом и представительством юридического лица?

4. Назовите основные отличия некоммерческой от коммерческой организации. Вправе ли некоммерческие организации заниматься предпринимательской деятельностью?

5. Какие виды организаторов торговли вы знаете и в чем их отличия? Какие требования предъявляются к организаторам торговли?

6. Что понимается под АИФ? Назовите требования, предъявляемые к АИФ, управляющей компании, специализированному депозитарию инвестиционного фонда.

7. Кто может быть страхователем в соответствии с законодательством РФ? Назовите требования, предъявляемые к страховым организациям.


Литература

1. Грачева Е. Ю., Болтинова О. В. Правовые основы страхования: учеб. пособие. М., Проспект, 2011.

2. Гришаев С. П. Новое в законодательстве об ассоциациях как некоммерческих юридических лицах // СПС «Консультант Плюс», 2013.

3. Мыскин А. В. К вопросу о правосубъектности филиалов юридических лиц // Российская юстиция. 2012. № 8.

4. Тихомиров М. Ю. Индивидуальный предприниматель: правовое положение и виды деятельности. М., 2007.

5. Шевченко О. М. Деятельность по организации торговли: предпринимательская или нет? // Законы России: опыт, анализ, практика. 2010. № 6.


Похожая информация.


Объединения субъектов страхового дела. Закона об организации страхового дела фирменное наименование субъекта страхового дела – юридического лица должно содержать организационно-правовую форму а также слова указывающие на осуществляемый вид деятельности: страхование перестрахование взаимное страхование страховой брокер или производные от таких слов и словосочетаний. Юридическое лицо не вправе использовать полное или краткое фирменное наименование повторяющее частично или в целом наименование другого субъекта страхового дела....


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Тема 4. Правовое положение страховых организаций

1. Создание страховых организаций.

2. Лицензирование деятельности страховых организаций.

3. Объединения субъектов страхового дела.

4. Прекращение деятельности страховых организаций.

1. Создание страховых организаций

Создание страховых организаций включает в себя три этапа: учреждение, государственную регистрацию, получение лицензии.

Учреждение страховых организаций . Поскольку страховые организации могут создаваться в любой организационно-правовой форме, то порядок, условия создания и учредительные документы страховых организаций напрямую зависят от той организационно-правовой формы, в которой она создаётся. Однако, по общему правилу, устав страховой организации должен содержать указание на то, что организация должна заниматься именно страховой деятельностью.

Согласно п. 3 ст. 4.1 Закона об организации страхового дела, фирменное наименование субъекта страхового дела – юридического лица должно содержать организационно-правовую форму, а также слова, указывающие на осуществляемый вид деятельности: «страхование», «перестрахование», «взаимное страхование», «страховой брокер» или производные от таких слов и словосочетаний. Юридическое лицо не вправе использовать полное или краткое фирменное наименование, повторяющее частично или в целом наименование другого субъекта страхового дела. Указанное положение не распространяется на дочерние и зависимые общества субъекта страхового дела.

Уставный капитал (п. 3 ст. 25 Закона об организации страхового дела).

Уставный капитал должен быть не ниже установленного Законом минимального размера уставного капитала, который определяется на основе базового размера его уставного капитала, равного 30 миллионам рублей, и следующих коэффициентов:

1 – при страховании рисков, связанных с причинением вреда жизни, здоровью граждан, оказанием им медицинских услуг (страхование от несчастных случаев и болезней, медицинское страхование);

1 – при страховании рисков, связанных с причинением вреда жизни, здоровью граждан, оказанием им медицинских услуг (страхование от несчастных случаев и болезней, медицинское страхование) и имущественным страхованием.

2 – при страховании рисков, связанных с дожитием граждан до определенного возраста или срока, со смертью, с наступлением иных событий в жизни граждан (страхование жизни);

2 – при страховании жизни и страховании от несчастных случаев и болезней, медицинское страхование;

4 – при осуществлении перестрахования, а также страхования в сочетании с перестрахованием.

