Внутренний государственный кредит пример. Как получить кредит для малого бизнеса от государства: виды кредитов и документы для получения

Чтобы бесперебойно финансировать нужды в условиях дефицита бюджета, государство должно привлекать ресурсы от субъектов хозяйственной деятельности. В таких случаях используется кредит. Но в данной сделке заемщиком выступает не физическое лицо, а государство.

Суть

Государственный заем – это способ привлечения на фиксированный срок средств в бюджет. Кредиторами в таких сделках выступают юридические и физические лица, инвесторы из других стран. Сложно найти в мире государство, которое не нуждалось бы в дополнительных средствах. Если внутренних поступлений от налогов и иных доходов недостаточно, для покрытия дефицита привлекаются денежные средства из внешних источников на условиях возврата.

Данный способ финансирования так же популярен, как и эмиссия. По окончании срока кредитования заемщик должен вернуть долг с учетом процентов. Сумма всех невозвращенных обязательств формирует долг страны в целом.

Характеристика

Государственный заем может привлекаться на различные цели и сроки. Ему также свойственны такие признаки, как срочность, платность и возвратная основа. Также не стоит путать внешний государственный займ с внутренним. В первом случае кредиторами выступают финансовые организации, предприятия и граждане самого государства, а во втором – из других стран.

Данный вид кредитования имеет свои особенности:

  • он обычно привлекается для покрытия дефицита;
  • обеспечением по сделке выступает все госимущество;
  • целевой характер не такой четкий, как в обычном коммерческом кредите;
  • источником погашения займа являются налоги, а не доход от результатов хозяйственной деятельности;
  • следствием сделки является сокращение обращения денежной массы.

Функции

  • Распределительная – размещение средств по централизованным фондам по принципу приоритетности (деньги выделяются по тем направлениям, где они больше всего нужны).
  • Регулирующая – с помощью таких займов можно воздействовать на денежное обращение, уровни ставок рефинансирования и т. д.
  • Контрольная – средства должны использоваться в тех целях, для которых они привлекались.

Государственный VS банковский кредит

Эти два вида займа отличаются. При оформлении банковского кредита обеспечением являются конкретные ценности: акции, товары, оборудование. Во втором случае залогом выступает государственная собственность. Поэтому в случае объявления дефолта может быть наложен арест на все имущество, находящееся за границей. Под санкции могут попасть здания торговых представительств, счета компаний с государственной собственностью, открытые в банках. Исключению подлежат только имущества консульств. Если предоставленные средства используются эффективно, то это положительно влияет на уровень занятости и производства в стране. Во многих странах используются госгарантии кредитов, полученные от экспортеров, для расширения рынка сбыта продукции.

Виды государственных займов

По месту эмиссии:

  • внешние (в иностранной валюте) кредиты - предоставляют международные фонды, другие страны и их субъекты;
  • внутренние займы - предоставляются в национальной валюте;
  • муниципальные кредиты - могут выдаваться в любой валюте.

По сроку:

  • краткосрочные (до 12 месяцев);
  • среднесрочные (1-5 лет);
  • долгосрочные (20–30 лет).

По обеспеченности:

  • закладные, по которым предоставляется залог в виде определенного имущества;
  • в беззакладных сделках объект залога в договоре четко не описан.

По субъектам-держателям:

  • займы только для населения;
  • кредиты для юридических лиц;
  • займы для организаций и населения.

По методам размещения:

  • добровольные;
  • по подписке;
  • принудительные.

В зависимости от формы предоставления средств, госзаймы делятся на облигационные, процентные, гарантийные, межправительственные и «стриженые».

Облигационные займы

Самый популярный способ покрытия дефицита бюджетных средств – это эмиссия ЦБ. Этот способ также используется для решения проблемы кассовых разрывов, привлечения дополнительных источников финансирования масштабных проектов и погашения иных обязательств.

Займы государственных ценных бумаг предоставляются в виде:

  • облигаций: в 1995 году с их помощью финансировался дефицит госбюджета;
  • краткосрочных обязательств Минфина, направленных на финансирование расходов государства и покрытие бюджетного недостатка средств;
  • бескупонные облигации Центробанка;
  • долговые обязательства внутреннего валютного займа;
  • еврооблигации.

Держатели облигаций могут перепродать долговые обязательства. Номинальная стоимость ЦБ соответствует сумме займа, а по рыночной стоимости указывается возможная цена продажи.

Векселя

Выпуск государственных займов может осуществляться в казначейских обязательствах. Векселя используются для покрытия дефицита муниципального бюджета. Чаще всего они выпускаются на срок от 1 до 5 лет.

Государственные займы РФ классифицируются по выпуску. В зависимости от того, кто проводит эмиссию ЦБ, все привлеченные средства могут поступать в государственный или местный бюджет. При этом условиями выпуска может быть предусмотрен досрочный выкуп.

Обращение

В странах с развитой промышленностью доля ЦБ, которые после выпуска попадают на рынок, составляет примерно 70 % от суммы госдолга. Такие облигации составляют достойную конкуренцию банковским депозитам и применяются для привлечения свободных денежных средств. Инвестор, которые приобрел нерыночные ЦБ, может продать их только государству. Такие облигации не оборачиваются на фондовом рынке и выпускаются исключительно с целью привлечения мелких кредиторов.

Выплаты

Погашения государственных займов могут осуществляться в форме процента, дисконта. Условием контракта может быть предусмотрен смешанный характер выплат. Доход, выплачиваемый по процентной ставке, изменяется в зависимости от ситуации на рынке и существующих предложений по кредитам. Фиксированная ставка сдерживает инвесторов, желающих получить больший доход, и увеличивает расходы на выплату процентов. Суть дисконтной суды заключается в том, что держатели ЦБ сначала приобретают облигации со скидкой, а затем государство выкупает их по полной стоимости.

Договор федерального займа

Этим документом оформляется факт предоставления средств государству. Договор предусматривает добровольное сотрудничество заемщика и кредитора. Если юридическое или физическое лицо хочет стать инвестором, ему необходимо приобрести выпущенные в оборот государственные ЦБ. Облигации дают право держателям взыскать сумму долга с учетом процентов. Так предоставлялся государственный займ СССР. Изменять условия ЦБ, которые находятся в обращении, ни одна из сторон сделки не может.

Обязательными условиями кредитного договора являются:

  • погашение задолженности в согласованный срок;
  • обеспеченность сделки;
  • размер ставки, на которую предоставляется государственный кредит.

Займы, полученные внутри страны, образуют внутренний долг, а от международных организаций – внешний. Эти два показателя играют важную роль.

Макроэкономика

Государственный внутренний заем, который получен от Центральных банков, фиксируется в пассивах в виде роста денежной массы за счет купленных облигаций. Так осуществляется монетизация внутреннего долга. То есть выданный кредит является обеспечением эмитируемых денег.

Проценты, на которые предоставляется государственный внутренний заем, также являются макроэкономическим регулятором. Если будут привлечены очень большие объемы ресурсов под высокий процент, то общая учетная ставка вырастет. Это сразу негативно скажется на предпринимательской деятельности.

Государственный заем должен эффективно использоваться. Например, направляться на строительство железной дороги, покупки производственных мощностей. В ином случае бремя выплаты долга ложится на налогоплательщиков на несколько десятилетий вперед. То есть можно сказать, что увеличение госдолга – это моральная проблема.

Управление госдолгом

Государство и Центробанк используют целый комплекс мер, направленных на погашение обязательств. В частности:

  • погашают государственные займы;
  • государственный долг обеспечивают залогом;
  • осуществляют отчисления займодателям;
  • выпускают новые кредиты и т. п.

Данные методы управления применяются с целью:

  • снижению расходов по обслуживанию кредитов;
  • обеспечения финансирования социально-значимых программ;
  • поддержания стабильной политической системы.

Государственный выигрышный займ

Сегодня практически каждый кредит является целевым. Более того, банки разрабатывают программы под конкретные цели и клиентов. Поэтому и существует деление на потребительский, автокредит и ипотеку.

Государственный заем также является целевым. Учитывая проблемы в большинстве секторов экономики, как можно занять деньги, не указывая конкретное направление их использования? На практике такие кредиты не предоставляются. Поэтому займы и считаются целевыми. Направления использования средств четко прописываются в договоре. Если в документе перечислены финансируемые сферы развития образования, а по факту средства потрачены на приобретение производственных заводов, то кредитор может потребовать досрочного возврат всей суммы долга.

Госзаймы в СССР

Во времена СССР привлеченные правительством средства направлялись на финансирование основных производственных затрат. Происходило перераспределение капитала. Временно свободные средства физических и юридических лиц трансформировались в те, которые пригодны для длительного финансирования. Предприятия инвестировали в платежные обязательства Центрокассы НКФ СССР. Ценная бумага выпускалась 6 месяцев. Но с помощью этого инструмента государство получало доступ к долгосрочному кредиту на несколько миллионов рублей.

Второе преимущества госкредита заключалось в том, что он стимулировал накопление капитала. Темпы роста народного хозяйства страны при заданном уровне национального дохода зависят от объема средств, направляемых на потребление и накапливание. Госзаймы стимулируют к сбережению капитала.