Изменение минимального размера уставного капитала страховщика допускается только федеральным законом не чаще одного раза в два года при обязательном установлении переходного периода. Внесение в уставной капитал заемных средств и находящегося в залоге имущества не допускается.

В 2005 году совокупный уставной капитал страховщиков России составил 143,1 млрд. руб 1 .

Существует запрет на осуществление определённых видов страхования страховщиками, созданными с участием иностранного капитала (п. 3 ст. 6 Закона об организации страхового дела) 2 . Согласно этому закону им запрещается осуществлять:

Страхование интересов, связанных с дожитием граждан до определенного возраста или срока, со смертью, с наступлением иных событий в жизни граждан (страхование жизни);

Обязательное страхование;

Обязательное государственное страхование;

Имущественное страхование, связанное с осуществлением поставок или выполнением подрядных работ для государственных нужд;

Страхование имущественных интересов государственных и муниципальных организаций.

Государственная регистрация страховых организаций. При регистрации страховщиков действует общий порядок государственной регистрации юридических лиц, который определён Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» 3 .

Право на осуществление страховой деятельности предоставляется только субъекту страхового дела, получившему лицензию. Поэтому можно утверждать, что правоспособность у страховой организации возникает с момента получения лицензии. Правоспособность страховщиков коммерческих организаций носит ограниченный характер. Им запрещена производственная, торгово-посредническая, банковская деятельность. В то же время страхование не признано исключительным видом деятельности страховщиков, они могут заниматься и теми видами деятельности, которые не указаны в их учредительных документах. Поэтому их правоспособность (за исключением страховщиков некоммерческих организаций) не может быть признана специальной.

Законодатель ввел правило, по которому правоспособность страховщика ограничивается видами страхования, но не только не дал точного нормативного определения понятия вида страхования, но и поставил правоспособность страховщика в зависимость от такой группы фактов, которые в некоторых случаях невозможно отличить друг от друга правовыми методами. Тем самым толкование этого вопроса, по существу, передано в компетенцию органа страхового надзора. Правоприменительная практика показывает, что при возникновении спора о правоспособности страховщика мнение органа страхового надзора является решающим.

2. Лицензирование деятельности страховых организаций

Лицензирование страховщиков и последующий надзор за их деятельностью производиться Федеральной службой страхового надзора, находящейся в ведении Минфина РФ 4 . Раньше подобные функции осуществлял Росстрахнадзор РФ. ФССН является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности.

Лицензия выдается не вообще на страховую деятельность, как таковую, а лишь на осуществление конкретных видов страхования, в которых законом или подзаконным актом установлено наличие страхового интереса. Несмотря на то, что нормативное определение понятия «вид страхования» отсутствует, из пп. «а» п. 1 ст. 32 Закона об организации страхового дела ясно, что каждому виду страхования должны соответствовать определённые правила страхования.

Лицензирование деятельности субъектов страхового дела осуществляется на основании их заявлений и документов, представленных в соответствии с п. 2 ст. 32 Закона об организации страхового дела.

В орган страхового надзора представляются следующие документы:

1) заявление о предоставлении лицензии;

2) учредительные документы соискателя лицензии;

3) документ о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица;

4) протокол собрания учредителей об утверждении учредительных документов соискателя лицензии и утверждении на должности единоличного исполнительного органа, руководителя (руководителей) коллегиального исполнительного органа соискателя лицензии;

5) сведения о составе акционеров (участников);

6) документы, подтверждающие оплату уставного капитала в полном размере;

7) документы о государственной регистрации юридических лиц, являющихся учредителями субъекта страхового дела, аудиторское заключение о достоверности их финансовой отчетности за последний отчетный период, если для таких лиц предусмотрен обязательный аудит;

8) сведения о единоличном исполнительном органе, руководителе (руководителях) коллегиального исполнительного органа, главном бухгалтере, руководителе ревизионной комиссии (ревизоре) соискателя лицензии;

9) сведения о страховом актуарии;

10) правила страхования по видам страхования, предусмотренным Законом об организации страхового дела, с приложением образцов используемых документов;

11) расчеты страховых тарифов с приложением используемой методики актуарных расчетов и указанием источника исходных данных, а также структуры тарифных ставок;

12) положение о формировании страховых резервов;

13) экономическое обоснование осуществления видов страхования.