Периоды войн, социальных потрясений и революций уничтожают саму идею накопления средств. Процесс восстановления хозяйства требует капиталовложений. Приходится снова воспитывать навыки к сбережению. Эту проблему можно решить с помощью госзаймов. Из рынка изымаются избыточные денежные знаки, снижается спрос на товары, уменьшаются цены.

В таблице ниже расписан госдолг СССР.

Наименование займа Выпуск Номинальная сумма займа, млн руб.
Государственный 8 % внутренний заем 1924 г. 100
Первый крестьянский выигрышный заем 50
100
Государственный краткосрочный 5 % внутренний кредит 1925 г. 10
Повторный выпуск крестьянского займа 100
Повторный выпуск государственного кредита 300
Второй крестьянский выигрышный заем 100
Второй государственный 8 % внутренний кредит 1926 г. 100
Выиграшный заем 30

Условно 1924-1926 года можно разделить на два периода. Первые два года характеризуются большим количеством краткосрочных займов с принудительным характером реализации. В этот период правительство пыталось покрыть дефолт без денежной эмиссии. Поэтому в 1924-1925 годах было оформлено несколько очень крупных займов. Их целью было ускорить поступление средств в казну. Первые принудительные займы были рассчитаны на денежные накопления населения. Эти кредиты фактически не увеличивали сумму денежных ресурсов, а только передвигали сроки их поступления во времени.

Второй этап кредитования

С февраля 1925 г. начался оздоровительный период. Выпущенные займы размещались на добровольной основе и по требованиям рынка. Доходы от сделок направлялись на хозяйственное строительство.

Попытка разместить первый добровольный выигрышный заем оказалась провальной. В стране не были созданы предпосылки к развитию долгосрочных кредитных операций. Этому мешали высокая учетная ставка, ограниченные свободные средства, недоверие к новому инструменту финансирования с низким уровнем доходности. Поэтому следующий займ был размещен среди рабочих и плательщиков доходного налога в принудительном порядке. Второй кредит уже распределялся между не трудовыми слоями населения. Последующие займы только назывались добровольными. На тех или иных стадиях реализации все равно имело место принуждение. Такие меры имели ряд негативных последствий.

Население стремилось побыстрее избавиться от ЦБ, выбрасывая их на рынок. Налог, уплаченный в обязательном порядке при реализации облигации, полностью исключал ее ценность. Из-за избыточного предложения рыночная цена снизилась до 20 % от номинала. Несмотря на высокую доходность облигации (130 %), желающих прибрести ее не было.

В результате резкого снижения курса гособлигации сначала котировались на фондовой бирже по реальной стоимости, а затем и вовсе переместились на черную биржу и превратились в неликвидные ЦБ. Только после отказа от принудительных методов размещения займа начался процесс оздоровления рынка.

Вывод

Займы государственных ценных бумаг могут потребоваться как экономически слабым государствам, так и странам с развитой экономикой. Независимо от первопричины, перед принятием решения нужно всесторонне изучить вопрос и обосновать получение кредита.

Многие страны нуждаются в привлечении лишних наличных средств при маленьких объемах налоговых зачислений и других ресурсов.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Так как кроме беспроцентных зачислений, государство привлекает еще и деньги на возмездных началах, применяя форму государственного займа.

Государство в данных связях может выступать в роли клиента, поручителя, заимодавца.

Важные аспекты

Есть такие основные принципы госкредита:

  1. Добровольности.
  2. Срочности.
  3. Платности.
  4. Возвратности.

От банковского или коммерческого займа государственный кредит отличается типом обеспечения. Банковский или рыночный займы обеспечиваются простыми ценностями.

Когда денежные средства берет государство, то в качестве займа выступает вся его состоятельность, все принадлежащее ему наследство и доходы.

Когда государство берет на себя возвратить кредит и выполнить необходимые обязательства, оно становится поручителем.

И когда заемщик свои обязательства выполняет своевременно и в полном объеме, то поручителю не нужно будет нести лишние расходы.

Но в большинстве случаев государственное поручительство необходимо клиентам малонадежным, а значит, централизованным финансовым фондам приходится нести затраты.

Причины, почему государству в собственной экономической занятости трудно обойтись без государственного займа:

  1. Отличие во времени между временем зачисления денег в кассу и их использованием.
  2. Присутствие бюджетного недостатка также может привести к надобности государственного займа.
  3. Повышение курса экономики на социальную сферу, повышение вложения в охрану окружающего мира, то есть процедуры, которые требуют повысить государственные затраты.

В обычных ситуациях государственный заем имеет добровольный характер. Но также имеются исключения.

К примеру, после второй мировой войны людей заставили подписаться на государственных бумагах, замыслом каких был сбор денег, которые предназначались для возобновления национальной экономики после войны.

Общие понятия

Кредит – сумма средств, которая передается одним участником соглашения другому участнику на условиях платности, срочности и возвратности.

Любой экономический объект может быть кредитором и заимополучателем в процессе работы экономической системы. Но главное место здесь занимают банковские организации.

Он выдается на условиях возвратности, платности. Госкредит связан с бюджетным дефицитом, будучи источником его покрытия.

В отдельных ситуациях при его помощи могут мобилизироваться средства в фонды целевого назначения либо елевые проекты.

Кроме того, в систему госкредита относят кредиты, которые предоставляются под госгарантии либо для пополнения валютных резервов ЦБ . Сейчас государство выступает в качестве заемщика и заимодателя.

Располагая большими деньгами, государство одновременно и берет в долг и предоставляет заем иным странам и клиентам в других странах (юридическим и физическим особам).

Необходимость государственного кредита заложена в несбалансированности доходов и затрат государства (недостаток государственного бюджета), которая возмещается привлечением кредитных средств.

Инфляция и государственный долг – это два метода погашения недостатка государственного бюджета.

В зависимости от положения клиента распознают такие виды госкредитов, как централизованный и децентрализованный государственный заем.

В первой ситуации государственные ценные бумаги (акции) выдаются правительством (МФ), в другой – районными органами власти.

Основные формы

Под формой займа подразумевается внешнее проявление содержания тех экономических отношений, какие выражает заем.

Они могут быть нерыночными и рыночными. Госгарантии по займам организациям и учреждениям также входят в состав госкредита. Они не предусматривают трату госбюджета во время получения займов.

Но в ситуации невозврата гарантированных кредитов вовремя, оплата их должна делаться за счет средств госбюджета.

Но их разумное применение способствует стабилизации формирования предпринимательской деятельности и повышению поступлений в госбюджет.

По правовому утверждению подразделяются государственные кредиты, какие выдаются на основе правительских договоров и обеспечиваются оформлением ценных документов.

Договорами регистрируются, как правило, от правительств иных стран, международных компаний и материальных институтов. С помощью ценных документов привлекаются деньги на финансовом рынке.

Регистрация государственных кредитов может происходить двумя видами ценных бумаг – облигациями и казначейскими условиями (векселями).

В теории и на практике госкредит делится на внутренний и международный государственный заем.

При внутреннем госкредите государство обычно есть заемщиком денег, а ее заимодавцами есть банковские организации, страховые организации и т.д.

В ситуации международного госкредита одной из сторон кредитной сделки выступает государство, причем оно может быть и должником и кредитором.

Правовые основы

На данный момент государственный заем регламентируется .

По данному закону государственным внутренним долгом Российской Федерации есть кредитные обязательства правительства Российской Федерации, проявлены в государственной валюте.

Эти два закона следят за работой всех банков России, а также за деятельностью ЦБ России.

Особенности получения госзайма

В чем особенности отношений при государственном кредите? Государство может выступать как в роли заимодавца, так и в роли заемщика и поручителя.

После окончания времени займа государство должно выполнить свои условия и вернуть заимодавцу кредит и накопленные на него проценты.

Данные свойства госкредита, как оперативная, платная, возвратная основа, целевое назначение и наличие финансового обеспечения делают его похожим на банковский заем.


В отличие от коммерческого или банковского кредита, государственному характерны такие особенности:
  • он чаще всего предоставляется на возмещение недостатка в бюджете;
  • финансовым обеспечением выступает все, что принадлежит стране наследство, какое оформляет ее казну, что делает его более надежным в глазах кредиторов;
  • целевой характер данного вида кредита более строгий, чем в случае коммерческого займа;
  • источником возврата выступают налоги и иные займы, а не деньги, полученные в итоге ведения хозяйской деятельности;
  • приводит к понижению в обращении наличных.

Главные функции государственного кредита

  1. Распределительную.
  2. Регулирующую.
  3. Контрольную.

Данные функции займа тесно связаны между собой, устанавливая в своей группе назначенную экономическую роль заемных отношений.

Путем распределительной функции госкредита выполняется создание и использование централизованных финансовых фондов государства на нюансах возвратности, оперативности и платности, обеспечивается дополнительный приток финансовых средств.

Регулирующая функция проявляется в том, что соответственные субъекты, вступающие в кредитные отношения, действуют на состояние финансового обращения, процесс производства, занятость населения, размер процентов и на финансовую политику.

Контрольной функцией является учет и контроль за целевым и разумным использованием денег, привлекаемых и выделяемых государством.

Выступая в качестве кредитного получателя, государство обеспечивает дополнительные наличные для финансирования собственных затрат.

Госкредит есть главным источником финансирования бюджетного недостатка.

Как показывает опыт иностранных государств с коммерческой экономикой, использование государственного займа для возврата недостатка в бюджете – более результативное и правильное средство по сравнению с кредитно-денежными приемами (к примеру, эмиссией средств).

Что понимается под управлением

Под государственным займом понимается сущность экономических отношений государства с физическими и юридическими особами, при каких государство выступает в качестве клиента, заимодавца и .

Управление государственным займом может анализироваться в тесном и широком смысле.

Под управлением государственным займом в огромном смысле понимается формирование одного из видов материальной политики государства, связанной с его деятельностью в качестве клиента, заимодавца и поручителя.

Управление государственным займом в огромном смысле как одно из направлений материальной политики находится во владении органов власти и управления государством.

Именно они устанавливают объем бюджетного недостатка и, после этого, и объем кредитов, нужных для их погашения, главные направления и цели воздействия на наличное обращение, заем производство, занятость.

Возможность оформления целевого

Государственный в целях обеспечения социальных гарантий и повышения контроля за точным и правильным использованием денег социальной защиты.

Есть самостоятельной кредитной организацией. Госкредит может быть охарактеризован как экономическая и правовая категория.

Государственный кредит (от лат. creditum –ссуда, долг)− представляет собой систему кредитных отношений, в которой государство может выступать одновременно заемщиком и кредитором. Это одна из форм мобилизации денежных ресурсов государством с целью выполнения своих функций. При осуществлении кредитных операций внутри страны государство является заемщиком средств, а население, предприятия и организации – кредиторами. В сфере международных экономических отношений государство выступает как в роли заемщика, так и в роли кредитора.

Государственный кредит предоставляется на принципах возвратности, срочности и платности.

Возвратность − необходимость своевременного возврата полученных от кредитора финансовых ресурсов после завершения их использования заемщиком.

Срочность − необходимость возврата кредита точно в срок, зафиксированный договором или соглашением.

Платность − заемщик должен возвратить сумму полученных средств, а также уплатить проценты за пользование кредитом.

Государственный кредит направляется на покрытие бюджетного дефицита, на финансирование военных расходов, на социальные программы.

Государственный кредит выполняет следующиефункции:

1. Образование денежных доходов (распределительная). Через даннуюфункцию государственного кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства или их использование на принципах срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов.

2. Регулирующая функция государственного кредита заключается в том, что, вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику.

3. Контрольная функция является продолжение контрольной функции финансов и заключается в учете и контроле за целевым и рациональным использованием средств, привлекаемых и выделяемых государством. Осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами.

Государственные займы − основная форма государственного кредита. Государственные займы можно классифицировать по ряду признаков.

1. По сроку заимствования:

· краткосрочные (до 1 года);

· среднесрочные (от 1 до 5 лет);

· долгосрочные (от 5 до 30 лет).

2. По месту размещения:

· внутренние (размещаемые внутри страны);

· внешние (реализуемые на иностранных денежных рынках).

3. В зависимости от эмитента:

· займы, выпускаемые центральным правительством;

· займы, выпускаемые республиканским правительством;

· займы, выпускаемые местными органами власти.

4. По форме выплаты дохода:

· выигрышные займы, выплата дохода по которым осуществляется на основе тиражей выигрышей;

· процентные займы, доход по которым выплачивается на основе начисленных процентов;

· дисконтные займы, доход по которым инвестор получает за счет приобретения долговых обязательств с дисконтом и последующим их погашением по номинальной стоимости по окончании срока предоставления.

5. По способу обращения на рынке:

· рыночные, которые свободно продаются и покупаются;

· нерыночные, которые не могут свободно менять своих владельцев и не подлежат обращению на рынке ценных бумаг.

6. По способу обеспечения возвратности:

· закладные займы, обеспечиваются конкретным залогом, например, имуществом;

· беззакладные займы, их обеспечением служит платежеспособность эмитента в целом.

Под управлением государственным кредитом понимается формирование одного из направлений финансовой политики государства, связанной с его деятельностью в качестве кредитора, заемщика и гаранта. Управление государственным кредитом осуществляется органами власти и управления. Они определяют общий объем бюджетного дефицита, объем займов, основные направления и цели воздействия на денежное обращение, кредит, производство; осуществляют действия, связанные с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулированию рынка государственных ценных бумаг, обслуживанию и погашению государственного долга, предоставлению ссуд и гарантий.

В процессе управления государственным кредитом решаются задачи:

1) минимизации стоимости долга для заемщика;

2) недопущения переполнения рынка заемными обязательствами государства и резкого колебания их курса;

3) эффективного использования мобилизованных средств и контроля за целевым использованием выделенных кредитов;

4) обеспечения своевременного возврата кредитов;

5) максимального решения задач, определенных финансовой политикой, в частности сохранение иностранных капиталов, в стране и переориентировка инвесторов с вывоза полученных доходов из страны на вложение прибыли в развитие производства.

Государственный долг – это сумма накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся за это время положительных сальдо бюджета. Согласно ст. 6 БК РФ «государственный или муниципальный долг - обязательства, возникающие из государственных или муниципальных заимствований, гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства в соответствии с видами долговых обязательств, установленными настоящим Кодексом, принятые на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием. Внешний долг - обязательства, возникающие в иностранной валюте, за исключением обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающих в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований). Внутренний долг - обязательства, возникающие в валюте Российской Федерации, а также обязательства субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающие в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований)».

Бюджетный дефицит и государственный долг тесно связаны, так как, во-первых, государственный заём – важнейший источник покрытия бюджетного дефицита, во-вторых, определить, насколько опасен тот или иной размер дефицита бюджета, невозможно без анализа величины государственного долга. С другой стороны, для оценки государственного долга необходимо исследование роста бюджетного дефицита.

Рост государственного долга влечет за собой реальные негативные экономические последствия. Во-первых, выплата процентов по государственному долгу увеличивает неравенство в доходах, поскольку значительная часть государственных обязательств сконцентрирована у наиболее состоятельной части населения. Во-вторых, повышение ставок налогов может подорвать действие экономических стимулов развития производства, снизить инвестиции в производство, а также усилить социальную напряженность. Что и происходит в России уже не один год. В-третьих, когда правительство берет займ на рынке капиталов для рефинансирования долга или уплаты процентов по государственному долгу, это неизбежно влечет за собой сокращение частных капиталовложений.

Управление государственным долгом – это совокупность действий государства по погашению и регулированию суммы государственного долга, а также по привлечению новых заемных средств.

5. Отличия государственного займа от банковского

6. Правовые основы государственного ссуды

7. Государственного займ в Республике Беларусь

8. Государственный кредит на Украине

9. Государственный кредит как система регулирования

Для заемщика при приобретении ценных бумаг правительства имеются и другие риски , например, кредитный, рыночный, процентный. Кредитный , присущий ценным бумагам, связан с вероятностью того, что финансовые возможности эмитента (государства) уменьшатся, так что он окажется не в состоянии выполнить свои финансовые обязательства.

Кредитный риск, связанный с обязательствами государства вытекает из особенностей должника и эмитента , из характера экономических объектов, на которых покоятся обязательства, из способности взимать налоги и получать кредиты. Рыночный риск происходит в связи с непредвиденными изменениями на рынке ценных бумаг или в экономике, привлекательность правительственных ценных бумаг в качестве объекта вложений может быть отчасти утрачена, так что их продажа станет возможна лишь со снижением цены или в известной мере в принудительном порядке. Процентный риск - это риск изменения процентных ставок и связанный с этим риск снижения их рыночной цены. Причины этого - фиксация процента по облигациям в договорном порядке в момент их денежной эмиссии и относительная свобода колебания рыночных ставок вверх и вниз.

В процессе инвестиций в ценные бумаги следует соблюдать правило диверсификации вложений, т.е. снижение риска серьезных потерь. Этого можно добиться при распределении вложений между множеством разных ценных бумаг. Вложения целесообразно ограничивать по видам ценных бумаг, отраслям экономики, регионам, сроку погашения по долговым обязательствам.

Республика Беларусь как суверенное государство также использует кредиты как краткосрочные, так и долгосрочные.

Выпуск государственных краткосрочных облигаций осуществляется с целью привлечения временно свободных средств юридических и физлиц, в том числе иностранных, для возмещения дефицита республиканского бюджета. Облигации выпускаются по решению кабинета Министров Республики Беларусь мин фином, являются государственными ценными бумагами и размещаются среди инвесторов на добровольной основе. Денежная облигаций осуществляется в виде записей по счетам. Первичное размещение происходит путем их продаже на конкурсе инвесторам - участникам аукциона. При первичном размещении облигации продаются на дисконтной основе (по цене ниже номинала) по предлагаемым на тендере ценам, но не ниже цен, устанавливаемых минфиным в день проведения аукциона. Выпуск облигаций считается состоявшимся, если при первичном размещении продана определенная доля от их общего количества. Первичные инвесторы имеют право в установленном законодательством порядке продавать облигации на вторичном рынке ценных бумаг через биржи. Национальный банк, как центральный депозитарий, по согласованию с мин фином может продавать на вторичном рынке ценных бумаг облигации, не реализованные при первичном размещении, в течении срока их обращения по ценам не ниже цен в день проведения аукциона. Правительство обязуется погасить облигации по истечении срока их обращения. Инвесторы получают профит в виде разницы между ценами реализации (погашения) и ценами приобретения облигаций. Повышение рейтинга государственных краткосрочных облигаций связан со стабилизацией обменных курсов белорусского рубля к иностранным валютам, что приводит к оттоку денежных средств с валютного сектора рынка, а также со снижением уровня инфляции и введением положительных ставок вложения инвистиций национального банка.