Указанный перечень является исчерпывающим. Документы должны быть составлены на русском языке.

Кроме того, сведения о страховщике необходимо указать в «Электронной анкете субъекта страхового дела». Она должна быть приложена на дискете либо одновременно направлена по электронному адресу. Форма электронной анкеты (по категориям субъектов страхового дела), а также Инструкция по ее заполнению размещены на официальном сайте Министерства финансов РФ (minfin.ru) в рубрике «Страховой надзор» 5 .

После представления в надлежащей форме всех документов, указанных в ст. 32 Закона об организации страхового дела, орган страхового надзора выдает соискателю лицензии уведомление в письменной форме о приеме документов.

Принятие решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии осуществляется в срок, не превышающий 60 дней с момента даты получения всех документов. Следует помнить, что срок 60 дней начинает течь с момента подачи заявления со всеми требуемыми приложениями. Если заявление подано, но отсутствует какой-либо из документов, перечисленных в указанной статье, оно не считается поданным. Сроком подачи заявления считается срок, в который подан последний из требуемых документов. О принятии решения орган страхового надзора обязан сообщить соискателю лицензии в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения.

На практике встречаются случаи, когда орган страхового надзора отказывается принять документы, требуя дополнительные документы или их корректировку. Отказ в приеме документов законодательством не предусмотрен, и в этом случае соискателю лицензии следует направить по почте заявление с приложениями заказным письмом.

Органом страхового надзора срок принятия решения о выдаче лицензии не всегда выдерживается. В связи с этим очень многие страховщики, подав документы на лицензию и получив принципиальное их одобрение, но не получив еще лицензию, начинают заключать договоры страхования. Следует помнить, что поскольку правоспособность у страховщика возникает с момента получения лицензии, то и право на заключение договоров страхования возникает в этот же момент. Договоры, заключённые до момента получения лицензии будут являться недействительными, страхователь страховой защитой не обеспечивается и, наступившее в этот момент страховое обстоятельство страховым случаем являться не будет, обязанности возместить причинённый страхователю вред не возникнет.

Отказ в выдаче лицензии возможен только по основаниям, предусмотренным п. 1 ст. 32.3 Закона об организации страхового дела. Решение об отказе в выдаче лицензии направляется в письменной форме соискателю лицензии в течение пяти рабочих дней со дня принятия такого решения с указанием причин отказа.

Отказ должен быть мотивирован, и в качестве мотива должно быть указано на несоответствие какого-либо из представленных документов конкретной норме нормативного акта. Отсутствие такого указания или общее указание «не соответствует требованиям законодательства» противоречит закону. Такой отказ может быть обжалован в арбитражном суде. Так Арбитражный суд г.Москвы в 2007 г. отказал ООО «СКГП "ТРАНСГАЗ-ГАРАНТ» в удовлетворении исковых требований о признании незаконным уклонения (бездействия) от решения вопроса о выдаче лицензии и об обязании принять решение о выдаче лицензии 6 . Ранее в 2006 г. иск ООО «Второе страховое общество» о признании незаконным бездействия (нерассмотрение заявления о выдаче лицензии) Арбитражным судом г.Москвы был удовлетворен 7 .

Лицензия не имеет ограничения по сроку действия, если это не предусмотрено при её выдаче и соответствующей записи в ней. На каждую форму страхования выдается отдельная лицензия.

По окончании лицензирования сведения о страховщике заносятся в единый государственный реестр субъектов (либо объединений субъектов) страхового дела 8 .

3. Объединения субъектов страхового дела

Субъекты страхового дела в целях координации своей деятельности, представления и защиты общих интересов своих членов могут образовывать союзы, ассоциации и иные объединения (ст. 14 Закона).