Выпуск долгосрочных облигаций займа РБ осуществляется с целью снижения темпов инфляции и исполнения республиканского бюджета по затратам со сроком обращения один год и более. определяет объем, дату эмиссии ценных бумаг облигаций, срок обращения и погашения, номинальную стоимость одной облигации, процентную ставку . Объемы выпуска учитываются при формировании республиканского бюджета. Первичное размещение облигаций производится минфиным (главным государственным казначейством) путем зачисления определенного количества облигаций на специальные счета первичных держателей, открываемых в депозитарии (национальном банке).

Выпуск долгосрочных облигаций Федерального Займа осуществляется в виде записей на счетах без использования бланков. В обращении облигации могут использоваться первичными держателями при расчетах за товары (работы, услуги), а также выступать предметом залоговых обязательств. Погашение облигаций производится национальным банком по номинальной стоимости облигаций, увеличенной на сумму процентной ставки, установленной при выпуске облигаций. Министерство финансов по истечении срока обращения выделяет необходимые средства национальному банку.

Долгосрочные облигации представляют собой источник не инфляционного финансирования дефицита госбюджета. С их помощью можно цивилизованным путем отсрочить выплаты по существующему государственному долгу, увеличить сроки государственных заимствований, снизить неплатежи в стране.

Развитие рынка ценных бумаг преследует цель - закрепить положительные тенденции по стабилизации денежно - кредитных отношений; расширить безинфляционное покрытие дефицита госбюджета за счет денежной эмиссии высоко ликвидных ценных бумаг; дальнейшее развитие рынка ценных бумаг .

Вторичный рынок государственных ценных бумаг Республики Беларусь образовался в 1994 г., сразу после первого эмиссии ценных бумаг государсвенных краткосрочных облигаций . Операции по вторичному обращению ГКО проводились на ОАО “Белорусская фондовая биржа”, ЗАО “Межбанковская валютная биржа”. Денежная эмиссия ГКО в 1994 г. составила 11,4 млрд.руб. и на вторичном рынке было заключено 32 сделки. Тогда же и начался накопления опыта и наработки нормативных документов по становлению вторичного рынка. В силу незначительных объемов эмиссии государственных ценных бумаг вторичный тогда не имел должного развития.

В 1995 г. после принятия ряда мер, направленных на развитие рынка ценных бумаг, он занял одно из ведущих мест среди других объектов инвестиций. Большое влияние на активизацию вторичного рынка оказало льготирование налогообложения доходов, получаемых от операций с этими бумагами. Денежная эмиссия государственных долговых обязательств составила 1680,5 млрд. руб., на биржах было зарегистрировано около1500 сделок на общую сумму 2,7 трлн. руб. Сформировавшись в качестве механизма привлечения свободных денежных средств для финансирования дефицита госбюджета, рынок государственных ценных бумаг постепенно занимает ведущую роль в кредитно-денежной системе государства. Решение национального банка было утверждено “Положение об операциях национального банка Республики Беларусь с ценными бумагами на открытом рынке”, где в качестве целей их проведения признана стабилизация денежно-кредитных отношений и оперативное регулирование объема денежного агрегата. С конца сентября 1995 г. Национальный банк приступил к проведению регулярных операций на открытом рынке. В конце 1995 г. принята концепция дополнительного вложения капитала национальным банком коммерческих банков.

Наиболее перспективной формой предоставления банкам финансовых ресурсов представляется выкуп ценных бумаг на условиях РЕПО. Это преимущество становится все более ощутимым по мере увеличения объемов денежной эмиссии государственных ценных бумаг и дифференциации их по доходности и срокам. Поэтому по операциям РЕПО является нижним пределом базовой ставки повторного вложения капитала . В 1996 г. Выпуск государственных долговых обязательств продолжает наращивать темпы. Денежная эмиссия ГКО составила 6032,03 млр. Руб. Вторичный рынок также набирает обороты. Однако существовали трудности для субъектов хозяйствования в определении текущей стоимости ГКО. Операторы вторичного рынка заключали сделки купли-продажи ценных бумаг по ценам не биржевого рынка ввиду отсутствия биржевого рынка, хотя последний должен быть своеобразным маяком для определения стоимости бумаг (колебания между минимальной и максимальной ценой отдельных денежных эмиссий иногда доходили до 25%).

Указом президента Республики Беларусь от 09.04.96 № 139 “О преобразовании ЗАО “Межбанковская валютная биржа”” ЗАО “Межбанковская валютная преобразовано в государственное учреждение “Межбанковская валютная биржа” (ГУ МВБ) и передано в ведение национального банка. С этого момента национальный банк активно включился в процесс фирмы вторичного рынка государственных ценных бумаг в Республике Беларусь. Для устранения недостатков, оказывающих негативное воздействие на рынок государственных ценных бумаг, национальный банк приступил к созданию торговой системы на базе ГУ МВБ., позволяющей ее участникам совершать в рамках торговой сессии неограниченное количество сделок с государственными ценными бумагами, а расчеты по ним и денежным средствам проводить один раз после закрытия торговых позиций. Создание биржевой системы позволит увеличить емкость рынка государственных ценных бумаг, сделает его более динамичным, ликвидным и интересным для широкого круга инвесторов, позволит устранить риски непоставки ценных бумаг и денег, что очень актуально на современном этапе развития не только для рынка ценных бумаг, но и всей сферы денежно-кредитных отношений Республики Беларусь.

Поэтому в целях упорядочения операций с государственными ценными бумагами и ценными бумагами национального банка Республики Беларусь, обеспечения государственного регулирования и компании вторичного рынка:

в первом квартале 1997 г. введена в действие и эксплуатируется в ежедневном режиме электронная информационная система ГУ МВБ, которая позволяет упорядочить компанию вторичного рынка ГКО в части выставления котировок первичными инвесторами;

издано совместное постановление Совета Министров Республики Беларусь и национального банка “О рынке государственных краткосрочных облигаций Республики Беларусь и ценных бумаг национального банка Республики Беларусь” от 01.10.1997 г. №1305/23, в нем определено: обращение новых эмиссий ценных бумаг ГКО и ценных бумаг национального банка на вторичном рынке осуществляются через торговую систему ГУ МВБ;

решением Правления национального банка от 24.09.97 г. утверждено “Временное положение об обращении государственных ценных бумаг и ценных бумаг национального банка Республики Беларусь через ГУ МВБ”; в нем нашли отражение основные моменты (участники торгов, виды сделок, которые могут совершаться на бирже, порядок расчетов), направленные на дальнейшее совершенствование и установление прозрачности вторичного рынка;

решением Совета Директоров национального банка от 24.10.97 №42.1 утвержден “Порядок проведения операций по купле-продаже государственных ценных бумаг и ценных бумаг национального банка Республики Беларусь в ГУ МВБ”, в котором подробно расписана процедура функционирования торговой системы по государственным ценным бумагам.

Кроме того, с целью повышения заинтересованности инвесторов в приобретении ценных бумаг и повышении ликвидности данного рынка реализованы следующие мероприятия:

национальный банк Республики Беларусь осуществляет предоставление ломбардных займов под обеспечение долга государственных ценных бумаг;

Совершенствуется система средств при формировании в коммерческих банках фонда обязательных резервов, используемых на приобретение государственных ценных бумаг.

Все названные шаги направлены на повышение ликвидности государственных ценных бумаг и позволяет в ближайшее время упорядочить вторичный рынок государственных ценных бумаг, начать полноценную биржевую торговлю, сузить устанавливаемые операторами вторичного рынка спреды для каждого эмиссии ценных бумаг ценных бумаг, что повлечет за собой уменьшение колебаний цен на этом рынке и предоставит национальному банку более качественные рычаги денежно-кредитного регулирования.

Операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами производятся также и для управления ликвидностью банковской системы .

Государственный кредит формирует часть государственного долга (внутреннего). Значительная доля государственного долга состоит из внешних ссуд, которые связаны с развитием международного ссуды.

Международный займ - движение ссудного капитала в сфере международных экономических отношений, связанное с предоставлением валютных и товарных ресурсов во временное пользование на условиях их платности, срочности, гарантии погашения, целенаправленности.

Объективной основой развития международных отношений явились: выход производства за национальные рамки, усиление мирохозяйственных связей, углубление международного разделения труда, международное обобществление капитала, специализация и кооперирование производства.

Субъектами кредитных отношений выступают государства, банки, международные и региональные валютно-кредитные и финансовые фирмы, отдельные юридические лица. Международный займ предоставляется за счет средств государства, фирм, предприятий, коллективных ссудных фондов, аккумулированных в международных валютно-кредитных и финансовых организациях.

Позитивная роль международного займа в ускорении развития производственных сил путем обеспечения непрерывности процесса воспроизводства и его расширения.

Для межгосударственного ссуды характерно то, что субъектами кредитных отношений выступают отдельные государства, а объектом перераспределения - их национальный профит.

В Республику Беларусь привлекаются иностранные займы (на основе соглашений между правительством РБ и правительством других государств) для поддержания экономических реформ, перехода к рыночной экономике, решения проблем, связанных с осуществлением структурной перестройки экономики, технического перевооружения и модернизации промышленности и сельского хозяйства, внедряя современные технологии, а также развития экспортного потенциала, насыщения внутреннего рынка товарами народного потребления, развития малого и среднего бизнеса и др.

Решения о привлечении и последующем использовании иностранных займов, формирующих внешнюю задолженность РБ, а также о предоставлении правительственных гарантий в отношении иностранных ссуд принимаются Кабинетом Министров РБ по согласованию с президентом РБ на основании предложений Валютно-кредитной комиссии Кабинета Министров РБ.

Государственный кредит на Украине

государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу аккумуляции государством денежных средств на началах возвратности для финансирования государственных затрат. Заемщиками выступают физические и юридические лица, кредитором - государство в лице его органов (мин фина, местных (муниципальных) органов власти). Для кредитора даннная форма займа позволяет мобилизовать дополнительные денежные ресурсы для покрытия бюджетного дефицита без использования для этих целей бумажно-денежной выпуска, для неинфляционного кредитно-денежного обращения путем операций на открытом рынке, формирования финансового рынка. В условиях развития инфляционного процесса государственные кредиты у населения временно уменьшают его платежеспособный спрос . Из обращения изымается избыточная , т.е. происходит отвлечение средств из денежного оборота на заранее оговоренный срок. Чрезмерное увеличение государственного долга вместе с тем может привести к платежам по обязательствам, сумма которых составит величину большую, чем поступления от кредитов, что отрицательно скажется на состоянии финансов государства.


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Глава 1. Теоретические основы сущности государственного кредита

1.1 Сущность и значение государственного кредита

1.2 Основные функции и формы государственного кредита

1.3 Управление государственным кредитом

Глава 2. Анализ состояния государственного кредита в России в современных условиях

2.1 Российская Федерация - как заемщик. Анализ долговой политики страны в период с 1985 по 2016 годы

2.3 Российская Федерация - как кредитор

2.4 Государственные гарантии Российской Федерации

Глава 3. Государственная кредитная политика современной России: проблемы и тенденции развития

3.1 Проблемы государственного долга Российской Федерации

3.2 Мероприятия направленные на оптимизацию государственного

долга Российской Федерации

Заключение

Список использованных источников

Введение

Актуальность выбранной темы исследования: для урегулирования задолженности на общегосударственном уровне необходим серьезный анализ структуры кредита, возможностей по погашению долга, срочности и целесообразности ведения переговоров по его реструктуризации. При решении проблемы госдолга необходимо активно использовать теоретические наработки в этой области.

Государственный кредит является одним из основных (наряду с налогами) инструментов для решения проблем достижения баланса бюджетных доходов и расходов. Отдельные вопросы, касающиеся, например, конкретного порядка заключения договоров государственного займа регулируются также гражданско-правовыми нормами (ст 817 ГК РФ).

В условиях развитых товарно-денежных отношений государство может привлекать к покрытию своих расходов не только доходы бюджета, но и дополнительные, сформированные на заемной основе, свободные финансовые ресурсы хозяйственных структур и средства населения.

Уникальный способ их получения - государственный кредит, выражающий отношения между государственными и многочисленными физическими и юридическими лицами по поводу формирования дополнительного денежного фонда (наряду с бюджетом) в руках государства.

В данном случае государство выступает заемщиком средств, а население, предприятия и организации - кредиторами.

История государственного кредита показывает, что причиной оформления заемных операций выступает наличие бюджетного дефицита.

Испытывая потребность в дополнительных финансовых ресурсах, правительство не отказывается от возможности мобилизации дополнительного финансового фонда и в условиях сбалансированного бюджета. Это является вполне оправданным шагом, поскольку за счет средств фонда государственного кредита могут финансироваться дополнительные программы хозяйственного и социально-культурного строительства немедленно, без ожидания поступления обычных бюджетных доходов.

Целью курсовой работы является: рассмотрение сущности государственного кредита, его функций и способов управления им. Принимая во внимание сложившиеся в России экономические условия, хочется отметить, что государственный кредит играет чрезвычайно важную роль в нашей экономике. От состояния в этой отрасли кредитно-финансовой системы страны зависят важнейшие показатели государственного бюджета, темпы роста экономической стабилизации, а также то, каким является положение страны на мировой арене.

Задачи курсовой работы:

Рассмотреть сущность и функции государственного кредита;

Проанализировать современное состояние государственного кредита, возможности его использования;

Рассмотреть возникновение и развитие государственного долга в Российской Федерации;

Описать внешнее и внутреннее состояние государственного долга Российской Федерации;

Рассмотреть основные тенденции развития государственного кредита в Российской Федерации.

Объект исследования: система экономических отношений между кредитором и заемщиком по поводу возвратного движения денежных средств.

Предмет исследования: движение ссудного капитала, предоставляемого государством (в лице его органов власти и управления) либо чаще всего государству взаймы на принципах возвратности, срочности и платности.

Теоретическая значимость курсовой работы: Основные выводы и рекомендации курсовой работы могут использоваться при разработке законодательных и нормативных актов федерального уровня, а также государственными органами власти и коммерческими организациями при разработке мероприятий по совершенствованию системы государственного кредитования.

Структура курсовой работы: Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.

Во введении обосновывается актуальность тему курсовой работы. Рассматриваются поставленная цель и задачи курсовой работы.

В первой главе «Теоретические основы сущности государственного кредита» рассматриваются теоретические основы сущности государственного кредита, его понятие и роль, а также функции и способы управления.

Во второй главе «Анализ состояния государственного кредита в России в современных условиях» рассматривается современное состояние государственного кредита в России.

В третьей главе «Государственная кредитная политика современной России: проблемы и тенденции развития » рассматриваются проблемы государственного долга в Российской Федерации и мероприятия направленные на его оптимизацию.

В заключении даются выводы по курсовой работе.

Список использованных источников включает в себя литературу зарубежных авторов.

Глава 1. Теоретические основы сущности государственного кредита

1.1 Сущность и значение государственного кредита

В настоящее время огромное значение для нормального функционирования всей экономической системы в целом имеют государственный кредит.

Государственным кредитом называют совокупность кредитных отношений, в которых заемщиком или кредитором выступают государство, местные органы власти по отношению к гражданам и юридическим лицам.

По утверждению Волынского В.С.: нельзя смешивать такие понятия, как частный и государственный кредит. Он выделяет следующие различия между этими формами кредита :

Во-первых, «государственный кредит отличается от частного участниками сделки». Государство обычно выступает в качестве заемщика, а кредитодателями - различные учреждения, предприятия и частные лица;

Во-вторых, «заемщик и кредиторы в сфере государственного кредита могут меняться местами»;

В-третьих, так как ссудная сделка сопровождается покупкой облигаций и казначейских векселей, которые имеют свой рыночный курс, продаются на рынке ценных бумаг, то «государственный кредит представляет собой не просто форму движения ссудного капитала, а базируется на сочетании ссудного и фиктивного капитала».

В то же время сходство данных форм кредита связано с тем, что они имеют единый источник образования.

В сфере государственного кредита центральное правительство, а также местные органы власти традиционно выступают в качестве заемщиков, привлекая денежные средства для покрытия бюджетных дефицитов. Главной формой привлечения денежных средств является выпуск облигаций государственного займа и прочих видов ценных бумаг. Облигация представляет собой обязательство эмитента, который должен впоследствии возместить владельцу ценной бумаги сумму основного долга и процента. Владельцы свободных денежных средств, покупая облигации, выступают фактическими кредиторами государства. В отличие от банковского кредита, кредиторами выступают не только банки, но и страховые компании, предприятия и частные лица. Нужно отметить, что половина активных операций страховых компаний развитых стран приходится на покупку ценных бумаг .

В настоящее время государство стало выступать в качестве кредитора которое предоставляет кредитную помощь, которая заинтересована в развитии национальной экономики в целом. Финансирование жилищного строительства, инфраструктуры, экспортное производство осуществляется во многих странах на льготных условиях с широким использованием заемных средств. Причины активного участия государства как кредитора различны: нежелание частного капитала развивать отрасли инфраструктуры из-за отсутствия или недостатка высокой прибыли, чтобы помочь национальным экспертам в борьбе с иностранными конкурентами на международном рынке.

Волынский отмечает, что «сочетание кредитора и заемщика в лице современного государства может рассматриваться как новое явление в кредитно - финансового сектора» .