За рубежом крупнейшим и наиболее активно действующим объединением участников страховых отношений является Европейский союз страховщиков, который занимается вопросами интеграции европейского страхового рынка и гармонизацией национального страхового законодательства. Также следует отметить еще ряд международных неправительственных организаций в сфере страхования: Международный союз авиационных страховщиков (основан в 1934г. в Лондоне), Международный союз морского страхования (основан в 1874 г. в Берлине), Международный союз страховщиков кредитов и инвестиций (создан в 1934г. в Берне), Федерация афро-азиатских страховщиков и перестраховщиков (организована в 1964 г. в Египте), Международная ассоциация страховых надзоров и т.д. В России функционирует Всероссийский союз страховщиков и несколько региональных ассоциаций. В Санкт-Петербурге действуют Ассоциация страховых медицинских организаций Санкт-Петербурга, Союз страховщиков Санкт-Петербурга и Северо-Запада, Межрегиональная ассоциация развития страхования.

В соответствии с п. 4 ст. 50 ГК РФ и Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7 «О некоммерческих организациях» существует только 2 вида объединений юридических лиц – ассоциации и союзы. В отношении союзов и ассоциаций страховщиков действуют те же нормы, что и в отношении союзов и ассоциаций других юридических лиц, т.е. ст. 121-123 ГК и нормы Федерального закона «О некоммерческих организациях». В соответствии со ст. 14.1 Закона об организации страхового дела у страховщиков существуют специфические объединения – страховые пулы, которые не являются объединениями в том смысле, какой ему придают ст. 50 и ст.121 ГК РФ.

Наиболее полно вопросы правового регулирования деятельности объединений страховщиков регулируются нормами Закона об ОСАГО, глава 5 «Профессиональное объединение страховщиков» которого подробно регламентирует отношения, связанные с созданием профессионального объединения страховщиков, его имуществом, членскими взносами, функциями и полномочиями, правилами профессиональной деятельности и компенсационными выплатами.

Страховой пул является особой формой объединения страховщиков 9 . Он не является юридическим лицом, поскольку у него отсутствует основной признак юридического лица – самостоятельная ответственность по обязательствам (п. 1 ст. 48 ГК РФ).

Страховой пул создаётся в целях:

Преодоления недостаточной финансовой емкости отдельных страховщиков;

Обеспечения финансовой устойчивости страховых операций;

Гарантии страховых выплат;

Обеспечения возможности принятия на страхование крупных рисков, единоличное несение которых невозможно даже для солидных страховщиков.

Страховые пулы могут действовать на принципах сострахования и перестрахования. Пул создается на добровольной основе, как правило, для проведения страхования по одному виду страховой деятельности.

Участники страхового пула действуют на основании договора простого товарищества и образуют временное (на определенный срок или без ограничения срока) объединение самостоятельных страховых компаний. Страховщики – участники пула должны иметь лицензию на проведение соответствующего вида страхования. Количество участников данного объединения не ограничено, не ограничены также возможности каждого из них в отношении третьих лиц, то есть страховая компания может быть участником нескольких пулов.

Участники страхового пула заключают договоры страхования от своего имени, но по единым правилам и единым тарифам, страхование того же вида по другим правилам они осуществлять не могут. Но участники пула не ограничены в своем праве осуществлять страхование других видов, в отношении которых соглашение о страховом пуле не действует. Участники страхового пула несут солидарную ответственность перед страхователями 10 , следовательно, страхователи (выгодоприобретатели, застрахованные лица) могут требовать исполнения обязательств от любого участника страхового пула.

Для некоторых зарубежных стран характерно поручение обязательного страхования специально создаваемым страховым пулам. В частности, в Германии действуют федеральные пулы по обязательному страхованию ответственности авиаперевозчиков, атомному страхованию и фармакологическому страхованию. Одним из лидеров в сфере страхования авиационных рисков является ведущий страховой пул Deutsche Luftpool. В России создано несколько страховых пулов, среди которых следует выделить Российский ядерный страховой пул и Российский антитеррористический страховой пул. Разрабатываемые этими пулами правила и условия страхования являются основой при заключении договоров страхования в соответствующих областях.