Движение капитала в сфере международных экономических отношений, связанное с предоставлением валютных и товарных ресурсов на условиях возвратности, срочности и уплаты процентов, называют международным кредитом. В качестве кредиторов и заемщиков выступают банки, предприятия, государства, международные и региональные организации.

Вывод: исходя из выше изложенного, можно сказать, что государственный кредит выражает отношения в денежной форме между государством с одной стороны, и физическими или юридическими лицами с другой, чаще всего с банками, страховыми компаниями и предпринимателями. Государственный кредит отличается от частного по форме предоставления денежных средств и по участникам сделки.

1.2 Основные функции и формы государственного кредита

В экономической литературе обсуждаются различные функции государственного кредита и государственного долга. Как финансовой категории государственный кредит имеет две функции: фискальную и регулирующую. Фискальной функцией государственного кредита является то, что кредит осуществляется через централизацию денежных средств государства. Положительный эффект от фискальных функций государственного кредита заключается в более равномерном распределение налоговой нагрузки с течением времени.

Регулирующая функция государственного кредита охватывает: состояние денежного обращения, уровень процентных ставок денежного рынка и рынков капитала, производства и занятости.

Врублевская О.В. рассматривает следующие государственные функции кредита :

Формирование денежных фондов - привлечение средств с рынка ссудного капитала в центральный фонд государства, основанного на принципах погашения, срочности и уплаты налогов;

Использование средств денежных фондов - функции, вытекающие из необходимости возврата заемных средств, которое осуществляется как за счет налоговых и неналоговых доходов, а также за счет механизма рефинансирования, т.е. погашение ранее выданных обязательств за счет средств, полученных от размещения новых обязательств;

Контроль - функция государственного кредита, которая выражается в воздействии на уровень ликвидности коммерческих банков, структуру спроса, темпы экономического роста, объем денежной массы в обращении.

В перераспределения финансовых ресурсов в процессе движения капитала между сферами производства и обращения. На практике это выражается в том, что государство, являясь активным участником на рынках капитала и действуя на него все чаще в качестве заемщика оказывает существенное влияние на уровень кредитных ставок, так как является конкурентом для участников рынка, ищущих кредитные ресурсы, а также приводит к изменениям в минимальной доходности на уровне инвестиционных проектов в реальном секторе;

В повышении эффективности использования ресурсов, обеспечивающих наиболее эффективное использование государственных средств, при наличии «кассового разрыва» между временем их получения и использования в случае отсутствия, а также в случае превышения финансовых ресурсов;

Для ускорения концентрации финансовых ресурсов, что позволяет государству привлечь значительные финансовые ресурсы, в том числе для финансирования чрезвычайных расходов, в кратчайшие сроки.

В книге Малиновской О.В. были выявлены следующие особенности государственного кредита :

Распределительная. Благодаря функции распределения осуществляется формирование централизованных государственных денежных средств и их использование на условиях срочности, возвратности и платности;

Регулирующая. В этом случае акцент делается на том, что государство может;

сознательно использовать государственный кредит как инструмент экономического регулирования, влияющий на состояние валюты, процентные ставки, производство и занятость;

Контроль. Контрольная функция государственного кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов и имеет свои специфические особенности, порожденные особенностями этой категории.

В свою очередь Ковалёва В.В. выделила три функции государственного кредита :

Важнейшая функция - перераспределение финансовых ресурсов в соответствии с потребностями экономики в целом. Поддерживает возможность конкретного направления социально-экономической деятельности. Перераспределение осуществляется между: федеральными и региональными бюджетами; областной бюджет и бюджеты муниципальных образований; международные финансовые и кредитные учреждения федерального бюджета; иностранные юридические и физические лица, а также федеральные и региональные бюджеты; федеральные, региональные и местные бюджеты и юридические лица - резиденты и другие;

Регулирующая функция. Бюджетные ресурсы в условиях своей ограниченности не всегда могут выделяться на безвозмездной основе. Кроме того, эффективное использование средств, выделяемых для возвращения и на платной основе, выше, чем эффективность использования средств, выделенных безвозмездно. Таким образом, посредством регулирующей функции, государственно оказывает влияние на заемщиков обязуя их обеспечить эффективное применение бюджетных кредитов;

Функция учета, целенаправленное и рациональное использование кредитов, выделяемое государством, и контроль над ним. Эти функции возложены на соответствующие учреждения на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Мониторинг осуществляется в следующих областях:

Движение денежных потоков, осуществляется через органы Федерального казначейства или уполномоченные банки;

Соблюдение условия договора кредитования;

Целевое применение выделенных средств;

Выполнение взятых на себя обязательств субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями.

Согласно мнению Тишкиной Л.Е. в центре дискуссий о кредитных функциях государства лежат спорные вопросы о сущности и функций финансов . В основном в литературе рассматриваются аналогичные функции финансов и государственного кредита. Такая позиция представляется вполне обоснованной, так как государственный кредит является частью финансовых отношений. Тем не менее, он имеет свои особенности. Согласно мнению Тишкиной Л.Е. государственному займу присуще перераспределительная функции, потому что посредством ее перераспределяются сбережения населения и хозяйствующих субъектов и государства, уже заранее перераспределенные с помощью финансов. В свою очередь, процесс распределения невозможно без осуществления финансового контроля, так что второй функцией государственного займа является контроль.

Практическая цель этой функции заключается в обеспечении полного и своевременного погашения государственных обязательств, а также эффективное использование средств, привлеченных за счет кредитной системы .

Нельзя не согласиться, что последняя точка зрения более оправдана, она более полно и точно отражает функции государственного кредита.

Уже было отмечено, что государственный кредит осуществляется в трех формах, в которых государство выступает:

В качестве кредитора;

В качестве заемщика.

Вывод: как финансовой категории государственный кредит имеет две функции: фискальную и регулирующую. Фискальной функцией государственного кредита является то, что кредит осуществляется через централизацию денежных средств государства. Регулирующая функция государственного кредита охватывает: состояние денежного обращения.

1.3 Управление государственным кредитом

государственный кредит заемщик долг

Управление государственным кредитом может рассматриваться в узком и широком смысле. Под управлением государственным кредитом в широком смысле понимается формирование одного из направлений финансовой политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Управление государственным кредитом в широком смысле как одно из направлений финансовой политики находится в руках органов власти и управления государством. Именно они определяют общий объем бюджетного дефицита и, следовательно, объем займов, необходимых для его финансирования, основные направления и цели воздействия на денежное обращение, кредит, производство, занятость и целесообразность осуществления общегосударственных программ по поддержке малого бизнеса отдельных районов страны.

Под управлением государственным кредитом в узком смысле понимается совокупность действий, связанных с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулированию рынка государственных ценных бумаг, обслуживанию и погашению государственного долга, предоставлению ссуд и гарантий.

Государственный кредит является одним из основных (наряду с налогами) инструментов для решения проблем достижения баланса бюджетных доходов и расходов. Отдельные вопросы, касающиеся, например, конкретного порядка заключения договоров государственного займа регулируются также гражданско-правовыми нормами.

Однако это не влияет на обоснованность вывода о том, что сам государственный кредит является самостоятельным финансово-правовым институтом.

Государственный кредит - часть государственных финансов, одна из форм привлечения денежных ресурсов государством с целью выполнения своих функций.

Но чтобы государственный кредит играл такую позитивную роль в экономическом регулировании, нужно проводить очень гибкую и квалифицированную финансовую политику.

Они определяют общий объем бюджетного дефицита и, следовательно, количество кредитов, необходимых для его финансирования, основные направления и цели воздействия на денежное обращение, кредит, производства, занятости и экономической целесообразности реализации национальных программ в поддержку малого бизнеса в отдельных регионах страны.

Хроническая дефицитность государственного и местных бюджетов и высокий государственный долг характерны на современном этапе для большинства промышленно развитых государств. В результате кредитной экспансии государства прочие заемщики вытесняются с финансового рынка, сохраняются высокие ставки на кредит. Огромные расходы по обслуживанию государственного долга поглощают все большую долю налоговых поступлений. Поэтому сокращение бюджетных дефицитов и государственного долга расценивается органами управления США и стран Европейского Союза как одна из наиболее актуальных задач.

В процессе управления государственным кредитом решаются следующие задачи:

Минимизация стоимости долга для заемщика;

Недопущение переполнения рынка заемными обязательствами государства и резкого колебания их курса;

Эффективное использование мобилизованных средств и контроль за целевым использованием выделенных кредитов;

Обеспечение своевременного возврата кредитов;

Максимальное решение задач, определенных финансовой политикой.

Государственный кредит выражает отношения в денежной форме между государством с одной стороны, и физическими или юридическими лицами с другой, чаще всего с банками, страховыми компаниями и предпринимателями. Кредит будет государственным в том случае, когда в качестве участника ссудной сделки выступают центральное правительство или местные органы власти. В этом смысле его можно сравнить с другими формами кредита, в первую очередь с банковским, где обязательным участником ссудной сделки является банк .