4. Прекращение деятельности страховых организаций

По общему правилу прекращение деятельности страховых организаций происходит в результате реорганизации (в различных формах) либо ликвидации. ГК РФ (ст. 57) предусматривает следующие формы реорганизации юридических лиц: слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование.

При слиянии страховых организаций имущественные права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу. Новый страховщик должен получить лицензию в установленном порядке.

При присоединении одного страховщика к другому к последнему переходят имущественные права и обязанности присоединившегося юридического лица. В этом случае лицензия присоединившегося юридического лица (страховщика) должна быть возвращена в ФСНН. Объединенная страховая организация может продолжить свою деятельность на основании лицензии юридического лица, к которому присоединилась.

При разделении страховщика его имущественные права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам, которые должны получить лицензию в установленном порядке. Лицензия разделённого юридического лица подлежит возврату в ФССН.

При выделении из юридического лиц (страховщика) одного или нескольких юридических лиц к каждому из них в соответствующих частях переходят имущественные права и обязанности страховщика. Выделившаяся страховая организация обязана получить лицензию. Прежняя организация лицензию сохраняет.

При преобразовании юридического лиц (страховщика) происходит замена лицензии.

Ликвидация страховщиков осуществляется по общим правилам гражданского законодательства о ликвидации юридических лиц: ст.ст. 61-65 ГК РФ, главой VII ФЗ от 8 августа 2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Банкротство страховщиков. В случае неспособности удовлетворить денежные требования кредиторов в отношении страховщика могут быть применены процедуры банкротства. Особенности несостоятельности (банкротства) страховых организаций регламентируются ст.ст. 183-186 Федерального закона от 26 октября 2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» 11 (далее – Закон о банкротстве). Специфика правового регулирования банкротства страховых организаций состоит в необходимости охраны интересов страховщиков, так как имущество такого юридического лица формируется из страховых премий и обязанностей страховщика по осуществлению страховых выплат.

Страхователи вправе в одностороннем порядке (односторонней сделкой) расторгнуть договор страхования до признания страховщика банкротом (п. 2 ст. 958 ГК РФ). Однако в этом случае страхователи не имеют права на возврат части страховой премии, уплаченной страховщику.

Возможность возбуждения производства по делу о несостоятельности (банкротстве) страховщиков не связывается с наличием у него лицензии – заявление может быть подано независимо от того, отозвана лицензия или нет. Внесудебные административные процедуры, направленные на восстановление платежеспособности, применяться могут, но их применение не препятствует возбуждению судебных процедур. Меры, направленные на укрепление пошатнувшегося финансового положения страховщика принимает государственный орган по надзору за страховой деятельностью, который также участвует в арбитражном процессе по делу о банкротстве, наряду с другими лицами.

В случае введения в отношении должника – страховой организации процедур банкротства, должник или конкурсный управляющий обязан в течение десяти дней с даты введения процедуры наблюдения или конкурсного производства уведомить ФССН о введении в отношении должника соответствующей процедуры банкротства.

При проведении внешнего управления имуществом должника, страховой организации, допускается продажа его имущественного комплекса в соответствии с планом внешнего управления по правилам, предусмотренным ст. 106 Закона о банкротстве.

П. 1 ст. 184 Закона о банкротстве устанавливает особенность определения состава имущественного комплекса страховщика при его продаже в рамках конкурсного производства. Объем обязательств, входящих в состав имущественного комплекса, зависит от того, в ходе какой процедуры банкротства проходит продажа имущественного комплекса страховщика. Требования страхователей по договорам страхования, не вошедшие в состав имущественного комплекса, признаются денежными требованиями и удовлетворяются в объеме и порядке, установленных соответственно ст. 185 и 186 Закона о банкротстве.

Поскольку при продаже имущественного комплекса страховой организации происходит замена страховщика в договоре, п. 1 ст. 184 Закона о банкротстве установил обязательные условия, согласно которым продажа такого комплекса допустима только тогда, когда покупатель согласен принять на себя обязательства по договорам страхования, срок действия которых не истек, и по которым страховой случай не наступил на дату признания должника банкротом. Требования к покупателю имущественного комплекса страховщика закреплены в п. 2 ст. 184 Закона о банкротстве.

Принятие арбитражным судом решения о признании страховщика банкротом и об открытии конкурсного производства влечет прекращение заключенных страховщиком договоров страхования.

Согласно ст. 185 Закона о банкротстве, если по договорам страхования, заключенным страховщиком на дату принятия решения о признании организации банкротом и об открытии конкурсного производства:

Страховой случай не наступил, эти договоры прекращаются (кроме случаев продажи страховой организации как имущественного комплекса в ходе конкурсного производства). Страхователи или выгодоприобретатели по этим договорам имеют право требовать возврата части уплаченной страховщику страховой премии пропорционально разнице между сроком, на который был заключен договор страхования, и сроком, в течение которого он действовал;

Страховой случай наступил, страхователи или выгодоприобретатели имеют право требовать осуществления страховой выплаты.

В случае принятия решения о признании страховщика банкротом и открытии конкурсного производства требования кредиторов третьей очереди подлежат удовлетворению в следующем порядке (ст. 186 Закона о банкротсвтве):

Первая очередь – требования застрахованных, выгодоприобретателей по договорам обязательного личного страхования;

Вторая очередь – требования выгодоприобретателей, страхователей по иным договорам обязательного страхования;

Третья очередь – требования застрахованных, выгодоприобретателей, страхователей по договорам личного страхования;

Четвертая очередь – требования иных кредиторов 12 .

1 См.: Котлобовский И.Б., Мамонтов А.В. Проблемы развития страхового рынка в Российской Федерации. // Аналитический вестник Совета Федерации Федерального собрания РФ. – 2006. – № 17 (305). С. 29, 30.

2 Как отмечают специалисты, страховщиков с участием иностранного капитала в России около 50. См.: Шихов А.К. Страховое право: учебное пособие – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИД «Юриспруденция», 2006. С. 77.

3 Собрание законодательства РФ. 2001. №33. Ст. 3431.

4 О полномочиях и организации деятельности ФССН см.: положение о Федеральной службе страхового надзора, утверждённое постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 330 // Собрание законодательства РФ. 2004. № 28. Ст. 2904.

5 Письмо ФССН от 18 марта 2005 г. № 44-1833/02 «О порядке заполнения и представления страховыми организациями, обществами взаимного страхования, страховыми брокерами «Электронной анкеты субъекта страхового дела» // Финансовая газета. – 2005. – № 14.

6 Определение Арбитражного суда г.Москвы № А40-50439/07-121-360.

7 Постановление Арбитражного суда г.Москвы А40-1116/06-146-8

8 Текст реестра размещен на сайте Министерства финансов РФ в Internet (http://www.minfin.ru)

9 Действовавшее ранее и носившее рекомендательный характер Положение о страховом пуле, утвержденное приказом Росстрахнадзора от 18 мая 1995 г. № 02-02/13, было отменено Приказом Минфина РФ от 13 мая 1999 г. № 107.

10 Однако, как было отмечено членами Экспертного совета при ФССН, в практике по договорам страхования, заключаемым в рамках пулов, устанавливается долевая ответственность. См.: Замечания к Закону РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» // Юридическая и правовая работа в страховании. – 2006. – № 1. С. 18 – 21.

11 Собрание законодательства РФ. 2002. № 43. Ст. 4190.

12 Об особенностях несостоятельности страховщиков см.: Материалы межфакультетского научного коллоквиума в МГИМО на тему «Особенности и проблемы банкротства страховых организаций» // Страховое право. – 2006. – № 4 (33). С. 14 – 64.