Вывод: управление государственным кредитом может рассматриваться в узком и широком смысле. Под управлением государственным кредитом в широком смысле понимается формирование одного из направлений финансовой политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика, кредитора и гарант. Под управлением государственным кредитом в узком смысле понимается совокупность действий, связанных с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулированию рынка государственных ценных бумаг, обслуживанию и погашению государственного долга, предоставлению ссуд и гарантий.

Глава 2. Анализ состояния государственного кредита в России в современных условиях

2.1 Российская Федерация - как заемщик. Анализ долговой политики страны в период с 1985 по 2016 годы

Россия в современных условиях выступает одновременно и международным кредитором, и международным должником. Это является результатом многолетнего длительного процесса заимствований на уровне национальных рынков развитых стран с рыночной экономикой и одновременно с этим кредитование ряда стран. Но особенность этих процессов состояла в том, что заимствование носило чисто коммерческий характер, а кредитование - преимущественно военно-политический. В результате, к настоящему времени, по отношению к развитым странам с рыночной экономикой Россия выступает чистым должником. По отношению же к развивающимся и некоторым постсоциалистическим странам Россия выступает чистым кредитором.

Практически все страны, проводя экономические преобразования, прибегают к внешним заимствованиям. Рациональное использование внешних займов способствует решению социально-экономических проблем.

Однако ограниченность собственных финансовых ресурсов, не всегда эффективное использование внешних заимствований, нарушение сроков их погашения обусловили значительный рост долга развивающихся стран. Бразилия, Мексика и Аргентина в течение длительного времени возглавляли список крупнейших должников мира. В последние годы быстрыми темпами увеличивалась внешняя задолженность Китая. Крупными должниками в Азиатском регионе остаются Индонезия, Индия, Южная Корея, Турция. У нашей страны образовался тоже немалый внешний долг.

Структура и объем внешнего долга России отражают геополитические и экономические проблемы - разрушение СССР, экономический спад в России 90-х годов, непоследовательность рыночных реформ, сложность отношений с иностранными кредиторами. По официальным данным, внешний госдолг России на начало 1999 г. составил 158, 8 млрд. долл. По некоторым оценкам, накануне кризиса долг частных российских заемщиков составлял 54 млрд. долл., в том числе банков - 29 млрд., предприятий - 25 млрд. долл. Общая сумма российских обязательств превысила 212 млрд. долл.

Значительную часть долга Россия унаследовала от Советского Союза. Долг СССР в основном сформировался в 1985-1991 гг., увеличившись с 22, 5 в 1985 г. до 96, 6 млрд. долл. в начале 1992 г. Быстрый рост внешнего долга был обусловлен, во-первых, экономическими условиями, и прежде всего падением цены на нефть на мировом рынке. Советская экономика, базировавшаяся на нефтедолларовой «подпитке», не смогла перестроиться, и для оплаты импорта потребовались крупные внешние займы.

Во-вторых, непродуманной либерализацией внешнеэкономической деятельности. В рамках ее в апреле 1989 г. союзные министерства получили право от имени государства выдавать предприятиям гарантии по кредитам. Поскольку до 1990 г. Советский Союз тщательно соблюдал график платежей по обслуживанию долга, то международные банки и другие западные кредиторы охотно предоставили ему новые ссуды. После распада СССР возникла проблема распределения долга между союзными республиками. В качестве критерия раздела был принят показатель, в котором учитывались численность населения, национальный доход, экспорт и импорт в среднем за 1986- 1990 гг. Доля России составила 61, 3%. На втором месте с большим отрывом (16, 3%) шла Украина.

Этот показатель был распространен и на внешние активы, включая собственность за рубежом и долг иностранных государств Советскому Союзу.

Однако вскоре выявилось, что только Россия выполняет в той или иной мере свои долговые обязательства. Но в силу заложенного в соглашение принципа солидарной ответственности к России могли быть предъявлены претензии. В связи с этим Россия предложила взять на себя ответственность за весь долг СССР при условии перехода к ней прав на внешние активы. На основе этого принципа был достигнут компромисс, который устроил заинтересованные стороны. В апреле 1993 г. Запад официально признал Россию в качестве единственного государства, ответственного по долгам СССР.

Три этапа можно проследить в динамике внешнего долга России. На первом этапе (1992-1998 гг.) происходит быстрый рост внешнего долга, в основном за счет новых заимствований, не соответствует возможностям его нормального урегулирования и погашения. К концу этапа общий долг превысил $ 188 миллиардов США, то есть почти в два раза. Увеличение произошло в размере около 92 миллиардов долларов. В подавляющем большинстве пришлось на долю заемных средств (более 90 млрд.д.), а долг бывшего СССР не только не уменьшился, но немного увеличился.

В конце 1993 года внешний долг России превышает ее международные резервы в 13 раз, и переведя в российские рубли по текущему курсу обмена составляет около 91% от стоимости валового внутреннего продукта в этом году.

Пять лет спустя (в конце 1998 года), внешний долг России в долларовом выражении превысил валютные резервы (увеличение числа) в 15 с лишним раз, в то время как в рублевом выражении это почти половина (48%) превышает размер ВВП .

Второй этап (1999-2001 гг.) - Период после валютно-финансового кризиса и дефолта, когда России, как несостоятельной стране фактически заблокировали доступ к глобальным кредитам. Новые кредиты и займы были сведены к минимуму, а по старым кредитам так или иначе пришлось заплатить. В результате, новый долг России в течение трех лет сократился на четверть - от 90 до 68 миллиардов долларов. Из-за реструктуризации и частичного списания долг бывшего Советского Союза также сократился еще на 20 млрд. долларов (до 78 млрд.).

Так что сумма внешнего долга Российской Федерации снизилась до 146 млрд. долларов. (по сравнению с предыдущим максимумом - 42 млрд долларов, или 22%). Это снижение имело место на фоне значительного роста (три раза), валютных резервов, так что к концу 2001 года внешний долг превысил последний всего в 4 раза.

Улучшение и соотношение «долг / ВВП», хотя и с продолжающимся падением курса рублевой стоимости внешнего долга в рублевом выражении не только не уменьшился, но, наоборот, увеличилась с 3, 9 до 4, 4 трлн. деноминированных руб., то есть 11%.

Рост ВВП с инфляцией был значительно больше (в 3, 4 раза), и в результате, коэффициент упал до 49%.

Третий и нынешний этап (с 2002 г.) имеет беспрецедентный рост внешнего долга России, и только за счет новых заимствований. В период 2002-2015 гг. долг бывшего СССР в результате регулярных платежей и преждевременных списаний снизился на 54 млрд. долларов. до уровня ниже 25 млрд (по сравнению с максимальным уровнем - более чем в 4 раза), что составило лишь 5% от общей суммы долга. В отличие от этого, новый долг с точки зрения повышения международного кредитного рейтинга России увеличился за этот период до 439 млрд. долларов (до 371 млрд долларов., или почти в 6, 5 раза), в результате чего общая стоимость внешнего долга до 464 млрд. долларов.

Российской Федерации составил 5, 8 трлн. руб., в том числе государственный внутренний долг - 4, 5 трлн. руб., государственный внешний долг - 40, 5млрд. долл. США (эквивалентно 1, 3трлн. руб.). В предстоящий период объем государственного долга будет ежегодно возрастать, достигнув к концу 2017 года уровня 11, 1 трлн. руб. или 13, 4% ВВП. При этом доля внутреннего долга в совокупном объеме госдолга существенно не изменится и составит 75 %.

Низкие показатели государственного долга выгодно отличают Россию от значительного большинства как развитых стран, так и государств формирующихся рынков. На фоне пересмотра в сторону понижения рейтингов многих развитых и развивающихся стран в последние годы, в основном по причине существенного ухудшения показателей долговой устойчивости, российские рейтинги характеризуются стабильностью принадлежности к инвестиционной категории.

По ряду макроэкономических показателей экономическое положение России лучше, чем у развивающихся стран категории «ВВВ», а в некоторых случаях лучше, чем у стран категории «А».

Однако кредитные рейтинги, присвоенные России ведущими международными агентствами («BBB» со стабильным прогнозом от Fitch, «Ваа1» со стабильным прогнозом от Moody"sи «ВВВ» со стабильным прогнозом от Standard&Poor"s), свидетельствуют о том, что наша страна недооценена.

Исходя из параметров, заложенных в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2017-2019 гг., и с учетом планируемых объемов заимствований, в предстоящий период значения показателей долговой устойчивости Российской Федерации будут по-прежнему вне опасных зон.

Таблица 1. Показатели долговой устойчивости Российской Федерации (бюджетная позиция), %

Показатель

Пороговое значение

Отношение государственного долга Российской Федерации к ВВП

Доля расходов на обслуживание

государственного долга Российской

Федерации в общем

объеме расходов

федерального бюджета

Отношение платежей на обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации к доходам федерального бюджета

Отношение государственного долга Российской Федерации к доходам федерального бюджета

Отношение государственного внешнего долга Российской Федерации к годовому объему экспорта товаров и услуг

Отношение расходов на обслуживание государственного внешнего долга Российской Федерации к годовому объему экспорта товаров и услуг

Источник: Минфин России

Вместе с тем, по ряду параметров имеющийся «запас прочности» не может рассматриваться как безусловный в плане обеспечения долговой устойчивости Российской Федерации. Во-первых, несмотря на планируемое последовательное замедление в предстоящем периоде, темпы роста государственного долга и, соответственно, расходов на его обслуживание являются весьма высокими. Так, в 2017 г. расходы на обслуживание государственного долга Российской Федерации вырастут на 85, 5млрд. руб.