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

12771. Правовое положение кредитных организаций. Деятельность кредитных организаций по привлечению денежных средств физических и юридических лиц. Формы безналичных расчетов 25.14 KB
Банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц
18359. Правовое регулирование деятельности страховых организаций в зарубежных странах 130.38 KB
Порядок создания страховой организации. Правовое регулирование деятельности страховой перестраховочной организации. Ответственность страховой организации. Страховой рынок страны сегодня переживает бурное развитие.
1267. ОТКРЫТОЕ И ЗАКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОНЫЕ ОБЩЕСТВА: ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ, СТАТУС, УЧРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, РЕОРГАНИЗАЦИЯ, ЛИКВИДАЦИЯ, ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ УЧАСТНИКОВ 49.42 KB
В России более половины юридических лиц имеют форму АО, она стала одной из самых распространенных форм хозяйствования, глубоко вошла в механизм экономических преобразований и оказывает существенное влияние на его развитие
15899. Правовое положение акционерных обществ 223.4 KB
Эволюционный аспект законодательства об акционерных обществах. На смену открытым ОАО и закрытым ЗАО акционерным обществам пришли публичные и непубличные. отменен лимит количества акционеров общества и преимущественное право покупки акций продаваемых другими акционерами. Заметим что указанные аспекты наиболее актуальные для ЗАО могут вступить в силу только после внесения каких-либо изменений в устав общества ст.
4145. Правовое положение общества с ограниченной ответственностью в РФ 73.52 KB
Цель исследования: раскрыть отдельные особенности правового регулирования деятельности акционерных обществ с учетом реальных правовых ситуаций и разработать на этой основе рекомендации по совершенствованию акционерного законодательства Российской Федерации.
4146. Правовое положение иностранных граждан в России 87.38 KB
Необходимость защиты прав и свобод иностранцев со стороны государства пребывания (проживания) обусловлена также тем, что в последнее время собственные граждане государства в силу тех или иных причин негативно относятся к пребыванию (проживанию) на территории их государства иностранных граждан.
12859. Правовое положение лиц участвующих в уголовном процессе 34.2 KB
Объектом данной курсовой работы является уголовный процесси совокупность правоотношений складывающихся в уголовном процессе между государственными органами обеспечивающими безопасность лиц содействующих правосудию с одной стороны и участниками уголовного судопроизводства в отношении которых применяются соответствующие меры безопасности – с другой. Воплощение идеи правового государства предполагает создание надлежащих гарантий безопасности личности в сфере борьбы с преступностью а именно в частности лиц содействующих уголовному...
12479. Правовое положение субъектов правоотношений по социальному обеспечению 180.04 KB
Большой юридический словарь трактует эти права как совокупность конституционных прав человека или только граждан конкретного государства дающих ему возможность претендовать на получение от государства при определенных условиях определенных материальных благ. Но если человек утратил источник средств существования которым служили доходы от трудовой деятельности вследствие наступления социального риска государство предоставляет ему право на социальное обеспечение.Чтобы индивиды могли участвовать в общественной жизни они должны...
11434. Особенности правовое положение государственных органов и должностных лиц 36.59 KB
Органы предварительного следствия их задачи и полномочия. освещение отдельных проблем правового положения органов предварительного следствия. В этой связи его участие при проведении предварительного слушания по делу обязательно ч. Такое свое право он может реализовать на протяжении всего предварительного расследования через следователя или дознавателя и до начала судебного следствия по уголовному делу с его участием в качестве государственного обвинителя чч.
20537. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СТОРОН ДОГОВОРА БАНКОВСКОГО ВКЛАДА 80.92 KB
Для того, чтобы повысить уровень доверия вкладчиков, необходимо тщательно осветить вопрос особенностей заключения, изменения и прекращения депозитного договора с правовой точки зрения. Именно этим и объясняется актуальность темы данной работы. Объектом данной работы являются нормы российского законодательства, регламентирующие правоотношения банков и физических лиц по договору банковского вклада и соответствующие акты Центрального банка РФ (Банка России), судебная практика по разрешению споров, возникающих в данной области, а также опубликованные научные работы по данной проблеме.

Страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий). Обладая исключительной компетенцией, страховые организации не могут вести производственную, торгово-посредническую и банковскую деятельность.

Страховщиками признаются юридические лица любой организационно-правовой формы. предусмотренной законодательством РФ, созданные для осуществления страховой деятельности и получившие в установленном законом порядке лицензию на осуществление страховой деятельности на территории РФ.

Правовое положение страховщиков на территории РФ определено Законом РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 (в ред. от 29.11.2010 г.) «Об организации страхового дела в РФ».

Страховщиками могут быть страховые организации и общества взаимного страхования. Общества взаимного страхования создаются юридическими и физическими лицами для страховой защиты своих имущественных интересов. Страховщики могут вести страховую деятельность через страховых агентов и страховых брокеров. Страховые агенты - это физические или юридические лица, действующие от имени страховщика и по его поручению в соответствии с предоставленными полномочиями. Страховые брокеры - юридические или физические лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве предпринимателей, осуществляющие посредническую деятельность по страхованию от своего имени и на основании поручений страхователя или страховщика.

Основой финансовой устойчивости для страховщика является наличие у него оплаченного уставного капитала и страховых резервов, а также система перестрахования.

Перестрахование представляет собой страхование одним страховщиком (перестрахователем) на определенных договором условиях риска исполнения всех или части своих обязательств перед страхователем у другого страховщика (перестраховщика ).

Гарантией платежеспособности страховщиков является предусмотренное законодательством правило об обязательном соблюдении нормативного соотношения между активами и принятыми страховыми обязательствами. В том случае, если страховщики приняли на себя обязательства в объемах, превышающих возможности их исполнения за счет собственных средств и страховых резервов, они обязаны застраховать у перестраховщиков риск исполнения соответствующих обязательств.

Контроль над деятельностью страховщиков осуществляет федеральная служба страхового надзора.

8. Понятие и виды хозяйственных объединений

Хозяйственные объединения - объединения индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, участники которых осуществляют согласованную предпринимательскую деятельность .

Хозяйственные объединения являются одним из видов партнерских связей между организациями. Они создаются для реализации следующих целей:

Консолидация участников и концентрация капитала;

Повышение устойчивости фирмы на рынке и снижение финансовых рисков за счет их дифференциации и перераспределения;

Повышение конкурентоспособности на рынке (превращение конкурентов в партнеров);

Оптимизация управления;

Открытие кредитных линий с целью доступности и удешевления кредитных ресурсов.

Классификацию хозяйственных объединений можно провести по нескольким критериям.

1. По способу организации хозяйственные объединения делятся на:

а) горизонтальные объединения - объединения, основанные на договоре и равноправии участников (ассоциации (союзы), некоммерческие партнерства, простые товарищества);

б) вертикальные объединения - объединения, основанные на экономической субординации (холдинги).

2. В зависимости от организационно-правовой формы:

а) ассоциации (союзы) - договорные объединения коммерческих организаций, созданные в целях координации предпринимательской деятельности, представления и защиты их общих имущественных интересов (ст. 121 ГК РФ). Ассоциации имеют статус юридического лица. Члены ассоциации сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица. Ассоциация не отвечает по обязательствам своих членов, члены ассоциации несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам в размере и порядке, предусмотренных учредительными документами;

б) некоммерческое партнерство - основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении целей, направленных на достижение общественных благ (ст. 8 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ (в ред. от 29.12.2010 г.) «О некоммерческих организациях»). К таким целям могут относиться, в частности, защита интересов участников, разрешение споров, оказание юридической помощи и т.п. В качестве некоммерческих партнерств, например, могут создаваться фондовые биржи;

в) холдинговая компания - совокупность юридических лиц, состоящая из основного (преобладающего) общества или товарищества и дочерних (зависимых) хозяйственных обществ, ведущих согласованную производственную, торговую, финансовую или иную предпринимательскую деятельность и связанных между собой отношениями экономической зависимости и контроля, позволяющими основному обществу (товариществу) определять решения дочерних хозяйственных обществ;

"