Согласно результатам проведенного стресс-тестирования долговых показателей России, в случае установления и сохранения в предстоящий период фактических цен на нефть на уровнях на 40 долл. США ниже прогнозируемых, в 2017 г. показатель «государственный долг к ВВП» превысит 20%. Это фактически «отбросит» Россию в ситуацию 2004 года.

Существуют следующие особенности, связанные с текущим состоянием государственного долга:

Государственный долг увеличился в течение квартала в целом на 30 млрд;

На государственный долг списывается все текущее бюджетное недофинансирование, приобретающее суррогатные формы в течение последних шести лет. Эта задолженность сельскохозяйственным предприятиям, организациям, осуществляющим северный завоз, преобразованные в казначейские векселя, облигационные займы для погашения товарных обязательств перед Центральным банком, Пенсионным фондом России и тд;

Центральный банк сосредоточил свои усилия на узком «облигационном» сегменте финансового рынка;

Там нет средне - и долгосрочного планирования, в том числе при подготовке проекта федерального бюджета, состава и объема государственного долга и его графики погашения. Без такого прогноза, по крайней мере на два - три года, невозможно проводить перспективный анализ ситуации;

Российский рынок государственных ценных бумаг будет цивилизованным лишь тогда, когда количество инструментов, а также доля долгосрочных ценных бумаг (со сроком погашения 5-30 лет) будет увеличена, что не произойдет раньше, чем через два-три года.

Управление государственных обязательств на первом этапе требует обеспечения единообразного подхода к отражению в бюджете операций с долговыми обязательствами государства;

Понятие внутреннего и внешнего долга постепенно сливаются. Этот процесс ускоряется при использовании такой формы заимствования, как выпуска ценных бумаг, в том числе в иностранной валюте. С одной стороны, наблюдается массовый приток нерезидентов на рынке ГКО-ОФЗ (внутренний инструментов заимствования), с другой - существует путаница - «долг в национальной валюте», существующие в форме «вэбовок». С допуском нерезидентов на рынке ГКО-ОФЗ изменились основные агрегаты платежного баланса Российской Федерации, в частности, по оценкам ЦБ РФ, сальдо счета текущих операций снизился в 1996 году до 7 млрд. долларов США. По сравнению с предыдущим годом. Сегодня Центральный банк фактически должен взять на себя не свою присущую ей функцию гаранта сделок с нерезидентами ГКО. Эти дополнительные риски не способствуют решению главной задачи, возложенной Центральному банку, - поддержание стабильности российской денежной системы. Таким образом, данные о динамике Российской Федерации внешнего долга в период 1994-2015 гг. показывают следующее. Общий долг с колебаниями вверх и вниз, в конечном счете вырос почти до 346 млрд. долл., или почти в 4 раза. За это время долги бывшего СССР перестали играть важную роль в проблеме внешнего долга страны. Они снизились на 80 млрд. долл., а их доля в общем объеме задолженности снизилась с 89 до 5%. Теперь проблема сосредоточена на новом российском долге, который вырос на 425 млрд. долл., т.е. около в 33 раза, в то время, увеличив свою долю в общем объеме долга от 11 до 95%.

Но благодаря положительному прогрессу в развитии российской экономики, в частности, из-за глобального нефтяного бума, внешние показатели долговой нагрузки в этот период значительно улучшились.

Соотношение снизилось с 91 до 35% «долг / ВВП», в то время как сумма долга стала еще меньше, чем величина валютных резервов (напомним, что в начале 1994 года долговые резервы превысили 13 раз) .

Объем заемных средств, привлеченных на рынке государственных облигаций в 2016 г., оказался почти равным совокупному объему привлечения за два предыдущих года. Планируется, что совокупное ежегодное привлечение средств на внутреннем рынке капитала в ближайшие три года будет снижаться, и в 2019 г.составит 1, 1 трлн. рублей.

К настоящему времени рынок государственных долговых обязательств представляет собой ключевой сегмент национального финансового рынка, составляя 43% всего российского рынка долговых эмиссионных инструментов. За последние три года рынок госдолга рос быстрее как рынка корпоративных обязательств, так и рынка муниципального и регионального долга. В 2016 г. рынок государственных долговых обязательств вырос на 6, 3% (с начала 2015г. - на 96, 7%), рынок корпоративных обязательств увеличился на 10, 6% (с начала 2015 г. - на 48, 8%), а объем рынка регионального и муниципального долга сократился на 6, 0% (с начала 2015 г. его объем уменьшился на 5, 3%).

Официальная статистика внешнего долга Банка России определила четыре категории заемщиков: правительство (в том числе федеральные органы и субъекты Российской Федерации), органы по денежно - кредитной политике (в лице Банка России), банки и другие секторы (прежнее название не- финансовые предприятия). Долг правительства и органов денежно-кредитного регулирования относится к государственному долгу, задолженность перед банками и другим заемщикам считается долг негосударственного (частного) сектора. Долг бывшего Советского Союза как часть государственного долга, конечно, часть долга федерального правительства, все остальное - это новый долг России.

Таблица 2. Структура государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 декабря 2016 года

млн. долларов США

эквивалент млн. евро**

Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией)

Задолженность перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба, не являвшаяся предметом реструктуризации

Задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба

Задолженность перед официальными кредиторами - бывшими странами СЭВ

Задолженность перед международными финансовыми организациями

Задолженность по внешним облигационным займам

внешний облигационный заем с погашением в 2015 году

внешний облигационный заем с погашением в 2018 году

внешний облигационный заем с погашением в 2020 году

внешний облигационный заем с погашением в 2028 году

внешний облигационный заем с погашением в 2030 году

Задолженность по ОВГВЗ

Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте

* в соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации внешним долгом являются обязательства, возникающие в иностранной валюте

** объем государственного внешнего долга Российской Федерации в евро исходя из соотношения доллар/евро по курсу Банка России на последний день месяца перед отчетной датой

Распределение внешнего долга среди основных категорий заемщиков на сегодняшний день претерпела коренные изменения. До кризиса, и первые годы после кризиса основу имеющейся задолженности составлял государственный долг, за который нес ответственность федеральный бюджет.

Место государства, и в гораздо более значительных масштабах, занимают структуры, которые являются одними из частных заемщиков, которые самостоятельно несут ответственность за полноту и своевременность возврата денежных средств.

Рынок внутреннего долга не может считаться уникальным явлением в мировой практике - почти все страны мира выпускают государственные ценные бумаги. Учреждение российского рынка внутреннего долга было призвано ликвидировать практику прямого (эмиссионного) кредитования ЦБ РФ. Решалась задача создания значительного по размерам рынка государственных ценных бумаг, который характеризовался бы высокой ликвидностью и низкими рисками федеральных облигаций. Развитие российского рынка внутреннего долга было непосредственно связано с эволюцией национальной финансовой сферы, действиями денежных властей, как в области макроэкономической политики, так и в проведении чисто рыночных преобразований. В результате структура совокупного денежного предложения стала менее ликвидной, снизились темпы инфляции, прочие сегменты национального рынка интенсивно развивались.

Можно выделить пять этапов развития российского рынка внутреннего долга:

1 этап связан с переходом российских денежных властей от прямого финансирования ЦБ РФ дефицита федерального бюджета к созданию рынка федеральных облигаций;

2 этап обусловлен возникновением ресурсных ограничений для дальнейшего развития рынка внутреннего долга и его открытием для внешних инвесторов;

3 этап определяется системным финансовым кризисом;

4 этап характеризуется постепенным преодолением;

5 этап представляет современное развитие рынка внутреннего долга.

На рынке государственных ценных бумаг за последние годы произошли позитивные изменения: проведена новация по государственным ценным бумагам, восстановлено доверие участников рынка, отлажена инфраструктура и нормативное регулирование рынка государственных ценных бумаг. Благодаря эффективной долговой и макроэкономической политике удалось полностью восстановить доверие инвесторов к рынку внутренних заимствований, что привело к значительному увеличению ликвидности рынка и объемов размещаемых на нем финансовых инструментов. Значительно улучшились качественные характеристики рынка:

Снижен уровень доходности по государственным облигациям;

Стратегия формирования портфеля государственных внутренних обязательств, основанная на предложении разнообразных финансовых инструментов, была положительно воспринята инвесторами;

Значительно увеличились ликвидность рынка и ежедневный оборот по государственным облигациям.

Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации по состоянию на 1 января 2016 года составил 7 307, 61 млрд. рублей. Из данной суммы на долговые обязательства по госбумагам приходится 5676, 0 млрд. рублей, на государственные гарантии в рублях - 1590, 0 млрд. рублей (табл. 3).

Таблица 3 Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации

По состоянию на

Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации, млрд. руб.

в т.ч. государственные гарантии Российской Федерации в валюте Российской Федерации